Теософия и искусство ХХ века
Теософия и искусство ХХ века
С вечера читал интереснейшую статью В.С.Турчина («Другое искусство» при свете теософии». - Символизм в авангарде. М., Наука, 2003) об истоках мирового абстрактного искусства. Этот исток – теософия! По утверждению автора, теософия якобы составляла главную линию русского любомудрия со времен появления в России последователей Якова Беме (1689г.). Связь теософии с искусством – фундаментального свойства. В 1875 году Блаватская и Олдекот создали в Нью-Йорке Теософское общество. Их идеи быстро проникли в среду художников. Одна из основных идей теософии - переход материи от бесформенного хаоса к упорядоченной геометрии форм: кубы, шары, призмы. Многообразие форм мира можно свести к архетипическим формам - прямая линия, углы, окружность, эллипс. Художник может «мыслить» этими формами, синтезировать из них видимый мир. Это – зерно абстрактного искусства. Здесь исток моды на портреты из кубов и треугольников. У Малевича: супрематические мужики из архетипичных конусов.
В России эти идеи быстро подняли до неба. Татлин, его знаменитая башня, символ восхождения человечества. Внутри башни – кубы, цилиндры, пирамиды. В графике это - квадрат, треугольник, круг. Это основные знаки, основные космогонические элементы, которыми оперирует теософия. «Черный квадрат» Малевича – не что иное, как «икона абстакционизма». Это темная, неосвещенная сторона куба… Специалисты определили это по рисункам Малевича. Куб - визуальный знак принадлежности к Ордену. Куб у масонов - символ усовершенствованного сознания, антипод - необработанный, «дикий» камень. Квадрат – имя и число Высшего Существа. Само название «супрематизма» Малевич произвел от «Супремата» - имени Высшего существа. Культ этого высшего существа был провозглашен Робеспьером в 1871 году. Символика теософии восходит и тесно переплетается с символикой масонства… Русские абстракционисты в большинстве были масонами.
Итак, по мнению В.Турчина, все искусство ХХ века (абстакционизм, кубизм, лучизм, супрематизм и прочие «измы») есть реализация идей масонства, идей теософии. Есть над чем задуматься…
* * *
Смерть – это черный квадрат.
Смерть – обобранный куст ежевики.
А.Кушнер.
Субстациональную многомерность человека можно представить в виде куба. Одна грань – это его жизнь в «нашем» мире, другая - его ментальная сущность, третья - астральная, и так далее. Многогранен человек! Судя по всему, после физической смерти тела бытие личности не прекращается. Когда человек жив, все грани его «освещены». Когда умирает, одна грань «затемняется». Это и есть черный квадрат. Но остальные грани освещены по-прежнему! Надо только сменить ракурс наблюдения.
Эта мысль пришла мне дня три-четыре назад, ночью, но я ее «заспал». Вообще, если бы научиться переводить в план сознательной жизни идеи, всплывающие в сновидениях, то объем новой информации на Земле был бы реально намного выше. Какие необыкновенные тексты и образы посещают нас, пока мы витаем во снах! Кажется, вчера краем сознания ухватил было что-то необыкновенно-важное – и мгновенно исчезло! Впрочем, эти образы уже посетили человечество – следовательно, рано или поздно «всплывут».
Недавно я привел студентам пример «новой» информации: «Шаланды, полные фекалий»…
Июнь 2004.
Свидетельство о публикации №218122400337