Ключи от неба

        Еще мальчишкой я слышал, что недалеко от нашего города есть какая-то заброшенная ракетная шахта. В свое время в Советском Союзе построили немало таких шахт, они назывались ядерным щитом Родины. Нацеленные на предполагаемых агрессоров ракеты с ядерными боеголовками  обеспечивали мир и процветание нашей стране. После распада Союза многие шахты сняли с боевого дежурства, какие-то взорвали, другие затопили, третьи после демонтажа всего, что представляет ценность, просто бросили на произвол судьбы.
Как-то летом решил я с приятелем посмотреть и, при возможности, обследовать это чудо военной техники 60-х годов. Мы уже знали, что шахта затоплена, закончили курсы аквалангистов и приобрели в складчину акваланг для подводной охоты с двумя полными баллонами, новый свинцовый пояс, фонарь и прочее оборудование.
Вооружившись необходимым снаряжением, запасом еды и питья добрался я в выходной день до шахты, где меня должен ждать приятель. Вместо него я увидел незнакомого мужчину средних лет с ранней сединой.
- Юрий Петрович, - представился мужчина и спросил, - вы решили обследовать эту шахту? Должен вас огорчить, она снизу доверху затоплена водой. Ах, у вас есть акваланг!
- Юрий Петрович, - спросил я, - вы член общества охраны памятников старины?
- Нет, в свое время я здесь служил и не раз спускался в эту шахту для боевого дежурства. В этой шахте не находилась ракета, в ней был расположен пункт командного управления Если вы не спешите, то узнаете удивительную историю, которая приключилась со мной в этой шахте в такой же летний день, как сегодня, много лет назад.
- Я не спешу, должен подойти приятель. Одному спускаться нельзя.

                *  *  *
- В тот летний воскресный день меня, молодого лейтенанта, свободного от дежурства, вызвали к командиру ракетной базы, - начал свой рассказ Юрий Петрович, - я планировал  съездить в соседний город, кое-что купить, чего нет в магазине нашего поселка, пообедать в ресторане, офицерская столовая надоела и сходить в кино. Подходил к концу первый год моей воинской службы после окончания академии ракетных войск. Служил я старательно, взысканий не имел. Зачем меня вызывают к командиру базы, которого я видел только один раз когда представился после прибытия?
- Я знаю, что у вас сегодня свободный день, - сказал командир базы, - но есть срочное задание. Рассматривайте его как мою личную просьбу. Вы ведь сейчас участвуете в ликвидации нашей шахты управления? Хорошо знаете ее устройство. Там лифт еще работает?
- Работает.
- Вы проведете по этой шахте небольшую экскурсию для одной молодой особы, которая вас ждет в гостинице. Оденьте военную форму и вы произведете на нее впечатление. Один из московских журналов собирает материал для очерка «Ключи от неба» о службе ракетчиков. Я думаю два часа вам хватит, не говорите и не показывайте лишнего, вы знаете что я имею ввиду. Держитесь корректно, она дочка генерала. Он мне позвонил и попросил за ней присмотреть. Возможно, она захочет вас сфотографировать, не отказывайтесь, ваша фотография появится в столичном журнале. Я специально выбрал вас как отличника боевой и политической подготовки. Охрана шахты предупреждена. Есть вопросы?
Найдя нужный номер, я постучал. Дверь открыла красивая стройная девушка лет двадцати в купальном халате с распущенными волосами. Я по-военному щелкнул каблуками и представился.
- Какой сюрприз, - воскликнула девушка и всплеснула руками, при этом ее халат распахнулся, - я думала, меня поведет какой-то старый хрыч, извини, - она запахнула халат, - и вдруг такой молодой и симпатичный лейтенант. Зайди, что ты стоишь в дверях, мы сейчас позавтракаем вдвоем. Юрочка, давая сразу на «ты», меня зовут Виктория, для тебя просто Вика. Хочешь кофе? Прошу к столу. Я надеюсь, ты не дашь мне скучать в этой дыре?
После завтрака Вика села у зеркала.
- Отвернись, тебе незачем так рано знать женские секреты.
Она уложила волосы, накрасила губы и смочила платочек духами.
- Я беру магнитофон, фотоаппарат, блокнот и ручку, - сказала она, укладывая все в голубую сумку с надписью «Аэрофлот», - и две шоколадки. Ты любишь шоколад? По дороге возьму у тебя интервью. Я попросила спустить меня в ракетную шахту, потом пожалела, наверное, там страшно? Но теперь я рада что не отказалась, с тобой мне нечего бояться.
- Вика, - сказал я, - шахта, куда мы спустимся, уже снята с вооружения. И ракеты в ней не было. Там несли боевое дежурство офицеры-ракетчики. Многое оборудование уже подняли.
- Но что-то там осталось?
- То что осталось я вам покажу.
- Мы уже перешли на «ты», - она повесила сумку на плечо, - я готова, это далеко?
- Двадцать пять километров, у меня машина.
Благополучно пройдя контрольный пост, мы подошли к шахте.
- Значит так. В шахте 12 этажей, на 10-ти из них расположены системы жизнеобеспечения: связь, отопление, электростанция, запасы воздуха, воды, продовольствия, топлива и так далее, самые нижние два этажа – командный пункт и комната отдыха. Что ты хочешь посмотреть?
- Давай спустимся в самый низ.
- Здесь вход в лифт. Прошу. Кабинка маленькая, но мы поместимся - она рассчитана на двоих.
- Ой, как тесно, когда ты с какой-то женщиной спускаешься вниз, у тебя не возникает желания…
- Женщины вниз не спускаются, их в ракетных войсках нет. Тут нужны сильные и смелые люди.
- Женщин не призывают в армию совсем по другой причине.
- По какой?
- Они неправильно выполняют команду «Ложись»! Так сказал мой папа.
- Вика, вот первый этаж. Здесь хранятся разные инструменты. У тебя есть вопросы?
- Есть. Ты женат?
- Это к делу не относится.
- Нет, относится. Я скромная девушка, мне ведь надо знать, как держать себя наедине с неженатым мужчиной.
- На этом этаже в шкафах хранились приборы для тестирования ракеты. Почему ты ничего не записываешь? Да, можешь потрогать. Шкафы уже пустые.
- Подожди, я кое-что запишу. А что на шестом этаже? Слушай, я уже устала. Тут где-то есть комната отдыха.
- Это в самом низу. Она чуть побольше купе международного вагона. Три полки для отдыха дежурных, встроенный в стену столик с электрической плиткой, чайник и несколько стаканов. Шкафчики с запасами продуктов. Поехали.
В комнате отдыха Вика села за стол и достала свой блокнот.
- Юрочка, товарищ лейтенант! Теперь расскажи мне что-то, чего нет в инструкциях. Ведь случались с тобой в шахте какие-то происшествия? Иначе мой очерк никто не станет читать.  Мне нужен материал для молодежного журнала, я заканчиваю факультет журналистики и это моя дипломная работа.
- Ничего со мной не случалось. Я всего год служу.
- Ну, не с тобой, пожалуйста!
Она положила на мою руку свою мягкую теплую ручку и искательно заглянула в глаза.
- Ладно. Когда я учился в академии нам рассказывали о таком случае. Подожди записывать…
- Не бойся, все статьи читает редактор, он лишнего не пропустит.
- Не перебивай меня. Где-то на южных рубежах, возможно, от сильной жары в командной шахте вышла из строя электроника и неожиданно сработала защита от ядерного удара. Герметически закрылись все двери и люки, ведущие на поверхность, отключились вентиляция и подача электроэнергии извне, шахта перешла на автономное функционирование, и весь дежурный расчет в составе семи человек застрял внизу и выйти на поверхность не смог. Конечно, старший смены связался по телефону с руководством и их пообещали скоро выпустить. Пока звонили в Москву, пока прилетела группа специалистов, пока протестировали все системы, нашли и исправили повреждения, те, что находились внизу, пять суток сидели в шахте взаперти.
- Какой ужас! Но ведь они хотели есть и пить, дышать, наконец!
- С этим все в порядке. В шахте есть резервный генератор, запас пищи, воды и воздуха на 45 суток. Перевод командной шахты на автономное функционирование предусмотрен на случай, если вдруг противник первым нанесет ядерный удар. Тогда старший смены на командном пункте шахты разбивает защитное стекло, нажимает красную кнопку на пульте управления и, пусть наверху бушует смерч, огонь, радиация, а в шахте тихо, тепло, светло, и мы готовы нанести ответный удар.
- Как интересно! Кстати, ты не показал мне командный пункт. Я хочу своими глазами увидеть эту красную кнопку!
Командный пункт Вике понравился. Она с интересом рассматривала циферблаты приборов, посчитала лампочки на пульте управления.
- Почему какие-то лампочки не светятся?
- Потому что многие системы уже отключены. Я же тебе говорил что эта шахта снята с боевого дежурства. Ее скоро затопят.
- А можно, я нажму какую-нибудь кнопку?
- Ты что, с ума сошла? Ну-ка отойди от пульта!
- Не смей на меня кричать! Кто ты такой? На меня даже папа не кричит. Если я ему пожалуюсь, тебя разжалуют в рядовые и заставят у нас на даче копать огород. Понял? А что за плакат висит там на стене? - она указала на стенку позади меня. 
Я обернулся.
- Это схема взаимодействия…
Мое объяснение прервал звон разбитого стекла и легкий вскрик.
- Ой, я оступилась и нечаянно локтем разбила стекло на красной кнопке. Мы тоже застрянем здесь на пять суток? Ответ на ее вопрос пришел незамедлительно. Просигналила сирена, и на пульте управления появилась надпись «Автономный режим».
- Что ты наделала, мы теперь не сможем отсюда выйти.
- Как ты испугался. Нам спешить некуда. Ты ведь сам сказал что тут есть свой генератор, еда и вода на 45 дней. Мой папа всех поставит на уши и нас выпустят.
- Какой генератор, его уже давно сняли. Просто аварийное освещение. И еду почти всю убрали. Я попробую позвонить наверх. Так, телефон не работает.
- Юрочка, пока нас отсюда выпустят, я успею взять у тебя интервью. Только я проголодалась, давай опять спустимся в комнату отдыха, и я приготовлю для нас ужин. Что-то же осталось? Ну, не хмурься, - она разгладила у меня на лбу морщины, - хочешь я тебя поцелую?
- Вика, ты понимаешь, что это ЧП – чрезвычайное происшествие? Это пахнет военным трибуналом. Откуда ты взялась на мою голову?
Лифт тоже не работал и нам пришлось спуститься по лестнице.
- Я сварю кофе, а ты открой консервы. Сейчас мы запишем интервью с начальником дежурной смены.
- Я не начальник дежурной смены.
- Не мешай. Я лучше знаю.
Она включила микрофон.
- Добрый день! Ваш корреспондент находится в ракетной шахте. Мы беседуем с начальником дежурной смены. Товарищ лейтенант, расскажите, пожалуйста, читателям молодежной газеты о ядерном щите нашей Родины.
Она дернула меня за рукав, и я неожиданно для себя сказал:
- Ядерный щит - условное название. На самом деле, на границах нашей страны стоят радиолокационные станции. Когда они засекут летящую к нашей границе ракету, то немедленно дадут об этом сигнал, который после проверки поступит к владельцу «ядерного чемоданчика».
Если он примет решение об ответном ударе, нужная шахта получит соответствующее указание.
- А нельзя ли более подробно рассказать о вашей базе?
- Наша ракетная база состоит из шахты управления и десяти шахт с ракетами. В шахту управления дежурный расчет доставляют на автобусах из военного городка, иногда вертолетом. Оттуда офицеры-ракетчики могут осуществить пуск десяти стратегических ракет, которые стоят наготове в расположенных в окрестностях ракетных шахтах. Каждая ракета, способна сразу уничтожить три города величиной с Лос-Анжелес. После получения приказа по каналам правительственной связи два офицера в четыре руки на пульте осуществят пуск. Несмотря на то что все приспособления весят много тонн, пуск ядерной ракеты из шахты осуществляется за считанные секунды: короткий щелчок кнопки, и крышка шахты с шипением съезжает в сторону, через секунду пиропатроны выталкивают ракету из шахты, еще через секунду у ракеты запускаются двигатели и уже ничто не может ее остановить. Шесть часов дежурные офицеры сидят за пультом, а шесть часов отдыхают.
- Большое спасибо! А теперь расскажите, как отдыхает дежурный расчет.
- В комнате отдыха можно приготовить еду, посмотреть телевизор, сыграть в шахматы и часок соснуть. Есть свежие газеты.
Легкий щелчок сообщил, что микрофон выключен.
- А тут ты заврался. Где ты видишь свежие газеты? Ах, да, вот «Правда» за прошлый месяц. Можно включить телевизор? Сегодня по третьему каналу идет старый фильм «Трое вышли из леса». Тебе нравится Лидия Смирнова? Когда мы отсюда выберемся, я напишу сценарий: «Двое вышли из шахты». Как тебе эта идея?
- Вика, на сегодня хватит. Вероятно, нам придется провести здесь ночь, выбери себе полку.
- Я лягу внизу, а ты полезай наверх. Только не вздумай ночью ко мне приставать. Я пожалуюсь папе, тебя разжалуют в рядовые…
- И пошлют к вам на дачу копать огород. Ты это уже говорила. Не беспокойся, я тебя не трону.
- Какой ты скучный. Что за книга у тебя в руках?
- Устав внутренней службы.
- А кроме уставов тут есть другие книги.
- Есть. Вот телефонный справочник. Все, я лезу наверх. Утром что-то придумаем на свежую голову.
- Юрочка!
- Что еще?
- Ты не почистил на ночь сапоги. Как ты их завтра наденешь на свежую голову? Это солдатский юмор, папа много рассказывал таких анекдотов. Спокойной ночи. Давай представим себе, что мы с тобой в купе скорого поезда. Стучат колеса и мы мчимся… Куда мы мчимся?
- В военный трибунал, - пробормотал я и, отвернувшись от света, вскоре уснул.

Не знаю, сколько я успел проспать, меня растолкала Вика.
- Юра, Юра, проснись. Погас свет. Слезь вниз, я боюсь. Что-то случилось.
- Сели аккумуляторы, вот что случилось. Давай поспим до утра. У меня есть фонарь.
- Юрочка, я боюсь, ляг со мной.
- Я не лягу с тобой. Спи, я могу посидеть рядом.
- Тогда дай руку. Я боюсь темноты. Это у меня с детства.
- Ты ведь мечтала о каком-то приключении.
Эту ночь мы спали по очереди, и она не отпускала моей руки.
Утром при свете фонарика пили воду и ели холодные консервы.
- Юрочка, сядь ближе и расскажи мне что-нибудь о себе. Как ты сюда попал?
- Очень просто. После окончания суворовской школы я учился в военной академии и получил назначение.
- В эту дыру?
- Здесь не самое плохое место. Ты слышала про Капустин Яр?
- Это где испытывают новое оружие?
- Все ты знаешь. Да, моего приятеля послали туда и комиссовали через полгода. А тут неплохо. Красивая природа, кругом леса. Мне здесь нравится. Когда мне дадут квартиру, я, наверное, женюсь.
- У тебя есть невеста?
- А тебе зачем?
- Значит есть. Ты с ней спал?
- Вика!
- Что и спросить нельзя? Значит не спал. Кто она?
- Учительница в моем селе. Мы дружим с детства.
- Она красивая.
- Да.
- И очень трудолюбивая? Встает в 5 утра, идет доить корову. После школы пропалывает огород.
- Допустим. И что тут плохого?
- Ничего плохого. У меня тоже есть жених. Меня с ним познакомил папа. Папа сказал, что у него большое будущее. Он полковник, скоро состоится наша свадьба, а медовый месяц мы проведем на Гавайях. Правда, он не такое молодой как ты, зато я, не кончая никаких академий, сразу проснусь подполковником.
- Не понимаю.
- Что тут непонятного. Я проснусь под полковником. Извини, мне нравится, как ты  смущаешься. Сколько нам еще здесь сидеть? Почему бы не подняться выше, ближе к поверхности?
- Здесь есть пища и вода, я думаю нас уже ищут.
- Юрочка, что ты сделаешь, когда мы выберемся отсюда? Пошлешь невесте телеграмму?
- Я позвоню маме. А ты? Улетишь в Москву?
- Если мы отсюда выйдем, знаешь, что я сразу сделаю? Я хочу погулять по траве босиком. Почему мы не ценим самые простые вещи? Теперь я как-то по другому понимаю, что есть тихие человеческие радости. Который сейчас час? Я лягу, может удастся уснуть? Только ты сиди рядом. Ой, ты слышишь, что-то журчит и булькает? Где-то течет вода. Ты не закрыл кран?
- Вика, быстро вставай. Я тебе говорил, что эту шахту затопят, наверное, уже пустили воду.
-  Но они не могут пустить воду, пока мы здесь!
- Тут задействованы разные ведомства. Ты ведь хотела наверх. Поднимись на лестницу, я передам тебе продукты. Вот хлеб, еще буханка, хлеба больше нет. Теперь вода, тут есть несколько бутылок. Передаю. И консервы, консервов немного, я их положу в мешок. На всякий случай пара одеял. Все, я поднимаюсь тоже, тут уже воды по колено.
- А моя сумка? Ты забыл про мою сумку!
- Ладно, я попробую ее найти.
Вода быстро прибывала и Вика закричала сверху:
- Черт с ней. Скорей идем наверх.
Мы поднялись на 11-й этаж, потом также, передавая наверх продукты, на 10-й. Потом еще выше. Скоро я потерял счет. Когда мы поднялись достаточно высоко и перестали слышать журчание воды, оба повалились на пол без сил.
- Ой, Юрочка, ты совсем мокрый. Ты говорил где-то есть спецодежда, тебе надо срочно переодеться. Не хватает еще, чтобы ты заболел. Посвети мне, тут есть какие-то шкафчики, ага, вот приличный комбинезон, переоденься. Давай я тебе помогу, ты весь дрожишь. Я тут постелила, ляг радом, я тебя согрею. Хорошо что ты захватил одеяла.
Меня разморило тепло, и я задремал.
- Юра.
- Что?
- Мне приснилась яичница с ветчиной. Я хочу есть.
- Поешь.
- А ты?
- Я не хочу.
- Ты хочешь.
- Нет.
- Юра.
- Что?
- А в моей сумке остались две шоколадки. Жалко. Я знаю, мы не выйдем отсюда.
- Перестань! Нас уже ищут. Мы можем дальше подниматься вверх.
- Что ты на меня кричишь? Ты сам знаешь, что мы или утонем или умрем с голода. Юрочка, нам нечего терять, придвинься ближе. Я ведь тебе нравлюсь?
- Ты не можешь не нравиться.
- Какой запутанный комплимент. Сними свой дурацкий комбинезон и обними меня.
- Вика, ты не пожалеешь?
- Я никогда ни о чем не жалею. Иди сюда. Какой ты сильный…
Когда мы, обнявшись, забылись тяжелым сном, неожиданно зажегся свет и заскрипели тросы лифта. Первой открыла глаза Вика.
- Юра, проснись.
- Что такое, - спросил я сквозь сон, - вода? Не бойся, мы сейчас полезем наверх.
- Свет! Зажегся свет! Нас нашли!
- Я вызову лифт. Они не знают, на каком мы этаже.
- Подожди, оденься, и я должна привести себя в порядок.
На поверхности нас уже ждали встревоженный начальник ракетной базы и его адъютант. Рядом стояли две машины.
- Виктория Ивановна, как вы? - спросил начальник базы, - садитесь в машину, я отвезу вас в гостиницу. Что там у вас случилось? По дороге все расскажете.
- Нет, Юрочку я не оставлю. У него температура, поехали в госпиталь. Ему пришлось искупаться в ледяной воде, может у него воспаление легких.
В госпитале она настояла, чтобы мне отвели отдельную палату и поставили раскладушку для нее.
- Ты поезжай в гостиницу, - с трудом ворочая языком попросил я, - тебе надо отдохнуть.
- Я сказала: нет. Я тебя вылечу. Я стану ухаживать за тобой, как Джен Эйр.
- Кто это?
- Это… моя тетя.
- А как же твоя свадьба?
- Я передумала.
- А путевки на Гавайи?
- Я поеду на Гавайи с тобой.
- Со мной? Мне еще не положен отпуск.
- Ты поедешь в командировку по обмену опытом. Мой папа это устроит.
- Но, у меня есть невеста.
- О своей невесте не беспокойся. За ней уже ухаживает лучший бригадир полеводческой бригады. Она выйдет за него. Знаешь почему? У него самый большой урожай кукурузы в районе.
- Ты, оказывается, злая.
- Я не злая. Я двое суток не принимала душ.
- Ну, это не самое худшее.
- Ты боишься трибунала? Я стану носить тебе передачи. Я поеду за тобой в Сибирь.
- Мы уже и так в Сибири.
- Правда? У меня тройка по географии.
- Вика, ты ведь хотела проснуться под полковником?
- Пожалуйста, не иронизируй.
- А тебе можно?
- А мне можно.
Шесть дней и ночей Вика дежурила у моей постели, меняла компрессы, подавала лекарства и только на седьмой день, когда у меня упала температура, она поехала в гостиницу. Когда она вернулась я лежал с книгой.
- Что ты читаешь? Конечно, устав караульной службы.
- Нет, это книга о твоей тете.
Я показал обложку книги: «Джен Эйр».
- Юрочка, я сегодня улетаю в Москву. За мной приехал мой жених. Он убедил меня, что мы с тобой не пара. И папа настаивает.
- Вика, останься. Я со временем тоже стану полковником.
Скрипнула дверь, и я увидел красивого мужчину средних лет в щеголеватом мундире.  Я догадался - это ее жених.
- Вика, пора, - строго сказал он.
- Иду.
Она наклонилась, поцеловала меня в губы и еле слышно прошептала:
- Я тебя люблю …
                *  *  *
- Вот что произошло в этой шахте, - закончил свой рассказ Юрий Петрович, - видите, к каким удивительным событиям приводят нечаянные поступки женщин.
- Юрий Петрович, - спросил я, - вам не приходило в голову, что она нажала красную кнопку нарочно?
- Приходило. Я даже хотел ее об этом спросить, но не решился.
- А где напечатан ее очерк?
- Она его не написала. Ведь все записи в ее сумке остались там на дне.
- И вы больше не встречались?
- Нет. Я слышал, что она вышла замуж за своего полковника, который получил пост военного атташе, и уехала с ним не то в Замбию, не то в Намибию. Там она заболела местной лихорадкой и умерла.
- Юрий Петрович, хотите я спущусь и попытаюсь достать ее сумку? Как она выглядит?
- Голубая спортивная сумка с надписью «Аэрофлот».
- Мой приятель почему-то не пришел, но вы сможете меня подстраховать. Эту белую веревку я привяжу здесь за дерево, а другой конец к своему поясу. Сейчас одену акваланг. Вы сначала веревку отпускайте, а когда я подам сигнал, потянете меня наверх.
Я твердо решил найти сумку, чтобы эту удивительную историю довести до конца, и я ее нашел. Выбравшись из шахты, я показал сумку Юрию Петровичу.
- Да, это ее сумка. Откройте ее, пожалуйста, у меня руки дрожат.
Я открыл сумку и вылил из нее воду.
- Вот возьмите магнитофон и фотоаппарат.
- Это импортный магнитофон, я попробую его включить.
Пока он возился с магнитофоном, я достал из сумки блокнот. Листки его слиплись, и я с трудом разобрал запись на одной из страниц.
«…Мне показывает шахту молоденький лейтенант. Боится до меня дотронуться, какой-то чокнутый. Напялил новенький мундир и считает себя пупом земли. Как таким доверяют ключи от неба? Интересно, смогу я его соблазнить? Секс в ракетной шахте - девчонки умрут от зависти…»
Я незаметно смял мокрый листок и положил к себе в карман. Это ему читать не стоит. В это время раздался щелчок и приятный девичий голос произнес: «Добрый день! Ваш корреспондент находится в ракетной шахте. Мы беседуем с начальником дежурной смены. Товарищ лейтенант, расскажите, пожалуйста, читателям молодежного журнала о ядерном щите нашей Родины…»
Он выключил запись и встал.
- Я послушаю дома. Как странно слышать голос человека, которого уже нет. Почему она тогда не осталась со мной? После нее я так и не женился, думал она вернется. Вам большое спасибо.
Он пожал мне руку, перекинул сумку через плечо и скрылся в лесу.
Я собрал акваланг и пошел к своей машине. Надо будет съездить в это место еще раз. Мы откачаем из шахты воду и откроем здесь музей.
Назовем его «Ключи от неба».


Рецензии
Замечательная новелла, Ефим! Начало, правда, не очень настраивает на приятное чтение, но чем дальше, тем интереснее. Юмор, приключение, эротика и неожиданные повороты. Зачитался.

Валерий Столыпин   24.12.2018 08:23     Заявить о нарушении
готовый сценарий.... понравилось.

Наивный   17.03.2019 10:07   Заявить о нарушении