Снежень, тихая вода. Последний бой Ларины

Главапятая.Последнийбой,Ларины.

Прошло, три месяца. Как, родился Тангат. Теперь Ларина. Жила, в шатре, у, Додры. Друг его, Богул. Стал часто, его, навещать. Он, женился давно. На, Зафире. И, у них, уже. Подрастала, шустрая девочка. По, имени Алия. Пока, Зафира, с, Лариной. Занимались, домашними делами, и, беседовали. Алия, нянчила, Тангата.


Они нашли, общий, язык. И, играли. На шкуре, в, углу, самодельными, игрушками. Алия, так привыкла, к, Тангату. Что, везде. Его, таскала, на, спине. Ларина ей. Говорила «Алия , милая. Он же, тяжелый. Не, таскай, его. 


Ларина, с, Зафирой, часто сидели. В, тени, фруктового, дерева. Рядом же, баловались, их дети, на, платке, Ларины. Додра, начал, заниматься охотой. И, собиранием, лекарственных, растений. Сейчас он, семейный, человек. И, все мысли, его, были, в, заботе, о семье. Он теперь, часто, навешал шатер, тёши. И он, приносил им, мясо, или, убитую дичь. Аглая, просила Ларину, приносить ей, Тангата. Она, очень любила, своего внука. И, она баловала, его, разными, вкусными, вещами. Она, была счастлива. И это, нравилось, Омару.


Так, за, ежедневными делами. Жили спокойно, жители племени, два, года. Однажды, пришла беда, в, племя. Старый вождь, Абай, умер. Не, выдержало сердце, у, старого вождя. Пришлось, собирать, всё племя. И, Таир, спросил, людей. Он,  сказал «Мне жаль. Что, вождь Абай, умер. Мы, похороним его, с, большим, почётом. Но надо, жить, дальше. Нужно, выбрать, нового вождя. Люди. Кто, по, вашему мнению. Этого, заслуживает. Говорите».

 
Люди долго, спорили. Одни, предлагали, Булата. Другие, Давлета. Вышел, перед людьми, и, Булат.  Он, сказал «Уважаемые, собратья. Вы, знаете меня, как, опытного охотника. И, сильного воина. Но я, хочу, предложить вам, Богула. Он тоже, сильный воин. И, охотник, не, хуже меня.


Но, сам Абай. Когда то, обратил, на него, внимание. Да и, наш, шаман Таир. Из него. Не смог, сделать, своего, ученика. Но он, увидел, в нём, лидера. Я, снимаю, свою кандидатуру, за, него. Я, не жалею, что так, поступил. Но, мне, кажется. Что, это, будет благом, для, племени. Вы, как, люди. Согласны, со мною?»


Люди, его услышали. И, поднялся гул, ободрения. Таир, сказал «Люди.  Вы согласны. Что Богул. Стал, нашим, вождём?» Люди ответили хором «Шаман, мы, согласны, с, тобой. Богул, достоин, этого поста».


Таир, сказал «Пусть, выскажется, тот человек. Кто, не согласен, с людьми. Он же, пусть скажет. Почему, он, против него?» Люди, долго шумели. И, никто, не, вышел. Таир, поднял руки. И, сказал «Тихо, люди. Значит, решено. Богул. Выйди, перед людьми. И, скажи, своё, слово».


Богул вышел, вперед. И, поклонился, людям. Он, сказал «Я, благодарю вас. За, ваше доверие, ко, мне. Я, клянусь, перед вами. Служить племени, не, ради, выгоды. И, если я. Буду ошибаться. То, скажите мне, честно, об, этом. Ваш шаман. Будет рядом, с вами. И, он, будет следить, за, мною. Я, ещё раз, благодарю вас. И, первое. Что я, сделаю, и, прикажу, вам. Так это. Провести погребение, мудрого Абая. По, всем, обычаям. Он, для меня. Был, мудрым учителем. 


Через, два дня. Люди племени, прощались, с, вождём Абаем. Таир, облачённый, в, наряд, шамана. Танцевал, поминальный танец. Люди, оплакивали, вождя. Он лежал, на, погребальном костре. Облачённый, в, одежды, вождя. Богул, стоял рядом, с, Зафирой. Он был, огорчён, смертью, своего учителя. Он, ещё. Не был, готов, к, этому. Он пока, не знал. Что, делать.


Он, спрашивал. У, Таира «Что, если я, не, справлюсь, с, этим. Что, тогда?» Таир, ему «Я, всегда, буду рядом. И тебе, помогу. Люди, верят, в, тебя".

Додра, с, Лариной, стояли, и, смотрели. Как, уходит, от них. Их, мудрый,
Абай. 


Прошло полгода. Как, похоронили Абая. Однажды, Додра. Попал, во сне. В, мир, Будды. Додра, его, спросил «Скажи, великий Будда. Зачем, я. Сейчас, тебе, понадобился?»


Будда, ему «Я, решил, тебе помочь. Скоро, твои боги. Заберут, твоего учителя. В, свой мир. Они, на тебя, рассержены. Ты же, знаешь. Что они, ревнивые. Твоя связь, с, женщиной. Стала, для них, последней каплей. Они, заберут, у тебя, способности. Ты, уже. Не сможешь, пугать, и, управлять сознанием. Ты, понимаешь, что это, значит. Случись нападение. И ты, не, поможешь, своему, племени.


Ну а, что, твоя любовь. Это, жертва богам. Ты, знаешь, об, этом. И, если ты. Не, уведёшь, своё племя. На, новое место.  То, вам, грозит, вымирание. Я же, помогу тебе, только тем. Что, подарю, тебе. Способность, управлять, туманом. Я же, тебе помогу. В, сборе, лекарственных растений. И, это всё. Чем я, тебе, могу, помочь».


Додра, ему «Я, благодарю тебя. Великий, Будда. Ты меня, предупредил. Я, знал, что так, будет. Но, не, догадывался. Что, будут проблемы, с, этим. Спасибо тебе, великий Будда. Что, не, забываешь, меня. Но, почему ты. Помогаешь мне, чужаку. Из, другой веры?»


Будда, ему «Ты, мне, не, поверишь. Но ты, мне, нравишься. Ты, живёшь. Только, ради других. И ты, берешь. От, природы, только то. Что, нужно. Не, самому, тебе. Я же, помогаю, многим.  Кто, в, меня, верит. Так что, готовь, свой народ, в, странствие. И я, скажу тебе, больше. Там ты, найдёшь, то. Что, сейчас ищешь. Среди, своих, учеников. А теперь, прощай, Додра. Я, ещё. Не раз, тебя, навещу, мой ученик».


На, утро, Додра, всё, вспомнил. И он, решил, посоветоваться. Со, своим, учителем. Таир, встретил Додру. И, спросил, его «Что, случилось, мой, ученик. У тебя, такой вид. Как, будь то. Ты, узнал, страшную новость?»


Додра, ему «Вы правы, учитель. Ночью меня, унесло, к, великому Будде. Он мне, сказал, много, чего. Что, меня ждёт, в, скором, времени. Но он, мне, рассказал, печальную, новость. Он, сказал. Твоего учителя, скоро, заберут боги. И я, стану, шаманом. Но, он, ещё сказал. Что, боги. Заберут, у меня, способности. Что они, мне, дали. Но, потом он, добавил. Что, племени, грозит вымирание. И, сказал ещё. Что, у меня, погибнет Ларина. Он так, и, сказал. Что, моя любовь. Это, жертва».


Таир, ему «Да, я, чувствовал.  Что, этот день, придёт. Мне жаль. Что, Будда, сказал тебе. Про, твою Ларину. Я же, знал. Что так, будет. Но, знаешь что. Мы, не, можем, изменить, это. Ну а, что. Я, уйду, к богам. Я, не, огорчён, этим. Мне, пора. После, частых пребываний, там. Это, естественно. Но, как ты, собираешься. Помочь, племени, сохранится. Ты уже, знаешь. Куда, направишь, людей. Да, я, вспомнил. Как, там, в, Иерусалиме. Я, в, мире ином. Встретился, с, мудрецом. По, имени, Иисус Христос.


И, он мне, сказал. Что, моему народу. Предстоит, новый «Исход».  Ну, я, тебе говорил, про, Моисея. Что, вывел, свой народ, из, Египта. Там он, водил, свой народ, сорок лет, по, пустыне. Ты же. Не, собираешься, водить племя, так, долго. И он, сказал. Примерно, куда, направиться, народ. Он указал, на, север. Туда. Где, проживает, народ, руссов. И, ещё он, сказал. Пройдёт, немало лет. И, твой народ. Придёт, вместе. С, новыми друзьями, в, моё «Царство».


Он, так, и, сказал. Что, там.  На, новом месте. Твой народ. Найдёт, спокойную жизнь. Теперь ты, знаешь. Что, тебя, ожидает. А, обо мне, не, печалься, мой ученик. Я, закончил, свой век. И, теперь ты. Заменишь, меня. Ну а, пока. Скажи, об, этом, новому вождю. Он, должен. Об, этом, знать».


Додра ему, сказал «Спасибо тебе, учитель. Что, надоумили, меня. Сейчас я, пойду, к, вождю. И мы, подумаем. Как, дальше, жить». Додра пошел. К, шатру, Богула. Тот, встретил его, восторженно. Он его, спросил «Ну как, поживаешь, друг, Додра. Ларина, не болеет. И, твой сын, растёт. Алия, от него, не, отходит. Ну, а ты, что, пришел. По делу?»

Додра, ему «Понимаешь, в, чём, дело. Ко мне, во сне. Пришёл, великий бог, Будда. И, он мне, рассказал. Про, изменения. Что меня, ждут. Он, сказал, что, скоро. Мой учитель, уйдёт, от нас, к, богам. Меня же. Боги, лишат, способностей, пугать, людей. Ты, понимаешь. Что это, значит. Он знает. Что, нам, предстоит, покинуть, эти земли. Иначе, наше племя, ждёт, вымирание. Что ты, скажешь, на, это?»


Богул, задумался. И, сказал «Да. Ты мне, рассказал, страшную, новость. Я, думал. Что ты, вернулся. И, враги, побояться, нападать. Но, после того. Что я, услышал, от, тебя.  Я, не знаю, как, поступить. И, ты, знаешь. Куда, направиться, племя?»


Додра, ему «Мне, учитель, подсказал. Примерно, куда, нужно нам, отправиться. Но, тебе это. Не, понравиться. Он, побывал, в, Иерусалиме.  И, там он, встречался. В, мире ином. С, Иисусом Христом. И, тот ему, сказал. Про, народ руссов. Что живёт, на, севере. Ты же, понимаешь. Что там, очень, холодно. Но там, нам, будет, спокойно». 


Богул, не стал, делать, что то, решительное. Он, сказал «Ладно. Я думаю, нужно, подождать. Когда, придёт, время. Увидим. Что, будет, дальше. Но, я, благодарен, тебе. Что, предупредил, меня».


Так. Они, забыли, о, разговоре. Но, Додра, не забыл. И, долго ходил, мрачным.  Его даже, не, радовал. Подрастающий, сын, Тангат. Он, с, ужасом, подумал. О, гибели Ларины. Он, подумал «Ну, почему, боги. Так, жестоки. И, я, ни чем. Не, могу, ей, помочь. И, должен, молчать. Я знаю. Что, потеряю её. И, должен молчать, об, этом. Ужасно, это».


Прошло, уже. Пять, или, больше, лет. И, Додра, успокоился. Он уже, подумал. Что, пророчество. Никогда, не, свершиться.


Но, этот день, настал. И, Таир, его, вызвал. Он ещё, сказал, Богулу. Чтобы, он, пришел, к, нему. Таир, их встретил. В, своём, шаманском обличии. Таир, им, сказал «Друзья мои. Пришло время, прощаться. А, ты, Додра, приготовься. Сегодня ты, встретишься, с, богами. А, я, станцую вам. Последний, танец».


Они, открыли рот, от, изумления. Он им, улыбнулся. И, сказал «Не, печальтесь, обо, мне. Просто, пришла, моя пора. Отправиться, в, путь». Он, подождал. Когда они, сосредоточатся. И, начал, свой, последний танец.


Они, вышли, на улицу. И, Таир, разложил, вокруг, магические предметы. Они сидели, в, стороне, и, смотрели. Как он, танцевал, печальный танец. Потом он, как то, сдал. и, упал, на, землю. Его тело, вдруг, исчезло. И, только, его наряд, шамана. Лежал, на, земле. Додра, почувствовал. Как, его тело, начинает деревенеть. И, он, впал, в, транс.


Его, встретили боги. Они его, спросили «Ты, готов, к, служению нам. Так как, ты, нарушил. Одно, из, наших условий. Мы, лишаем тебя, способностей. Пугать, голосом, богов. Ты, не можешь. Управлять, разумом, людей, и, животных. Мы, оставляем, тебе. Силу лечения, и, видение, будущим. Иди Додра. И, помогай, своему, народу».


Он, вернулся, к, Богулу. Сам он, был, слаб. И, Богул, об этом, знал. Он, отнёс Додру. К, его шатру. Где его, встретила, Ларина.


Она его, спросила «Что, с ним, такое?» Богул, ей «От нас, ушел, Таир. Боги, забрали его, к, себе. Теперь Додра, наш, шаман. Он ещё, не, отошёл. От, слабости. Он же, побывал, в, мире ином». Ларина, всё, поняла. И, попросила Богула. Положить его, на, кровать.


Он быстро, пришел, в себя. И, сразу, пришел, к, Богулу.  Он, сказал «Возможно, и, враги, узнали. Что я, лишен, силы, богов. Что, будем делать. Как, обороняться. Они, скоро нагрянут. А я, не смогу, их, напугать».


Богул, ему «Да, ты прав. Пророчество сбывается.  И я, думаю, собрать всех. На, общий сбор». Он, пошел, к, Булату. Опытному охотнику, и, воину. Булат, его, выслушал. И он, сказал «Мудрое решение. Вы правы, вождь. Нужно, сказать людям, об, угрозе. Я, пойду, соберу, людей. А, вы им, скажете. Всё, что, знаете».


Люди, собрались, возле шатра, Богула. И, один, из них. Спросил «Вождь, зачем ты, нас, собрал. Мы, знаем, что, Таир, нас, покинул. Мы скобим, о, нём». Богул, сказал «Друзья мои. Ко, мне, приходил Додра.  Он, пришел, несколько лет, назад.  И, его, предупредил, великий бог, Будда . Что, его, могут, лишить, способностей, наши, боги. И вот, это, случилось.


Узнав, враги. Что, Таир умер.  А, Додра, не сможет, их, напугать. То они, начнут, свои набеги. Я вам, скажу, ещё, одно. Нам, придётся, готовится, к, набегу. И, возможно, придётся. Покинуть, эти, земли. Что, скажете люди?» Люди, сразу, зашумели. Вышел, вперед, Булат. И, сказал «Нам нужно, готовиться, к. набегу. Готовьте луки, точите, мечи. Нас ждут, тяжелые, времена».


Люди, его поняли. И, расходились, хмурыми. Началась подготовка, к, отражению, врагов. Даже, шаман Додра. Не знал, когда они, приедут. Разослали разведчиков, в, разные стороны. И, стали ждать, вестей, от, них. Не, прошло недели. Как, разведчики, принесли весть. Что, разбойники, недалеко. Скоро.  Через день, или, два. Они, появятся, и у, них.


Ларина, тоже, готовилась. Она уже, приготовила. Два десятка, стрел. Она, надела пояс. С, охотничьим ножом. И, покрыла грудь, пластиной, с, завязками, от, стрел. Додра, предложил. Увести, хороших лошадей. И, почти, всю отару. В, потайное место. 


Алия, уже, подросла. Ей уже, тринадцать лет. И она, вместе. С, другими женщинами, и, стариками. Увели стадо. В, дальнюю балку. Аглая, и, Зафира, тоже, туда, уехали.  Только, Омар, не, захотел, покидать, стан. Он ещё, неплохо, стрелял, из, лука.


Разведчики вернулись. И. сказали. Что, враг, приближается. Они сказали. Что их, примерно, человек тридцать. И, самое, главное. Что они, сказали. Разбойники, нападают, с, трёх сторон. Люди племени. Укрылись, за, щитами. И они. Увидели, их . Разбойники, рассыпались веером. И, скакали. Окружив, стан. Они, скакали, с, мечами. И, кричали.


Начался бой. Ларина, удачно, застрелила, троих. И это. Почти, остановило, разбойников. С, её стороны. Они, замешкались. И, Ларина, ранила. Еще, двоих.  В, других местах, тоже, шел бой. Омар, убил, четверых. И, пятый, его, ранил.  Но Омар. Из, последних сил, убил. Ещё, двоих. Пока, и, он, сам. Упал, сраженный, стрелой.


Булат, и, Богул, убили, много, всадников. Враги, увидели потери. И, обозлились. Ларина, убила, ещё, одного. Как, к ней. Поскакал, всадник, с, мечом. Она, парировала, удар. И, сломала лук. Но она, выбила. У, разбойника, меч, из, рук. В, это время. В, неё, попала, стрела. Она. Из, последних сил, достала нож, и, прыгнула, на врага. Она его, убила. Но, сама, теряла, последние силы. И, тут, в неё. Попала, еще, одна, стрела. А, Богул, и, Булат. Добивали, остальных, разбойников.


Омар, умирал. С, улыбкой, на, губах. Он умирал. С, оружием, в руках. На поле, битвы. Сознание, покидало Ларину. И, она, огорчилась. Что, мало любви, оставила, сыну. Битва, окончилась. И, Богул, понял. Что. Ещё, одной, такой, битвы. Людям, не, пережить.


На, следующий день. Люди собрались. Чтобы, простится, с, героями. Аглая, стояла. Возле, погребального костра. И она, прощалась. С, Омаром, и, Лариной.  Она, гладила волосы, Омара. И, повторяла «Ты, для меня, герой. Умер, как, настоящий мужчина. С, оружием, в, руках. Прости меня. Что я, в, тебя, не верила.



Дочка. Что же, ты, наделала. Твой сын, ещё, мал.  А ты, ушла. К, богам. Что же, я. Без тебя, буду, делать, теперь. Прости, и ты, меня.  Я, так мало. Тебя, любила. А ты, погибла. Чтобы я, жила. И, зачем мне, такая, жизнь».



Тангат, стоял, возле, Алии. И, спрашивал, её «Мама, там, лежит. Почему она. Не, встает. И не, поцелует, меня?» Алия, ему «Ты, уже мужчина, Тангат. И, должен понимать. Что. Твоя мама, герой. Она, погибла, защищая, тебя».


Тангат, ей  «Она, вернётся, ко, мне?» Алия, ему «Твоя мама. Ушла, к, богам. И, не, вернется, никогда. Но я, буду. Тебе, помогать. Она, для меня, идеал. Я бы, хотела стать. Такой же, храброй, как, она». Там, на кострище. Лежали, ещё. Двое, воинов. 


Ларина, лежала, одетая. В, лучшее, платье. И ей, в, руки, положили лук. Со, стрелами.  Додра, забрал себе, нож. То, что, осталось. От её.От, любимой, Ларины.  Додра сам, был, в, печали. Но он, шаман. И, должен, исполнять, ритуал.


Вышел, перед людьми, Богул. И, он, сказал «Люди, племени. Сегодня мы. Прощаемся, с, героями . Они, не, пожалели, своих жизней, ради, нас. Ларина погибла. Не, щадя, своей, жизни. Это была. Её, последняя, охота. И, пусть она. Не, была, охотником. Но мы, её, почитаем, как, воина. Мы вас, не, забудем, никогда. Спите спокойно, герои.  Пусть боги. Примут вас, в, свои, чертоги».


Два дня. Люди, поминали, героев. И, только, Додра, и, Аглая. Тихо сидели, в, своих шатрах. И, они,  горевали. По, Ларине, и, Омару. Тангат же. Был, рядом, с, Алиёй. Он тоже, плакал.  Он знал. Что, мамы, уже, нет, в, живых. Но. Умом это. Он, не мог, принять. 


Рецензии