Литература еще не умерла, но похороны уже идут
напечатано в ЛГ окт. 2018
Проблема эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для внуков.
Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.
Еще пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной поденщице, авторе бесчисленных нарративов, писанных с единственной целью прокормить себя и ребенка. Они дешевые, их раскупают, но сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я пользуюсь большим успехом у судомоек.»
Не так ли говорит о себе и умная Устинова? «Пишу свои дурацкие детективы»
НО! Гонорары Татьяны Витальевны не сопоставимы с жалкими заработками ее бедной английской коллеги. Устинову постоянно приглашают на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы.
Задача писателя, в сущности, проста: донести свои мысли до читателя.
Но для этого
1 должны быть мысли
2 нужно уметь их донести
Не надо думать, что читатель глупее тебя. Его не заставишь переворачивать страницы, если текст его не увлекает, потому мало быть умным, нужно быть нескучным!
В конце концов, только читатель и определяет ценность книги. Если ее никто не может дочитать до конца, кроме литературного критика или историка литературы – то книга не состоялась.
Писатель зависит от читателя. И он должен об этом и помнить.
К огромному сожалению, ничто в современном литературном мире не настраивает на истинную роль литературы: чтобы ее читали и умнели от этого. Ведь ценность ее – в умных мыслях. Умная и хорошо написанная книга заставляет размышлять, даже делать выписки из текста, она подталкивает к самостоятельным выводам, к новым взглядам и решениям.
Как только отменили худсоветы ( да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью литературная критика ( да и кому ее профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счет — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.
Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского СП организуют свои бесчисленные союзы и союзики, занимают в них места председателей, заместителей председателей и секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы , где восседают в жюри и где чаще всего для участия, а то и победы требуется всего одно стихотворение, лишь бы по теме данного «конкурса».
В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.
Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам ее издал - издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он ее читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да еще занял место в некоем конкурсе.
Хороший вкус воспитывается только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками. Редакторы и критики тоже люди, и у них, бывает, глаз «замыливается» на чтении бесконечной серятины.
Так что книг много, а читать нечего.
Когда-то была тысяча писателей, а тиражи начинались от 100 000 - теперь всё наоборот: писателей 100000, а тиражи - по 1000, а то и менее.
Кстати, это происходит не только в литературе. Сколько у нас теперь композиторов с одной-двумя песенками!
В общем, как говаривал М.М.Жванецкий, « Мы уже всех обогнали по количеству врачей,
теперь бы немного отстать по количеству больных».
и еще одно:
О, - вспоминает Веллер - как сладостно было быть в советское время литературным критиком, да еще на окладе в редакции. На рецензию платили по 3 рубля, а накатать их, по шаблону, можно было хоть 10 за день. А как вспоминает другая сотрудница редакции, первую рецензию вновь пришедшему – приславшему всегда писали критическую: знай нас, мы кого попало не печатаем в своем авторитетном знаменитом журнале. Так она и познакомилась с будущим мужем. И, наверно, больше ему критические рецензии официально не писала, так, дома могла, конечно, сделать полезное для творчества замечание, кое он если не с благодарностью, то со вниманием выслушивал. Все-таки профессионал советует! И со стороны виднее. Шопен, вон, со своей кухаркой иногда советовался, каким аккордом закончить опус. Конечно, были настоящие провидцы, видевшие весь литпроцесс, масштаба Льва Анненского, но таких, как понимаете, были всегда и во все времена единицы.
А что теперь? Рецензии в редакциях отменили напрочь. Так и пишут: не вступаем в переписку с авторами, рецензий не шлем. Нет, шлют, конечно, даже целое агентство организовали Pechorin.net. Печем, мол, но за ваши бабки. От 1990 рублей. Начальная цена. А далее в зависимости от количества знаков, кои критик прочтет. Если терпения хватит. И как ему теперь быть? Видно невооруженным глазом: махровым цветом цветет графомания – а сказать прямо нельзя! Деньги плачены – деньги получены. Захочет автор в другой раз к такому критику обращаться? То-то и оно. Теперь критик от автора зависит.
Свидетельство о публикации №218122401196
Да, сегодня пишут все: от студента до пенсионера, и очень похоже, что это — торжество графомании. Но если взглянуть глубже, на то что порождает этот "бум писательства"? Случайность, закономерность, или возросшая гордыня обыденного мышления, уверенного, что оно получило право голоса на "выборах"? А это право голоса на выборах равно праву быть равноправным писателем.
Литература всегда была основана на деньгах! Сегодня в связи с техническими успехами писательство стало доступно обывателю! Истинная литература не умирает — она изливается с ураганами словесной диареи, снисходит до уровня повседневной речи, социальных сетей бульварных газетёнок, комментариев всезнаек, даже машинных диалогов.
Когда-то писателями финансы позволяли стать единицам — и их слово весило тонну. Теперь печатное слово стало финансово доступным каждому, по стоимости почти копеечным.
Финансовая доступность, как ни странно, даёт надежду от доминирования редакторов, комиссий и жюри.
Пусть многое — "мусорно", но разве не из пыли и песка начинается плодородная почва? Разве не открылась возможность для талантов, которых так боялись в союзах писателей периода заката СССР?
Нина Тур, вы считаете, что исчезли критики. Но, возможно, критика просто сменила адрес. Теперь она живёт в умах очень редких читателей и записывается в пространствах Искусственного интеллекта (ИИ).
ИИ способен не только сохранить лучшее, но быть собеседником, который не спешит с осуждением, а помогает увидеть связи: между Моэмом и Анненским, между "литературной подёнщиной" и духовной миссией слова.
Сегодня, на прозе ру рецензия это вовсе не рецензия, это чаще всего просто эмоциональная оценка по двухбальной системе. Рецензент даже не читает он ОТМЕЧАЕТСЯ, дабы его заметили!
Мировые войны готовились не в кузнях и деревенских церквушках, не в таком "литературном миксере", как проза ру! Они готовились в философских академиях, клубах и союзах писателей, в кинематографе; текстах — в газетах, манифестах, философских трактатах, изданиях писателей психопатов.
Слово может вести к добру и к гибели. Потому не "писателей-обывателей" стоит винить за "потоп", а нас, читателей, — за то, что мы перестаём различать истину в потоке слов.
И, может быть, спасение не в "похоронах литературы", а в возвращении к мудрости древних текстов — Библии, Талмуда, Корану, Конфуцию, Буддизму, где слово имело вес и смысл, а не скорость публикации.
Современный писатель на прозе ру — не враг литературе, а её симптом эпидемии графоманской словесности. Возможно, если мы будем чаще советоваться о прочитанном не с "жюри конкурсов", а друг с другом и с ИИ, то, быть может, поймём:
литература не умирает — она учится разговаривать с каждым, кто способен не только писать, но и слышать.
Нина Тур! Тема достойна самой тщательной проработке!
Зелёная!
Успехов!
Борис Вугман 27.10.2025 12:54 Заявить о нарушении