Целиноград. Воспоминания о детской железной дороге

      Детская железная дорога. Это, пожалуй, одно из ярких воспоминаний детства.

      Я родилась и многие годы жила в городе Акмолинске. Если конкретнее, это была Южная Сибирь, и по распоряжению русского царя был создан Акмолинский военный округ и город Акмолинск. Основал его герой войны 1812 года полковник Фёдор Кузьмич Шубин. Датой освоения города следует считать 18 июня, по новому стилю 1 июля 1830 года. Жаль, что о Шубине не вспоминали в советское время, видимо, ещё не была проведена большая работа в архивах. А следовало бы установить основателю города бюст и назвать его именем улицу или площадь.  Русские казаки должны были охранять караванные пути, защищать казахское население от набегов и пресекать межродовые распри.

      В период освоения целинных земель город переименовали в Целиноград. Сейчас это столица Казахстана Астана.

      Для ребёнка, живущего на окраине, каждое посещение городского парка было большим событием. Мы, детишки, собирались гурьбой, родители давали нам какие-то копейки и мы дружной компанией отправлялись в городской парк. А там качели, карусели, колесо обозрения, комната кривых зеркал, мороженое, лимонад, пирожные, прочие радости и, конечно же, детская железная дорога.

      Сначала надо было пройти по мосту через реку Ишим. Раньше мост был деревянный, каждый год новый строили. Помню, как жутковато было по нему идти, идёшь и доски прогибаются. Однажды, когда по случаю какого то праздника, народу было особенно много, мост рухнул. Люди стали падать в реку, тонуть, кричать. Среди тех, кто оказался в воде, был один милиционер. Он хорошо плавал и всё спасал и спасал людей... Но сил герою не хватило, погиб. Утонуло какое-то количество людей. Тогда, наконец, нашлись деньги на строительство нового основательного пешеходного моста. Идти по нему было одно удовольствие.

      На той стороне Ишима был городской пляж, потом зелёная зона, и затем мы подходили к парку. А детская железная дорога проходила кольцом вокруг парка. Идея создать в Акмолинске детскую железную дорогу появилась ещё до войны, но эта самая война и помешала в то время строительству. Но уже 9 июня 1946 года мечта была осуществлена. Построенную дорогу назвали именем Героя Советского Союза Яглинского М.В. уроженца Акмолинской области, работавшего на железной дороге. Вернувшись с войны, Герой проживал в городе Макинске и умер в 1978 году.

      Длина всего пути составляла 1,71 км, было всего две станции. Посадочная Победа и вторая Абай. Абай Кунанбаев (1845-1904) казахский поэт, композитор, просветитель, первый казахский классик.

      Подвижной состав ТУ2-175, вагоны Раfawag; ранее были паровоз КМ1, тепловозы ТУ2-091,ТУ2-107, ТУ2-108, различные пассажирские вагоны.

      Конечно же мы, дети, первым делом спешили в кассу. Билет стоил копейки, очень скоро подходил поезд и мы садились в вагон. Билет при посадке у нас проверял проводник, затем еще ревизор. Конечно же это были школьники и мы им по хорошему завидовали.

      Прошло не очень много лет. В 4-8 классах я училась в школе-интернате №6 от железной дороги. Как-то нам сообщили, что летом мы будем работать на детской железной дороге. Эта приятная новость всех взбудоражила. Какие-то для нас зимой проводили занятия, чему-то учили. На детской железной дороге я работала лета. Перепробовала все профессии, какие там были, но понравились две: проводник и ревизор. Сидеть на станции скучно, но ехать на самом поезде куда интереснее. Проводник впускает пассажиров в вагон по билету, ревизор проверяет билеты по ходу поезда и все дела. Особенным шиком было, если встретишь знакомых: "Ух ты, как здорово, что ты здесь работаешь!" Сейчас об этом можно вспоминать лишь с улыбкой. Но тогда, если ты в железнодорожном белом кителе с флажком в руке... Просто гордость распирала.

      Да, на нашей железной дороге работали дети. Взрослая женщина продавала билеты в кассе и машинист поезда тоже был взрослый мужчина, но с ним в кабине всегда были мальчишки. Возможно, кто-то из детей потом выбрал профессию железнодорожника, тем более, что родители у всех работали на железной дороге.

      Стояло жаркое лето. И мы, девчонки, закончив работу, отправлялись на пляж искупаться. Плавать я не умела и булькалась у берега. Но в тот день я что-то забрела дальше чем надо. Воды уже больше, чем по горло и я чувствовала, что дальше под ногой земли нет. Меня охватил ужас. Холодная тяжёлая вода тянула меня в глубину, горло сдавило и, казалось, нет сил сопротивляться, позвать на помощь. Но погибать в столь раннем возрасте в мои планы не входило, и ведь какая то земля под ногами ещё ощущалась. Хорошо, что гимнастикой занималась. Я присела, заглотив воды, оттолкнулась ногами что было сил и в прыжке развернувшись на 180 градусов, лихорадочно заработала руками и ногами. Пришла в себя, когда была почти у берега, а под животом был песок. Спасена. Я поняла, что эти страшные метры я проплыла. Отойдя от берега по пояс, я повторила попытку плавания, но теперь плыла вдоль берега, не забывая проверять ногами глубину. Так я научилась плавать "по собачьи", потом другие виды плавания освоила и на спине. Но хорошо плавать не научилась. Ну и не надо. Плавание меня никогда как то не увлекало, всегда помнила как однажды чуть не утонула.

      Прошло много-много лет. С 1990 года я живу в Калуге. Многие родственники, знакомые уехали в Россию, а кто-то по прежнему живёт, теперь уже, в Астане. С кем-то общаюсь на Одноклассниках. Время от времени кто-то ставит на Одноклассники старые и новые фотографии Целинограда-Астаны. Да, город стал краше, появилось много новых кварталов и памятников. Но это уже чужой далёкий город. Из-за неумной политики руководителей страны мы потеряли значительные территории, которые осваивали 300 лет, города, которые основывали и строили русские люди. А теперь Назарбаев говорит, что Казахстан был колонией России. Неплохо было бы Назарбаеву изучить историю колонизации европейцами территории Америки, где действительно была колонизация и истребили 80-90 процентов коренного населения.

      Русские принесли казахам просвещение, культуру, многому научили казахов, а чему-то и сами поучились. Ещё и территории свои оставили. Эх, жаль, что к нам такие колонизаторы не приходили, а приходили лишь грабители и убийцы. Русь объединилась и смогла постоять за себя и не раз, и не только за себя, но и за тех же казахов и многих других народов. Русские освоили огромные пространства и жили в мире и согласии со всеми народами. Россия сохранила все малые народы, жившие на её территории. Скажем честно, ни казахи, ни грузины, ни татары и так далее, никогда не смогли бы выполнить ту миссию, которую веками  выполнял русский народ. У русских другой менталитет.

      Из Одноклассников узнала неприятную новость: Детской железной дороги больше не существует. В 2001 году руководство компании "Казакстан Темiр жолы" приняло решение об отказе от содержания детской железной дороги  и её передали городскому акимату, который и принял решение об её уничтожении.

      Тепловоз ТУ2-175 и частично вагоны были порезаны. Некоторые вагоны использовались на стройке в качестве бытовок. Рельсы сняли и сдали в металлолом. Здание вокзала на станции Победа продали, там сейчас кафе. Могу только предположить, что кто-то на этом деле поимел хорошие деньги, по казахски деньги - таньга. Ради этих таньга и уничтожили детскую железную дорогу. Сколько радости у детишек отняли! Ну что ж, ломать - не строить. Грустно, господа.

      На коллаже:

      Слева вверху и далее: 1. Так всё начиналось. 2.Станция Победа. 3.Станция Абай. Станция Победа в последние годы.

      В центре: 1. Я - юная пассажирка (в окне слева). Малышка рядом - дочь друга моего брата. Фото сделал брат. 2. Работаю проводником на детской железной дороге. На фото слева: Люда Рожина, Валя Тишкова, автор строк, внизу Рая Сабитова.

      Справа: Автор строк в железнодорожной форме. 2. Юный железнодорожник отправляет поезд. 2. Вагон детской железной дороги стал бытовкой на стройке. 3. Бывшая детская железная дорога стала заасфальтированной прогулочной дорожкой.

      Вот и всё.

      Фотографии из Интернета и личного архива.


Рецензии
.
Грустно читать эти ваши васпоминания, Татьяна Васильевна! Грустно и больно. И страшно. К счастью, мои родители уехали из Казахстана, когда я была совсем маленькой и помню из того времени себя и их только на могилке у дедушки. Даже фотографии не помогают вспомнить больше.

Но не будем о грустном.
Сейчас праздничные дни. Я с радостью поздравляю вас с пришедшим Новым годом и предстоящим Рождеством.

С симпатией
ваша

Надежда Андреевна Жукова   02.01.2019 10:02     Заявить о нарушении
Надежда Андреевна, вы меня удивили. Оказывается ваша семья тоже когда то жила в Казахстане. Интересно, где и как вас туда занесло? Мои родители приехали в Акмолинск из Тюменской области где-то до войны, жили на станции Сороковая. Потом уже перебрались в Акмолинск. Но им не понравилось, хотели уехать, но началась война. Так и остались.

Татьяна Азарова Плесовских   03.01.2019 02:30   Заявить о нарушении
.
Мой дедушка был репресирован, как кулак, и выслан из Сибири в Казахстан. Мама там закончила школу и медучилище и во время войны была медсестрой, но не в армии, а на Дальнем Востоке, её туда, как военнообязанную, распределили. Потом, естественно, она вернулась к своему отцу.

Мой папа был арестован, как враг народа. После освобождения не мог вернуться домой к родителям в Украину, уехал работать в Казахстан. Там мои родители и встретились. Когда получили разрешщение (уже после смерти дедушки и маминой старшей сестры), уехали в Украину к родственникам папы.

Надежда Андреевна Жукова   03.01.2019 13:04   Заявить о нарушении
Надежда Андреевна! Я вас понимаю и очень сочувствую. Боюсь, что ситуация повторится. Если верить интернету, а я весь день "пасусь" на Одноклассниках, у нас сейчас строят современные концлагеря, высота заборов 6 метров, вышки. Строят под Москвой, в Тюменской области, Пермском крае и так далее. Кое где уже административные здания, драмтеатры, остановки на автовокзалах. колючей проволокой огораживают. В Калуге пока огородили лишь полицейские участки. Недовольных очень много и будет ещё больше. К примеру, к пенсии в этом году обещали прибавить 1000 рублей каждому. А реально... мне прибавили 161 рубль. В прошлом году 75 рублей, в 17 году прибавили 0 рублей. Сейчас чтобы сходить 1 раз в продуктовый магазин и купить самое необходимое для 1 человека нужно потратить 500-600 рублей. А сколько хамских выходок от чиновников мы слышим. Типа, мы ваших родителей не просили вас рожать. Или, зачем платить пенсии, пусть дети содержат своих родителей. А детям нужно своих детей растить, ипотеку оплачивать. Ну и так далее. Пенсионные деньги активно разворовываются, так же этими деньгами ВВП поддерживает "голодающих" олигархов, которые несут убытки от американских санкций. В общем, пора сушить сухари.

Татьяна Азарова Плесовских   10.01.2019 12:47   Заявить о нарушении