Иудаизм и еврейство

  Иудаизм -- религия поиска, поиска Бога. Тот, кто думает, что нашел Б-га, тот его потерял. Еврей находит Б-га только тогда, когда занят непрерывным поиском. Это верно даже при достижении пророческого видения: мы видим, что Авраам и Моисей спорят с Б-гом, но при этом стараются выполнить Его волю во что бы то ни стало.
  Это непрерывный процесс: поиск Б-га -- встреча -- потеря личности, индивидуальности в слиянии с Бесконечностью -- обретение новой, более тонкой личности, индивидуальности.
  Иудаизм -- религия вопросов: тот, кто ищет, -- спрашивает. Вопросы можно задавать любые, это приветствуется, потому что иудаизм -- это религия ответов. Настоящий ответ получает только тот, кто спрашивает.
Равнодушный человек получает псевдоответ -- ответ не по адресу: " Слышал звон, да не знает, где он". Для неравнодушного человека ( хасида ) ответ приходит в виде парадокса. Например: " только разбитое сердце обладает совершенной цельностью".
  Иудаизм -- религия трудная -- она соткана из парадоксов: " Чтобы получить Тору, жить в ней, надо для неё умереть". Логическим путём данное утверждение объяснить невозможно.
  Ещё один парадокс: иудаизм -- это религия для народа, а не для одиночки. Даже самый великий праведник не имеет права отделять себя от народа -- это уже грех. Самое большое наказание -- не смерть, а отрезание души от еврейского народа. Нет никакой еврейской души вне души всего еврейского народа. Таким образом, еврей обладает еврейской индивидуальностью только тогда, когда его индивидуальность растворена во всеобщем: в душе еврейского народа, во Всев-шнем. Его индивидуальность принадлежит всем и все индивидуальности принадлежат ему. Для того, чтобы это понять, надо это пережить.
  Эта ситуация рождает опять-таки множество парадоксов. Например: допустим, что я великий учёный, астроном и точно знаю, что начало месяца завтра, а не сегодня, как постановил весь еврейский народ большинством голосов. Значит, мне прийдёт ся молиться и поститься в великий праздник Йом Кипур не тогда, когда я считаю правильным, а тогда, когда все молятся и постятся. Даже, если сам Всев-шний подтвердит мою правоту, -- ничего не поможет: закон принимается по большинству голосов: так записано в Торе; Тора написана со слов опять-таки Всев-шнего, в ней ничего менять нельзя и для Всев-шнего, так же, как и для меня, Йом Кипур будет по большинству голосов. Закон есть закон -- одинаков для всех.
  Иудаизм -- это религия веры. Тут необходимо объяснить, что такое " вера " по-еврейски. Слово " вера " по-еврейски не означает слепую веру в то, что не знаешь, в то, что нельзя пощупать. Лозунг " верую, ибо нелепо " у евреев не в чести.
  Слово " вера " в иврите связана со словом " эмуним " ( упражнения, тренировки ). Если сравнить еврейский народ с молодой женой, а Всев-шнего с мужем, то предстанет картина, в которой жена пытается понять все действия мужа, его привычки; пытается исполнить все его желания. Ей не надо уверять себя, что муж её существует -- она дышит его любовью; ей не надо понимать, как он думает ( понять " мышление " Б-га выходит за человеческие возможности ), ей надо Его любить, реализовывать Его волю. Реализовывать Его волю в материальном мире. Вот почему слово " вера " ( эмуна ) у евреев связана с понятием упражнений и тренировок.
  Знание существования Б-га у евреев записано в сердце, если можно так сказать, на генетическом уровне: 600000 только взрослых мужчин стояли под горой Синай и получали Тору, образно выражаясь, из уст Все-ышнего. " Тогда любая кухарка видела больше, чем пророк Ехескель ".
  Народ Израиля не образовался сам по себе: он в прямом смысле создан Всев-шним. Многие философы пытались путем логических построений доказать существование Б-га, но не преуспели, потому что логические построения в своей основе противоречивы. Существование Б-га доказывать не надо, оно уже доказано существованием еврейского народа, всей его истории, всех сбывшихся пророчеств.
  Теперь можно перейти к вопросу о роли евреев в историческом процессе.Тут мы сразу столкнемся с противоречием между тем, какими евреи должны быть, и какими по факту являются.
  Чтобы не запутаться в продуктах человеческих измышлений, откроем Тору и прочитаем, что хочет от евреев Б-г.
  Бог хочет от евреев, чтоб они были святыми, и, чтоб они стали народом священников.
  Понятие " святость " ещё более непереводимо на русский язык, чем понятие " вера ". Давайте приблизительно переведем слово " святость " как некую ритуальную отделенность духовных и физических действий в возвышенных целях.
  Если бы Б-г хотел от евреев святости только для самих себя, достаточно было бы одной фразы: " Будьте святыми ". Но есть ещё и другая фраза: " Народ священников ". Священники не бывают только для самих себя. Священники -- священники для других.
  В народе Израиля есть колено священников: левиты и коганим. До сих пор коганим благословляют народ. Никаких других священников для самих себя не нужно. Напрашивается вывод, что евреи в качестве священников нужны не для себя, а для других народов. Этот логический вывод косвенным образом подтверждается тем, что в Храме во время праздника Суккот коганим должны были приносить жертвы за семьдесят основных народов мира.
  Коганим не имеют права выходить благословлять народ, если они кого-то в толпе ненавидят. По аналогии, если евреи хотят выполнить волю Всев-шнего в полном объеме и стать народом священников, им запрещено ненавидеть и презирать другие народы.
  Это хорошо объяснила Брурия, жена раби Меира, когда объяснила ему, что надо молиться не за смерть соседей-грешников, а за их исправление. Молитва раби Меира принесла желаемый результат: грешники исправились.
  Это очень трудная работа: любить и уважать, уважать и любить. Гораздо легче ненавидеть и презирать.
  Но евреи призваны любить -- это их служение. Многие помнят, что Моисей пришёл к фараону с требованием отпустить народ, немногие помнят для чего отпустить -- для сужения Б-гу. Основа служения -- любовь.
  Нельзя ненавидеть человека и народы, надо ненавидеть плохие качества и их проявления.
  У евреев очень трудная служба, не все справляются. Особенно, когда тебя насилуют и убивают. Очень трудно в насильнике и убийце продолжать видеть человека и молиться за его исправление. По закону надо по возможности опередить убийцу: чтоб тебя не убили, приходится убивать первым, но как говорится: ничего личного. Надо заботиться о душе убийцы : для неё смерть -- лучший выход.
  Очень трудно понять, когда любить и, когда ненавидеть. Когда спасать, а, когда убивать. Когда молиться, а когда проклинать. Когда прощать, а когда мстить и т.д. Поэтому, когда кто-то хочет кинуть камнем в евреев за то, что не все у них выглядят как священники, посмотрите сначала на себя.
  Мы пришли к тому, что иудаизм -- это учеба. Непрерывная учеба. Любить ближнего своего означает прежде всего, как и у врачей: не навреди. А для этого надо много учиться. Есть ещё масса других забот и обязанностей, но прежде всего: не навреди.
  Быть идиотом просто и приятно: подсыпь диабетику сахар в пищу и радуйся щедрости своей души. Организовать для диабетика в трудных условиях правильное питание гораздо сложнее и обременительнее.
  Короче говоря, для того, чтобы с полным правом называться евреем надо выполнить 613 заповедей, или пытаться изо всех сил их выполнить. Причем выполнять их надо с любовью и радостью.
  Беда в том, что многие не хотят ничего слышать про заповеди. Они считают себя евреями по праву рождения: у них мама, или бабушка еврейка.
  Так-то оно так, но евреи -- это не национальность в общепринятом смысле слова. Еврейство -- это определенная связь с Б-гом: служебная связь. Еврей, который прекращает служить Б-гу, рвёт эту связь. Солдат, сбежавший из армии, становится дезертиром, несмотря на то, что на нём может оставаться долгое время мундир со знаками отличия. Он, конечно может, получив наказание,вернуться в строй, но пока он дезертир беда всем встречным: они думают, что встретили доблестного солдата, а это озверевший грабитель. Как понять, кто есть кто? И как объяснить произошедшее?
  Во всём виновата свобода выбора. Б-г создал человека со свободой выбора, иначе мы все были бы роботами.
  Свобода выбора предполагает независимо от мнения Всев-шнего выбирать добро, или зло: совершать хорошие, или плохие поступки. Всев-шний через Тору призывает нас выбрать благословение, а не проклятие, но выбор наш Он ничем не ограничивает.
  С одной стороны мир непрерывно меняется, и, если мы выбираем зло, мир изменяется к худшему, с другой стороны (с внутренней ) свобода выбора остаётся абсолютной.
  Многие задают вопрос: " Каким образом осуществляется свобода выбора, если Б-г заранее знает, что мы выберем? "
  -- Да, Создатель времени и пространства заранее знает будущее, но Его знание, в отличие от человеческого, объёмно и многомерно. Он знает не одну дорогу, а миллиард дорог, каждая из которых может быть реализована в зависимости от того, или иного человеческого выбора. Говорить об этом не очень корректно, потому что наше мышление не приспособлено к таким спекуляциям. Приходится соглашаться на фантазию: представьте себе, будто огромный, вселенского размера компьютер постоянно делает перерасчет событий в соответствии со свободным выбором миллионов людей; причем перерасчет должен сохранить их свободу выбора в дальнейшем, предотвратить глобальные катастрофы, спасти бедняков, вдов и сирот от тотального уничтожения злодеями, наградить праведников и их потомков, наказать грешников.
  Иногда " дорога " для человека как бы возвращается назад до развилки, когда он сделал неправильный выбор. Это возвращение назад в иудаизме называется " тшува " ( возвращение, раскаяние по - русски,-- (исправление мира. В принципе это и есть еврейская работа после грехопадения Адама.
  В Устной Торе существует одна из интерпретаций перехода евреев через Красное море. В этом варианте " дороги " фараон не погибает, потому что в последний момент полностью осознаёт свою греховность и раскаивается.
Он в момент надвигающейся смерти понимает, что сам себя превратил из " цели " в " средство " ; думая, что играет роль режиссера, увидел, сыграл роль марионетки, паяца. Б-г, ожесточив его сердце, не лишил его тем самым свободы выбора, -- наоборот, ожесточив его сердце, Б-г лишил его страха перед казнями египетскими и тем самым сохранил за ним абсолютную свободу выбора.
  Данный пример раскрывает нам принципы Небесного руководства, но не всегда " руководство" сопровождается чудесами такого порядка. Такие чудеса произошли лишь один-единственный раз в истории и нужны были для осуществления множества дополнительных целей.
    Обычно, " поощрения и наказания " осуществляются не чудесным способом, а, как описано в псалмах царя Давида: всё выглядит так, будто Б-га нет, или когда-то был, да весь вышел, удалился от дел; потерял интерес и самоустранился.
  Злодей уверен в своей безнаказанности ( Б-г не видит ), уверен, что все богатство, которое он награбил, -- результат его ума, языка и силы. Он не догадывается, что его просто-напросто используют в качестве инструмента для наказания других грешников и испытания праведников. Его используют, но это использование реализовал он сам, своим выбором зла.
  Написано, что сын за отца не отвечает. Да, сын отвечает только за свой выбор, но ему приходится " отвечать " за последствия поступков отца. Например, отец проворовался и его посадили с конфискацией имущества. Отец сидит, а его сын -- кристально чистый человек на свободе страдает в нищите и бедности. Отец совершил грех и мир изменился в плохую сторону. Стойкость его сына в преодолении трудностей искупает грех отца.
  Тора устроена таким образом, что, описывая грех Адама, описывает наш грех, нашу судьбу.
Мы, читая Тору, читаем про себя, про свои мысли и поступки: проклят гнев Шимона и Леви; братья продают Иосифа; грех золотого тельца, грех разведчиков...Это не только про нас, это про всё человечество.
  Адам не был евреем, но в его душе сумма душ всего человечества. У евреев есть дополнительная душа, но эта душа как одежда священников: предназначена для службы и служебных целей.
  Евреи отличаются от остальных людей не тем, что они лучше других, или хуже; не тем, что уних свободы больше, или же, наоборот, меньше, -- свобода у каждого человека абсолютная; евреи отличаются тем, что к их свободе навечно приклеена статья: " Использование служебного положения..."
  Еврей -- должность ответственная, еврей не может прикинуться шлангом и сказать, что во всём виноват Дьявол, мифический богоборец Сатана. Еврей знает, что у ангелов свободы выбора нет, они просто проводники воли Б-га, а так как Б-г --- абсолютное добро и благо, то во всём плохом виноват только человек: его свободный выбор. Схема проста: Сатан соблазняет, потому что обеспечивает таким образом свободу выбора ( у него роль такая; причем мощность искушения никогда не превышает порог возможности сопротивления отдельного индивидуума ), а человек выбирает; и, если выбрал зло, превращает райскую жизнь в ад и блевотину. И винить ему некого, только себя. Написано, что проклята земля за человека, а не наоборот.
  Братья продали Иосифа, а он их простил. Он простил, а братья продолжают бояться. Он ещё раз простил, а братья продолжают бояться. Почему они продолжают бояться, если Иосиф их простил? Они продолжают бояться его мести, потому что есть вещи, которые невозможно искупить прощением отдельного человека. Они нанесли ущерб не только Иосифу, но и делу всей жизни Яакова -- всему человечеству. До сих пор мы все: евреи и неевреи продаем своих братьев, делаем золотых тельцов и отказываемся входить в землю Израиля.
  Иосиф, конечно, отсидел в египетской тюрьме за всех своих братьев и за себя в том числе, но до конца искупить грех продажи брата может не страх, а радость. Радость от того, что все братья вместе с отцом снова вместе: все человечество -- священники и паства вместе делают одно дело: славят Б-га.
  В таком деле есть иерархия, но она носит внешний характер: корона любви, преданности, учебы Торы выше короны царя и священников.
  Поэтому у евреев запрещено миссионерство. Настоящим евреем нельзя стать по собственному капризу. Надо, или родиться от мамы еврейки, или через небесную канцелярию, пройдя серьезную процедуру принятия иудаизма. Кандидата на прохождение гиюра стараются отговорить, потому что жить еврейской жизнью чрезвычайно трудная задача, с которой и натуральные евреи в большинстве своем не справляются.
  Представьте себе, какая судьба у души человека, прошедшего гиюр обманным путем, решившего обмануть Б-га. Лучше бы ему не родиться.
  Для того, чтобы обеспечить себе место в Будущем мире не обязательно становиться евреем, -- достаточно соблюдать семь заповедей Ноаха. Эти заповеди для всего человечества.
  Любовь к Б-гу не нуждается в обязательном еврействе. Переходят в иудаизм те, кто видят свою дорогу, связывают своё предназначение со служением. У них душа такая, они рождены для этого; а миссионерство -- это глупость. Посмотрите на тех, кто перешёл в еврейство: Рут -- прабабушка царя Давида, Онкелос; раби Акива и раби Меир -- потомки геров и т.д. -- всех не перечесть. Их объединяет одна общая черта -- страсть к служению до самоотречения.
  Мы видим образцы этого чувства в облике Авраама и Моисея, царя Давида и пророков.
Все настоящие евреи носители этого чувства.
  Меня могут спросить: " А как быть с " ненастоящими" евреями? Как быть с теми, кто заявляет о своём атеизме, или с теми, кто, например, перешёл в буддизм? Как быть с их служением?  Какое у них предназначение ? "
  Для того, чтобы объяснить, почему так случается, что появляются " товарищи, которые нам совсем не товарищи " надо рассмотреть основополагающий признак подлинного служения -- " анава " ( по-русски, скромность, но перевод не совсем правильный. Даже израильтяне вряд-ли могут для себя перевести это слово с иврита на иврит. Оно требует не только понимания, но и обладания этим свойством хотя бы в минимальной степени). В иврите " знать " означает к тому же уметь. Тот, кто знает -- умеет.
  Один раввин в разговоре с атеистом заявил, что тоже не верит в бога. " Как же так, -- закричал атеист. -- Ведь вы же раввин!"   -- Да, я раввин, -- ответил раввин, --- но я тоже не верю в бога, в которого вы не верите.
  В иудаизме вера -- это работа со знанием. Высшее проявление работы -- служение. Высшее звание при служении -- раб. Раб Всев-шнего.
  Раб Всев-шнего отличается тем, что в нем ярко выражена " анава " -- способность пропускать через себя и реализовывать волю Б-га. Самый яркий пример этой способности -- Моисей, учитель наш, который ради спасения евреев просит стереть своё имя из Торы.
  Теперь понятно, почему так мало " настоящих товарищей ". Люди с развитой "анавой" не получают, а отдают. Их "получение" происходит только через отдачу.
Влюбленный стремится дать, а не получить. Поэтому древние греки называли влюбленность разновидностью психических расстройств. Кто в своём уме будет кому-то что-то безвозмездно (даже не за уважение) давать?
  Такая "отдача" связана с самоотречением ( похоже на самоубийство, не правда ли?).
  Самоотречение предполагает наличие личности, от которой отрекаются во имя высших целей.
  Только личность обладает знанием и возможностью самоотречения. Неличность не знает и не имеет. Животное, главным образом, живёт инстинктами и натасканностью, хотя тоже обладает душой. Обладание душой способствует проявлению спонтанной самоотверженности, но на постоянной основе нужна всё-таки личность.
А с "личностью" во все времена у всех народов во всех религиях было туго -- дефицит -- выходи среди бела дня искать с фонарём -- может когда-нибудь и найдешь.
  Поэтому, не верьте тому, что говорит атеист. Это говорит не он, а социопрограмма; иногда очень умная, гениальная программа, как у Карла Маркса.
  Карл Маркс объяснял, а не искал. Он объяснял свой собственный ум, свою социопрограмму. Ему душа была не нужна, она мешала работе ума, и он её выкинул.
  Никто не будет наказан за незнание. Все будут наказаны за то, что не искали.
  Иудаизм -- это поиск Б-га. Тот, кто думает, что нашел Б-га, тот его потерял. Так утверждает моя жена. А она знает, что говорит. Поэтому я в непрерывном поиске.
 
   из мобильного приложения Яндекс.Почты


Рецензии