Целиноград. Воспоминания о детской железной дороге

      Детская железная дорога. Это, пожалуй, одно из ярких воспоминаний детства.

      Я родилась и многие годы жила в городе Акмолинске. Если конкретнее, это была Южная Сибирь, и по распоряжению русского царя был создан Акмолинский военный округ и город Акмолинск. Основал его герой войны 1812 года полковник Фёдор Кузьмич Шубин. Датой освоения города следует считать 18 июня, по новому стилю 1 июля 1830 года. Жаль, что о Шубине забыли как-то. А следовало бы установить основателю города бюст или памятник и назвать его именем улицу или площадь.  Русские казаки должны были охранять караванные пути, защищать казахское население от набегов и пресекать межродовые распри. Когда случались эти самые набеги, мирное казахское население укрывалось в крепостях, построенных русскими, а русские солдаты с оружием в руках их защищали и даже погибали. Но кто сейчас об этом помнит? Грузины, к примеру, забыли, как русская армия их спасала, воевала за них. Турки их просто вырезали  тысячами или увозили в рабство. За период нахождения в составе России и СССР грузины увеличили своё население в 100 раз!

      В период освоения целинных земель город переименовали в Целиноград. Сейчас это столица Казахстана Астана.

      Для ребёнка, живущего на окраине, каждое посещение городского парка было большим событием. Мы, детишки, собирались гурьбой, родители давали нам какие-то копейки и мы дружной компанией отправлялись в городской парк. А там качели, карусели, колесо обозрения, комната кривых зеркал, мороженое, лимонад, пирожные, прочие радости и, конечно же, детская железная дорога.

      Сначала надо было пройти по мосту через реку Ишим. Раньше мост был деревянный, каждый год новый строили. Помню, как жутковато было по нему идти, идёшь и доски прогибаются. Однажды, когда по случаю какого то праздника, народу было особенно много, мост рухнул. Люди стали падать в реку, тонуть, кричать. Среди тех, кто оказался в воде, был один милиционер. Он хорошо плавал и всё спасал и спасал людей... Но сил герою не хватило, погиб. Утонуло какое-то количество людей. Тогда, наконец, нашлись деньги на строительство нового основательного пешеходного моста. Идти по нему было одно удовольствие.

      На той стороне Ишима был городской пляж, потом зелёная зона, и затем мы подходили к парку. А детская железная дорога проходила кольцом вокруг парка. Идея создать в Акмолинске детскую железную дорогу появилась ещё до войны, но эта самая война и помешала в то время строительству. Но уже 9 июня 1946 года мечта была осуществлена. Построенную дорогу назвали именем Героя Советского Союза Яглинского М.В. уроженца Акмолинской области, работавшего на железной дороге. Вернувшись с войны, Герой проживал в городе Макинске и умер в 1978 году.

      Длина всего пути составляла 1,71 км, было всего две станции. Посадочная Победа и вторая Абай. Абай Кунанбаев (1845-1904) казахский поэт, композитор, просветитель, первый казахский классик.

      Подвижной состав ТУ2-175, вагоны Раfawag; ранее были паровоз КМ1, тепловозы ТУ2-091,ТУ2-107, ТУ2-108, различные пассажирские вагоны.

      Конечно же мы, дети, первым делом спешили в кассу. Билет стоил копейки, очень скоро подходил поезд и мы садились в вагон. Билет при посадке у нас проверял проводник, затем еще ревизор. Конечно же это были школьники и мы им по хорошему завидовали.

      Прошло не очень много лет. В 4-8 классах я училась в школе-интернате №6 от железной дороги. Как-то нам сообщили, что летом мы будем работать на детской железной дороге. Эта приятная новость всех взбудоражила. Какие-то для нас зимой проводили занятия, чему-то учили. На детской железной дороге я работала 2 лета. Перепробовала все профессии, какие там были, но понравились две: проводник и ревизор. Сидеть на станции скучно, но ехать на самом поезде куда интереснее. Проводник впускает пассажиров в вагон по билету, ревизор проверяет билеты по ходу поезда и все дела. Особенным шиком было, если встретишь знакомых: "Ух ты, как здорово, что ты здесь работаешь!" Сейчас об этом можно вспоминать лишь с улыбкой. Но тогда, если ты в железнодорожном белом кителе с флажком в руке... Просто гордость распирала.

      Да, на нашей железной дороге работали дети. Взрослая женщина продавала билеты в кассе и машинист поезда тоже был взрослый мужчина, но с ним в кабине всегда были мальчишки. Возможно, кто-то из детей потом выбрал профессию железнодорожника, тем более, что родители у всех работали на железной дороге.

      Стояло жаркое лето. И мы, девчонки, закончив работу, отправлялись на пляж искупаться. Плавать я не умела и булькалась у берега. Но в тот день я что-то забрела дальше чем надо. Воды уже больше, чем по горло и я чувствовала, что дальше под ногой земли нет. Меня охватил ужас. Холодная тяжёлая вода тянула меня в глубину, горло сдавило и, казалось, нет сил сопротивляться, позвать на помощь. Но погибать в столь раннем возрасте в мои планы не входило, и ведь какая то земля под ногами ещё ощущалась. Хорошо, что гимнастикой занималась. Я присела, заглотив воды, оттолкнулась ногами что было сил и в прыжке развернувшись на 180 градусов, лихорадочно заработала руками и ногами. Пришла в себя, когда была почти у берега, а под животом был песок. Спасена. Я поняла, что эти страшные метры я проплыла. Отойдя от берега по пояс, я повторила попытку плавания, но теперь плыла вдоль берега, не забывая проверять ногами глубину. Так я научилась плавать "по собачьи", потом другие виды плавания освоила и на спине. Но хорошо плавать не научилась. Ну и не надо. Плавание меня никогда как то не увлекало, всегда помнила как однажды чуть не утонула.

      Прошло много-много лет. С 1990 года я живу в Калуге. Многие родственники, знакомые уехали в Россию, а кто-то по прежнему живёт, теперь уже, в Астане. С кем-то общаюсь на Одноклассниках. Время от времени кто-то ставит на Одноклассники старые и новые фотографии Целинограда-Астаны. Да, город стал краше, появилось много новых кварталов и памятников. Но это уже чужой далёкий город. Из-за неумной политики руководителей страны мы потеряли значительные территории, которые осваивали 300 лет, города, которые основывали и строили русские люди. А теперь Назарбаев говорит, что Казахстан был колонией России. Неплохо было бы Назарбаеву изучить историю колонизации европейцами территории Америки, где действительно была колонизация и истребили 80-90 процентов коренного населения.

      Русские принесли казахам просвещение, культуру, многому научили казахов, а чему-то и сами поучились. Ещё и территории свои оставили. Эх, жаль, что к нам такие колонизаторы не приходили, а приходили лишь грабители и убийцы. Русь объединилась и смогла постоять за себя и не раз, и не только за себя, но и за тех же казахов и многих других народов. Русские освоили огромные пространства и жили в мире и согласии со всеми народами. Россия сохранила все малые народы, жившие на её территории. Скажем честно, ни казахи, ни грузины, ни татары и так далее, никогда не смогли бы выполнить ту миссию, которую веками  выполнял русский народ. У русских другой менталитет.

      Из Одноклассников узнала неприятную новость: Детской железной дороги больше не существует. В 2001 году руководство компании "Казакстан Темiр жолы" приняло решение об отказе от содержания детской железной дороги  и её передали городскому акимату, который и принял решение об её уничтожении.

      Тепловоз ТУ2-175 и частично вагоны были порезаны. Некоторые вагоны использовались на стройке в качестве бытовок. Рельсы сняли и сдали в металлолом. Здание вокзала на станции Победа продали, там сейчас кафе. Могу только предположить, что кто-то на этом деле поимел хорошие деньги, по казахски деньги - таньга. Ради этих таньга и уничтожили детскую железную дорогу. Сколько радости у детишек отняли! Ну что ж, ломать - не строить. Грустно, господа.

      На коллаже:

      Слева вверху и далее: 1. Так всё начиналось. 2.Станция Победа. 3.Станция Абай. Станция Победа в последние годы.

      В центре: 1. Я - юная пассажирка (в окне слева). Малышка рядом - дочь друга моего брата. Фото сделал брат. 2. Работаю проводником на детской железной дороге. На фото слева: Люда Рожина, Валя Тишкова, автор строк, внизу Рая Сабитова.

      Справа: Автор строк в железнодорожной форме. 2. Юный железнодорожник отправляет поезд. 2. Вагон детской железной дороги стал бытовкой на стройке. 3. Бывшая детская железная дорога стала заасфальтированной прогулочной дорожкой.

      Вот и всё. Да, столицу опять переименовали. Теперь это Нур-Султан. Как назовут в дальнейшем, не знаю.

      Фотографии из Интернета и личного архива.


Рецензии
Много целиноградский детей катались и я у том числе. Эта ДЖД неразрывно связана с моим детством, про неё я могу много всеминать и рассказывать.
Было очень грустно видеть - как нашу дорогу уничтожают. Я в аквапарке работал спасателем и жил в Молодёжном - ходил на работу через парк; снос происходил на моих глазах. В течении 1-2 недель я видел подробное уничтожение прекрасной частицы нашего города.
Кстати: рельсы там были 1913 года выпуска, это было на писано на них. Там же было указано имя производителя, его я уже не помню.
Двигатель локомотива там стоял от легендарного танка Т-34. Об этом мне поведал сам машинист. Вагоны были производства ГДР - очень красивые и удобные.

Наиль Карымсаков Кот   06.09.2023 18:09     Заявить о нарушении
Наиль, спасибо вам за ваши интересные дополнения. Жаль, что так получилось. Думаю, кому-то просто хотелось "наварить" на сдаче металлолома. Можно было просто приостановить на какое-то время работу ЖД, но увы.

Татьяна Азарова Плесовских   07.09.2023 00:24   Заявить о нарушении
Конечно. В любом случае - кто-то преследовал свою личную выгоду, этим сносом. И пока есть мы, целиноградские дети - наша дорога будет жить.

Наиль Карымсаков Кот   07.09.2023 02:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.