Учитель. Глава седьмая
немолод, но тянул свою педагогическую лямку до последнего ученика в школе. И
наступил момент, когда школа прекратила своё существование как учебное
заведение. Всё, что было ценного и нужного, куда-то кто-то вывез, навесили на
двери замок и оставили школу умирать тихой, медленной смертью... Уехали и
все учителя из общежития. Учитель остался один в этом холодном, пустом здании
в своей маленькой комнатке с одним окном на школьный сад. В деревне, где
некогда было более ста дворов, осталось только около десяти домов, где ещё
теплилась жизнь, где ещё существовали люди.Но и они были уже в преклонном
возрасте, тем более, больны и немощны. Вымерла деревня в течение нескольких
лет разора. Не горланили побудку петухи, не мычали коровы, не хрюкали свиньи,
не блеяли овцы, не слышно было гортанного клика гусей, не кудахтали куры,
извещавшие всю округу о снесённом яйце, не дымились трубы покинутых домов.
Зарастали поля и огороды, дичали сады, превращаясь в заброшенные кладбища.
Беда, как говорится, не приходит одна. Болезни, словно почувствовав слабость
и бессилие одинокого человека, как те сорняки,быстро захватывали всё новые и
новые участки организма, лишая Учителя возможности ходить, слышать, видеть.
За старым Учителем присматривала пожилая женщина, жившая неподалёку от
школы,где в добрые времена она работала библиотекарем. Сама больная, она
ежедневно приходила к Учителю, топила на ночь печку, приносила воды, готовила
ему поесть, убиралась в комнатке, стирала бельё. Она не брала с него никаких
денег по уходу, хотя Учитель настойчиво просил её об этом. Женщина не могла
брать плату за услуги с человека, который учил её детей. Два её сына, после
окончания школы,ещё до развала, поступили учиться в институты. Один стал
врачом, другой - военным лётчиком.Поэтому женщина ухаживала за Учителем из
чувства благодарности и признательности. Она помнила то время, когда он
работал в школе, видела и знала, как Учитель отдавал всего себя детям, как
тревожился и помогал каждому ученику стать хорошим настоящим человеком. Да,
роль этого Учителя была очень велика в формировании и становлении душ
детских, за что все жители деревни и всей округи с уважением и почтением
относились к нему всегда и благодарили за детей своих. Навещал Учителя и
бывший завхоз школы, тоже уже старый и больной, который не уехал из деревни,
хотя возможность для этого у него была. Он не смог покинуть отчий дом, землю
предков. Завхоз приходил к Учителю,приносил скромные гостинцы, долго
беседовал с ним о жизни, о причинах такого состояния, в котором они
оказались. Но самым страшным стало для Учителя то, когда у него отказали
ноги, и он не смог уже свободно передвигаться. Жизнь колясочника угнетала
его, он никак не мог смириться с тем, что стал совсем немощен и беспомощен.
Свидетельство о публикации №218122401531