Глава 14 Щи и русская печь

***

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ф.Тютчев


Ох, уж эти дороги! Какой бы хорошей и комфортабельной ни была карета или экипаж, если долго ехать, то кажется уже всю душу вытрясло на этих колдобинах и ухабах.

Элли и леди Графтон устали. Они бодрились и храбрились, но их силы были на пределе.Так хотелось побыть недельку в чистоте и покое. Однажды они остановились в одном селе, чтобы посмотреть, как живут обычные крестьяне в России. Хозяева удивились гостям, но проявили радушие и гостеприимство. Путник - это святое на Руси. Его надо обогреть, накормить и уложить спать. Изба была не очень большой, но чистой, и в ней чувствовалось, что здесь живут хорошие и трудолюбивые люди. Женщинам было приятно побыть в простой домашней обстановке. Они впервые попробовали русскую домашнюю еду. То, чем их кормили на постоялых дворах - не в счет. Хозяйка достала из русской печи щи, кашу и каравай свежеиспеченного хлеба. Суп с капустой - ничего удивительного. Но вкус совершенно необычный. Ничего похожего они не ели раньше. Хлеб тоже был  удивительным. Они расспросили хозяев об их жизни. Конечно, вести длинный разговор и понимать все они не могли. Рядом сидел Петр и переводил обеим сторонам, когда возникала необходимость. Так в разговорах и наступил поздний вечер. Леди Графтон показала хозяйке, что хочет спать на полатях. Для Элли там было слишком жарко и душно. Она предпочла сундук, на который была положена небольшая перинка. Уснули они под фырканье теленка в сенях и похрюкивания свинки.

Утром хозяевам было уже не до разговоров - надо было справлять хозяйство. Поэтому гости позавтракали и поблагодарили хозяев за их доброту. Леди Графтон привыкла, что все брали деньги с благодарностью. Но хозяева и здесь ее удивили.

- За хлеб - соль мы денег не берем, - ответил им хозяин и поклонился.

Леди Графтон растерялась и забыла все русские слова. Поэтому обратилась к Петру.

- Спроси, как иначе я могу их отблагодарить?

- Так не надо благодарности, - удивился мужик. - Это же богоугодное дело - накормить путника.

Но герцогиня не привыкла так просто сдаваться.

- Хорошо. Скажи, что я хочу сделать подарок.

Хозяин растерянно почесал бороду задумавшись.

- Ну, коли подарок...

- Yes! - обрадовалась герцогиня.

- Питер, скажи, что я дарю ему лошадь или корову. Пусть сам решает, - сказала леди Графтон и протянула хозяину деньги.

- Да здесь и на избу хватит, - ворчливо произнес Петр.

- Благодарствую, - степенно, без всякого раболепия, ответил крестьянин.

Это была последняя длительная остановка. Путники предпочитали спать в дороге, лишь бы поскорее добраться до Санкт-Петербурга. Останавливались только в почтовых избах, чтобы оставить свою корреспонденцию и размяться. Как бы они ни старались отвлекаться от физической усталости уроками русского, чтением, медитацией, бока совершенно были отбиты и ужасно болели.

- Элли, что ты думаешь о России? Она тебя не пугает? - спросила леди Графтон, когда они снова отправились в путь, пообедав на постоялом дворе.

- Немного. Как все неизвестное. Но, думаю, что Индия или любая другая страна тоже вызывали бы подобные чувства. Но при этом мне не хочется убежать обратно, а тянет узнавать этот мир больше и глубже, - ответила Элли.

Подобным образом Элли как раз рассуждала в своем последнем письме к Алану. Ей не хотелось, чтобы он беспокоился о ней попусту. Она считала, что самое страшное с ней уже случилось в Германии. Россия могла пугать своими просторами и загадочностью, но люди, которые им здесь встречались, были простодушны и отзывчивы, добры и покладисты.

- Да, ты права. Но нам еще предстоит сделать немало открытий, - задумчиво произнесла герцогиня.

Впереди уже маячила столица государства Российского. Им предстояло побывать во дворце и лицезреть высшее общество и самого императора - Александра I. Перспективы были самые манящие.


Рецензии