А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву

"Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала" – самая известная фраза из этой книги Александра Радищева. Все-таки есть в России неравнодушные и совестливые люди, и всегда были. Но их немного.

Вероятно, "Путешествие из Петербурга в Москву" в Екатерининскую эпоху было книгой незаурядной, но сейчас ее сложно воспринимать в качестве литературного произведения. Годы к этому тексту отнеслись безжалостно. На фоне русских писателей 19-го столетия произведение Радищева читается как "Повесть временных лет".  Местами вроде похоже на современный русский язык, но только местами, а в основном читателю приходится продираться через примерно такой текст: "Жительствуя среди столь тесных душ и подвизаемые на малости ласкательством наследственных достоинств и заслуг, многие государи возомнили, что они суть боги и вся его же коснутся, блаженно сотворят и пресветло".

Книга жива до сих пор не благодаря своим литературным достоинствам, а пиар-казусу, который случился после ее выхода. Россия конца 18-го столетия была "передовым" государством, в котором за критику существующих порядков человека можно было запросто казнить. И Радищева за его сумбурное и малохудожественное сочинение с критикой крепостнической России приговорили к смертной казни, которую смилостивившаяся Екатерина заменила 10-летней ссылкой (в 1796 году император Павел отменил это наказание). Если бы Радищева не подвергали преследованиям, то его "Путешествие" быстро бы забыли (тем более, что книга была издана анонимно), но благодаря государевым людям это произведение стало важной вехой в русской литературе и частью российской истории.

В этом отношении судьба Радищева сильно напоминает историю группы "Пусси Райот", которые сели в тюрьму за дурацкую песенку в храме Христа Спасителя. Об этом инциденте все бы забыли максимум через неделю, но какие-то идиоты решили примерно наказать девчонок. В результате весь мир узнал об этой группе, и помнить их танцы с песенкой будут очень долго. Единственная польза от тупых властей для граждан этой страны заключается в том, что их неадекватная реакция на какой-либо гражданский поступок иногда является чрезвычайно эффективным пиаром, способствующим мировой известности пострадавшего.   

Если говорить о жанре этой книги, то я затрудняюсь с его определением. Формально "Путешествие из Петербурга в Москву" – некие путевые заметки автора, но как таковых впечатлений от поездки там не много. Гораздо больше в ней критики крепостной России, нравов и людей, которую Радищев довольно неумело маскирует под рассказ своего друга, под свой сон, под подслушанный разговор отца с сыновьями, под якобы чужой текст из найденных им документов… Книга – настоящая сборная солянка: в основном, она состоит из прозаического текста, но в ней имеется и часть поэмы Радищева "Вольность"; периодически стиль автора становится похож на некую былину, которая сменяется откровенной исповедью о своем сифилисе, за которой идут радостные этнографические очерки о жарких валдайских девках (мало тебе сифилиса?!) и крепкозубых девках Едрово, а с ними рядом соседствует рассказ о М.Ломоносове… Читать все это трудно, да и вряд ли стоит. Единственная часть книги, которая меня заинтересовала – это краткая история цензуры, которую Радищев вставил в свое "путешествие". Все остальное - специализированное чтение для историков общественной мысли и филологов, а обычным читателям ловить здесь нечего.


Рецензии