Шоана, у истоков
Наш казачий разъезд нарвался на засаду. Черкесы уже дважды за последний месяц нападали на наши разъезды. В этот раз спасся только я, мой Орлик резко отпрянул в сторону и пуля, предназначавшаяся мне, просвистела возле моего уха. Бросаться в бой не имело смысла, так как трое моих товарищей свалились с коней как кули, а один я против пятерых или больше черкесов явно не выстоял бы. Выхватив шашку я рванул в лес, в сторону от дороги, наперерез мне выскочил черкес , Орлик прянул в сторону, подставив его под мою руку. Рубанув черкеса шашкой по лицу, я поскакал в лес, уйти от обозленных черкесов по дороге у меня вряд ли получилось бы, на открытом месте от пули не уйдешь.
Продрогший, голодный, я который час бреду по лесу, то сбиваясь с направления, то снова находя его. Орлик послушно идет за мной, временами стряхивая с гривы воду. Карабин я несу в руках, на случай внезапного появления моих преследователей. Хотя я их давно не слышу, но не думаю, что они потеряли мой след. Я уже на половине подъема до храма. Скорее бы дойти, но черкесы знают, куда я иду, могут своими тропами выйти мне навстречу. Слышу лошадиное ржание, резко бросаюсь моему коню на шею, закрывая ему рот, не дай бог заржет в ответ, тогда мы пропали. Соображаю, лошади в конюшне храма что-то почуяли. Это оттуда донеслось ржание, значит, мне недолго осталось идти. Надо быть осторожней, враг где-то рядом.
Подхожу к ограде храмового огорода, вижу, в конюшне, шагах в ста от меня, горит фонарь, видимо, служка вышел «до ветру». Залаял пёс, привязав уздечку к дереву, я потихоньку двигаюсь ко входу в конюшню. Впереди вижу силуэт большого пса. Его окликают: - Дон, ко мне! Это Захарий, он живет здесь, он и привратник, и конюх, и помощник здешнего Батюшки. Дошел. Я рухнул на колени, слезы потекли по мокрым щекам. Говорить я не могу, горло перехватил спазм. Слышу голос Захария: - Эк тебя, как ты здесь оказался? Пеший али конный? Должно конный, где коняка твоя? Я махнул рукой в сторону привязанного Орлика. – Ну пойдем, пойдем, неча тута светиться. Захарий ведет меня в конюшню, укладывает в клеть на свежую солому. Говорю ему дрожащим голосом: -Коня… И показываю рукой. –Не боись казак, ща заведу коняку в стойло. А ты спи, спи, э как замаялси. Веки слипаются, дрожа проваливаюсь в забытьё…..
Восемнадцать лет назад ехали мы с женой на экскурсию в Карачаево-Черкессию, в Домбай, проезжая село Сары-Тюз, я увидел Столовую гору, которая мне снилась неделю назад. Экскурсовод рассказывает об окрестностях, я показываю на эту гору рукой и говорю жене: - Там на горе должен быть храм. Слышу слова экскурсовода: - А на склоне этой горы находится один из первых храмов Руси, десятый – начало одиннадцатого века постройки. Жена спрашивает:- Как ты узнал? Отвечаю: -Когда-то я здесь воевал… Жена ошалела: - Ты шутишь? Что я мог ей сказать? У меня перед глазами пронеслась моя жизнь, моя другая жизнь, которая была в моем сне. Позже я рассказал жене и про сон, и про то, что я во сне был другим человеком.
Попасть в этот Шоанинский храм мне довелось только спустя 18 лет, хотя проезжал я мимо него большое количество раз. Когда в 2018 году я поднимался на гору Шоана, вновь испытал все ощущения, однажды прочувствованные мною во сне. Воссоздаваемые кельи монастыря в моей памяти отразились как конюшня, где держали храмовых коней, только она была целой, не поврежденной, крытая соломой с глиной. Ближе к храму была келья Захария, который был помощником батюшки и привратником в одном лице. Ниже конюшни располагался огород, где выращивали овощи для собственных нужд. Я долго бродил в окрестностях, узнавая камни, окружающие храм, знакомые ложбинки, в которых прятался от погони. Какой был год, я не знаю, скорее всего, вторая половина девятнадцатого века. Возможно, один из моих предков, воевал в этих местах и его память, на генетическом уровне, сохранила какие-то события, которое я и увидел во сне. Другого объяснения я просто не нахожу.
Свидетельство о публикации №218122501001