Балтийский неформат

БАЛТИЙСКИЙ НЕФОРМАТ  (Газета «Курземес вардс», Лиепая, март 2008 г.)

    Юбилей Высоцкого Лиепая отметила двумя концертами. Я был одним из немногих ( заметил в зале в повторно  ещё одних  – немолодую парочку), кому  удалось посетить эти мероприятия в два вечера подряд и потому их невольно захотелось сравнивать. Мои заметки – взгляд стороннего наблюдателя, приехавшего из России ненадолго, и чтоб показалось интереснее, решил их озаглавить не «маслом масляным, , глазами,  а  «ушами очевидца», потому что в основном  я не  смотрел, а слушал. И ещё – это только лишь мои собственные, субъективные оценки, происщедших, реальных, – событий…
  Большой и широкий, как дуб, он подошел к микрофону, вразвалку, но также с уважением и достоинством, склонив чуть набок, в приветствии, гривастую, с непослушным чубом, голову. Заговорил с ходу – свободно, легко как это делают свои, близкие друзья. Родом из сурового Кольского Севера, фамилией от могучего Сибирского ханства,с руками, цепко обхватившими гриф гитары, словно  древко знамени, он будто бы хотел обнять весь этот мир и поселить в нем  справедливость и покой. Таким предстал перед немногими собравшимися вечером 25 января, в клубе «Лаума», известный бард, москвич Андрей Кучумов. И песни его, – мелодичные, бесхитросные, так же веяли добротой, нежностью, лаской. Может потому, что Андрей, лоауреат премии Грушина, участник многих фестивалей, профессиональный музыкант, ещё и учит детей, преподаёт им класс гитары, в специально созданной в Подмосковье школе. По ходу концерта, он к месту, и с удивительной теплотой рассказывает о своих питомцах, о девочке, серьёзно объяснившей ему слово «терпкое вино», из песни о бригантине: « … оно такое… т е р п и м о е, но ещё не ядрёное!». И действительно, кажется, что это самое точное и верное определение, ведь из «уст младенца». Мне запомнилось такое, потому что я, распевая эту песню у пионерского костра в далёком 65-м, ещё и сам не знал точного происхождения того  означенного слова, заменяя его в тексте на «крепкое». Мы часто забываем, что появились все из детства, этого полного открытий и неожиданностей, потрясающих событий и поражающих воображение вещей начального периода жизни. И Андрей напомнил, ненавязчиво сказал об этом, мягко заставил вспомнить, каждому, это удивительную незаываемую  пору. Полтора часа, отпущенных  для концерта, пролетели вмиг, и в конце, Андрей спустился в зал, и зрители подхватили его последнюю, традиционную визборскую песню, и пели вместе  с ним, свободно и расковано, словно завороженные, начиненные магнетической энергией и силой певца. А потом, в неформальном общении, Андрей объяснил мне эту особую реакцию, причастность слушателей к исполнителю, главное таинство рождения настоящей авторской песни – притяжение зала. После  этих песен люди становятся одухотворенными,им хочется делать хорошие поступки. И я, как-то, незаметно для  себя, подобрался, переменился  внутри, стал иным в отношениях и мнениях. Ведь  не без греха был – восторги приглашавших Кучумова, даже поклонение перед ним, казались мне поначалу  неумеренными, но потом я был прямо таки заворожен неоднозначной, неординарной личностью, с детской непсредственностью манер, с мальчишеским задором и блеском в глазах,  и был благодарен судьбе, сведшей  меня с таким человеком , и с окружавшими его людьми, организаторами проекта,  четой Тихомировых. Спел, конечно, Анлрей и Высоцкого. Не подражая, не хрипя, привнося в известные и хрестоматийные, затёртые даже строки, своё ощущение, своё чувство, своё понимание непревзойденного барда, кумира не одного поколения, поэта на все времена.
   Совсем иначе подействовал на меня двухчасовой концерт на следующий  день, в субботу,  26-го, уже непосредственно посвященный Высоцкому, другого, правда, некамерного формата, в том же, гудящем и переполненном зале, в разнобое бардов, из Риги и Лиепаи, с блестками многочисленных фотокамер. При общем, с натяжкой, неплохом впечатлении, остались и занозы шероховатости : отсутствие такта и меры  у некоторых выступающих; от неловкого, неуклюжего контакта их с залом. Отточенности, организованности, – не ощущалось вовсе, режиссуры не было никакой, репетиций, хотя бы одной, монтировочной, не чувствовалось уж точно. Свалили всё в кучу. Взять хотя бы ведущую, – фрагментарно, без хронологии, рассказывающей  об  отдельных,  подчас никак не связанных эпизодах жизни и творчества певца и актера, – сначала об участии в фильме «Место встречи…»(1979 год), потом о знакомстве с Влади (1964 год). Приятный голосок  милой девушки, бестрепетно исполнивший «Песню о друге», будто это заурядный и легкомысленный  дворовый хит о дружбе и верности, никак не вяжется с одной из лучших  и сильных песен в творчестве певца, – о бескорыстной преданности, о стремлении к высокой заоблачной цели, в экстремальных условиях, в опасностях  на каждом  шагу,  впервые, кстати, спетой Высоцким в кино (1966 год), завоевавшей любовь и признание всей страны, сумевшей дать вздохнуть ещё последний глоток свежего воздуха перед наступающим и гнетущим удушьем «застоя». А в финале ждало прямо разочарование во втором выходе Влада Виссонова, спевшим натужно, срывающимся на фальцет, замахнувшийся, пытающийся подражать, стилю и голосу самого Владимира Семеновича, в его бессмертных шедеврах – «Куполах» и «Очах чёрных». Со мной сидела рядом деятельница культуры, связанная с песенным жанром,– так вот она прямо закрывала лицо руками и качала головой, не ожидавшая такой нескромности от известного и, в общем-то, уважаемого лиепайского барда. Но прекрасно исполнили песни Высоцкого приехавшие из Риги отец и сын Степаненко, замечательно выступал их земляк Юрий Тихомиров, однофамилец  организаторов. Здесь присутствовали и опыт, и профессионализм, и уважение к зрителям, и стремление донести до зала смысл и значение, а не обычный перепев, известных мелодий и слов. И потрясло  выступление лиепайчанина Олега Великого. Исполненная им песня «Две судьбы», недооцененная, не дошедшая до широкого слушателя при жизни Высоцкого, прозвучала будто бы из уст самого автора, так она прожгла и подействовала, и не только на меня, ибо сразу же заслужила самые громкие и продолжительные аплодисменты, почти овацию.
     28 лет отсутствует на Земле Владимир Высоцкий.Но чем дальше во времени он уходит от нас, тем больше поднимается святость этого Человека, тем ощутимее значение и влияние его творчества на русский народ, на всё окружающее пространство, по-русски говорящих и живущих везде, во всех странах. Десятки, если даже не под сотню книг написано о великом барде, тысячи статей и заметок, миллионы носителей записей певца. Помнят и чтят его и в Лиепае. А вот кто напишет историю бардовского движения в этом замечательном и прекрасном городе?

Н.Рогожин


Рецензии