Панамки для авто

Панама – это широкополая шляпа и государство в Центральной Америке, которое граничит с Колумбией и Коста-Рикой. Но еще слово «панама» имеет историческое, знаменательное и крайне актуальное название на сегодняшний день. Крупную аферу, которая потрясла население земного шара своим размахом и количеством пострадавших, не забыли, а связали с тем местом, в котором она и происходила, и назвали акцию подобного масштаба не просто мошенничеством,  - это было бы слишком мелко - а «ПАНАМОЙ». А их за столетие набралось немало.

Компании иногда связывают общие интересы, на которых они могут хорошо заработать, «кинув» кого-то из своих клиентов с нескольких сторон. Что может одна мелкая фирма против двух, трех, связанных между собой посредников или даже гигантов?
Вот одна неудавшаяся история банальной, до боли знакомой «русской панамки». По масштабам несопоставимая с международной или политической аферой, но все же, заслуживающая пристального внимания.

Часть первая.
Одна строительная организация решила взять пару автомобилей на фирму. Рассчитав финансы, руководство пришло к выводу, что выгоднее взять машины в лизинг*. По их скромным подсчетам это тактика приобретения должна была себя окупить в течение 5 лет. Достаточный срок, чтобы потом машины списать и отдать в пользование своим сотрудникам безвозмездно. Ведь что такое лизинг? Это практически приобретение в рассрочку с низкой налоговой ставкой товара, который еще и амортизируется и снижается в отчетах, а потом становится собственностью.

Ребята оформляют машины по договору, а также страховку (как же без нее, и от угона и от поломок), в общем, от всего на свете, чтобы только работали машинки, а то бегать все устали и на объекты, и за стройматериалами. Почти год отработали без проблем, всем были довольны, пока не случилась маленькая неприятность.

Одна из машин попала в аварию. К сожалению, аварию серьезную, сильно пострадала машина (с водителем – все нормально), и встал вопрос компенсации ущерба. Виновной стороной был признан второй участник ДТП, и наша строительная организация дожидалась действия своей страховой компании, которая была порекомендована той же лизинговой компанией.

Машину подвергли тщательной экспертизе, подсчитали ущерб и… пропали.
Через некоторое время представитель фирмы поинтересовался, как там их дела с машиной и узнал потрясающую новость.

Была сделана повторная экспертиза (причем без их присутствия) страховой и лизинговой компанией самостоятельно. Машина признана полностью непригодной к восстановлению, соответственно остатки машины возвращаться не будут, бумаги для возмещения средств и страховая и лизинговая компания оформили, и спокойно ожидали выплаты всей страховочной суммы со стороны виновника ДТП, т.е. его страховой компании. Ребята же из строительной фирмы просто должны были погасить оставшийся платеж за машину и получить незначительную сумму.

Вроде бы все правильно – машина – собственность лизинговой компании, еще к фирме не перешла, и какую-то компенсацию они все же должны были получить. Но что-то здесь явно было не так и один предприимчивый человек, занимающийся бухгалтерией, решил поглубже копнуть этот вопрос. Он встретился с адвокатом, предварительно изучив информацию в интернете по схожим вопросам, да и просто ознакомился с законодательством, что называется «от и до». И еще раз перечитал заключенный с лизинговой компанией договор.

В результате поисков выяснилось:
1. повторная экспертиза недействительна, так как она проводилась без их присутствия.
2. Степень повреждения, которая была оформлена первоначально, давала возможность на нормальное решение вопроса, которое бы всех устраивало, и было обозначено в договоре, а вот признание полного уничтожения машины – это была  уже совсем другая песня. Песня для двоих – для страховой и лизинговой компании.

Теперь страховая компания спокойно сидела на деньгах и не торопилась выплачивать потерпевшим ни рубля, а на все вопросы отвечала – обращайтесь в суд. Но ежемесячные платежи посоветовали им также исправно платить, ведь срок окончания договора не истек. По такому раскладу строительная фирма должна была выплатить еще около двух тысяч долларов, а страховая компания получала лишние семь, - с признания списанной в негодность машины. Авто никому возвращать не собирались, оно оставалось в собственности лизинговой компании.

Судебная практика иногда действительно помогает владельцам автомобилей получить положенную компенсацию от страховых компаний, но автомобиль - их личная собственность и не надо так много бумажек, волокиты, которая может тянуться и тянуться, да плюс еще судебные издержки, куча времени, в общем, много всяких но…
Что оставалось делать? Фирма попыталась поговорить со страховщиками, сообщив и о незаконных действиях с повторной экспертизой, и о том, что машина в восстанавливаемом состоянии, и отказались подписывать неправомерную повторную экспертизу.

С этого момента началось активное противостояние.
В результате многомесячных переговоров и настойчивости представителей строительной организации, страховщики пошли на то, чтобы принять первый вариант, где фирма получала остатки машины, и оплачивался ремонт.

Часть вторая.
Теперь предстояло это авто отремонтировать. Представитель компании съездил в сервис, где все это время простояла машина, там составили смету необходимых работ и рассчитали сумму. Эту сумму и заявили страховой компании для компенсации.
Через три месяца машина была готова. Только сумма увеличилась вдвое! А потому, объяснили в сервисе, что курс доллара вырос. Но машина была отдана в ремонт задолго до этого, и детали соответственно были по цене, когда доллар еще не вырос. Ремонтники сервиса поразводили руками, не смогли ничего ответить на вопрос, когда же они детали эти приобретали, не в последние же две недели? Тогда они явно метеоры по ремонту.

Представитель фирмы не стал забирать автомобиль, отметив, что вместо замены одной двери в смете записано две, замененных деталей, которые они просили складывать в багажник, не так много, а определить, что на самом деле стоит новенькое, а что просто отремонтированное старенькое он на глаз не мог.

Поэтому взял на следующий день специалиста, машина была обследована надлежащим образом и выявлены все «мухлежы» с ремонтом. Дверь действительно заменили одну, вторую просто покрасили, ремень безопасности был с другой биркой, не такой, какая должна была быть и многое другое.

Поняв, что «не прокатило», ремонтники засуетились, принесли еще детали, которые снимали и, видимо, уже ставили на другие машины. Вызвали главного. Пошли в офис обсуждать цену. Случайно, представитель фирмы заметил на столе бумажку с ценами ремонта их автомобиля и, аккуратно стянув ее со стола, передал ее своему напарнику. Пока представитель фирмы разговаривал с ремонтниками, его напарник пересчитал все на калькуляторе и сообщил всем истинную цену ремонтных работ. Бесценную бумажку вернули на место.

Ошарашенные ремонтники не могли понять, откуда те взяли их цены. Выяснять и объясняться, не зная этого, они не решились – не понятно, что нужно опровергать. И товарищи уже по-простому договорились о цене, уступив 20 тысяч ремонтникам от первоначальной стоимости (раньше в смете было 280 тысяч рублей, по подсчетам на данный момент с курсом доллара выходило 294 тыс., а ремонтники попросили ну хотя бы 300 тыс., на что строительная фирма согласилась, чтобы уж совсем людей не обижать). Добрые же все люди. В отличие от предъявленных ранее 480 тысяч – это было феноменально дешево.

Мораль сей басни такова – игра ведется просто и спокойно – «прокатит/ не прокатит». Если попадаются такие вот въедливые – ну, что ж, «не прокатило».


Рецензии