Глава 16 Петербургские встречи

***

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

А.Пушкин


- Кто бы это мог быть? - удивилась леди Графтон.- Мы никого не ждем. Петр, такое возможно - визит без договоренности, без приглашения и без визитки? - обратилась она с вопросом к Петру, который ворошил кочергой дрова в камине.

- Вероятно, какой-то проситель, - сделал он предположение. - Можно не принять и дело с концом.

- Хорошо, проси, - обратилась леди Графтон к горничной.

В гостиную вошел юноша. Вошел не робко, но и наглости в нем не было. Это, скорее всего, были остатки достоинства, которое не могло скрыть поношенной одежды и голодного блеска в глазах.

- Простите, ваше сиятельство, мой внеурочный визит, который можно принять за плохой тон. И вы будете правы. Мне нет оправданий. Единственное, что могу сказать - я всем сердцем хочу оказаться вам полезен.

- Каким образом? - отозвалась герцогиня, а Петр быстро перевел.

- Я живу по соседству и видел ваш приезд. Потом поспрашивал у слуг и выяснил, что вы собираетесь путешествовать по России. Вот и подумал, что вам понадобится человек со знанием языков, - ответил юноша.

- Как вас зовут, милый юноша? - спросила леди Графтон.

- Алексей Смирнов, ваше сиятельство. Я студент. Знаю много языков. Сейчас вынужден был прервать свою учебе за неимением средств. Мои родители давно умерли, и я живу в нахлебниках у моей тетки. Она вдова. Чиновница. Не имеет достаточно средств для моего содержания. Поэтому я вынужден сам зарабатывать себе на жизнь и учебу, - закончил свое повествование Алексей.

- Это похвально. Нам действительно нужен такой человек. Я беру вас с испытательным сроком. У вас ведь нет рекомендаций? - герцогиня закончила свою речь вопросом.

- У меня есть несколько писем от  моих профессоров, у которых я учился, - смиренно ответил юноша.

- Замечательно! Но  это не так важно. Я сама привыкла решать, какой человек мне подходит, - ответила леди Графтон. - Оставайтесь на ужин. Мы познакомимся поближе. Завтра приходите с вещами и мои помощники - мисс Элли и Петр - введут вас в курс дела.

Лицо Алексея осветила радостная и благодарная улыбка. Стало заметно, что он очень молод. Несмотря на тяготы жизни, в нем не было надломленности и пессимизма. Это придавало ему обаяния и трогало.

Все трое переглянулись и было видно, что в душе они приняли юношу в свой круг. Но ему еще предстояло доказать свою надежность и наличие знаний.

Больше всего был рад появлению Алексея Петр. Он даже не представлял, где ему искать себе замену, так как сам был из Москвы. И приход юноши был прекрасным знаком для него и всех остальных. Если только Алексей такой, каким кажется. Хотя особых сомнений в этом не было.

За ужином велась общая беседа о планах присутствующих. Сначала обсудили отъезд Петра.

Было немного грустно расставаться, но все радовались его будущей встрече с родными. Затем снова все взгляды сошлись на Алексее. Он ел не жадно и, можно сказать, с изяществом. Такому не научишься. Это врожденная деликатность. Из его рассказа, в манере описывать свою жизнь, не склонность драматизировать и давить на жалость, чувствовалась легкость характера. Многие на его месте не удержались бы и впали в крайность. Но Алексей не считал себя несчастным или обделенным судьбой. Он смотрел в будущее с оптимизмом. У него были способности к языкам, и он учил их где только мог. У молочника учился говорить на идиш, у точильщика, который приехал из Самарканда, научился персидскому. Брал уроки латыни у священника, у друга - студента научился говорить по-польски. Подрабатывая у архитектора, учился итальянскому. Английскому и немецкому он учился у настоящих гувернеров, которые учили его друга - сына богатого дворянина. И, чтобы вызвать у того дух соперничества, взяли в дом его товарища по детским играм - Алексея.

Учился Алексей на факультете словесных наук. Он мечтал стать писателем. Его кумиром был Радищев. Алексей понимал, что как писатель Радищев уступает своим человеческим качествам. Но этим он и привлекал юношу. Карамзин был для него слишком благополучен.

Встреча с Алексеем позволили Элли и леди Графтон расслабиться и просто радоваться периоду оседлости, наслаждаться комфортом и жить предвкушением петербургской жизни.


Рецензии