Некоторые раздумья, порою забавные

.
Воротишься на родину .
Ну что ж.
Гляди вокруг , кому еще ты нужен ,
кому теперь в друзья ты попадешь ?
воротишься , купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина ,
смори в окно и думай понемногу:
во всем твоя , одна твоя вина .
И хорошо . Спасибо . Слава Богу .
И. Бродский .

После акции по стрижке налысо , на некоторое время воцарилась пауза по выяснению отношений , тем более мой запас прочности был не так уж и велик . Ну и подобные выкрутасы даром не проходили , товарищъ директор все запоминал , чтобы в нужный момент вернуться к вопросу по-конкретнее , то бишь придумать наказание за вольность и дерзость .
Школьная жизнь текла своим чередом , с нюансами . Вдобавок я был , назовем более подходящим словом , влюблен в одноклассницу , даже в порыве неких чувств-с пропускал уроки . По утрам выходил как будто в школу , но шел окольными путями к дому , где жили мы ранее , а жить продолжала бабушка . К тому же её не было , она была в отьезде , ключи были и у меня . Там я несколько нервно прохаживался по квартире  , размышлял , втягивался в роль ,неосознанно , юноши , совсем неокрыленного любовью . Со стороны , наверняка , выглядело смешно , скорее всего . Или забавно , во всяком случае будучи взрослее и не до такой степени невиннее , я бы хмыкал над создавшийся ситуацией .
Была еще и зима , было зябко порою , квартира не грелась , была печка , которую нужно было отапливать и иные нюансы , а я обнаруживать себя не хотел . Находился в подполъе , для продолжения борьбы со своими чувствами .
Наконец на это обратила преподавательница по литературе , когда -то в молодости даже дружившая с моей мамой , во всяком случае они к друг другу по имени обращались , если встречались . Она обратилась к классу , и даже в некой патетической форме :
- Почему вы молча смотрите как ваш товарищь пропадает ? - спрашивает она у класса .
Класс ничего не ответил , но трое ребят после уроков помчались меня ставить в известность , ну и заодно поинтересоваться , на какой стадии у меня кипят страсти . Один из них сам был втюривший в ту же девушку ,при том заметно , но делал вид , что это совсем не так . Хотя каждый раз , когда рассаживали по партам он сам , случай неслыханный по меркам и понятиям подростков- юношей , поднимал руку и просил его посадить именно с той девушкой , быть соседом по парте . Многие хихикали при этом , тем не менее он своего добивался и особо не стеснялся . Так что он приходил навестить меня в своих целях , выведать , насколько я продвинулся в деле пылких , но скрытых чувств своих . Хотя почему скрытых , я просто это слишком открыто не демонстрировал , но все и так знали . Еще запомнилось весъма примечательное событие . Я на то время нашел у себя в кармане пальто записку . Она гласила .
- Ну что , не по зубам орешек ...
Понятно , о каком орешке шла речь . Но поразило другое . В том возрасте , 15-16 лет , иметь подобные подловатые свойства натуры , какими бы не были мотивы , означало лишь , что данный субьект далее по жизни будет весьма мерзским типом однозначно , и подлым .
Видимо из таких вырастали те , кто писал доносы , к примеру , анонимные , при этом .
Однажды на одном из уроков по предметам , которые преподавал директор наш , он бросил некий упрек . Типа , вы вот , обращаясь к классу , когда понадобится , приходите и просите поставить вам хорошую оценку , чтобы баллы были средние приличные , и тому подобное .
Я с некоторым изумлением смотрел и слушал , не представляя в силу своего возраста , кто из моих одноклассников идет и просит насчет оценки . Мне в голову на тот момент не пришло , что он имел ввиду скорее всего родителей наших , поэтому во мне опять то самое чувство несправедливости взыграло , и я с места,нет бы посидеть спокойно , возразил отчетливо .
- Я никого и никогда не просил вообще-то - мол , зачем всех под одну гребенку грести .
Сказал и забыл . Даже не помню его реакцию , а она была .
Наступили весенние дни , нехватка витаминов , международный женский день , который праздновали в основном в СССР , далее святые даты для совестких товарищей - день рождения вождя всех народов угнетенных и похожего всего , Ульянова Владимира , по кличке Ленин . Кличка как -то была непонятного склонения и падежа , но подобные вопросы молодежь мало волновали .
Ах , да , меня прокатили в деле принятия в комсомол , по списку я не прошел , практически единственный чуть ли не , пара второгодников не в счет . Список утверждал тов. директор . Все бы ничего , но когда при поступление в высшие учебные заведения , даже не элитные и специализированные , обнаруживалось , что не комсомолец , это выглядело по меньшей мере очень странным , ведь вступали поголовно все , вернее , всех регистрировали комсомольцами, особо не церемонясь и не спрашивая же . А тут на тебе , чуть ли не буржуазный элемент получаешься .
Мое своебразие явно мне не симпатизировало , добавляя проблем .
Но учеба школьная  меня тяготила . Даже по истечению многих лет я без всякого упоения или мелодраматических ноток вспоминал школьные годы как таковые . Несмотря на наличие приятелей - неприятелей , друзей - одноклассников , просто приятелей . Это во всем была все равно некая обязанность , явно не радостная . Мимикрия , одним словом .
А жаль , ведъ там шло как раз формирование личностей . А их всех пытались под одну гребенку , да еще с идеологическом привкусом несъедобным .
Мне все это настолъко претило , что я на выпускной вечер и не пошел . Единственный в своем роде оказался . В тот вечер , уже ближе к полуночи я сидел на кухне дома , пил чай . Послышался шум голосов , под балконом , жили мы на на уровне 4 этажа , но вечером , когда относительно тихо на улице , слышно становится многое - шаги , разговоры на улице . Я и уловил сначала знакомые голоса ребят  , потом послышалось уже громче в форме крика но не в виде ора  - меня звали с улицы . И между собой переговаривались . Это были мои одноклассники , видимо официальная часть выпускного закончилась . Я не вышел на балкон , было и поздно , чтобы вести громко на всю улицу какие-то разговоры , и просто не захотел .
Я не был каким-то чужим , не был , разумеется , изгоем , даже наооборот , обьединял вокруг себя некоторых ребят , мне об этом признавались позднее . Но мне были не по нраву все эти мероприятия , по сути даже лицемерные , коллективные радости меня раздражали . Там , где нельзя было постоять и задуматься , не обратить внимание на какие-то нюансы , не прислушиваться к тишине , возможной , а все время жевать и бурлить , было не моё . Да и то , что я должен был изображать веселъе и придавать значение этому мероприятию в обществе того , кто мне когда-то подкинул ту записку подленъкую по сути , или когда кто-то не желает тебе хороших чувств и пакостит по мелочи , все это было аргументом для моего демарша своеобразного  . В то время это было в какой-то мере и поступком , мне кажется . А я был мальчиком-поступком .
 Даже на парадах , куда нас под строгим учетом , за неявку грозились санкциями , приводили со школы , на майские и прочие даты , умудрялся что-либо выкинуть .
Когда нас ,утомив стоянием в очереди в колоннах перед маршем , которым должны были пройтись перед трибуной с партийной номенклатурой и Ильичем стандартным в виде статуи , наконец проводили перед ними , то за все время пути нас дежурно приветствовали всякими лозунговыми призывами и в конце несколько раз громко обращались призывно - Ура , товарищи ! . Я под шум голосов от криков - Ура , умудрялся вместо Ура крикнуть относительно негромко , но чтобы свои в колоне услышали . - В жопе дыраааа , - кричал я в римфу . Рядом даже хихикали , мне везло , что не был замечен в этом "святотатстве "и глумлении .
 
Между тем наступило время сдавать выпускные экзамены .
Для многих наличие аттестата нормального или хорошего означало путевку в жизнь , в ту жизнь , о которой  рассказывали и разьяснили , что в нем важно и что существенно . Сообразно тем постулатам и нормам , принятых в обществе . Мы ведь жили по правилам общества , часто игнорируя свои взгляды и нормы поведения , не суть важно , правильные ли они или нет . Все это было бы ничего , жить по правилам и нормам , по правилам жития в социуме ,  когда бы эти нормы или ограничения не были приправлены абсурдными установками идеологического свойства . Тогда дело приобретает иногда размах  из серии страны кривых зеркал .
Помню как опять и снова , но несколъко нерешительно , поспорил с  ним  , я о герое моего повествования , на уроке его . Речь зашла про высказывание Брежнева , на то время Генсек Цк КПСС . Я вынужденно привел какие-то данные по его воспоминаниям о Малой Земле , и наименовал автора как Брежнев просто , или Леонид Ильич , скоре всего  . Как обычно мы и поступаем в разговорах в обычной жизни . Он меня поправляет - Надо говорить не Брежнев , а тов . Брежнев .
Я робко возражаю , но на лице демонстрируя упертость :
- Я не член партии , поэтому я не должен называть словом товарищь Генсека ЦК КПСС .
- Слушай , ты ! , - повысив голос в состоянии рыка , обращается он ко мне и одновременно к классу ,- для нас всех тов . Леонид Ильич является Генеральным секретарем
 компартии , и мы обязаны обращаться к нему с принятым в нашей стране коммунистической  обращением соответствующим  !
 Мы же к друг другу обращаемся же со словом - товарищь ?! Наступила пауза в социумном обрамлении .
 - Не знаю ... не всегда - ответил я достаточно ясно .
И кажется я его таки достал своими полу язвительными замечаниями .  Он , стойкий боец за страну коммунистов , все запоминал .  Я это понял , когда наступили  выпускные экзамены .

Все шло относительно нормально , эти выпускные  . По так называемым гуманитарным наукам я был уверен в себе , беспокойство вызывали предметы мало соприкасавшиеся со мной в течение учебы . Формально по этим предметам ставили тройки , но формальные троечники  которые по уровню знаний были как я и даже хуже , я хоть знал несколько формул и формулу воды даже , и в целом имел представлении о чем идет речь и для чего нужна таблица та же Менделеева , так вот  другие троечники  думали , что это известный композитор . Судили по внешности . Позже , когда поступил на факультет спортивный , уже не удивлялся знаниям ребят - однокурсников , которые были постоянно в разъездах из-за соревнований , при чем футболисты выделялись даже из этой компании . Хотя мне рассказывали друзья отца , которые учились в свое время на спортивном факультете , что их уже однокурсник , блестящий и знаменитый боксер , чье имя гремело на весь мир спортивный , и который тоже редко появлялся на занятиях в институте , когда в очередной раз он обнаружил себя на занятиях , его попросили написать хотя бы формулу воды . Он подошел к доске и вывел буквами - Вода -, даже , кажется , сделал ошибку в правописании слова этого . Писал на армянском . Это было в Ереванском физкультурном институте .
Вот в той стране , под названием СССР , все постоянно изображали - то любовь к партии , и даже к народу , то изображали или делали вид , что учатся , опять же ,под некими условностями . Главное было , не переигрывать и тем более не выделяться . Как бы быть серым и неприметным , будто разведчиков готовили постоянно .
Вспомнил , как сдавал экзамены , уже потом , после спортфака , после службы в армии , когда решил поступить в МГИМО , самый , как сейчас выражаются , крутой институт в СССР . Так вот там тоже как-то , во время очередного экзамена вступительного , ко мне подошел декан факультета , куда я собирался поступить - факультет международного права - и попросил пройти вместе с ним в какой-то кабинет .
Мы поднялись на этаж выше , зашли в тот самый кабинет . Хозяин его сидел за столом , весьма неприметный тип , неболъшой , я , при своей фотографической памяти , даже его не запомнил , позже догадaлся , почему не запомнил .
- Вот , - обращаясь по имени и отчеству к нему , - говорит декан , - я привел .
Незаметный и небольшой взглянул на меня и говорит .
- Старайтесь быть не так заметнее !
Я как-то не ожидая такой темы непонятной , переспросил :
- В каком смысле ?
Он мне и отвечает :
- Мы за вами наблюдаем , постарайтесь не выделяться .
Я по-прежнему не догонял сути вопроса  . Ибо был одет солидно , в галстуке , который приобрел , правда , в валютно- чековом , не знаю как точнее , магазине с лукаво-игривым названием " Березка" . Где постоянно тусовалась фарца . Где советские люди могли по особому способу соприкоснуться к вещам из загнивающего запада . Одежде и прочим прелестям .
Да и  сорочка была оттуда , и что-то еще . Это была Москва , 1982 год . Совсем глухой застой , как сейчас обозначают то время . Я бы добавил , эра поклонения советского человека вещам из Запада , то бишь из западных стран , капиталистических на то время .
Когда мы вышли из кабинета , я успел прочесть надпись на табличке , на двери . Какой-то началъник то ли курса , то ли факулътета , я запомнил слово начальник , которое было совсем неуместно в гражданском вузе , вроде бы .
После  вспомнил и как проходил медкомиссию здесь же , не совсем догоняя , зачем гражданскому Вузу медкомиссия , если обычно требуют справку медицинскую , формалъную по сути . И как проходил эту самую медкомиссию . В несколько странном виде . Раскручивали как летчика на каком-то устройстве , после чего сразу  нужно было повторить заранее сказанные цифры или одновременно , я деталей не помню даже . Вставали за спиной в нескольких метрах и шепотом произносили слова и цифры , которые я должен был расслышать . Вообщем , впечатление сложилось после слова на вывеске дверной - начальник - будто немного даже каких-то шпионов готовят , или манеры должны бытъ и шпионские тоже у выпускника данного факультета .
Однако , если вернуться к школьным выпускным экзаменам  , то ситуация со мной медленно , но верно , шла к катастрофе . Я пока её не ощущал , правда .
День , когда надо было сдавать экзамен по химии как раз и стал тем самым днем , днем апокалипсиса школьника советской эпохи .
Все шло как было заведено . Сидели другие преподаватели в ранге членов приемной комиссии , присутствовал и сам тов. Христофор А. - директор . В традиционном темном костюме , с темной сорочкой , кажется коричневой , с бритой той же головой с похожими деталями от Фантомаса , персонажа известной французской комедии - страшилки .
Отвечали стандартно , хорошисты на хорошо тянулисъ , переживали . Отличники и номенклатурные вели себя увереннее , местами немного и самоувереннее , хотя бы на фоне таких как я . Сам вел себя так же по предметам , которыми владел  уверено .
Насталa моя очередь . Делаю бесполезные по сути действия - тяну билет . Смысла особого не вижу , ибо не знаю практически любой из билетов . Правда , до меня оценку три ставили и гораздо худшим по отношению ко мне , вернее , к моим знаниям предмета химии  ребятам / девочкам . Я вышел вперед , когда наступил мой черед и изобразил смущение , или на самом деле был смущен . Тут же подходит ко мне тов. директор , не дав сказать что-то преподавателям - экзаменаторам  . Встал , как обычно , в свою излюбленную позу , несколько боком , взгляд  на меня  испытывающий , суровый , исподлобья .
- Ну у-уу , - сурово рыкнул он , - будем отвечать ?!!
Я отрицательно покачал головой . Пока не понял чего ожидать .
- А помнишь , - возвысив голос и подняв палец указательный вверх , - как ты на уроке моем сказал при всех , - рука указала на застигнутых врасплох  других ребят , - что ты никогда не просил и не будешь просить поставить тебе оценку выше того , что заслуживаешь ??
- Помню - отвечаю , или просто кивнул и сказал да .
- Ну у-уу , - проси , и мы поставим тебе тройку ! Даже с удовлетворением каким-то шмыгнул .
Я подумал , что вот так и наступает конец . Слова трындец и остальные современные звучания тогда мы не знали . В голове мелъкнула оченъ быстро мысль , что придетъся посещать вечернюю школу , что приравнивалосъ к краху и даже позору . Мы не знали в те времена , что вечернюю школу посещал и Бродский  , было бы легче , правда , я не знал и поэта Бродского .
Жизнь у меня не стала промелькать за секунды перед глазами и все такое в этом роде , но задолго до того я  был свидетелем разговора одного , моего дяди с отцом и матерью . Он вернулся из Москвы , где должен был защитить кандидатскую  диссертацию , его благополучно срезали там . Но он рассказал один любопытный нюанс из своего приключения в деле защиты диссертации . Он был известен в наших краях как один из лучших агрономов , рекордсмен и все такое  , с орденами и медалями  , его знало руководство партийное и так далее . И был отличником вообще в учебе тоже . Так вот после доклада к нему в коридоре , в Москве , он закончил Тимирязевскую академию , подошел один из членов то ли ВАК , то ли лицо близкое к ним , и предложил взять в соавторы своих открытий какого-то члена этой самой комиссии , чтобы диссертацию  успешно приняли тогда . Дядя мой , который носил имя родоначалъника   рода нашего , князя - воина , ответил , даже вежливо , хотя был драчуном , что не полагается ему , в то время когда его предки гордо сидели под вековыми деревьями и произносили тосты важные , и далее про честь и все в этом роде , вот не полагается ему так себя унижать ,  в такой форме  еще к тому же , дабы защитить эту диссертацию  .
Послал , если коротко совсем .
У меня вот этот случай с дядей точно сидел в голове и  вовремя постучался , как бы .
Я ответил , вернее , качнул отрицательно головой , и лишь потом ответил , - Нет , не буду .
Три преподавательницы , которые сидели в ранге членов экзаменационной комиссии , краем рта слегка улыбнулись , но смущенно смотрели перед собой , опустив головы . Им сцена эта была не по душе явно , все таки .
У директора вылупились глаза  , и так несколъко чрезмерно вылупленные отроду . Крикнул :
- Во о-он пошел !
Я пожал плечами , стало до спазма в горле обидно , поэтому направляясь к двери , я двинул дверь ногой , во -первых , что неслыханно было , и плюс вслух матюгнулся , что было совсем неслыханно , и кажется впервые в школе  вслух озвученно  .
Вышел , около дверей , как водится ,  одноклассники . Как и полагается , на автомате , спросили , ну  что ? .
Я , чуть с дрожью в голосе , таки задрожал голос , ответил , что мне поставили два . И прошел к окну  . Голоса тревожно поутихли . Ко мне подошел преподаватель физкультуры , бывший моим другом в детстве , мы с ним были с одного двора , но возраст у него был ,конечно , гораздо больше . Тем не менее мы дружили в далеком детстве .
- Ну, что , - спрашивает он , не совсем расслышав , видимо , что я уже сообщил минутой ранее .
- Двойку поставил этот ...... говорит ..........  вообщем , я матом обрисовал ситуацию .
Он смущенно :
- Артур , ну я же все - таки твой учитель , ну так нельзя .
Я кивнул в знак согласия , развернулся и   ушел .
Таким образом я был наказан за все мои выпендрежи  с класса девятого . 
Продолжение следует .


Рецензии