Живая вода и молодильные яблоки
Новое философское и эзотерическое
толкование волшебных сказок
Паскевич Андрей Михайлович – духовный наставник, писатель, астролог, художник. Тема творчества автора – духовное преображение человека, вступившего на путь просветления.
В книге «Живая вода и молодильные яблоки», представлено подробное эзотерическое и философское толкование около ста волшебных сказок.
Символы синтеза - молодильные яблоки и живая вода, олицетворяют форму и содержание, плоды и сок опыта, накопленного человечеством в эволюционном цикле. Подобные вину и хлебу Тайной Вечери, живая вода и молодильные яблоки, символизируют Учение, омолаживающее Эволюционный век человечества, оправдывая и воскрешая его мертвую, забытую историю.
Содержание
Часть первая 4
Как читать книгу 4
Сказка «Окаменелое царство» №274 6
О книге 7
Сказка «О молодильных яблоках и живой воде» 10
Книга представляет собой 18
Мертвая и живая вода на примере толкования сказок 19
Присказка 21
Координатная система сказочного пространства 27
Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» №219 28
Конь 33
Сказка «Федор Тугарин и Анастасия Прекрасная» №160 44
Сказка «Баба Яга и Заморышек» №105 52
Сказка «Василиса Прекрасная» № 104 64
Камень 69
Сказка Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня - богатыри №141 78
Эволюционный цикл и его фазы в сказочном символизме 83
Число 12 101
Измерение города – цикла 102
Астрология в волшебных сказках 104
Астрологический символизм сказочных волшебных предметов 112
Медитация на тему самоидентификации в сюжетах сказки
«О царе Салтане» 113
Свадебный пир 120
Пища на пиру 123
Кормление хлебами в Евангелие 125
Сказка «Царевна – Лягушка» №269 132
Свадьба 136
Сказка «Свинка золотая щетинка, утка золотые перышки, золотогривый олень и золотогривый конь» №182 148
Клеймо. Помолвка 152
Спуск и восхождение 159
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке №168 165
Четыре царства 171
Семь царств 173
Медитация на тему: «Тридевятое царство». 174
Баба Яга 175
Дело – Великое делание. 188
Двойственность – нейтрализация бинеров 190
Булат Молодец 194
Сказка «Булат Молодец» 198
Сказка «Иван Царевич и Белый Полянин» 203
Иван Царевич и Белый Полянин 207
Фазы зрелости бинеров 211
Сказка «О Cиле-царевиче и об Ивашке белой рубашке» 211
Сила Царевич и Ивашка Белая рубашка 213
Сказка «Королевич и его дядька» №123 215
Королевич и его дядька 217
Сказка «Два Ивана - солдатских сына» 221
Два Ивана – солдатских сына 228
Сказка «Иван – купеческий сын отчитывает царевну» 232
Иван - купеческий сын отчитывает царевну 233
Сказка «Царевна – серая утица» 234
Царевна – серая утица 235
Сказка «Притворная болезнь» №206 239
Притворная болезнь 242
Сказка «Соль» 242
Соль 244
Сказка «Купленная жена» № 231 246
Купленная жена 250
Сказка «Три копеечки» №217 251
Три копеечки 252
Сказка «Вещий сон» 253
Вещий сон 257
Сказка «Иван крестьянский сын и мужичек, сам с перст, усы на семь верст» 263
Сон в сказке «Иван - крестьянский сын и мужичок, сам с перст, усы на семь верст» 266
Волшебный помощник 269
Волшебный помощник в сказках 271
Формирование инстинктивного и Духовного ума 277
Поимка или встреча волшебного помощника 280
Борьба с волшебным помощником и сила духовного ума 281
Сказка «Шабарша» №151 285
Сказка «Змей и Цыган» №149 288
Сказка «Солдат избавляет царевну» №153 290
Освобождение волшебного помощника 295
Сотрудничество с волшебным помощником 298
Волшебные предметы 301
Сказка «Перышко Финиста ясного сокола» №234 301
Сказка «Хитрая наука» 314
Хитрая наука 316
Скрытие Сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» 319
Сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» 319
Сказка «Елена Премудрая» №236 338
Скрытие в других сказках 341
Сказка «Гуси-лебеди» №113 343
Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что №212 346
Часть вторая 355
Сворачивание - разворачивание. Символы дифференциации и синтеза 355
Сказка «Зорька, Вечерка и Полуночка» № 140 357
Расчленение героя и спуск в преисподнюю 359
Сказочное число сорок 361
Сказка «Алибаба и сорок разбойников» 362
Алибаба и сорок разбойников 375
Сказка «Мудрые ответы» к теме «Число сорок» №326 378
Мудрые ответы 379
Сказка «Загадки» №321 380
Загадки 381
Сказка «Чудесный ящик» 382
Чудесный ящик 383
Спуск в подземелье 384
Масштабы сокровищ 389
Сказка «Аладдин и волшебная лампа» 390
Аладдин и волшебная лампа 406
Разрубленный на куски Иван Царевич 413
Сказка «Марья Моревна» №159 413
Живая и мертвая вода. Сильная и слабая вода 420
Сказка «Три царства – медное, серебрянное и золотое" №129 420
Синтез 433
Охота 437
Сундук 440
Сказка «Синдбад – Мореход. Второе путешествие» 441
Алмазы 443
Сказка «Семь симеонов» № 146 449
Столб 451
Сказка «Летучий корабль» №144 456
Корабль 460
Бездействие 462
Сказка «Буря-богатырь, Иван - коровий сын» №136 465
Рыба – символ синтеза 475
Процесс синтеза на примере толкования восточной сказки
«О рыбаке» 479
Сказка «О рыбаке» 479
Первый сюжет сказки 490
Второй сюжет сказки 494
Третий сюжет сказки 513
Четвертый сюжет сказки 516
Толкование сказок: «О царе Салтане», «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Косоручка». 519
Сказка «О царе Салтане», краткое содержание 519
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре №284 520
Сказка «Косоручка» № 279 522
«О царе Салтане», «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Косоручка» 525
Страж порога. Испытание ужасами 536
Сказка «Заколдованная корлевна» №271 536
Сказка «Береза и три сокола» №275 540
Злые персонажи. Кощей, Змей, Чудо-юдо 546
Соответствие событий моей жизни сказочным сюжетам 550
Элементы сказочного символизма в моем гороскопе 561
Сказочный словарь или малая книга 567
Алмазы 567
Баба Яга 567
Бочка 569
Вино и Хлеб 569
Генерал. Водовоз 570
Гуси-лебеди 571
Гроб (Бочка, Кувшин) 572
Дворец 572
Деньги 576
Дерево (См. Дуб) 577
Дуб 577
Жар-птица 578
Жених 578
Живая и мертвая вода 578
Заяц, утка, щука 579
Зеркало 582
Змей 584
Избушка на курьих ножках 585
Имя (Буква) 587
Камень 588
Клеймо. Печать 589
Ключ 592
Книга 593
Ковер 596
Колонна 597
Конь 597
Коровы 599
Кощей Бессмертный 599
Крестьянин 599
Кувшин (Гроб, Бочка) 600
Кудель 600
Купец 600
Леший (Мужик-леший) 601
Лук 601
Мёд 602
Мост 602
Мясо 605
Невеста 606
Нить 606
Одежда 609
Одинаковые люди 614
Остров 614
Охота 616
Охотник. Стрелок 616
Пастух. Пасти 617
Перо 617
Пещера, подземелье 619
Печь 619
Пир 619
Платочек 621
Платье 622
Птица 626
Распутье дорог 627
Река 627
Рыба 628
Рыбак 629
Свадьба 629
Сеть 629
Слеза 630
Сокровища 631
Сон 632
Столб 634
Стрела 634
Ступа 634
Сундук 634
Танец 635
Ткань 638
Товары 639
Тридевятое царство 639
Урожай 639
Царь (Царство) 640
Череп. Черепа па пиках 641
Чудовище 641
Чудо-юдо 641
Шапка–невидимка, ковер-самолет, скатертьсамобранка, сапоги-скороходы. 641
Щука 644
Яблоки 644
Яйцо 645
Краткий словарь сказочных символов 647
Словарь терминов 658
Список сказок 675
Словарь сказочных слов. Большая книга
Часть первая
Сейчас, когда народная сказка для нас все еще полна таинственных потемок, нам нужно, прежде всего, освещение каждого элемента в отдельности по всему сказочному материалу. Чудесное рождение, запреты, награждение волшебными средствами, бегство — погоня и т.д. — все это элементы, которые заслуживают самостоятельных монографий. Само собой разумеется, что подобное изучение не может ограничиваться только сказкой. Большинство ее элементов восходит к той или иной архаической бытовой, культурной, религиозной или иной действительности, которая должна привлекаться для сравнения. Вслед за изучением отдельных элементов должно следовать генетическое изучение того стержня, на котором строятся все волшебные сказки. Далее непременно должны быть изучены нормы и формы метаморфоз. Только после этого может быть приступлено к изучению вопроса о том, как создались отдельные сюжеты, и что они собой представляют.
Владимир Пропп «Морфология сказки»
Я пришла к заключению, что волшебные сказки пытаются описать один и тот же психический феномен, который во всех своих разнообразных проявлениях настолько сложен и труден для нашего понимания, что его постижение возможно лишь в отдаленном будущем.
Франц Мария-Луиза
«Психология сказки. Толкование волшебных сказок»
Как читать книгу
В воду можно войти в любом месте реки, и яблоко можно откусить с любой стороны. Читателю, настроенному на глубокое изучение книги, я рекомендую ознакомиться со словарем терминов, кратким словарем сказочных символов, списком сказок, текст которых представлен в книге, содержанием книги и лишь после этого приступать к чтению. Словарь терминов поможет вам настроиться на волну мировоззрения автора. В одни и те же слова каждый из нас вкладывает различный смысл, и потому чтение словаря является согласованием смысла сложных терминов, настроем читателя и автора друг на друга. Ведь нам предстоит вместе пройти мистический путь сказочного героя.
Чтение словаря сказочных символов настроит вас на архетипический, символический поток мировосприятия автора. Безусловно духовная реальность сказочного символизма откроется вам шире и богаче чем ее видит автор, так как вы сможете видеть эту реальность под углом зрения отличным от угла зрения автора, под углом зрения соответствующим вашему духовному центру.
Если вас интересует конкретный символ, изучите его значение в сказочном словаре, приведенном в конце книги, а затем читайте сказки и главы, в которых представлен путь раскрытия смысла данного символа. Краткий словарь символов необходим для синтеза всех сказочных символов. Краткий словарь поможет вам во время чтения сказок, не рассматриваемых в настоящей книге. Если Вас интересует конкретная сказка, начинайте чтение с текста этой сказки. Чтение содержания поможет вам представить масштаб, охватываемый в настоящем исследовании и прочувствовать стратегическую цель автора, что позволит вам стать его союзником. Ваш опыт чтения моего труда для меня является ценным, так как он обогащает наше совместное видение духовной реальности и обостряет наше духовное зрение.
Не забывайте, вы находитесь на сказочном пиру и потому насыщение блюдами духовной пиши синтеза должно быть гармоничным, медленным, медитативным.
Не пытайтесь быстро съесть все блюда, находящиеся на столе. Уделите внимание общению с людьми, приглашёнными на пир вместе с вами.
Настоящая книга не является развлекательным чтением, скорее она учебник, требующий глубокого и терпеливого изучения. В некоторых местах вы можете столкнуться со сложностью текста, насыщенного философскими, эзотерическими, астрологическими определениями, с различным ритмом изложения, соответствующим внутренним состояниям автора, отражающим в себе энергетику духовных планов реальности, на которые ему приходилось настраиваться в процессе спуска и подъема. Пусть это не пугает вас, читайте медленнее эти части книги, ведь в длительном пути путнику приходится преодолевать и глубокие реки, и высокие горы, и густые лесные заросли.
Если вы верите в себя и в путь, пройденный мною, идите спокойно и помните, я всегда рядом.
В добрый путь Иван Царевич. В добрый путь Василиса Премудрая. Я верю в Вас. Я желаю Вам Духовного Света на пути к Истине.
Сказка «Окаменелое царство» №274
Жил-был старик; у старика был сын — славный сын; вздумал чего идти в дорогу, простился-благословился и пошёл. Шёл долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; приходит в одно царство, видит — кругом камни! И скот, и люди — где кто был, стоял или сидел, кто куда ехал, там все и окаменели: иной дрова рубил, руку с топором поднял, да так и остался! Враг пошутил над ними! Вот этот парень походил по городу — ни одного человека не нашёл живого; вошёл в царский чертог и думает: подожду, не будет ли кто? Вдруг прибегает царская дочь, увидела этого человека, поклонилась, расспросила его: откудова он, куда пошёл и зачем, и говорит:
— Вот бы надо крепкого человека, чтобы он три ночи молился во дворце; тогда бы люди все стали опять людьми!
Он согласился; уговорились, чтобы после (если бог велит воротить царя и людей по-прежнему) она вышла за него замуж, и положили на том записи. Она дала ему восковых свеч три снопухи — по снопухе на каждую ночь, сама уехала. Наступила ночь; крестьянский сын стал на молитву. В полночь вдруг и набежало дьяволов множество; кто дразнит его, кто говорит — надо заколоть, кто огня подпускает под него, кто — воду, чего-чего не было! Страшно! А он стоит да молится. Петух спел — и дьяволов не стало. Он в ночь снопуху свеч изжёг, утром лёг спать. Царская дочь приезжает, спрашивает:
— Что, жив ли ты?
— Жив, слава богу.
— Ну, каково тебе было?
— Страшно, да ничего, бог милостив!
— Смотри, на эту ночь ещё страшней будет!
Переговорила и уехала. ;И точно, на другую ночь ещё больше дьявола; страшили; крестьянский сын промолился. На третью ночь и пуще того; он опять промолился, все свечи издержал. А царская дочь после третьей ночи велела ему залезти в печь и написать рукопись, как спасал царство.
«— А то», — говорит, — отец мой оживится, рассердится, забегает — беда тебе!
Он так и сделал. Утро настало — вдруг весь народ оживился, начали ходить, бегать, стали переезжать, только стук стоит! Царь также ожил, забегал, осердился.
«— Кто смел», — говорит, — шутить над моим царством? — и увидел у печи рукопись, прочитал.
Приехала дочь; она рукопись утвердила, сказала отцу что точно так было. Царю понравилось; тотчас свадьбу сыграли: крестьянский сын женился на царской дочери. Тесть по смерти своей благословил всё своё царство милому зятю. Крестьянский сын то всё из-под больших смотрел, а тут сам царём сделался, и теперь царствует — такой добрый для подданных, особливо для солдат!
О книге
Мы живем и стараемся видеть в духовности, прежде всего, волю к истине.
Герман Гессе «Игра в бисер»
Окаменелое царство подобно не раскрытой, не прочитанной книге, являющейся символом подсознания, в котором хранится неподвижная, безжизненная память прошлых воплощений человека, а также не осознанная, забытая история человечества. Проникновение солдата в подземелье или иное царство символизирует проникновение человека в свое подсознание и в подсознание человечества. Этот процесс соответствует проживанию человечеством Эпохи Рыб, двенадцатой части прецессионного цикла.
В этом варианте сказки парень получает от царевны свечи, при свете которых он должен три ночи молиться. В других версиях этой сказки солдат получает от царевны книгу, которую должен три ночи читать.
Книга аналогична свечам. Освобождение памяти подсознания символически выражено и в сгорании свечи, и в прочтении книги. Горение свечи и чтение книги символизирует вспоминание и проживание опыта, накопленного в прошлом, что происходит в процессе синтеза индивидуальной и коллективной истории – истории воплощений отдельного человека и всего человечества.
Оживление окаменелого царства аналогично сюжету Евангельского воскрешения из мертвых. В сказке «Окаменелое царство» каменные люди, оживляемые солдатом аналогичны мертвым людям, в Евангелие оживляемым Иисусом. Каменным или мертвым человеком является относительный человек, то есть человек отождествляющий себя со своим относительным, временным Я, жизнь которого по отношению к жизни Абсолютного Я, кажется мертвой и неподвижной. Относительное Я, относительный человек – личность является мертвым человеком по отношению к Абсолютному Я – Истинной индивидуальности человека. Материальная реальность является окаменелым царством или царством мертвых по отношению к духовной реальности Царства Небесного. Положение человека, когда он обездвижен в окаменелом царстве, не следует воспринимать буквально. Это символическое выражение судьбы или кармы, которую человек проживает в настоящем воплощении, и выйти за границы формы своей судьбы не может, не реализовав задачи, поставленные перед ним в его индивидуальных жизненных условиях, в его каменном мешке. Формой в астрологии управляет Сатурн. Окаменелое царство – это царство индивидуальных кармических задач, пространство решения которых выражено положением в астрологических картах Сатурна.
И скот, и люди — где кто был, стоял или сидел, кто куда ехал, там все и окаменели: иной дрова рубил, руку с топором поднял, да так и остался!
Окаменелое царство
Расколдовывание окаменелого царства символизирует разрешение противоречий истории человечества, через осознание смысла истории. Освобождение коллективной истории от скованности ее непонимания человечеством, является условием для освобождения и разрешения истории индивидуальной, истории каждого человека. Если в процессе чтения настоящей книги вы найдете ответы на вопросы, разрешающие ваши индивидуальные проблемы и противоречия, которые сковывают вашу истинную духовную жизнь, значит процесс вашего расколдовывания, освобождения от состояния окаменелости, происходит успешно.
Царевна символизирует душу человека, с которой личность, достигшая состояния зрелости, встречается для освобождения души от колдовства идеологии Антихриста. Душа знает что нужно сделать для ее освобождения, но исполнить это может только личность человека. Душа обладает опытом всех воплощений человека, символически выраженным свечами или книгой, но осознать смысл этого опыта, освободить его от сковывающей его нечисти, может только личность человека. Освобождение души и есть освобождение от состояния окаменелости царства, которым является индивидуальность человека. Царь является символом человеческого Духа, который так же скован неосознанным, окаменелым опытом индивидуальности.
Пробуждение царя утром вместе с жителями города символизирует пробуждение человеческого духа. Утро - начало нового цикла.
Начало работы над настоящей книгой я символически воспринимаю как призыв царевны – моей души, описать мой путь и процесс расколдовывания опыта, накопленного человечеством в истории. Начало работы над книгой указывает на завершение процесса освобождения опыта подсознания человечества, символически выраженного в сказке завершением чтения молитвы третьей ночью.
Предложение царевны крестьянскому сыну влезть на печь и описать путь освобождения им царства от колдовских чар, чтобы царь, избавленный от колдовства, убедился в том, что царство было им спасено, символизирует призыв души запечатлеть процесс и путь раскрытия личностью человека своей Истинной индивидуальности.
Мое выполнение задания царевны-души представлено вашему вниманию как описание пути синтеза сказок, а также описание процесса моего самоосознания, выраженного в анализе и синтезе жизненного опыта, накопленного мною в моих воплощениях.
Прочтение царем рукописи написанной героем сказки на печи символизирует осознание духом своего потенциала, раскрытого в событийной реальности эволюционного цикла. Свадьба символизирует завершение опыта Духа в материи - единение Духа и Души.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии…
Откровение Иоанна Богослова 1:10-11
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Откровение Иоанна Богослова 3:5
Приступить к работе над книгой я смог только после Нового года (2014), когда у меня дома закончился ремонт. За несколько дней перед Новым годом я попросил Игоря Анатольевича сходить в компьютерный магазин и установить блок, увеличивающий скорость работы компьютера. Мастер, устанавливающий блок, не спросив разрешения, удалил картинку с рабочего стола компьютера, на котором была изображена галактика. В поисках новой картинки для рабочего стола я просматривал фотоснимки, сделанные во время поездки на медитацию в Саврань. Мой взгляд остановился на фотографии двух аистов, стоящих в гнезде на фоне вечернего неба, изображение с которыми я установил на рабочий стол компьютера, не вкладывая в это особого смысла.
Момент прозрения наступил через неделю-две после Нового года, когда работа над книгой уже была начата. Я вспомнил, что на рабочем столе в моем кабинете стоит каменная статуэтка двух аистов, подаренная мне на Новый год Геннадием Витальевичем.
Я словно проснулся – рабочий стол на экране компьютера и деревянный рабочий стол в кабинете были отмечены одним и тем же символом – на обоих столах аисты стояли рядом, их клювы были обращены влево, направляя внимание в прошлое. Я спросил Геннадия Витальевича, почему он решил мне их подарить. «Они мне понравились», – ответил он. Теперь мне стало ясно, что этот символ cпроецировался свыше на три доступных моему вниманию рабочих стола. Первым рабочим столом было мое сознание, вторым – экран компьютера и третьим – стол в кабинете.
Это был символ книги, которую я начал писать в Новом, 2014-ом году. В этом символе был выражен мой соляр 2014-го года, в котором Венера, управитель моего гороскопа, управитель личности, соединялась с Луной, символом Души. Это соединение символически выражено в образе двух аистов. Острые клювы аистов в астрологическом символизме соответствуют, находящемуся в первом доме моего гороскопа, Марсу, с которым соединение Венеры и Луны в четвертом доме составляет тригон.
В день моего рождения, 5–го апреля, ночью, мне приснился сон, в котором, во время прикосновения к девушке, лица которой не было видно, я пережил Божественное состояние, не поддающееся описанию словами. Этой теме посвящена книга толкования сказок, основным сюжетом которых является стремление жениха - Ивана Царевича – символ Духа, соединиться с невестой - Еленой Прекрасной – символом Божественной Души. Исполнение данного единения является кульминацией всех сказок, символически выраженной в образе пира на мистической свадьбе Духа с Душой.
Книга представляет собой
Говорящий праобразами говорит как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь.
Карл Густав Юнг «Архетип и символ»
Книга представляет собой информационный поток, в котором читатель, словно на сказочном коне, мчится по смысловым линиям, на которые нанизаны символические образы сказки, раскрывающие взору всадника реальность, в различных тональностях просвечивающуюся через каждый символ. В каждом символе, раскрывающемся в единении с другими символами, всадник видит отражение символов, его окружающих. В пути на первом коне сознание всадника обзорно охватывает все сказочные образы. Когда всадник пересаживается на второго коня, скорость которого выше первого, ему раскрывается значение каждого символа, по отношению к которому остальные выстраиваются в особом порядке, раскрывающем полноту данного символа, в оттенках его отражений в других символах. При пересадке на третьего коня, духовному взору всадника открывается процесс организации символов по горизонтальным и вертикальным линиям аналогий.
В пути на четвертом коне всадник посвящается в таинство синтеза, в результате которого все сказочные символы растворяются в высшем осознании сказочной мистерии, подобно тому, как поглощается сказочная пища на свадебном пиру, кульминационном сюжете сказки.
Мертвая и живая вода на примере толкования сказок
Символы живой и мертвой воды мы можем рассмотреть на примере толкований сказок. Тело целостной сказки – мистерии утверждения Духа в материи расчленено на множество сюжетов, выраженных во множестве сказок.
Наша задача – объединить в синтезе все сказки в первоначальную сказку, расчлененную на множество фрагментов – отдельных сказок. Для этого мы должны, собрать все сказки, подобно Изиде, собравшей все части тела Осириса. Эту работу проделали Афанасьев, Братья Грим, Шарль Пьеро и другие собиратели сказок. Этот процесс соответствует синтезу опыта на плане стихии земли.
Но для того, чтобы объединить все сказки в одну, нам нужно символы сказок объединить по линиям аналогий.
Для этого, нам нужно каждую из сказок расчленить на сюжеты и символы и изучить каждый символ в отдельности для того, чтобы определить его иерархический статус – координату в теле целостной единой сказки. Этот процесс соответствует плану стихии воздуха.
Для того чтобы несколько символов, соответствующих одной линии аналогии расположить в правильной последовательности, нам нужно видеть взаимосвязь каждого символа с другими символами. Взаимосвязь символов соответствует взаимосвязи сказочных сюжетов, которые составлены из символов.
Нанизывание символов на линии аналогии, в соответствии с их местоположением в организме целостной сказки, происходит на плане стихии воды.
Начало этой работы включает процесс организации символов в иерархический строй. Этот процесс представляет собой поток, ускоряющийся по мере возрастания количества символов, уже организованных в новую целостность. Подобная организация в сказках символически названа мертвой водой.
Подобно тому, как соединяются части тела героя, окропленные мертвой водой, в процессе синтеза соединяются сказочные символы, образуя тело первоначальной сказки, прародительницы множества существующих сказок.
По мере завершения процесса синтеза, растворения друг в друге символов единая сказка – мистерия превращается в смысл, выходящий за пределы формы.
Последними символами, растворяющимися в этом процессе, являются жених и невеста, соединяющиеся в кульминационном сюжете свадебного пира.
Процесс оживления тела первородной сказки живой водой, выраженный в осознании ее высшего смысла, соответствует стихии огня.
Мертвая вода, в потоке синтеза, объединяет части – сказочные символы в тело целостной сказки. Живая вода – поток высшего смысла, воскрешает это тело в осознании смысла единой сказки, в осознании своей Истинной индивидуальности – «всадником», оказавшимся в этом потоке.
Живая вода аналогична слезе царевны, оживляющей спящего героя. Божественную Душу единой сказки каждая сформировавшаяся индивидуальность созерцает с угла зрения своего центра.
Тело сказки является отрицательным членом двойственности - антитезисом, задача которого – утвердить и проявить положительный член этой двойственности, тезис – центральный смысл сказки, высшую индивидуальность сказки и в ней истинное Я каждого человека.
Единая сказка – это эволюционная история каждого человека. Символически каждый человек ее проживает одинаково. Сказочные символы объединяют в себе феноменальный опыт всех воплощений человека. Этот опыт различен, различен путь его синтеза - процесс объединения в символы, путь его осознания, но мифологический сюжет разворачивания и сворачивания этого опыта аналогичен для всех.
Это позволяет каждому достигшему бессмертия человеку, сохранить свою особую индивидуальность не только в осознании центра своего истинного Я и созерцании всеединства с угла зрения этого центра, но и в полном осознании той части своей индивидуальности, которая является путем к этому центру, процессом его достижения.
Двойственность осознания своего истинного Я, бессмертного центра, с одной стороны, и память о пути к нему – с другой, утверждает бессмертие человека, его единение с Богом, возвращение к Богу.
Живая вода – это поток всеединства, пронизывающий истинное Я, центр Божественной индивидуальности человека. Мертвая вода – это поток синтеза, организующий и объединяющий в единое тело путь, процесс и опыт достижения человеком своего божественного центра.
Символизм расчленения сказочного героя аналогичен процессу, работы над толкованием сказок. Ум автора расчленяет сказки на сюжеты и символы. Главы, в которых раскрыт смысл сказочных сюжетов и символов объединяются в процессе синтеза в книгу, подобно тому, как соединяются мертвой водой в новое тело части расчлененного героя. Прочтение книги и осознание ее смысла подобно оживлению разрубленного героя живой водой.
Присказка
Многое ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочное. В этом лучшее доказательство того, что в сказке зарыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем.
Евгений Трубецкой «Иное царство»
Присказка - это элемент сказки, который является её предисловием или концовкой.
Это присказка, а вот - сказка чередом пойдет.
Ершов
В присказке содержится смысл сказки, но в присказке смысл выражен на языке символов, вмещающих в себя символы сказки. Иерархически образ присказки выше образа сказки. Ее предназначение в сказке – включить, настроить сознание, воспринимающее сказку на волну выше самой сказки – на волну синтеза. Эта мысль выражена в присказке: Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Слушать сказку – значит воспринимать ее умом, видеть ее развитие и кульминацию сюжетной линии сказки. Слово «прислушивайся» соответствует более тонкому состоянию восприятия, чем слово «слушай». Можно слышать музыку, но не слышать в музыке того, что музыка открывает. Слушая песню, можно слышать слова песни, ее мелодию, но не слышать голос души, выраженной в песне. Слово «прислушивайся» соответствует настрою на более тонкое восприятие, чем восприятие умом. Сила духовного слуха выражена в присказке: Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Восприятие всей душой, сердцем, всей глубиной своей индивидуальности соответствует духовному слуху. Эту мысль раскрывает присказка: Сказка складом, а песня ладом красна. Сказка сравнивается с песней, в которой кроме сюжета слов песни, есть поэзия. В песне сюжет сказки, выраженный в словах, возносится на высоту музыки и, вливаясь в музыку, растворяется в высшем восприятии песни. Слово «склад» соответствует структуре сказке – сюжетному построению действий героев сказки. Слово «лад» выражает сочетание звуков и созвучий, строй музыкального произведения.
Гармония звуков в музыке соответствует гармони закона аналогий в сказках, раскрывающего невидимые умом, воспринимаемые только духовным слухом взаимоотношения образов сказки как символов, переносящих внимание и восприятие слушающего сказку на ступень выше самой сказки.
Склад сказки можно слышать умом, лад сказки воспринимается только духовным слухом «прислушивающегося». Все призказки в сказках символическим языком раскрывают путеводную нить смысла для ума, вошедшего в сказку.
Сказка написана символическим языком, присказка побуждает к раскрытию смысла языка сказочных символов. По усам текло, а в рот не попало – подсказка, намек на то, что вино и мед не «настоящие», а символические, насыщающие душу - на душе пьяно и сытно стало.
По усам текло – значит, сказку слышали, воспринимали. В рот не попало – бытовым умом не было воспринято, не было понято. Для бытового ума сказка - ложь, потому что он не знает, как применить сказку к бытовой жизни, на которую он настроен. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Сказка - намек для Духовного ума, так как в сказке он находит руководство к действию, которое можно применить в жизни духовной, на которую настроен духовный ум. Этот намек может быть услышан только добрым молодцем. Он молод в духовной жизни, в ней он только рождается. Свои первые шаги в духовном мире он может сделать, только совершая добрые поступки – поступки угодные Господу. Да будет воля твоя на земле, как на небе – его девиз в пути. Он слышит намек, потому что прислушивается к Высшей воле, изложенной в сказке и выраженной в присказке. Сказка - ложь только для бытового ума, не воспринимающего язык символов сказки. Символическое мышление сказки быстрее мышления категориями явлений и предметов феноменального мира.
В сказке показан процесс инволюции и эволюции духа, выраженный десятым арканом таро. Символизм сказки вмещает в себе исторические и эволюционные процессы человека и человечества. Слушатель сказки, в течение нескольких минут, проживает весь процесс эволюции человека, выраженный в символах сказки. Присказка: Быль за сказкой не угонится, показывает различие скорости передачи и восприятия информации символическим языком и языком обычным.
Эта присказка также намекает на то, что быль, то есть исторические события, соответствуют мифологическим событиям сказки. В сказке быль свернута в символы, событийная история уже синтезирована, осмыслена, оправдана.
Скорость и легкость движения ума, воспринимающего сказку выражена в присказке: на сказках, что на салазках. Ум, воспринимающий сказку, уподобляется путнику, скользящему по духовному пути на санках, которыми являются сказки. В этом символе выражена легкость и скорость духовного пути, проживаемого читалем сказки. Присказка - основная часть сказки, в которой синтезирован символический смысл сказки, без которого сказка становиться глупой историей – ложью. «Без присказки сказки, что без полозьев салазки». Полозья - основная часть салазок, которой они соприкасаются со снегом. В этом символе проявляется посредническая роль присказки между духовными планами.
Присказка: Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать, раскрывает значение сказки как звена, связующего с мудростью предков, приобщающего к этой мудрости.
После чтения этой присказки сказка воспринимается как наставление поколений прошлого, познавших мудрость, как наследство, преемственная сила которого соединяет любое поколение с человеком, познавшим истину, и с самой истиной. В чтении сказки следует придавать значение каждому образу. Каждому слову. На это дается намек в присказке: из сказки слова не выкинешь. Невозможно понять смысл сказки, не дочитав ее до конца, следовательно, нельзя толковать сказку по какой-либо ее части без связи со всей сказкой. Это значит, что ни один символ сказки не может быть раскрыт без его связи с другими символами. В этом проявляется закон герменевтики – искусства толкования, понимание отдельных частей «текста» зависит от представления о смысле целостного текста, понимание смысла всего текста зависит от понимания его отдельных частей. Намек на этот закон мы находим в присказке: не дочитав сказки, не кидай указки. Указка – поучение, наставление, толкование. В процессе понимания сказки мы сталкиваемся с противоречием – двойственностью (бинером). С одной стороны, мы имеем отдельные символы, с другой стороны целостную сказку. В понимании смысла сказки перед нами стоит задача разрешить это противоречие части и целого – нейтрализовать двойственность (бинер) отдельный символ – целостная сказка. Он нейтрализуется осознанием, что часть содержит в себе смысл целого, а целое содержит в себе смысл части.
В каждом символе сказки выражен весь смысл сказки, но только в аспекте этого символа. Каждый символ сказки связывает в себе смысловыми линиями все остальные символы сказки, что позволяет нам видеть всю сказку с угла зрения данного символа. Каждый символ можно назвать относительным смысловым центром сказки. С другой стороны, в целостном тексте сказке все символы связаны в абсолютном смысловом центре сказки, объединяющем в себе все относительные смысловые центры сказки. Поэтому в присказках дается наставление учитывать целостность сказки в процессе ее понимания. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Без одного из символов смысл сказки раскрыт не будет.
Но как можно понять смысл символа, не понимая смысл сказки? Смысл сказки существует изначально, но находится на плане, расположенном иерархически выше плана, на котором изложена сказка. Устремление к этому плану внимания, сконцентрированного на символе, напитывает символ смыслом сказки. На это устремление намекает присказка: что ни в сказке сказать, ни пером описать. Смысл сказки нельзя выразить словами. Слова – символы, из которых составлена сказка, настраивают ум на восприятие смысла, который снисходит как откровение с высшего плана духовной реальности. На этом плане все символы растворены - синтезированы в целостном едином потоке смысла. Процесс синтеза растворения символов выражен в присказке: жил-был царь овес, он все сказки унес. Этот закон выражен в Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста:
Истинно без всякой лжи, достоверно и, в высшей степени, истинно. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. И аналогично тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так как все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.
Другое выражение этого закона мы видим в присказке: на дубе, что под дубом, на сказках, что на салазках. Фраза: на дубе, что под дубом соответствует словам: то, что находится внизу, подобно тому, что находится вверху. Сундук с зайцем, уткой, яйцом, и иглой, находящийся в сказке под дубом, символически отражает реальность на дубе. Под дубом все формы пребывают в неподвижности и в целостном единстве, содержащем иерархический строй. Над дубом те же формы – заяц, утка, щука, рассеянные в пространстве и времени, собираются в этот иерархический строй трудом, опытом человека. Человек, стремящийся понять смысл сказки, должен сказать: пусть то, что вверху откроется, проявится внизу в его сознании. Так звучит просьба об откровении.
В сказке подобная просьба выражена в присказке: избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Это призыв к раскрытию реальности находящейся за стенами избушки. В этой присказке мы видим намек на решительность, твердость намерений героя, обращающегося к избушке уверенным, приказным тоном. Произнести подобное заклинание может только герой, уверенный в своих силах, в правоте своих намерений.
В следующей присказке звучит такая же вера в себя: Сивка - бурка, вещая каурка стань передо мной, как лист перед травой!
Сивка, бурка, каурка - слова, соответствующие цветам. Сивый - белый, бурый - коричневый, каурый – красный. Эти цвета, символизируют тройственную природу коня. Вещий – значит прозревающий, вещающий. Фраза: стань передо мной, как лист перед травой, призывает к спуску в низший план, соответвующий осознанию потока высшей духовной реальности, в котором содержится высший смысл. В природе, лист находится на дереве – выше травы, растущей под деревом.
Процесс синтеза символов происходит только при наличии руководства свыше, призыв к которому выражен в присказках. Как слова - символы, составляющие сказку, синтезируются в смысл сказки, так и смыслы всех сказок синтезируются в единый смысл. Этот процесс символически выражен в присказке: вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Бублики символизируют символы сказки, нить на которую нанизаны бублики, символизирует смысл сказки. Символическими бубликами являются все сказки, нанизанные на единую смысловую нить.
Синтез сказок выражен в трехступенчатом процессе. Первая ступень – объединение сказок в сборник. Эту задачу решили Афанасьев, Шарль Перро, Братья Грим, составители «Тысячи и одной ночи».
Вторая ступень - выделение и классификация основных сказочных сюжетов. Эту задачу решил Пропп В.Я. в работах «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки» и др….
Третьей ступени соответствует настоящий труд.
Трехступенчатый процесс синтеза сказок подобен тройственному заданию, которое получает сказочный герой, выполнение которого позволяет ему получить руку и сердце царевны.
Насколько мы справились с поставленной перед нами задачей – судить читателям и наставникам, поставившим перед нами эту задачу. Заслуга в том, что эта работа была исполнена, принадлежит людям, у которых существовала потребность в ней. Поэтому я выражаю свою благодарность моим духовным соратникам – всем людям, своей духовной жаждой вызвавшим к жизни этот труд.
Потребность в синтезе сказки указывает на то, что увеличилось «число печатей на челах рабов Бога нашего», и приблизилось время «раскрытия книги жизни, в деснице сидящего на престоле, написанной внутри и отвне, запечатанной семью печатями».
Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре
Откровение Иоанна Богослова
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
Откровенте Иоанна Богослова 5:1-2
Процесс синтеза сказок является знаком времен, знаком завершения эволюционного цикла.
Координатная система сказочного пространства
Долго ли коротко ли, близко ли далеко ли, низко ли высоко ли. Эти три фразы присказки в различных сказках употребляются и отдельно, и вместе.
Каждая из трех фраз выражает одну из координат сказочного пространства – времени. Употребление одной из них акцентирует внимание читателя на конкретной координате.
Ехал Иван Царевич долго ли, коротко ли.
Иван Царевич и серый волк
Долго ли, коротко ли шла — башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Финист - Ясный Сокол
Во многих сказках употребляются две из них.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван Царевич в середине ночи до высокой стены.
О молодильных яблоках и живой воде
Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба.
Два Ивана - солдатских сына
Ехал он, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог.
О молодильных яблоках и живой воде
Все три фразы включают внимание читателя в созерцание сказочного пространства – времени.
В этих фразах выражена сказочная теория относительности, восприятие одной из координат невозможно без двух других.
Неопределенность расстояния, выраженная во фразе «близко ли далеко ли», отражающей горизонтальную составляющую пространства, уточняется координатами духовной вертикали, и духовного времени.
Духовное время воспринимается по-разному на каждой ступени иерархической лестнице – духовной вертикали.
Три присказки вместе определяют духовную координату сознания человека, восприятие которым пространства и времени относительно.
Тройственность движения, описанная в сказке этими присказками, соответствует перемещению сознания по трем координатам одновременно. В процессе синтеза сказок в сознании меняется восприятие и пространства и времени.
Горизонтальное движение ума соответствует протяженности, сменяемости одних образов другими, охвату множества образов с духовной высоты вертикали.
Движение ума по вертикали соответствует проникновению в глубину образов, в их смысл, трансформации образов в процессе раскрытия их внутренней сути в сознании.
Движение во времени воспринимается как скорость раскрытия смысла образов, скорости процесса превращения внешней формы – образов, в глубинный смысл.
Ознакомительный фрагмент. Заказать книгу по тел:
095 372 43 33 Игорь Анатольевич
063 453 26 84 Ольга Ивановна
Свидетельство о публикации №218122401439