Звезда из колодца
Доклад о прочтении произведения Томаса Манна «Иосиф и его Братья»
Паскевич Андрей Михайлович – духов-ный наставник, писатель, астролог, худож-ник. Тема творчества автора – духовное преображение человека, вступившего на путь просветления, преображение челове-чества, избравшего путь духовной реализа-ции.
Как человек может узнать свое Духовное имя? Имя человека зву-чит в его мыслях, действиях, поступках, целях, стремлениях, как от-ветах на обращение к человеку жизни. Внешний мир общается с сущ-ностью человека, его внутренним миром особенным индивидуаль-ным образом, соответствующим имени человеческого Духа.
Это имя непросто услышать, сформулировать, написать. Чтобы увидеть сущность человека, необходимо обнажить ее, одетую в одежды личностей, мировоззрений, событий, жизней.
Предисловие
Предисловие к книге автор пишет обычно на заверша-ющем этапе работы, когда готовит книгу к изданию – встрече с читателем. Предисловие является напутствием для читателя и выводом для автора. Почему книга названа звездой из колодца? Колодец в астрологии символизирует Южный лунный узел, точку гороскопа, указывающую на опыт, прожитый человеком в его предыдущих воплощени-ях. Из колодца нашей памяти мы утоляем духовную жажду постоянно ускользающего настоящего.
Прошлое - это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?
Так будет вернее даже в том случае и, может быть, как раз в том случае, если речь идет о прошлом всего только че-ловека, о том загадочном бытии, в которое входит и наша собственная, полная естественных радостей и сверхъесте-ственных горестей жизнь, о бытии, тайна которого, являясь, что вполне понятно, альфой и омегой всех наших речей и во-просов, делает нашу речь такой пылкой и сбивчивой, а наши вопросы такими настойчивыми.
…
Колодец человеческой истории показывает всю свою глубину, неизмеримую глубину - вернее, бездонность, к кото-рой уже не подходит понятие глубины или темноты, а подхо-дит, наоборот, представление о высоте и о свете, - о светлой высоте, откуда и произошло падение, история которого неразрывно связана с памятью нашей души о саде блажен-ства.
Манн Томас. Иосиф и его братья (Пролог)
Только из глубины колодца, символически в астроло-гии выраженного Южным лунным узлом, видна путеводная звезда, олицетворением которой является Северный лун-ный узел гороскопа. В Евангельской истории волхвы, иду-щие на встречу с рожденным Иисусом по путеводной звез-де, символизируют три аспекта подсознательного опыта, три аспекта мудрости, устремленные к встрече с Истинным Я человека, рожденным в результате синтеза и осознания опыта, накопленного им во всех своих предыдущих вопло-щениях.
Яма была глубока, и о том, чтобы вернуться из нее назад в жизнь, предшествовавшую падению в эти глубины, нечего было и думать; столь же нелепо было бы думать, что вечер-няя звезда может вернуться из бездны, куда она закатилась, или что тень может сойти с черной луны, отчего та снова станет вдруг полной. Но представление о смерти звезды, о затемненье и о закате сына, чьим жилищем становится пре-исподняя, включало в себя представление о восходе, о новом сиянье и воскресении; и, поэтому, естественно, надежда Иосифа на жизнь получала оправданье и перерастала в веру.
…
Скажи, Иштар - это утренняя звезда?
- Да, и вечерняя.
- Значит, она и то и другое. А на одном камне я прочитал о ней: "Вечером женщина, утром мужчина". Как же тут сотво-ришь кумир? И какое тут слово употребишь, - "он" или "она", чтобы не погрешить против правды? Я видел кумир - бога во-ды, которая орошает поля Египта, и одна грудь у него была женская, а другая - мужская. Таммуз, возможно, был девой и стал юношей только в силу своей смерти.
- Разве смерть способна изменить пол?
Манн Томас. Юный Иосиф (Иосиф и его братья, книга 2)
Вечерней звездой моего гороскопа является заходящая Венера, управитель моего гороскопа, асцендент которого находится в Весах. В момент моего рождения Венера нахо-дится на границе восьмого дома моего гороскопа. Но, в этот же момент, на границе первого дома моего гороскопа нахо-дится Прозерпина. Восходящая Прозерпина является утренней звездой моего гороскопа, в котором символиче-ски выражена проживаемая мною в настоящем воплощении мистерия спуска и восхождения, смерти и воскрешения.
Если во время дирекции оппозиции Плутон-Меркурий по Лунным Узлам в моей карте я читаю описанную Тома-сом Манном историю об Иосифе и его братьях, можно предположить, что моя жизнь и на событийном и на мифо-логическом планах подобна жизни Иосифа, в которой так-же выражена мистерия Прозерпины. Если в настоящем во-площении я проживаю мистерию Иосифа, значит, я ее проживал во всех предыдущих воплощениях. История Иосифа – это история примирителя, переводчика – мерку-рианца, посредника между низом и верхом, бездной и небе-сами. Это история человека, посвященного небесами и без-дной. Таким человеком является Томас Манн, ожививший историю Иосифа, спустившись в бездну прошлого и под-нявшись из нее, облачив скрытую там память в текст кни-ги. Но, раньше, чем с Томасом Манном, в настоящем во-площении я встретился с меркурианцем - Нострадамусом, в своих пророчествах описавшим символическим языком астрологическую карту смены эволюционных эпох. Мерку-рианцем – толкователем текстов является Ориген, цитаты которого из книги «О том, как следует читать священные писания», я использовал в книге «Анализ истории эпохи Рыб». Я мог бы перечислить имена многих известных авто-ров, при встрече с трудами которых я испытывал удоволь-ствие общения с близкими мне по Духу людьми.
Этот список будет не малым. Но это неверный путь. Человеку не следует искать, кем он был в прошлой жизни. Важнее узнать, кем он является в настоящей жизни, для то-го чтобы приблизиться к высшей самоидентификации – осознанию своего Истинного Я – своей Духовной сущности – Звезды, которая из глубины колодца нашего подсознания освещает нам путь к себе Настоящему.
Я не утверждаю, что эти известные люди, являются моими прошлыми воплощениями, но к индивидуальности моей Божественной монады они имеют прямое отношение, они созвучны мне, они прожили историю Иосифа.
Моих воплощений намного больше. Это люди, в боль-шей степени малоизвестные современности, но прожившие мистерию Иосифа. Это люди, оживляемые мной в моем настоящем воплощении. Этот процесс символически вы-ражен оживлением мертвых Иисусом, спустившимся в ад после распятия, и поднявшимся из ада вместе с ними.
Тема прошлых воплощений ярко выражена в симво-лизме волшебных сказок. В сказке «Волшебный ящик», встреча парня с мужчинами и женщинами в подземном царстве символизирует процесс вспоминания человеком своих прошлых воплощений, которым соответствуют люди, встреченные в подземном царстве. Наградой для человека, встретившегося с личностями своих прошлых воплощений, являются чудесные возможности, символом которых явля-ется лежащий в третьей комнате на троне волшебный ящик, воспользоваться которым герой сказки может только после того, как поднимает всех встреченных людей наверх. Процесс поднятия всех людей наверх символизирует син-тез опыта всех воплощений, в результате которого человек обретает большие возможности, выраженные в исполнении любых желаний двенадцатью (двадцатью четырьмя, трид-цатью) молодцами из ящика.
В сказке «Хитрая наука» отец должен узнать сына, от-данного в ученики колдуну из двенадцати или тридцати других молодцев. Двенадцать молодцев, способных тво-рить чудеса в сказке «Вещий сон», символизируют накоп-ленный в двенадцати фазах цикла опыт, который наделяет человека огромной силой. Двенадцать, двадцать четыре, тридцать - числа, указывающие на полноту опыта, накоп-ленного в эволюционном цикле. Встреча сказочного героя с волшебным помощником, выраженным определенным чис-лом молодцев символизирует встречу человека с личностя-ми своих предыдущих воплощений, накопившими опыт, к анализу и синтезу которого человек приступает в заверша-ющей фазе цикла.
Тридцать молодцев из волшебного ящика в сказке «Волшебный ящик», тридцать учеников колдуна сказки «Хитрая наука» – это условное число, соответствующее 30 градусам зодиакального знака. В моем случае – Водолея, в 29-ом градусе которого находится Луна, символизирующая опыт моих воплощений, условно соответствующих одному из градусов. Из тридцати образов себя, с которыми я встре-чаюсь в различных своих воплощениях, я должен узнать себя настоящего, выраженного моей путеводной звездой.
Личности моих воплощений оживляются в прямом, и в переносном смысле. Если я пишу об Иосифе, о Томасе Манне, о Нострадамусе, об Оригене и других авторах про-шлого, не является ли воспоминания о них их оживлением в моем сознании и, следовательно, в моем настоящем во-площении? В своих книгах в настоящем воплощении я оживляю личности своих предыдущих воплощений, лично-сти, работавшие каждая в своем воплощении над одной из тем книг, издаваемых мной в настоящей жизни.
И потому «Звездой из колодца» можно назвать не только доклад о прочтении романа тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья» но и другие книги, над кото-рыми я работал в период с 4.08.2015 по 4.08.2016г. Это «Драгоценная жемчужина» - книга, которая посвящена фи-лософскому и эзотерическому толкованию Евангелия, это книга «Живая вода и молодильные яблоки», которая по-священа философскому и эзотерическому толкованию волшебных сказок, это книга «Во сне и на яву» посвящен-ная толкованию сновидений, которые видели ученики нашей школы на протяжении этого периода времени.
Что же это за период времени с 4.08.2015 по 4.08.2016г.? Это период моего погружения в колодец памя-ти.
Транзитный Уран вошел в градус натального Солнца моего гороскопа 11.03.2015 года в день рождения моей до-чери Юли. Чудесное совпадение – сказал бы я, если бы не знал, что случайностей не бывает. Это событие, соответ-ствует зрелости любого человека, но оценить значение это-го события в жизни человека – привилегия астролога. Уран планета, открытая человечеством в 1781 году в период ис-тории известный нам революционными событиями, изме-нившими сознание человечества.
Декларация независимости США (1776.07.04), Декла-рация прав и свобод человека и гражданина во Франции (1789.26.08) и Конституция США 1787г. Это события, зна-менующие процесс самоидентификации не только отдель-ных людей и народов, но и всего человечества. И потому вхождение Урана в пятнадцатый градус Овна – градус мое-го натального Солнца, олицетворяющего мою индивиду-альность, соответствует революционным процессам, про-исходящим в моей индивидуальности, результатом которых является самоидентификация – моя встреча с собой истин-ным.
В период прохождения Урана по натальному Солнцу гороскопа человек формирует индивидуальную деклара-цию независимости и индивидуальную конституцию. Это декларация и конституция вселенной, которой является че-ловек. Даже если эта вселенная размером с деревню или деревенский дворик, для осуществления своей свободы и независимости она нуждается в конституции, характери-зующей самобытные особенности ее индивидуальности, выражающие тональности ее взаимоотношений с окружа-ющим космосом или другими дворами деревни.
Для написания духовного портрета индивидуальности необходимо приготовление красок - анализ и синтез опыта наколенного в прошлом, необходимо погружение в колодец памяти, из глубины которого видна путеводная звезда ин-дивидуальности. Этому погружению соответствует вхож-дение дирекционного Плутона в градус Южного лунного узла моего гороскопа в период с 4.08.2015г. по 4.08.2016.
Если анализу памяти и опыта, накопленного в про-шлом символически соответствует погружение в колодец памяти астрологически выраженное вхождением дирекци-онного Плутона в Южный узел моего гороскопа, то синте-зу, осознанию этого опыта символически соответствует подъем из колодца астрологически выраженный вхождени-ем дирекционного Меркурия в градус Северного узла горо-скопа, олицетворяющего эволюционную цель человека в настоящем воплощении.
Этот период с 30.03.2016 по 30.03.2017г. соответствует сорок девятому году моего настоящего воплощения. В этот период написаны четыре книги, определенное количество живописных и графических картин, а также сделано мно-жество фотохудожественных работ.
Завершение сорок девятого года астрологически соот-ветствует возвращению Хирона, символически изображае-мому в гороскопе в виде ключа. Возвращением называется завершение планетой своего цикла. Через 50 лет с момента моего рождения Хирон возвращается в исходное положе-ние. Происходит это 6.04 2017г., на следующий день после моего рождения. Почему Хирон изображается в виде клю-ча? Что открывает этот ключ? Из сказочного символизма мы можем вспомнить золотой ключик, которым Буратино открывает потайную дверь в коморке папы Карло. Бурати-но символ не настоящего человека – деревянной куклы. Не значит ли это, что до 50 лет человек подобен кукле, пыта-ющейся отыскать ключ, похищенный Дуремаром, ловцом пиявок и прислужником Карабаса-Барабаса. Ключ от амба-ра с сокровищами и чуланом, в котором висит волшебное платье Елены Премудрой, дает Ивану старичок - отец его невесты в сказке «Иван Бесталанный».
Ключ от амбара в сказке «Иван Бесталанный» анало-гичен заклинанию «Сим, сим откройся», открывающему пещеру в сказке «Алибаба и сорок разбойников»; заклина-нию «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» в сказке «Сивка - бурка»; заклинанию Емели: «По щучьему велению, по моему хотению»; закли-нанию «Избушка, избушка, встань по-старому, как мать поставила, ко мне передом к лесу задом» в сказке «Царевна - лягушка».
Символом ключа, открывающего кувшин с Ифитом, в восточной сказке «О рыбаке», являются три истории, рас-сказанные рыбаком Ифриту, грозящемуся убить рыбака, после того как он выпустит Ифрита из кувшина.
Амбар, пещера, избушка Бабы Яги, кувшин - символы подсознания человека. Вход в подсознание человека от-крывается только в том случае, если человек знает для чего ему нужно попасть в подсознание, если его желание соот-ветствует цели эволюции – Великому Деланию.
Баба Яга, задавая герою сказки вопрос: «ты от дела лытаешь или дело пытаешь», получает от него правильный ответ, выражающий цель процесса Великого Делания – «Ищу невесту свою». Результат этого процесса выражен в сказочной свадьбе, символизирующей единение Духа с Душой – Божественной Монадой.
Делом сказочного героя, символа духовного ума, явля-ется трансформация относительной индивидуальности че-ловека – в его абсолютную индивидуальность. Для осу-ществления этого дела человеку необходим весь опыт, хра-нящийся в его подсознании. Символизирующий зрелость духовного ума ответ героя сказки Бабе Яге является клю-чом, поворачивающим избушку.
Можем ли мы назвать символической избушкой на курьих ножках гороскоп – астрологическую карту? Мой взгляд на мою карту подобен взгляду Ивана Царевича на Избушку на курьих ножках. Поворот избушки к лесу задом, а к сказочному герою передом соответствует дирекцион-ному проворачиванию гороскопа на 50 градусов, соответ-ствующих 50-ти годам моей жизни. Это проворачивание гороскопа подобно проворачиванию ключа в замке, где замком – символом тайны, является гороскоп, а ключом символом открытия замка является угол в 50 градусов, со-ответствующий циклу Хирона и септилю – аспекту пере-ключения на новый уровень, аспекту, открывающему но-вую дверь, в реальности человека. Щелчок механизма зам-ка, соответствующий открытию двери, происходит при совпадении оси оппозиции Плутон – Меркурий моего горо-скопа с осью лунных узлов при дирекционном проворачи-вании его на 50 градусов. 05.03.2017г.
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Ин. 10:9
В эти минуты высшей осознанности я начинаю пони-мать значение оппозиции Меркурия и Плутона – основного аспекта моего гороскопа, который подобно ключу, откры-вающему Тайную дверь, в дирекциях провернувшись к со-единению с линией Лунных Узлов, соединяет бездну, вы-раженную Южным Узлом, с небесами, выраженными Се-верным Узлом.
Этот аспект – символический ключ, разрешающий противоречие имени Истинной Индивидуальности в Царствии Небесном (Меркурий на Северном Узле) и бези-менности легиона личностей – в царстве бездны (Плутон на Южном Узле).
Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связа-но на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разреше-но на небесах.
Мф.16:18-19
Осознание мифическое, мистериальное (Меркурий на Северном Узле) исторических трансформаций (Плутон на Южном Узле), открывает дверь в новую реальность для че-ловека, благословляемого синтезом – воскрешением небес (Меркурий на Северном Узле) и анализом - распятием, без-дны (Плутон на Южном Узле).
Посредник между Богами – Меркурий, соединяется с Плутоном, Аидом – царем подземного царства - подсозна-ния Бога, мира видимой нами реальности, мира сна Божье-го. Мир, в котором нам кажется, что мы бодрствуем, явля-ется миром, в котором Бог спит. Но, разве Бог может спать?
Если человек сотворен по образу и подобию, значит и Бог спит, но сон и бодрствование у Бога одновременны, со-единены, а у человека последовательны, разделены. В че-ловеке Бог спит, а за пределами человека бодрствует. Чело-век и Бог – единство, которое разделено временем. Состав-ляющие это единство стремятся друг к другу – Бог из без-временья устремлен к человеку, человек из времени устремлен к Богу. Бог во времени становится человеком, а человек за пределами времени - Богом. На самом деле, Бог не спит и не бодрствует: Он присутствует одновременно за пределами мифа, в мифе, в осуществлении мифа в мисте-рии - событийной реальности мира. На самом деле, и чело-век присутствует одновременно за пределами мифа, в мифе и в осуществлении мифа в мистерии - событийной реально-сти мира. Но во всех этих реальностях человек спит, и чем иерархически выше реальность, тем крепче в ней сон чело-века, тем ниже в ней степень осознания человеком себя.
Подобно тому, как уменьшается степень осознания Бо-гом себя на низших ступеньках лестницы эволюции, уменьшается степень осознания человеком себя на высших ступенях этой лестницы.
Мир, в котором мы живем, я называю Подсознанием Бога, а проживаемую нами событийную реальность я назы-ваю сном Бога, т.к. в ней все расчленено, все спутано, по-добно тому, как индивидуальная история каждого человека расчленена и спутана в подсознании человека и пребывает в этом состоянии до определенного момента эволюции. Точно также, спутанность и расчлененность мировой исто-рии присутствует во сне, подсознании Бога до определен-ного момента эволюции, момента пробуждения человека в Боге, - в безвременье, момента пробуждения Бога в челове-ке – во времени.
Мистерия осуществляется Богом в его творении – че-ловеке, который пробуждаясь от сна Бога, поднимаясь из подсознания Бога, поднимается из событийной расчленен-ной, спутанной реальности в целостную реальность мисте-рии, а затем в реальность мифа, подобно тому, как расчле-ненное тело сказочного героя приобретает целостность по-сле окропления мертвой водой, и оживает после окропле-ния живой водой.
В человеке из подсознания, из состояния сна пробуж-дается Бог, который стал человеком, когда в этот сон по-грузился - в этом выражен акт творения человека, который, в то же время, является актом самосотворения, самообнов-ления Бога в человеке и через человека.
Что о Боге и человеке говорит Томас Манн, вернее, что о Боге и человеке говорит Томас Манн устами Иосифа.
То-то и оно, думал про себя Иосиф, что все делает бог, а испытывать из-за этого угрызения совести дано нам, и мы оказываемся перед ним виноваты, потому что берем на себя вину ради него. Человек берет на себя вину бога, и было бы только справедливо, если бы бог однажды решился взять на себя нашу вину. Как он, священно чуждый вины, сделает это, неясно. По-моему, ему пришлось бы стать просто-напросто человеком для этого.
Иосиф в Египте (Иосиф и его братья, книга 3)
Томас Манн рассуждает о сотрудничестве, о взаимо-действии Бога и Человека.
Бог отцов Иосифа был духовным богом, по крайней мере по той цели своего становления, ради которой он заключил союз с человеком; и, соединив свою волю к освящению с че-ловеческой волей, он никогда не имел дела ни с преиспод-ней, ни со смертью, ни с каким-либо безрассудством, гнездя-щимся в темной области плодородия. Благодаря человеку он понял, что все это ему отвратительно, а человек, в свою оче-редь, понял это благодаря ему.
Иосиф в Египте (Иосиф и его братья, книга 3)
Томас Манн называет человека зеркалом, сотворенным Богом для самопознания
Как не посмеяться над такой шуткой? Именно создание, всех более, если угодно, походившее на создателя, принесло с собой зло. По совету Семаила, Бог сотворил себе зеркало, которое не льстило, вот уж не льстило ему, и которое он по-том не раз, в смущенье и досаде, собирался разбить вдре-безги, но, все же, так и не разбивал — потому, наверно, что не мог заставить себя вновь погрузить в небытие то, что од-нажды, как-никак, сотворил, и потому, видимо, что промахи были ему дороже удач; и еще потому, может быть, что не хо-тел признать окончательности своей неудачи, если дело шло о чем-то созданном Им до такой степени по Собственному подобию; и, наконец, потому, наверно, что зеркало — это средство самопознания, и на примере одного из сынов чело-веческих, некоего Авирама или Авраама, Он увидел, что дву-смысленное это творение сознает себя средством самопо-знания Бога.
Иосиф-кормилец (Иосиф и его братья, книга 4)
Самообновление Бога есть постоянное дыхание выс-шей осознанности, называемое в индийской философии сменяющими друг друга циклами Пралайи и Манвантары, периодами выдыхания материальной жизни изо рта бес-предельности, вечной потенциальности и обратного вдыха-ния мира форм и явлений, миром принципов и идей непро-явленных.
Выдохом Бога, находящегося за пределами времени в мир времени является первая часть эволюционного цикла (ибо у Вневременного Бога не может быть дыхания), вдо-хом – вторая часть эволюционного цикла, выдохом – спуск мифа в реальность событийную, а вдохом – подъем мифа из событийной реальности, узнавание и осознание мифа в ми-стерии прожитой реальности. Бог находится за пределами дыхания временем, подобно тому, как человек находится за пределами дыхания воздухом. Человек способен наблюдать за своим дыханием и явлениями, происходящими с ним. Бог в безвременье и Бог во времени - двойственность, про-являющаяся и разрешающаяся в человеке.
— Так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Мф.24:39-41
Эта двойственность верха и низа, духовного и матери-ального, прошлого и будущего астрологически выражена в оппозиции Меркурий-Плутон моего гороскопа, символизи-рующей противоречие событий моей жизни и мифологиче-ских сюжетов, осуществляющихся в ней.
Это противоречие, разрешается при дирекционном проворачивании этого аспекта до соединения его с Осью Лунных Узлов в 48 лет моего настоящего воплощения. Раз-решение противоречия моего мифа и событийной реально-сти, проживаемой мною, происходит в соединяющей, свя-зывающей миф и реальность мистерии, в которой воплоща-ется и мифический сюжет, и проживаемая реальность.
Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перст-ного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, бра-тия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при по-следней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетлен-ными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечь-ся в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Ко-гда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие об-лечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: по-глощена смерть победою.
Первое послание к Коринфянам 15:47-54
Эту мистерию человек должен распознать в событий-ной реальности своей индивидуальной истории, и в собы-тийной реальности мировой истории. В этой мистерии он найдет себя и во времени бесконечно удаленном по обе стороны настоящего, и в безвременьи, возвышающемся над каждым фрагментом времени. В этой мистерии себя найдет Бог и во времени бесконечно удаленном по обе стороны настоящего, и в безвременьи, возвышающемся над любым фрагментом времени. И когда это случится с кем встре-титься человек? С Богом? С кем встретиться Бог? С чело-веком?
Томас Манн называет человека орудием самопознания Бо-га.
Но, с другой стороны, и именно в связи с только что ска-занным, общее свойство человеков быть орудием самопо-знания Бога получило у этого племени особую остроту. Бес-покойное стремление установить природу Бога было врож-денной его чертой; с самого начала в нем жил росток пони-мания потусторонности, вседействительности, духовности Творца, благодаря чему Он был пространством мира, а мир не был Его пространством (точно так же как рассказчик явля-ется пространством истории, а история не является про-странством рассказчика, в силу чего тот волен ее разбирать) — жизнеспособный росток, которому суждено было со вре-менем, ценой великих усилий, развиться в полное познание истинной природы Бога.
Иосиф-кормилец (Иосиф и его братья, книга 4)
Ознакомительный фрагмент
Свидетельство о публикации №218122401582