Мама Валя

    Сегодня 24 декабря 2018 года ей бы исполнилось 95 лет…
    Мама очень женственная, красивая, но в уголках её губ поселились печалинки. Пытаюсь разбудить память и всплывают однообразные картинки:мама на кухне, мама вся мокрая от пота стирает( не было тогда стиральной машинки), мама носит ведрами воду из крана во дворе, мама шьёт себе и нам одежду, мама учится, мама с полными сетками идёт с базара и опять мама на кухне, мама стирает…
    Всё у неё получалось на  пятёрочку!
    Детство. Армавир. Летний жаркий день. Но в нашей опрятной квартире на улице Чичерина деревянные крашеные половицы прохладны и приятны моим босым ногам, разогретым беготнёй по горячим кирпичным тротуарам. Пахнет борщём, котлетками, пирожками. Мама всегда умела вкусно готовить.
    Я родилась не паинькой  и часами носилась по улице вместе с братом за бабочками капустницами, набивая их десятками, мы  складывали бабочек в спичечные коробки и потом с гордостью пересчитывали. Бытовало мнение, что именно эти бабочки, вернее их гусеницы, поедом уничтожают капусту в огородах.
 Но наступало время обеда, и нас звала домой мама. Есть уже хотелось, но после обеда полагался сон-час. Соблюдение режима было очень важным делом в нашей семье. А мы с братом, как все дети, сон-час не любили…
 Нас всегда ждал замечательный обед из трёх блюд и чистая уютная постель. Я ложилась и начинала мечтать о том, что за нашим широким трёхстворчатым шифоньером  есть потайная дверь в сказочную рощу. Там будто бы находился домик с огромным количеством замечательных МОИХ игрушек. Конечно же, он напоминал магазин «Детский мир», но был ещё круче. Постепенно мечта  растворялась во сне.
    Наверное, мечта эта появилась после многократного перечитывания «Золотой ключик или приключения Буратино», где нарисованный камин в каморке папы Карло прикрывал потайную дверцу в замечательную страну. Эту книгу и много других мне купила моя дорогая мама.
    Вечерами, в ожидании папы с работы, она нам читала. Запомнилась повесть "На дальних берегах"о Великой Отечественной войне про разведчика Мехти. Мы с братом Геной просили маму поскорее начинать её читать, потому что очень хотелось знать, что же будет с храбрым Мехти дальше. Читала она замечательно, так, что мы непоседы заслушивались, затаив дыхание.
    Телевизора тогда ещё не было.
    Он появился у нас среди первых жителей маленькой улицы Чичерина. Вот радости то было! К нам приходили первое время соседи. Вежливо спрашивали разрешение посмотреть какие-то телепередачи. Мама очень любила слушать, как пели Георгий Отс, Сергей Лемешев, Нина Бродская, Ирина Бржевская, Эдуард Хиль. Сама она не пела, а только восторженно слушала. Признаться, однажды я очень удивилась, когда мама сумела сыграть на гитаре «Цыганочку». Она заулыбалась: «Это в детстве мы с сестрой Леной научились».
    Мама очень хотела стать врачом. Подала заявление и документы в медицинский институт, как началась «проклятая война» с фашистской Германией. Её маму, Горбаченко (в девичестве Пучкову)Евгению Георгиевну, отправили трудиться на завод в Нижнем Тагиле. В доме остались две юные девочки, две сестрёнки, Валя и Лена. Как же им было тяжело без мамы в такую сложную годину в селе Агинское Саянского района! И голодали и мерзли, бедные.
   И ещё вспоминала мама, как их раскулачивали. Баба Женя была из богатого рода Пучковых. До сих пор, не доезжая до с. Агинское люди называют место Пучковой заимки, Пучков мост. Бабушка рассказывала, что были у них ещё в её детстве табуны лошадей, стада коров, овцы. Но к тому времени, как пришли бабушку с девочками раскулачивать, ничего у них от былого богатства не наблюдалось. Бабу Женю оставил муж Афанасий, который был грамотным, работал счетоводом, завёл в частых командировках вторую семью, и баба Женя одна воспитывала двоих девочек. Она умела трудиться, не покладая рук, наряжала дочек, на зависть кому-то. Пришли раскулачиватели и взять-то нечего. Отняли подушки… А потом те же «доброжелатели» отправили бабушку на военный завод в Нижний Тагил. Как уж ей оттуда удалось домой вернуться, мне не известно. Мечтаю съездить в архив разузнать побольше.
   Прежде в нашей стране мало кто интересовался своим семейным древом. В памяти постепенно  стирались имена дорогих людей. И никто не вспоминал их в своих молитвах. Да и молитв не было вообще. А говорят, что на том свете родственники очень ждут наших молитв. И, если мы о них не будем вспоминать, то кто же вспомнит о нас?
   Верю на своём опыте, что однажды мои дети и дети их детей захотят узнать о своей бабушке, прабабушке и прапрабабушке, моей маме Валентине Афанасьевне Куцай, в девичестве Горбаченко. Ей не пришлось понянчить своих внуков. Она, к великому сожалению, умерла рано, на 54 году жизни. Приключилась с ней страшная болезнь крови: острый лейкоз. Испытывала она неимоверные страдания, которые  изнуряли её организм, но мама была чрезвычайно терпеливым и мужественным человеком.  Изо всех сил старалась она сдерживать стон, чтобы не напугать меня, не потревожить окружающих.


   Всякий раз, когда приходит весна и всё в природе расцветает пышным цветом, я будто ощущаю твоё присутствие, мама.  Мне  вспоминаются наши прогулки, твоё восхищение, гимн каждому листочку, каждой травинке и эти слова из детской сказки, что ты читала нам с братом, произнесённые с потаенной горечью:
"Как жаль, что человеческая жизнь коротка, как у мышки хвостик"...
  Понимала мама, что недолго ей ещё оставалось быть со мной. 
               


Рецензии