Биртман и теперь живее всех живых

Зиновий Биртман давно умер, но до сих пор живее всех живых. Для нашей страны это не новость. Одно время труп Ленина пребывал в этом странном состоянии, а позднее к нему присоединилась мумия Сталина. И даже вынос тела Иосифа из мавзолея ситуацию не изменил – этот вурдалак до сих пор живет в наших сердцах.

Знающие люди утверждают, что "тюменский Аркадий Северный" (он же "тюменский Высоцкий") Зиновий Аркадьевич Биртман в 1979 году записал альбом "Следы от компота", а в 1981 году скоропостижно скончался "при трагических обстоятельствах". Вероятно, по пьянке - в те годы от других причин в СССР не умирали. В 2015 году группа энтузиастов где-то раскопала неизданный "шедевр" Биртмана и перезаписала его, выпустив альбом с одноименным названием.

Разобраться с тем, что вся история с Зиновием Биртманом – это пиар-мистификация поп-группы "Биртман", было не сложно. Авторы песен на первом альбоме группы не особенно это скрывали. Одна из песен называется "Селфи", а в других то и дело проскальзывают прозрачные намеки на современные реалии:

Как две загнанные лайки
Мы в упряжке у судьбы
И давно не ставишь лайки
Ты моей любви
("Лайки")

Ты меня не любишь
Ты меня не греешь
И твоя любовь
Как Ice bucket challeng
("Любовь и лед")

Для тех, кто не в курсе, Ice bucket challeng – это кампания по привлечению внимания к проблеме бокового амиотрофического склероза, составной частью которой является обливание себя ведром ледяной воды. Кампания стала популярной в мире лишь в 2014 году.

Мистификация – пиар-прием не новый. И сильно заострять на этом внимание не стоит. Гораздо интереснее, что "Биртман" – не группа-однодневка, а настоящее музыкальное явление на современной российской эстраде, которая в последнее десятилетие похожа на полярную пустыню: иногда, где-то далеко - на горизонте, покажется на мгновение белый медведь или лиса, а время от времени на оттаявший берег вылезет толпа старых дряхлых моржей...

На сегодня "Биртман" выпустили три альбома и непохоже, что они собираются сбавлять тот бодрый темп, который они взяли на первом диске, где ребята смешали музыку, сильно смахивающую на хиты советских ВИА из далеких 70-х (таких как "Синяя птица", "Самоцветы" или "Лейся, песня"), с голосом "под Аркадия Северного" и забавными текстами. Приправив все это великолепными аранжировками, на выходе "Биртман" получили лучший альбом 2015 года.

Из десятка треков "Следов от компота" половина – настоящие шлягеры: печальная, но заводная "Любовь и лед", то и дело вызывающая улыбку "Чак Норрис", приблатненная "Грузин московского разлива", бодрая "Зигани" и главный хит альбома – "Пьяная". Последняя песня – лучшее, что я слышал за последние лет 5-6, с припевом-шедевром:

Ведь ты же пьяная, ты просто пьяная,
Сидишь одна – глотаешь горький дым,
Ведь ты же пьяная, с твоими данными,
Тебе в Париж, а лучше бы в Надым...

Мои диагнозы не позволяют пить, но зачем употреблять горячительные напитки, если можно просто включить эту песню и эффект будет тот же?… Особенно хорошо эта песня и другие шлягеры "Биртмана" усваиваются организмом во время быстрой автомобильной езды.

На втором альбоме группы "Стенка" (2016) нет столь ярких хитов, как "Любовь и лед" или "Пьяная", но почти все композиции располагают к многократному прослушиванию.
Особенно прилипчивы "Коньяк "Арарат" ("коньяк "Арарат, коньяк "Арарат" - папа рад и мама рад") и "Магнитик" ("я твой магнитик - ты мой холодильник, раннее солнце - звенит будильник"). К сожалению, есть на диске откровенно неудачная песня ("Человек говно"), которая благодаря видеоклипу с футбольным комментатором Василием Уткиным стала одной из наиболее известных у "Биртмана". Текст композиции отнюдь не глупый и не пошлый, но многократное повторение слова "говно" в популярной песне – вещь недопустимая.

Музыкальная стилистика "Стенки" по сравнению с первым альбомом не изменилась: все ингредиенты те же. Но имени Зиновия Биртмана на обложке уже нет – осталось одно слово "Биртман".   

На третьем диске "R&B мертв" (2018) ребята отошли от первоначальной концепции. Звучание почти всех композиций альбома мало напоминает советские ВИА 70-х (за исключением "Иволга"), темы песен тоже не похожи на творчество тех лет, да и хрипотца "под Северного" из голоса солиста куда-то испарилась. И это правильно! Сколько можно заваривать один и тот же чайный пакетик?.. Главное, что остались задор и прилипчивые мелодии в таких песнях, как "R&B мертв", "Белла", "Бушлатик"…. А "Паленые найки" заставят танцевать и умирающего.
 
Что будет дальше с "Биртманом" – сказать сложно. Очень бы хотелось надеяться, что группа продолжит и дальше в том же духе. В современной России музыкальные таланты на вес золота, ведь ситуация в нашей поп-музыке еще хуже, чем в экономике. Если там все потихоньку гниет и валится, то российская эстрада, похоже, уже скончалась. 


Рецензии