Истинная кооперация-попытка определения

Всё создаётся лишь истинной Кооперацией
Николай Рерих

Потребительские    общества    составляют    один    из    самых распространённых в  международном кооперативном движении вид Потребительских  кооперативов  (consumer  co-operatives).   Они являются многоцелевыми и выполняют функции социальных кооперативов.

Международное определение понятия современного потребительского кооператива, данное в документах Всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 году: кооператив – это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. Одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственной единицы (предприятия).
Коллективно-групповая собственность и служебная роль капитала. Хозяева кооператива его члены.

Потребительское общество (кооператив, союз)  /далее ПО/ –добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от19.06.92 г. №3085-1 (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ,от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Пайщик законодательно определён, как центральная фигура и социальная основа системы потребительской кооперации, не только в своём потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Членство – не просто пребывание в потребительском обществе;
членство означает особую форму личного участия в обществе на основе объединения имущественных взносов. Член ПО принимает имущественное участие, участие в хозяйственной деятельности ПО, в самоуправлении ПО и т.д., хотя он не обязан принимать личное трудовое участие в его деятельности. Участвуя в кооперативной деятельности, пайщики вступают между собой во взаимные связи и отношения, но в данном случае не в непосредственные (прямые), а опосредствованные ПО. Упорядочивает эти связи и отношения Устав ПО, в котором определены условия членства в обществе, права и обязанности пайщиков, а также договора об участии в хозяйственной деятельности общества заключенные между пайщиком и ПО. Членство в ПО является добровольным. Членами (пайщиками) Общества  могут быть граждане, в том числе иностранные, достигшие 16-летнего возраста, а также юридические лица (в том числе не являющиеся резидентами по законодательству Российской Федерации), согласившиеся с Уставом ПО и принявшие на себя обязательства по его выполнению, заплатившие в установленном порядке вступительный и паевой взносы. Решением Общего собрания Общества могут быть введены дополнительные требования для вступающих в Общество.
Пайщики Общества обладают правом голоса по всем вопросам деятельности Общества, участвуют в управлении имуществом Общества, в его хозяйственной и иной деятельности и несут субсидиарную ответственность по обязательствам Общества.

Потребительская кооперация представляет собой целостное образование, то есть сложную многоструктурную общественно-хозяйственную, социально-экономическую систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребкооперации как открытой системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ. Эти части являются организациями, и им присуща упорядоченность, в силу чего снижается неопределенность всей системы и повышается ее внутренняя устойчивость. Системный характер потребительской кооперации признан законодательно.

Системы управления могут быть двух видов: открытые и закрытые. В закрытых системах блок управления является составной частью той системы, которой он управляет. В открытых не является. Очевидно, что закрытая система управления имеет обратную связь. В организациях потребкооперации работает закрытая система управления.
Средством управления является «информация», которая позволяет управлять отдельными направлениями или состоянием всей системы.
Целью системы является выполнение определенной функции. Цель управления – поддержание системы на уровне, удовлетворяющем установленным требованиям. Любая система управления обладает таким важным свойством как чувствительность. Эффективная система обязательно включает механизм настройки чувствительности.
Основная задача – построение  самонастраивающейся, а еще лучше - самообучающейся системы.
Самообучающаяся система реализует высшую форму управления. Более высокий уровень управления – самоорганизация системы. К этому, наивысшему, типу управления относится самоуправление потребительским обществом на базе самоорганизации снизу-вверх.
Кооперативное самоуправление. Потребительская кооперация является школой демократии и общественного самоуправления.
Пайщикам она способна развивать деловую и социальную активность, полнее проявлять личную и коллективную инициативу, сообща решать все вопросы кооперативной деятельности и выполнять некоторые воспитательные функции. Развитие потребительской кооперации на демократических началах – важное звено современных преобразований в России.
Потребительской кооперации присущи самодеятельность, демократизм, самоуправление.
Самодеятельность означает проявление пайщиками личного почина в кооперативных делах. Без самодеятельности нет ни демократизма, ни самоуправления, ни подлинной кооперации. Профессор А.Анцыферов в начале ХХ века писал: «Основной элемент кооперативной организации – самодеятельность – можно подменить и создать фальсифицированную кооперацию, но заменить ее и при отсутствии самодеятельности создать подлинную кооперацию – невозможно».
Демократизм выражается в действительном участии пайщиков в
управлении организациями потребительской кооперации снизу
доверху.
Самоуправление есть осуществление пайщиками своего права самостоятельно решать все вопросы внутреннего регулирования жизни и деятельности потребительской кооперации в соответствии с уставами ее организаций.
Иначе говоря, кооперативное самоуправление выступает способом  управления, который не только осуществляется в интересах пайщиков, но и в большей степени становится их собственным делом.
Самоуправление – путь превращения зачастую еще формальных пайщиков в подлинных кооператоров, являющихся хозяевами потребительских обществ на основе единства их прав, обязанностей и ответственности. Оно дает возможность развития человеческого потенциала и самореализации пайщиков.
Развитие самоуправления важнейшее направление возрождения потребительской кооперации. Самоуправление должно быть повсеместным.
Механизм самоуправления в потребительской кооперации состоит из двух начал – общественного и профессионального. Общественное самоуправления осуществляется пайщиками, их выборными органами управления, а профессиональное управление (профессиональный менеджмент) – коллективами работников-специалистов организаций потребительской кооперации. Указанные два начала органично взаимодействуют, причем приоритет принадлежит общественному самоуправлению, так как потребительская кооперация – это самодеятельная организация, рожденная творчеством масс. Подлинное самоуправление является антиподом бюрократизма и несовместимо с командным, авторитарным стилем в управлении.

Правовой статус потребительских обществ как юридических лиц определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ устанавливает две категории субъектов гражданского оборота: граждан и юридических лиц. Граждане (физические лица) обладают общей правоспособностью, а юридические лица делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации, одни из которых (коммерческие), как правило, обладают общей правоспособностью (т.е. способностью иметь юридические права и нести юридические обязанности), а другие (некоммерческие)- специальной правоспособностью.
Потребительское общество в рациональной правовой доктрине следует рассматривать прежде всего как первоначальное звено системы самоуправления в подлинно демократическом Гражданском Обществе, формирующемся в порядке самоорганизации снизу – вверх.
Классификация юридических лиц проводится в ГК РФ дважды: в п. 2 ст. 48 и в ст. 50. И та и другая классификация имеют важное значение, поскольку в обоих случаях отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим.
В п. 2 ст. 48 ГК РФ в качестве основания классификации используется соотношение в правах учредителей (участников) и самого юридического лица. Это дало возможность Кодексу указать три модели юридических лиц. Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками) и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные  -  права  требования   к  юридическому  лицу. Подразумеваются, в частности, права, принадлежащие члену организации: возвращать стоимость своего взноса в складочный капитал, участвовать в управлении ею, получать дивиденды и др. По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, а также производственные и потребительские кооперативы. Следовательно, потребительский кооператив является единственной некоммерческой организацией имеющей складочный капитал.
Не надо забывать, что Потребительское общество – это некоммерческая организация. Согласно  ст. 50, ч.1 ГК РФ, одной из форм некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы. На основании п.3, ст. 116, ч.1 ГК РФ понятие «потребительский кооператив» трактуется в юридической практике как более широкое, чем «потребительское общество» и «потребительский союз». Отсюда следует, что потребительские общества и потребительские союзы являются разновидностью потребительских кооперативов, относящихся к некоммерческим организациям. Согласно ст.50 ГК РФ, главным признаком некоммерческой организации является то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками. В то же время, п.5, ст. 116 ГК РФ гласит: «Доходы, полученные потребительским кооперативом  от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его
членами». Причем потребительский кооператив является на сегодняшний день единственной формой некоммерческой организации, по отношению к которой сделана такая оговорка.
Таким образом,  уже в Гражданском кодексе РФ  заложен особый статус потребительского кооператива как промежуточной формы: некоммерческой организации, имеющей отдельные черты коммерческой. Эти черты проистекают из применения к
потребительскому кооперативу основных критериев деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.
Особенности статуса потребительских кооперативов позволяют им, пользуясь рядом преимуществ, которые дает законодательство некоммерческим организациям по сравнению с коммерческими, несколько расширить рамки своей правоспособности. Отнесение же потребительских кооперативов к некоммерческим организациям связано, прежде всего, с их социальной значимостью, требующей государственной поддержки.
Двойственный статус потребительских кооперативов и, в частности, потребительских обществ и союзов, обуславливает и характерное для них соотношение методов правового  регулирования их деятельности, например, методов гражданского и административного права.

Современным кооперативам присущ ряд родовых признаков. Первый и главный из них – одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственной единицы. И это характерно только кооперативным обществам. Хозяйственная, предпринимательская деятельность подчинена этическим идеям. Такое понимание ПО считается одной из вершин философии кооперации.
Вместе с тем ПО в первую очередь являются экономическими организациями, и только благодаря хозяйственному успеху они оказывают также социальное воздействие. Сочетание экономического и социального начал в одном кооперативе – это та двойственность (дуализм) кооперации, которая делает ее единственной в своем роде. И вместе с тем сочетание экономического и социального делает кооперацию противоречивой: ей предназначено решать вполне земные задачи, сообразуясь с высокими этическими идеалами. В сфере традиционного бизнеса все начинается с материального и завершается материальным; экономическая деятельность ориентирована на максимизацию прибыли в интересах прежде всего относительно небольшой группы лиц. Иное дело в сфере кооперативного предпринимательства. Например, в потребительской кооперации заранее задана социальная установка, предписано материальное начало соединить с нравственным; экономическая деятельность
ориентирована в основном на максимизацию полезности непосредственно в интересах значительных слоев населения.
Повторимся, что Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал пайщика самой важной фигурой, а ПО определил некоммерческой организацией.
Другой родовой признак кооператива – его собственность на имущество. Имущество принадлежит кооперативу. Без имущества, без капитала невозможна нормальная экономическая и социальная работа кооператива. Многие выдающиеся кооператоры прошлого подчеркивали служебную роль капитала в кооперативах. А Чаянов писал: «В кооперации капитал – слуга, а не хозяин». Хозяевами кооператива являются его члены. Как правило, члены кооператива
материально участвуют в образовании средств кооператива путем уплаты взносов и внесения вкладов. Эти средства необходимы для первоначального обзаведения материальной базой и для дальнейшего развития кооперативного хозяйства. Взносы платятся в зависимости от участия в хозяйственной деятельности по желанию пайщика сверх обязательного (дополнительный) согласно договора между пайщиком и обществом.
Некоммерческая деятельность осуществляется за счет членства и взносов, а также грамотного использования системы общеполезных целевых фондов ПО.
Предпринимательская деятельность кооператива, как правило, приносит ему либо экономическую (потребительскую) выгоду, как дополнительные средства для ведения некоммерческой деятельности, либо доходы (кооперативные выплаты, дивиденды). Положительная разница между доходами кооператива и его расходами представляет собой прибыль. Она принадлежит членам кооператива и после уплаты налогов распределяется ими на общем собрании руководствуясь законодательством РФ и уставом. Если указанная выше разница является отрицательной, то это означает убыточную работу кооператива. Убыток кооператива тоже принадлежит его членам.

Поэтому они заинтересованы в безубыточной работе кооператива.  Есть и такие кооперативные общества, членов которых прибыль не интересует вовсе. Их вполне устраивает то, что ПО ведет только некоммерческую деятельность, организует и позволяет иметь косвенную выгоду, экономию на расходах, оказывает услуги, улучшает бытовые условия и т.д.
Еще одним родовым признаком кооперативов является солидарная материальная ответственность их членов за результаты совместной экономической деятельности. Материальная ответственность пайщиков возникает при несостоятельности (банкротстве) ПО, в случае, если имущества и финансовых средств недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов. Тогда на покрытие убытка могут быть обращены паевые взносы. Ответственность пайщиков ПО, дополнительная к ответственности ПО по его обязательствам и возникающая в случае невозможности в установленные сроки
удовлетворить предъявленные требования кредиторов, называется субсидиарной.
Управление делами ПО осуществляется на демократических началах. Это означает, что высшим органом управления является общее собрание пайщиков, органы управления и контроля выборны и подотчетны названному собранию; все пайщики равноправны – вне зависимости от размеров паевого взноса на собраниях пайщиков действует принцип «один пайщик – один голос».
Основной целью ПО является удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей своих членов. Именно это – самоцель для современных потребительских обществ (кооперативов).
Видный русский ученый М. Туган-Барановский в своей книге «Социальные основы кооперации» цель кооперативов определил как наибольшую степень благосостояния своих членов. Он же и подчеркивал стремление кооперативов к увеличению трудовых доходов своих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды. Цель каждого ПО – это общая цель его
членов. Она достигается в результате осуществления заложенных в ПО его собственных внутренних возможностей.

Рассмотренные выше родовые признаки облегчают решение практической задачи – как отличить, отграничить настоящий кооператив или ПО от иных организаций, кооперативными не являющихся.

Прежде всего истинные кооперативы отличаются от полукооперативных объединений (например, старинных артелей и т.д.), «квазикооперативов», когда владельцы частных предприятий объявляют свой союз(холдинг) кооперативом или ПО, они как правило не имеют пайщиков или только номинальных, не занимаются некоммерческой деятельностью, не работают на пайщика (потому что не на кого), а используют «вывеску» для получения льгот и преференций для ведения своего бизнеса на рынке.
Встречаются также «псевдокооперативы» – когда небольшая группа лиц ведет свой частный бизнес в своих личных интересах, они как правило имеют пайщиков только сотрудников, остальные номинальные, ведут только коммерческую деятельность, используя правовую форму потребкооперации для получения максимальной прибыли, льгот и преференций.
Иногда появляются «лжекооперативы» – когда небольшая группа лиц (мошенников) посредством обмана, использует форму потребкооперации для своих криминальных целей (финансовая пирамида).
Далее, кооперативы нельзя смешивать с чисто общественными объединениями. Например профессиональными союзами.
Кооперативную организацию характеризует в первую очередь совместная предпринимательская, хозяйственная деятельность.
Профсоюзы добиваются своей цели, как правило, при отсутствии собственных хозяйственных предприятий. В борьбе за выгодные условия продажи рабочей силы профсоюзы предъявляют экономические требования к работодателям, иногда прибегают даже к некоторым крайним мерам (стачки, забастовки и т.п.)
Некоммерческие организации также отличаются от кооперативных, они могут получать прибыль, но не могут распределять ее между своих членов, она идет на уставную деятельность некоммерческой организации.
Наконец, кооперативные организации отличаются от чисто деловых предприятий – предприятий бизнеса. Так, имеется принципиальная разница между потребительским обществом и акционерным обществом. Первое является объединением лиц, второе – объединением капиталов; первое, как правило, создается для удовлетворения материальных и духовных потребностей своих членов, второе – для получения как можно большей прибыли. Кроме того, внутрикооперативная демократия тоже отличается от демократии в акционерном обществе: каждый член ПО на общем собрании имеет один голос, а в акционерном обществе количество голосов определяется количеством акций, обладателем которых является акционер. Следовательно, крупные держатели акций имеют преимущество перед мелкими акционерами.

Приведенные выше примеры дают представления для пайщиков и общества, где истинная кооперация.


Рецензии