Люди-Человеки

               



          Сосед мой Иван Медведев, в годы «Перестройки», потерял работу в «Райсельхозхимии» и перебивался случайными заработками. Руки у Ивана золотые, и он нашел им применение в строительном деле. То возведет какому-либо сараюшку, или гараж, а то и пристройку к дому смастерит. О цене не договаривался. Кто сколько заплатит. Вскоре многие поняли, что Ивана можно использовать как дармовую рабочую лошадку и наперебой просили его о помощи. Иногда, наиболее бесстыжие из селян, в виде поощрения за Иванов труд, ставили на стол четверть самогона. Потрудившись на благо общества два сезона, Иван из крепкого мужика превратился в пьянчужку с трясущимися руками. Если ранее он работал с ясной головой, то теперь каждое утро ему необходимо было опохмелиться. Похмелье завершалось пьянкой. Кому нужен постоянно пьяный шабашник? Люди отвернулись от деградирующего земляка. В семье тоже пошли неурядицы и ссоры. Жена Ивана, забрав двух малых ребятишек, ушла жить к своей  старушке-матери. Текло время. Как-то я заметил в его дворе молодую женщину, вырывавшую сорняки возле колодца. Присмотревшись, я узнал Лиду, сварливую молодку, о которой на селе ходила дурная слава.
        - Проходи, чего уставился?- атаковала меня Лидия, парируя мой колючий взгляд.
        - Лида, а где Иван? Давненько я его не видал.
        - Он тебе нужен? Работает Иван!
         Вскоре о новой Ивановой работе стало известно. Он занялся сборкой стеклотары, великое множество которой выбрасывалось водителями вдоль автомагистрали Москва-Ростов. Иван набивал грязными бутылками мешки и на стареньком велосипеде доставлял домой, своей молодой сожительнице. Вечерами они мыли посуду близ колодца и сдавали частному предпринимателю, здесь же, в родном селе.
        - Честно зарабатываю копейку,- хвалился хмельной Иван сельчанам.
         Наступил ноябрь. Однажды, в сумерках, расположившись у камина, с любимой книгой в руках, я услышал негромкий стук в окно.
        - Кто там?
        - Это я, сосед.
        Иван вошел с каким-то подавленным видом, смущаясь, кашлянул в кулак. Зная его стеснительную натуру, я прервал затянувшуюся паузу.
       -Проходи, Вань. Присаживайся.
Вскипятив чай, я поставил на стол мед, нарезал хлеб.
      - Сосед, а может по стопарику? Я тут прихватил.
Иван, стесненно улыбаясь, достал поллитровку и покрутил ее в руках.
      - Извини, Ваня! Печень у меня барахлит. Давненько не балуюсь. Но ты на меня не смотри! Если организм позволяет…
      - Что ж я алкаш какой что ли?- надулся сосед. – В одну харю-то!
Он спрятал бутылку в карман, присел на табурет.
      - Тут такое дело, понимашь. На душе муторно. Не знаю с чего и начать. У тебя курить можно?
      - Кури.
        Иван задымил беломориной.
      - Понимашь, собираю я как-то бутылки. Вдруг мужичонка какой-то, плюгавенький такой, невзрачный, спускается ко мне в кювет и здоровкается, значит, со мной.
«Привет,- говорит, - коллега!» Я киваю ему гривой-то. Познакомились. Он, значится, навроде бомжа. Сам пятьдесят первого году рождения. Михал Борисычем кличут. Поведал он мне историю своей жизни. Доверился, значит.
     « Исходил, - говорит, - я всю Россию. Истоптал вдоль и поперек за пятнадцать бомжовских лет. Была семья у меня. Жена и двое детишек. Теперь взрослые уже дети. Самостоятельные. Парень и деваха. Жена красивая была в молодости. Жили мы не плохо. В Новочеркасске- городе. Квартира трехкомнатная! Кушали не крохи. Одевались по моде. Детки росли. Жена работала билетером в кинотеатре. Я – водилой. Заработок, опять же, честно скажу, у меня был приличный. Левак тоже частенько перепадал. Живи- радуйся! Только в оно нехорошее время, заметил я, что жена моя, красавица Иринка , задерживаться стала частенько на работе. И вроде как остыла в любви своей ко мне. Исчезли близость и понимание меж нами. Я к ней и так, и этак. Нервничает моя Ирочка, или отмалчивается. Я тоже на нервах, не железный, поди. Стал я за ней приглядывать. Детишек спать уложу, а сам на своем жигуленке выруливаю к завершению последнего сеанса и созерцаю толпу людскую. Обнаружилась двуногая причина Ирочкиного ко мне охлаждения! Красивый, статный самец ее обхаживал. Потеряла голову моя женушка. Полюбила, значит, другого. От душевной горечи, запил я по-черному. В итоге оставил семью, работу, пошел скитаться по Белу свету»
          Иван тяжело вздохнул.
       - Ну вот, излил мне душу незнакомый, вроде, человек, Михал Борисыч, потом спросил, куда, мол, и по какой цене я сбываю стеклотару. На том и распрощались мы с ним. А сегодня, аккурат перед обедом, нахожусь я, значится дома, в комнате, а Лидка чего-то во дворе колготится. Вдруг слышу явственно так голоса. Гляжу сквозь оконный тюль, а у порога стоит Михал Борисыч с котомкой за плечами. И спрашивает Лидку, где, мол, Иван, то есть я. Лидка зло так отвечает: « Нет его дома!» Он говорит: «Передайте ему от меня привет! От Михал Борисыча. Я,- говорит, хотел с ним повидаться! Хороший он мужик, муж Ваш!» Ну и в таком духе…
        -Я не вышел,- словно оправдывается Иван- Лидка же сказала, что нет меня дома. Стою у окошка,  слушаю дальше их беседу. Михал Борисыч говорит: «Хозяюшка, дайте, пожалуйста, водицы испить». А Лидка ему: «Нет у нас воды. Ни воды нет, ни хлеба!»
        Вот, думаю, стерва!
        И тут Михал-то Борисыч снимает с плеч свою котомку, извлекает из нее булку хлеба, режет пополам и подает, значится, половину Лидке. «Возьмите, хозяюшка, не побрезгуйте. Я знаю, что такое, когда хлеба нет. Возьмите, пожалуйста! Я хоть и бомж, но руки у меня чистые…»
       - Тут  у меня слёзы навернулись – Иван судорожно глотнул воздух. - Знаешь, сосед, каково это видеть. Когда человек, сам будучи нищим, живя впроголодь, делится куском хлеба…А Лидка-сволочь! Прогнал я ее сегодня. Пойду я, сосед. Извини за беспокойство.
На пороге Иван закурил и, медленно выпуская колечки дыма, произнес:
       - Решил я завязывать с пьянкой. Поеду в Москву, устроюсь где-либо вахтовиком. Мужиков много работает нынче в Москве-то. А там, глядишь, и Зина с детьми вернется. Соскучился я по семье, значится, своей…
          Сдержал свое слово Медведев. Завязал с “зеленым змием”. Трудится теперь в столице вахтовым методом в одной из строительных фирм. Вернулась к нему любимая жена с ребятней. А прошлую субботу смотрю с крылечка, сидят во дворе своем под яблонькой Иван, Зина, ребятишки ихние и мужичек какой-то худощавый с ними. Сидят на дубовой скамеечке, за массивным столом, беседуют, чай пьют. Сегодня встретил соседа, полюбопытствовал, что за мужчина такой гостюет у него.
        - Дак это ж Михал Борисыч! Помнишь, я тебе рассказывал о нем? Теперь у нас будет жить! Не объест. Такие, значится, дела!- широко улыбнулся Иван.

Доброго вам здравия, душевные люди!  Думается мне, что пока живёте вы, не умрёт и Россия наша!
      
15-16.04.-2009г.


Рецензии
Спасибо Вам за душевный рассказ, Сергей! Даже на душе потеплело) Дай Вам Бог доброго здоровья! С поклоном,

Татьяна Бабина Берестова   17.01.2022 21:43     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Татьяна, за живую Вашу душу! Пусть у Вас всё ладится и клеится! С искренним уважением,

Сергей Росляков 2   17.01.2022 22:11   Заявить о нарушении
Благодарю сердечно!

Татьяна Бабина Берестова   20.01.2022 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.