Главный закон мира явлений

Полагали,что это "Изменение",более всего понимая его как скоротечность и бренность тел и явлений в жизни человечества или отдельных индивидов.Лично я назвал юы таким законом Закон перехода потенциальной сущности явления в разнообразие бытийных форм его. Это учение о потенции не новое в философии. Оно имеет место,например,в учении Николая Кузанского, или в философии Шеллинга. Для Фихте это Абсолютное Я в процессе создания множества или мира.Что имеется в виду?
Реализуется не просто явления,а явление во всех возможных своих проявлениях, это что-то вроде "веера" возможностей,границы которых определяет сама сущность,природа явления.Эти проявления в разной степени и в разное время,но последовательно или более случайным образом,реализуются все и особенно во времени.Так или иначе,для реализации потенциала нужны определённые, конкретные условия - физические, психологические, социальные и пр. - и сочетания этих условий.  Реализуются все возможности,отношения и связи формы-сущности, до её полного изживания в пространстве-времени.Но возможно и повторение на новом или старом уровне всего цикла преобразования специфики и особенностей явления в его новом бытии. Изменение во времени означает, что если потенции явления не могут реализоваться сейчас, то реализуются потом, когда для этого появятся нужные условия в среде их бытия. Имеется возможность как полного,так и лишь частичного повторения явления во времени-пространстве.Сущность явления сохраняет в себе его специфику и вместе с тем содержит все свои потенции в свёрнутом виде. Конкретная реализация явления и есть постепенное развёртывание его потенций (Как у Н.Кузанского: бог развёртывает свой потенциал,порождая мир в его разнообразии и конкретики: но на место Бога мы должны поставить непознаваемую до конца реальность, где частные законы повторяют в каком-то отношении общие.) Всё сказанное относится как к связям явления с другими явлениями, так и ко всему возможному "вееру" смыслов, относительно этого явления,частично данных в сознании и мысли человека. Как бы не были обширны потенции вещи,уместнее говорить о круге их (что я назвал "веером"),а не о бесконечности реализаций.
Возьмём для примера такое явление, как зависимость одного существа от другого.В первом конкретном воплощении и в крайности это "рабство". В эпохах,пока оно окончательно себя не изживёт)оно сохраняется,как специфичная сущность, но имеет разные степени и формы. Это все варианты зависимости индивида от индивида или человека от социума. Это не просто разумное подчинение, а подчинение именно неразумное,диктат чего-то чуждого над личностью. Сексуальное рабство, диктат главы семейства в семье, зависимость подчинённого от начальства и пр - это всё ослабленные формы рабства. Даже любовь выражение такой зависимости, а при психологическом и моральном неравенстве партнёров тем более. Верующий свободен, когда он "раб Бога". Человек в каком-то отношении до сих пор раб природы,истории, своей эпохи,смертности,идей и страстей,рекламы,идеологии,политики,вещей, ценностей и морали,аморальности,денег,чинов,случая и необходимости и т.д.В разные эпохи явление имеет разную степень своей зависимости от других феноменов бытия и жития.Меняться может и смысл явления-для-нас. Труд как эксплуатация человека с человеком, зависимость современного человека от техники,подчинение логике военного времени... Сколько форм рабства в обществе, считающим себя свободнее обществ былого!
Единственное онтологическое ограничение здесь - физические,средовые условия,создающие конкретную специфику феномена. Часто одно и то же может иметь разумную и неразумную форму, разрушать или созидать.Так социальное одиночества разрушает ум и чувства индивида, а творческое - созидает и развивает их.
Если говорить об иерархии категорий, я бы поставил этот Закон первым. Абсолютно статистическое бытие равно пустоте. Чтобы не просто пребывать, а быть в полную свою мощь,бытие должно нести в себе движение, быть процессом, порождать нечто. И первое движение здесь - переход потенции в бытие. Собственно,потенция и оказывается началом,сущностью бытия, вечным,как само бытие. Бытие порождает свои формы лишь через реализацию потенции,а это и есть Движение и Изменение в сущем.Целое порождает свои части и далее происходит взаимодействие,взаимоотношения и взаимовлияния частей на разных уровнях реальности. Так осуществляется связь всего во всём в целом и множестве. Материя не есть дух,но несёт в себе потенцию разумности и духовности, что и необходимо реализуется при создании самой эволюцией материи нужных для этого условий.Причём реализация Разума осуществляется не только в форме разума человеческого. Здесь я разумею,не ангелов,а инопланетян. Существует закон и для самой потенции, когда она реализуется лишь в то,во что может, а не во всё,что угодно.Какие-то условия внешней целесообразности и определяют, что именно и как реализуется. И эта внешняя целесообразность существует и внутри потенции, не допуская полного произвола реализации.Внешняя целесообразность дополняет внутреннюю. Она не есть разум, она - реализация только тех возможностей,которые могут быть и утвердиться в Множестве,в мире явлений,форм и сущностей.


Рецензии