Учитель. Глава седьмая

    Учителю же ехать было некуда да и не к кому. Был он в это время уже

немолод, но тянул свою педагогическую лямку до последнего ученика в школе. И

наступил момент, когда школа прекратила своё существование как учебное

заведение. Всё, что было ценного и нужного, куда-то кто-то вывез, навесили на

двери замок и оставили школу умирать тихой, медленной смертью... Уехали  и

все учителя из общежития. Учитель остался один в этом холодном, пустом здании

в своей маленькой комнатке с одним окном на школьный сад. В деревне, где

некогда было более ста дворов, осталось только около десяти домов, где ещё

теплилась жизнь, где  ещё существовали люди.Но и они были уже в преклонном

возрасте, тем более, больны и немощны. Вымерла деревня в течение нескольких

лет разора. Не горланили побудку петухи, не мычали коровы, не хрюкали свиньи,

не блеяли овцы, не слышно было гортанного клика гусей, не кудахтали куры,

извещавшие всю округу о снесённом яйце, не дымились трубы покинутых домов.

Зарастали поля и огороды, дичали сады, превращаясь в заброшенные кладбища.

Беда, как говорится, не приходит одна. Болезни, словно почувствовав слабость

и бессилие одинокого человека, как те сорняки,быстро захватывали всё новые и

новые участки организма, лишая Учителя возможности ходить, слышать, видеть.

За старым Учителем присматривала пожилая женщина, жившая неподалёку от

школы,где в добрые времена она  работала библиотекарем. Сама больная, она

ежедневно приходила к Учителю, топила на ночь печку, приносила воды, готовила

ему поесть, убиралась в комнатке, стирала бельё. Она не брала с него никаких

денег по уходу, хотя Учитель настойчиво просил её об этом. Женщина не могла

брать плату за услуги с человека, который учил её детей. Два её сына, после

окончания школы,ещё до развала, поступили учиться в институты. Один стал

врачом, другой - военным лётчиком.Поэтому женщина ухаживала за Учителем из

чувства благодарности и признательности. Она помнила то время, когда он

работал в школе, видела и знала, как Учитель отдавал всего себя детям, как

тревожился и помогал каждому ученику стать хорошим настоящим человеком. Да,

роль этого Учителя была очень велика в формировании и становлении  душ

детских, за что все жители деревни и всей округи с уважением и почтением

относились к нему всегда и благодарили за детей своих. Навещал Учителя и

бывший завхоз школы, тоже уже старый и больной, который не уехал из деревни,

хотя возможность для этого у него была. Он не смог покинуть отчий дом, землю

предков. Завхоз приходил к Учителю,приносил скромные гостинцы, долго

беседовал с ним о жизни, о причинах такого состояния, в котором они

оказались. Но самым страшным стало для Учителя то, когда у него отказали

ноги, и он не смог уже свободно передвигаться. Жизнь колясочника угнетала

его, он никак не мог смириться с тем, что стал совсем немощен и беспомощен.


Рецензии