Не конец истории

Расслабьтесь, история продолжается. Фукуяма разрешил. Да мало того – в недавнем интервью «New Statesman» заговорил об (относительной) актуальности социализма и даже признал (частичную) правоту Маркса. Но всё равно: это как если бы Папа римский urbi et orbi усомнился в бытии божьем; как если бы Навальный попросил партбилет ЕдРо; как… в общем, говоря словами модного интернет-мема, «вот это поворот!»

Любителям мемов и нелюбителям чтения напомним, что речь идет об американском политологе Фрэнсисе Фукуяме, который в 1992 году пустил в оборот сакраментальный лозунг «конец истории», возвестив, что либеральный капитализм есть высшая точка развития и идеальная форма существования человеческой цивилизации. Достигнув этого состояния, род людской отыскал абсолютную истину, выполнил свое назначение, и впредь будет существовать в неисторической реальности ныне, и присно, и вовеки веков, аминь.

Показательно, что в подобных конструктах либеральная мысль то и дело выдает свою предельную телеологичность – гораздо большую, чем у марксистов, которых она же беспрестанно упрекает в идеологизированном стремлении изнасиловать самое жизнь холодными механическими построениями. А что такое эти самые жизнь, природа и естественный ход вещей – определять предполагается исключительно по либеральным же лекалам: рыночный капитализм «естественен» по природе, а рабство или первобытный коммунизм почему-то нет, хотя они постарше да позаслуженней будут.

Лозунг Фукуямы действительно обозначил высшую точку… претензий либерального идеализма, и не только потому что наиболее беззастенчиво возвел идеологическую формулу в ранг исторического закона – но и потому что Фукуяма верно отметил момент, когда либеральный капитализм мог торжествовать наивысшую победу.

«Конец истории» стал победным кличем над трупом поверженного колосса. Мировая экономика находилась на подъеме, на востоке лежали гигантские неосвоенные рынки бывших соцстран – только хапай! Не одним либеральным политологам, но и миллионам людей по всей планете казалось, будто человечество впрямь ступило в сады Эдема.

Но тут, как всегда, мертвый схватил живого. «Как всегда» – потому что это было закономерным следствием идеалистической слепоты либеральных аналитиков, подменявших анализ исторической конкретности голой схемой. Единственный доступный им прогностический метод – лобовая экстраполяция в будущее любых сегодняшних тенденций. Предвидеть какой бы то ни было серьезный поворот социоэкономических обстоятельств они никогда не могли и никогда не смогут.

Пользуясь метафорой Оруэлла (высказанной по другому поводу), человечество, подрубив сук «реального социализма», вместо мягкой травки рухнуло в выгребную яму, затянутую колючей проволокой. К началу 2010-х годов и до слепоглухих дошло, что обетованный рай вовсе не вытанцовывается, а планета всё сильней напоминает его противоположность. И вот ведь чудо! – когда реальность экологического и экономического кризиса, войн, неравенства, угнетения и отчуждения утвердилась всерьез и надолго – логика поиска альтернативы привела «аналитиков»… да-да, к стократ «опровергнутому», «устаревшему», отмененному и заклейменному Марксу. Насколько верно понятому – другой вопрос.

Никто не ждет будто «эксперты и аналитики» взойдут на пролетарскую баррикаду – ни-ни! – все призывы новоявленных «социалистов» сводятся к робким пожеланиям «более справедливого» перераспределения доходов. Но это и понятно. Важно, что Фукуяма и ему подобные против воли наглядно демонстрируют актуальность той политической программы, на чьей могиле они плясали четверть века назад. Как ни оговаривайся, как ни зарекайся – они не могут найти для надежды человечества другого имени кроме слова «социализм».

Когда-то, в безвозвратном прошлом, они заклинали: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Мгновение не удостоило их ответом. История не нуждается в чьих бы то ни было санкциях на продолжение… и политологи, как прежде, запинаясь и упираясь, поплелись в её хвосте.


Рецензии