Детское

    Гости у нас бывали часто.
Чаще дедушкины сослуживцы по строительному управлению, бывали его фронтовые
товарищи и еще какие-то родственники из Кемерово.
Я, на правах единственного внука, от каждого получал порцию внимания.
Совершенно не помню, какие мне дарили подарки, что спрашивали, чем угощали.
Оставаясь в одной комнате с взрослыми и занимаясь своими детскими делами,
очень скоро совершенно перестаешь обращать внимание на их разговоры,
непонятные шутки и смех.
Но даже сейчас через пятьдесят с лишним лет помнятся кусочки тех детских
впечатлений, зачем-то оставшихся в памяти. Хотя давно забыты и имена, и лица.
Мой детский ум незамысловато делил людей на тех кто мне нравился
и тех, кто не нравился.
Были конечно и те, кто не оставил о себе никакой памяти.
Вероятно, раннее детское восприятие незнакомцев по принципу простого деления
на «хороший» и «плохой», это такой природный дар или инстинкт,
полученный человеком во времена родоплеменных конфликтов.
Этот дар со временем заменяется опытом, условностями, правилами
или просто угасает.
***
    Я не помню, кто он.
Помню только, что бывал он у нас раза два или три в году.
Такой шумный! Он сразу заполнял собой всё пространство,
громко говорил, вдруг хохотал…
Мне он не нравился.
«Оооо! Какой мужик вырос!» - хватал он меня подмышки, тряся над головой.
Я скорее старался убраться с глаз.
Однажды этот человек, что-то нетерпеливо объясняя моим дедушке с бабушкой
и увидев у меня в руках книгу, сказал:
«Дай-ка сюда!»
Потом открыл книжку там, где между обложкой и страницами есть такой пустой
плотный листочек из серой бумаги.
Сложив его пополам, он провел по складке ногтем и аккуратно оторвал половинку.
Написав или нарисовав что-то на этом листике,
остался доволен тем, что у него получилось.
А я после весь вечер тихо вытирал слезы, спрятавшись от всех.
Не хотел, чтобы бабушка поняла, как я ненавижу этого дядьку.
В моём детском мозгу не укладывался его поступок в какие-нибудь разрешённые правила.
Спустя какое-то время, этот человек снова появился у нас.
- Ну, как дела, мужик, растешь?
- Я не мужик. Я мужчина! Тихо, еле слышно ответил я, строго сощурив глаза.
Это была моя месть ему.
Хотя его, скорее всего, не интересовало, что я отвечу.

Ничего я не знал про него и сейчас не знаю.
Наверное он был одним из многих таких же – шумных, энергичных,
как говорят, своих в доску!
Обычный, нормальный человек.
Но всю жизнь я сторонюсь людей, если они вдруг напоминают мне его.
***
   Те, у кого есть домашние животные, знают, как хорошо они могут чувствовать
человека и предугадывать его поступки.
Настроение хозяина они понимают по непонятным и не заметным человеку деталям
в его поведении.
Не каждому пришедшему в дом, кот сядет на колени. Но если это случилось,
можно смело доверять этому человеку.
Собака, лежа в стороне и, кажется, не участвуя в общении с гостем,
внимательно анализирует чужого человека.
И если ушки животного перестали тревожно шевелиться, значит,
гость пришел с добром.
Так и ребёнок.
Не всё, о чем говорят взрослые, ему понятно. И инстинкт, который еще
не замещен опытом и правилами поведения, оказывает ребенку услугу
 - чувствовать себя в безопасности или быть начеку.
Отсюда и складываются те нарисованные фантазией ребёнка образы взрослых,
которые потом, бывает всю жизнь, хранятся в памяти.

Наверное не только мне знакомо чувство сомнения, внутренней борьбы,
(скорее где-то уже в подростковом возрасте), когда детские навыки оценивать
нового человека еще крепки, но уже взрослеющий разум начинает "уговаривать"
чувства не спешить с выводами.
И кому удалось сохранить умение чувствовать человека хоть по-детски,
хоть по-звериному, тому повезло.
А может нет?
- Душа и разум человека не всегда находят согласие друг с другом.


Рецензии
Класс. От души и очень все тонко подмечено.

Андрей Батурин   24.04.2020 23:50     Заявить о нарушении