Как я стал математическим геологом

О математике: всю школьную и студенческую жизнь я имел проблемы с математикой. Не получалось быстро считать в уме. И вообще, математика казалась мне бесполезной мёртвой наукой. Представлялось невозможным грызть часами неподдатливый кварцит математики, вместо того, чтобы провести это время, наслаждаясь Джеком Лондоном, Дареллом, Киплингом и проч. проч. прочая, включая Джеймса Джойса и Валери Джейн Моррис Гудолл. Кое-как сдал на 4 курс математики для геологов на геофаке и, казалось, забыл о ней навсегда, кроме арифметики, которой впоследствии пришлось широко пользоватся при составлении смет на геологоразведочные работы. Жизнь распорядилась иначе: попал как-то на защиту отчёта группы математиков/программистов из ИВЦ по внедрению программы математического прогнозирования месторождений. Они представили карту объекта (геология которого мне была хорошо известна) где вся площадь ранжировалась цифрами от 1 до 9 по степени перспективности на парогидротермы (Южная Камчатка, район вулканов Мутновский и Горелый). Никто ничего не понимал: геологи не ввидели на этой карте вообще ничего, математики тупо вымаливали тройку за "освоение". И вдруг меня озарило. Я увидел, что карта "перспективности" на самом деле является добротной картой бесперспективности, то есть, выделенные на ней "перспективные участки" на самом деле являются самыми активными зонами поглощения поверхностных вод, т.е. карта отражает перспективность участков "наоборот", но достаточно точно. Я выступил и объяснил учёному совету, что метод работает. Просто не могут математики без участия эксперта геолога правильно поставить и формализовать задачу... Математики в результате получили четвёрку за освоенную примитивную программу "Геонавт" (продвигаемую кем-то из функционеров из МинГео), поскольку я показал, что она работает, но неверно интерпретирована. После этого они вцепились в меня мёртвой хваткой, в результате в считанные месяцы был создан отряд математического прогнозирования, который я возглавил, как лидер экспертной оценки. В отряде были собраны математики и программисты, и геологи, имеющие склонность к математике и программированию. Вскорости занялись созданием собственных прогнозных программ, ввиду очевидной неудовлетворительности туфты, спускаемой сверху. Вот тут и пришлось вспомнить математику, чтобы полемизировать с математиками на равных о вопросах, затрагивающих Булеву алгебру или просторы теорий Беллмана и Заде... Закончилось всё перестройкой с сокращением кадров, когда и математики и геологи вынуждены были податься в челноки и рыночные торговцы. Это было начало смерти мозга России... Зато теперь у расеи есть крымнаш, пуктиннашевсё и рупь за 2 цента


Рецензии