Снежень, тихая вода. Великий Исход

Глава шестая. Великий Исход.


 Богул, пригласил. В, свой, шатёр, Додру, и, Булата. Он, сказал «Ну что, шаман. Что, будем делать?» Додра, сказал «Ты, Булат, займись, охотой.  Вместе, с, другими охотниками. Найдите, по, больше, сайгаков. И потом, нужно, приготовить. Больше, мяса, в, дорогу. Вождь же. Пусть, распорядиться, приготовить повозки. 


Нужно нам, много повозок. Повезём, все, свои шатры, и, вещи. А, заодно, и, овец. Погрузим, в, повозки. Я же, отправлюсь. В, мир, иной. Спрошу, у богов, то, место. Куда нам, ехать».


Богул ему, ответил «Ты прав, Додра. Нужно, ехать. Я, скажу людям. Я, уверен. Они, меня поймут». Пока, Богул, говорил, с, народом. Додра принял, галлюциногенный, настой. И, впал, в, транс.


Боги, увидев, его. Спросили «Зачем ты, здесь?» Додра, им «Мой народ, испытывает, страдания. Враги, второй раз. Совершают набеги, на, племя. Ещё, один, такой набег. И, наше племя, исчезнет. Прошу вас. Укажите нам, путь. Чтобы нам, спокойно жить, и, плодиться».


Боги, ему «Мы знаем, о, вашей, беде. Мы вам, поможем. Твой народ, должен. Не, позднее, двух недель. Покинуть, эти, места. Путь, твоего народа, предстоит, долгий. Ты, увидишь, то место. Куда вам, нужно, добраться. На берегу, небольшой реки. Возле холма. Ты, поселишь, свой, народ. Там дальше. В, трёх верстах, живёт, другое, племя. Вы должны. Жить, с, ними, в, дружбе. Иначе вам, грозит, вымирание. Сначала вы, поедете, на, север . Вам нужно, добраться. До, реки, по, названию, Снежень. Но, ты, должен. Привести туда, наши, изваяния. Ты, понял шаман. Куда вам, ехать. А, теперь, возвращайся. И, веди. Свой народ, туда».


Он, вернулся слабым. И, увидел, Богула. Тот его. Спросил «Ты, узнал. Куда нам, нужно, ехать?» Додра, ему «У, нас есть, две, недели. Потом будет, поздно. На север, едем. К, реке, Снежень».


Он, от, усталости, заснул. А Богул, обрадовал, людей.Он, им «Шаман узнал. Куда, нужно, ехать. Мы, поедем, на север. К, реке Снежень». А, Булату, сказал «Боги нам, дали. Две недели, для, сбора. Ты, как, приготовил, мяса?» Булат, ему «Ну, раз боги. Дали нам, столько, времени. Я, думаю, что, успеем. Вчера, мой друг. Видел там, возле кургана, сайгаков. Ничего. Я, думаю. Мы, с мясом, будем».


Прошло, десять дней. И, племя, было готово, к, пути.  Люди, прощались, с, землёй, предков.  Все, понимали. Что это, вынужденная, мера. Останься, они здесь. И, от, племени. Ничего бы, не, осталось.


Была, ранняя весна. По степи, на, треть версты. Растянулся обоз. Из, груженых повозок. Некоторые были, крытыми, шатрами. Они, решили. Что, во время, движения. Может, идти, дождь. И, люди. Могли бы, ехать, без, опаски. Быть,
 сырыми.


На, трёх повозках. Как, в клетках, находились, овцы. Алия, с, молодыми всадниками. Гнала, свободных, лошадей. Люди, с грустью, смотрели, назад. На, опустевшее место, предков . Здесь остались, их, предки. И, вот, настал день. Когда они, покидают, свои, земли. Некоторые женщины, всплакнули. Глядя, на, брошенные земли.


Они, про себя. Говорили, им «Прощайте, предки. Мы, уезжаем. Мы, не, знаем. Приедем ли. Когда, ни будь, сюда. Богул, боялся. Что, здесь, в, степи. Где, как. На, огромном столе. Их было, видно, далеко. Их, могли догнать, разбойники. Поэтому он. Разослал вперед, разведчиков. Но все, было, тихо.  Они уже, находили. Небольшие рощи.


Ближе, к, вечеру. Караван, из, повозок. Добрался, до, небольшой, рощи. Они углубились, по, глубже. И, встали, на, привал. Люди устали. И, они начали. Устанавливать, несколько шатров. Все были, заняты, делами. Разожгли костры. И, установили, на них, котлы, с, водой. Недалеко, обнаружили, небольшой родник.


Приехали разведчики. И, сказали Богулу. Что, всё, спокойно. Овец вывели, поесть, травы. Уже, поздно вечером. Люди сидели, у, костров, и, ели. Богул, обошел всех. И, убедился. Что все, устроены.


Он, подошел, к. Додре.  Где, за, хозяйку. Была, старая Аглая. Он, ей «Как вы, себя, чувствуете. Может я, чем то.  Могу вам, помочь?» Аглая, ему «Мой дорогой, Додра. Не, дает мне, горевать. Все хорошо, вождь. Я пока, держусь. Только, я, боюсь. Что, не, перенесу, это, путешествие. Ты, правильно решил. Что, нужно, покинуть. Это, опасное место.


Я же, зажилась. На, белом свете. Скоро я. Увижу, моего, милого Омара. И, Ларину. Но ты, не смотри, на, меня. Старую, ворчунью. Ты, делаешь это. Не, ради, себя. Тебе нужно, думать, о, людях. И, это, единственное, и, правильное решение. Я тоже, так, подумала. А, что я. Не, выдержу, этот путь. Это. Не, твоя вина. Иди, вождь. Люди, в тебя, верят. И, ждут, от тебя. Правильного решения». Он, обнял её. И, поклонился.


Он, ей «Прости, мать. Что, заставляю тебя. Испытывать лишения. Мне, жаль. Что так, произошло. Но я, должен, сделать это. Ради, будущего, моего, народа». Он, ушел. А, Аглая, смотрела ему, вслед. И она, думала «Он, не может, поступить, по, другому. И я, его, понимаю. А, что я, страдаю. Так это, ерунда. Подрастёт, внук. И, дальше, наш род, продолжиться».



На, утро. Караван, отправился, дальше, в, путь.  Приехали разведчики. И, доложили. Что, видели вдали. Огромный, массив, зелени. Богул, сказал «Слава, богам. В, лесах. Нас они, не, заметят».


Уже, к, вечеру. Они добрались, до, леса. Они, переночевали, спокойно, ночь. Но, утром. Пошел снег. И, начал, заносить, снегом. Молодую, траву. Весь день, он, шел. И, ехать стало, тяжело.


Богул, решил. Что, двигаться дальше, невозможно. Он, приказал людям. Устанавливать, шатры. Снег шел, два дня. И, люди, ждали, хорошей погоды. Овцы, как то. Питались травой. Из, под, снега.


Однажды, к ним. Приехал, чужой, человек. Он, ехал один. Из, оружия. У него, был, лук. И, небольшой меч. На, поясе, у него. Висел, небольшой нож. Он. Попросил встречи, с, вождём. Пришел Богул.


И, он, спросил «Кто, спрашивает, меня?» Ему, привели, мужчину, средних лет. Богул, его, осмотрел. Это был, русс. С, длинными волосами. Карие глаза, и, небольшая бородка. Одет, он был. В, одежду, северных, народов. Но голове, его. Меховой  малахай. Из, лисьего меха. На, плече. Висела, кожаная, широкая сумка. Из, которой, торчало. Несколько рулонов, свёрнутой, кожи.


Он, поклонился, вождю. И, сказал  «Меня зовут,  Евсеем. Я, путешественник, и, землемер. Занимаюсь. Описанием, местности, земель   Руси. Недавно я, прибыл, из, Ростова. Я, отвозил карты, местности. И, речной путь, князю Ростова. Я, проезжал, ту местность. Куда вы, едете. Там, моя лошадь. Увязла, в, снегу. Просто, я приехал. Вас, предупредить. Нужно, подождать неделю. Где, ни, будь. Пока. Не, растает снег. А, потом, двигаться, дальше».


Богул ему, сказал «Спасибо вам. Что это, нам, подсказали. Мы, рады вам. Что, нам, помогаете. Но, куда нам, поехать?» Евсей, его, спросил «Скажи, уважаемый вождь. Куда вы, держите, путь. Я же, объехал, многие земли. И, могу, указать вам, место?» 


Богул, ему «Мы, вынуждены, уехать. Из, наших, земель. Мы, пережили, два нападения. И, третье. Племя, не, переживет. Наш шаман. Встретился, с, богами. В, мире, ином. И, они, ему сказали. Про, земли, возле, реки. Под, названием Снежень. Но, где, эта река. И, далеко ли. До, неё?»


Евсей, ему «Я, помогу, вам. Я же, не, раз. Обходил, эти земли. И там, у, меня. Остались, друзья. Сам вождь, племени руссов. По, имени Волдай, мой друг». Евсей, достал. Одну, из кож. И, показал, Богулу.  Он, сказал, указывая, на, карту. Он, ему «Сейчас, мы, здесь. Видишь, недалеко, реку. А, Снежень, здесь. Вам, придется, проехать. Примерно, пятьсот вёрст. Вдоль, этой реки. И, свернуть, на, запад. Ну, вы, не, заблудитесь. Там есть, приметы, куда, свернуть.



Как, увидите, огромный остров. Посреди, этой, реки. Сворачивайте, на, запад.  И, примерно. В, десяти верстах. Увидите, вашу, реку.  Да, срисуй, эту, карту. Я, не, против, этого. У меня. Даже, другие народы, снимают, копии, этой, карты. Ни, хазары. Или, другие народы. Не, чинят мне, препятствий. Они, просто. Срисовывают, с, моей карты. Половцы тоже, меня, уважают. Они, понимают. Что я, делаю. Не, только князю, карты. Но, и, им».


Богул, угостил гостя, мясом. И, налил ему, настойку, из, трав. Они, сидели, и, беседовали.  Богула, интересовало. Что, там есть. Какие, там травы, и, животные.  Евсей, ему, рассказал, про, лося. Он, сказал «У, него, огромные рога. И, он, очень, живуч.  Но, если его, рассердить. Может, и, убить волка, как, щенка. Ну, там, много, медведей. Будьте, осторожны, с, ними. Они, умные. И, далеко чувствуют, чужого, зверя. Или, человека.


Да, я же, не, сказал, главное. Там, недалеко. Верстах, в, трех, на, север.  Есть, поляна. Окруженная, с, трёх сторон. Густым, лесом. Внизу, обрыв, и, река. Вы, могли бы. Там, пережить, время». Это всё. Он, рассказал, вождю.  Они ещё, немного, посидели, и, поговорили. А, затем, он. Поклонился, вождю. И, усевшись. На, своего коня. Двинулся, в, путь.


Богул, позвал, к, себе, Булата, и, Додру. Он, сказал, им «Друзья, мои. К, нам, приехал путник. И, он, нам, помог. Ты, Булат. Пошли, разведчиков, вперед.  Гость, нам. Указал место. Где мы, переждём, непогоду. Там, верстах, в, трёх. На берегу, поляна. Окруженная, лесом. Пусть, её, осмотрят. И, скажут мне, об, этом. А, он, еще. Нам дал, копию карты. Что он, имел. Додра, смотри».


Богул, достал, копию. Он, ему «Вон, куда нам, ехать. Здесь, есть, остров. И нам, нужно. От него. Поехать, на, запад. И, там, река . Куда мы, стремимся. Ты, понял. Боги, посылают нам,  помощь». Додра, ему «Прекрасно. Туда, и, поедем».


Не прошло, много времени. И, приехали, разведчики. Они, ему «Вождь. Мы, нашли, это место. Не соврал, ваш гость. Там, неплохо, можно, разместиться. Нужно только, разжечь, несколько костров.От, нападения волков. А, место, действительно, безопасное. И, травы там, много». Богул, сказал «Решено. Собирайте, шатры. И, в путь».


К, вечеру. Караван, разместился, на, новом месте. Были, установлены. Несколько шатров. Горело, четыре, огромных, костра. И, волкам. Вряд ли, удалось.\ Приблизиться, к, лагерю. Овец, поселили, посреди лагеря. И, пока они, щипали траву, возле, шатров. Внизу, в, реке. Уже, ловили рыбу, несколько, людей.


Пришли люди, с, корзинами, с, рыбой. Богул, подумал «Мы, так, долго, странствуем. Возможно, до, конца. Зерна, не, хватит?» Он, спросил, у, Додры «У, нас, есть рыба. Вот только. Зерна, у нас, осталось, немного. Что, будем делать?»


Додра, ему «Ты, вызови, к себе, разведчиков. Возможно они. Видели, где то, вблизи, селения». Он, позвал, Булата. Он, ему «Слушай, Булат. Позови разведчиков. Мне надо, их, спросить?» Булат, вернулся. И, с ним. Один, из, разведчиков. Он его, спросил «Вы, когда, ездили вперёд. Видели, ли, вы. Где, то, селения?»


Он, ответил «А, для, чего, вождь, нам чужие?» Богул, ему «Мы, не, должны. Враждовать, с, местными. Нам нужно, зерно. У, нас, есть, рыба. И,  нам, её нужно. Обменять, на, зерно. Ты понял, мою, мысль». Он, ему кивнул. И, сказал «Да, мои люди. Видели. Возле, одного леска, дымок. Возможно там, живут, люди».


Богул, ему «Значит, так. Ты, вместе, с, Додрой. Поедешь туда, на, подводе. И, погрузите, на, подводу. Три корзины, с, рыбой. Я тебя, предупреждаю. Будь, вежлив. С, местными, людьми. Мы, для них, гости. Ты, понял, меня. Ну а, оружие. Потом, положите, на, подводу».




Они, ехали, втроём . Впереди, на, коне. Ехал разведчик. И, показывал, дорогу. У, въезда, в лес. Их, остановили люди, с, оружием. Они, наставили, на, Додру. И, на, других, луки. И, спросили, их «Кто вы. И, чего вам, нужно?»


Додра, слез, с, повозки. И, поднял, руки. Он, им «Приветствую вас, люди. Моё имя, Додра. Я, шаман, своего, племени. Но мы, приехали, к вам, с, миром. У нас, мало, зерна. Но, у нас, есть рыба. Для, обмена. Наше племя. Скоро, уедет, отсюда. Мы едем. К, реке, Снежень. Что, скажете, на это?»


Они, кивнули, в, ответ. И, не убирая, оружия. Проводили, их. В, своё селение. В, глуши леса. Само, селение. Было огорожено, высоким, тыном. Им открыли, ворота. Но всадники. Забрали, у них, оружие. Им, велели, ждать, у, подводы. Пришел, могучий воин. Он, оглядел чужаков. И, спросил «Вы, чего то, хотели, от, нас. Говорите. Кто, из вас, шаман?» Додра, ему «Я, шаман. И меня, зовут, Додрой. Нам, нужно зерно. Мы, хотели. Обменять его, на, рыбу».


Он, кому то. Махнул рукой. И, пришли, люди. Они, забрали рыбу. А, их, вождь. Пригласил Додру, в, свою, хату. Додра, переступил порог. И, он, сказал «Мир, вашему дому. Пусть минет. Эту семью, невзгоды, и, напасти».


Вождь, пригласил его, присесть. Он, сказал «Ты, не бойся. Твои люди, в, безопасности. И зерно, мы вам, дадим. А, вы, угощайтесь. И, расскажите мне, кто вы. И, зачем боги. Отправили вас, в, странствие?»


Додра, ему поклонился. И, сказал  «Ты, прав, вождь. Мы, странствуем.  Но, не боги. Нас отправили, на, странствие. А, злые люди. Мы бы, и так. Жили, у себя, в, степях. Но, на, нас уже. Было, три набега. И ещё, один. Наше племя, не, выдержало бы. Мы, вынуждены, спасаться. Иначе, наше племя, вымрет».


Додра, рассказал. Что, произошло. С, его людьми. В, последний набег. Они, ещё немного, побеседовали. И, вождь, его, спросил «Ты, видел Евсея. И что, он тебе, сказал?» Додра, ему «Он нам, помог. Он, указал нам, безопасное, место. Но, главное. Он, дал нам, карту. Куда нам, ехать. Хороший человек, и, нужный, всем».


Вождь его, спросил «Ты скажи, мне. Почему они.Нападают, на, вас?» Додра, ему «Еще, мой учитель. Когда приехал, из, странствия. Мне, сказал. Мой ученик. Пришли, трудные, времена. На юге, властвуют, римляне. И, они, развращают, народы. Скоро, и, на нас. Будут, нападения. Им же, нужны, рабы, там, в, Риме. Они им, платят дорого, за, рабов. Слава богам. Вы живёте. Далеко, от, римлян. Узнай, что здесь. Живут, другие, народы. Они бы. И, за, вас, принялись. Вот, такие дела, уважаемый, хозяин. Всё это, жадность. И, деньги, на, уме, у, них».


Вождь, ему «Ты прав, шаман. У нас, рядом, тоже. Разъезжают  банды. И, мы вас, приняли. За, них. Ну, ладно. Ваши люди. Вроде, уже, готовы. К, дороге, домой. Прощай, шаман Додра. Авось, когда, ни будь, свидимся. Но мы. За, вами, следим. Мы вас, видели, издалека. И, ждали встречи».


Они, проводили их. До, опушки леса. И, смотрели. Как, чужаки. Покидают, их, земли. Додра, с, помощниками. Привезли, два мешка, ржи. Богул был, доволен.    Через, пять дней. Погода, изменилась. Прошел дождь. И, снег, растаял.  Но, земля была, сырой. И, Богул, решил, подождать. Ещё, один день. Они сидели, в, шатре вождя. С, Додрой, и, изучали, карту. Додра, его, спросил «Что он, тебе, рассказал. Про, это место?»


Богул, ему «Место.  Судя, по, его рассказу, замечательное. Много травы, и, деревьев. Там, на, другом берегу. Огромный лес, полный, зверья. Там, как он, говорит. Много, кабанов, и, лосей. Живут там, и, медведи.  В реке, много рыбы. Ничего, проживём. А, что там. Зима, долгая. Так нам, придётся. Заняться, заготовкой сена. А, также, мяса. На, долгую, зиму». 



Прошло, двадцать дней. Как, караван. Добрался, до, того острова. Что, указал им, Евсей. За, это время. Прошло, несколько, случаев. Что, оставило. В, памяти скифов, огорчение. Они уже, почти, проехали. Половину пути. Как, разведчики, увидели. На, реке, корабли, викингов. Богул, решил. Что, не нужно им. Встречаться, с, ними.



Они, спрятались, в, чаще. А, Додра. Нагнал, на лес. Густой, туман . Они, дождались. Когда, корабли. Скроются, из, виду. И, дальше, тронулись, в путь. Они еще. Не, доехали, до, того острова. Как, Алия увидела. Как, лошадь, Аглаи. Вдруг, повернула, с, дороги.



Алия, подъехала, к, повозке Аглаи . Она увидела. Что, Аглая сидела, на, лавке. Закрыв, глаза. Алия слезла, с, коня. И, тронула Аглаю. Та, повалилась, на, бок. Она была, мертва.


Подъехал, Додра. И, всё, понял. Подошел, Богул. И, тоже, убедился. Что, от них. Ушла, старая Аглая. Пришли люди. И, горевали. Вместе, с, Додрой. Тангат стоял, с, Алиёй, и, Зафирой. Люди стали, собирать, хворост . Женщины, стали, наряжать Аглаю. В, прощальный наряд. 


Все, смотрели. На, поминальный костёр. И, горевали, по, простой женщине. Она ушла. К, своему Омару.  И, увидит, там, дочь, Ларину. Люди, будут помнить, её. Как, смелого воина, и, охотника. Она, сгорела быстро. И, люди, поняли. Что Аглая, спешила увидеть, своего, Омара.  Они, похоронили её. И, отправились, в, путь.



Наконец они, добрались. До, того места. Где, находился, огромный остров. Посреди, широкой, реки. Но они. Не, смогли найти, въезд. В, густой лес. Додра, сказал «Нужно, проехать дальше. И, возможно там, есть, проход».


Они, поехали, с, пол, версты. И, увидели дорогу, в, лес. Они, ехали долго. Петляя, от, одной поляны, к, другой. И вот, открылся, прекрасный вид. Они выехали. На, заливные луга. За, ними, петляла, неширокая река. Они, глянули, направо. И, увидели, много медведей.


Там река, расширялась. И, мельчала. По, ней плыло, много, рыбы. И, медведи. Ловили, их, лапами. И, выбрасывали, на, берег. Караван поехал, налево.  Они, увидели. На, другом берегу, огромную поляну. Возле, невысокого, холма. 


Додра, сказал «Люди. Мы, приехали, домой. Это, река Снежень. Здесь мы, будем, жить". Люди, искали брод. Они, нашли его. Шагах, в, пятидесяти. В, том месте. Река, была шире. И, глубиной. В, половину, роста. Два дня, племя. Устраивалось, на, новом месте. Нашлись охотники. До, свежей, рыбы. Вечером. В, племени, был, праздник.


Рецензии