И всё о том же разговор. Авторские обеды

58.ПР.12
Договор о соавторстве.

Заключать или не заключать договор о соавторстве – это личное дело соавторов. Но, по общему правилу, в случае отсутствия такого договора, считается, что оба соавтора внесли в созданное произведение равный вклад. Соответственно, оба имеют равные права на вознаграждение. А право на имя вообще не обсуждается.

С моей же точки зрения, если есть возможность формализовать отношения, придать им форму договора, то лучше это сделать. Так будет удобнее всем, и яснее потомкам. Есть документ, значит, так оно и было, согласно имеющимся документам. А слова и другие фантазии имеют малую цену. Даже факты искажаются со временем, а уж если говорить о словах, услышанных кем-то и где-то, то более ненадёжных свидетельств и найти трудно. Ведь к тому же, «слова произнесённые есть ложь», так сказал один поэт, и я с этим тоже согласен. А вот «то, что написано пером, не вырубишь и топором», тоже забывать не следует.

Поэтому отношения, права и обязанности соавторов должны быть всегда чётко и просто определены. А то все авторы мнительны и эмоциональны почему-то, и это совсем не улучшает  возможности для совместного творчества.

Всегда хочется сделать что-то общее, глобальное, применимое для всех. Но такой договор не будет отличаться простотой и  ясностью, это очевидно. Поэтому  есть смысл начать с частных случаев, минимизировать количество участников и, по мере потребностей, только расширять круг соавторов.

Если Автор один, а Автор с большой буквы всё делает для издания своей книги сам, то вряд ли нужен Договор о соавторстве. Мы не будем углубляться в то, сколько личностей творили в его сознании какое-то там произведение.  Это его личное дело, то, что творится в его голове. Если физическое тело одно, то и Автор один.

Хотя некоторые Авторы  берут себе псевдонимы,   для придания значительности произведению. Я сам этим грешил, когда писал учебник для средней школы. Но, по большому счёту, имел полное право на такой псевдоним! К примеру, я понимаю Автора Владислава Кошкина, который написал книгу о птицах, их обычаях и разнообразии. И при этом публикуется под псевдонимом Лиза Чайкина и Ерофей Орлов. Это, чтобы не заподозрили читатели, что интерес к птичкам у Кошкина в основном связан с их вкусовыми качествами.
 
Тут ситуация произошла как раз на эту тему. Собрались два будущих  соавтора в ресторане. Классика жанра: нищий художник и поэт и богатенький его друг, который почему-то дружит с этим нищебродом и, время от времени, даже кормит его. Чтобы хоть что-то иметь с его бессмертных в недалёком будущем произведений, а не только чувство глубокого удовлетворения от своей доброты и щедрости, друзья решают получить хоть какую-то выгоду из своей дружбы и опубликовать прекрасные произведения, как соавторы. Денежки даст «Богатый Буратино», а  публикацию подготовит «Бедный Художник» И обращаются за помощью конечно к очень  квалифицированному  юристу, то есть ко мне. И я тоже очень скоро уже сижу вместе с ними в ресторане. Я люблю ходить по ресторанам, когда платит за это удовольствие кто-то другой.

Пусть ведут меня в хороший ресторан, кормят и излагают суть проблемы. Я готов дать совет и помочь, чем смогу тут же, не люблю откладывать  новые дела, и так уже много отложено.

Я понимаю всё, что хотят друзья – будущие соавторы и быстренько на салфетке  им пишу простенький текстик договора о совместной деятельности по соавторству. Пока ем, заодно, по доброте душевной могу, что угодно написать. Текст им нужен  был не для участия в тяжбах по судам, а скорее понятийный.


«Договор о совместной деятельности
и соавторстве.

Г.Москва                «25» декабря 2018 г.

Гражданин «Бедный Художник» именуемый в дальнейшем, как автор А, (паспортные данные) и гражданин «Богатый Буратино», именуемый в дальнейшем, как автор Б, заключили настоящий договор о совместной деятельности по созданию, подготовке к печати и  производству совместного произведения в  форме книги, называемого в дальнейшем Книга.

Авторы А и Б в дальнейшем совместно будут называться Соавторы Книги.

Обязанности сторон

1. Автор А обязуется создать и предоставить автору Б произведения по своему выбору, для отбора к публикации.
2. Автор Б обязуется отобрать из предоставленных ему произведений автора А необходимые, с его точки зрения, для   производства Книги.
3. Автор Б придумывает оригинальное название для Книги.
4. Автор А обязуется подготовить  отобранные произведения для типографии и заключить с типографией договор на производство необходимого количества экземпляров Книги.
5. Подготовленный текст произведения публикуется на proza.ru  под оригинальным названием Книги и с указанием имён соавторов произведения или их псевдонимов.
6. Все остальные необходимые для производства Книги образцы (макет, рисунки и так далее), включая сам текст Книги  публикуется на сайте 7я.net.
7. Автор Б обязуется оплатить производство Книги, согласно заключённому автором А договору с типографией,  доставку Книги в определённый настоящим  договором пункт,  именуемый в дальнейшем Пункт Раздачи.

Права сторон

8. Автор  А имеет право на  пользование, владение и распоряжение половиной тиража Книги, так же как  и автор Б, имеющий точно такие же права, с момента доставки её в Пункт Раздачи.
9. Автор А имеет право пригласить соавторов для помощи ему в подготовки к публикации Книги, при этом эти свои действия он не обязан согласовывать с автором Б, так как имеет  право указывать в качестве авторов любых лиц. При  этом он распоряжается только своей половиной тиража, и может в размерах этой части  заключать любые сделки.

Сроки

10. Договор является бессрочным, но может быть расторгнут по письменному заявлению любой из сторон в любое время, по любым основаниям.

Решение споров

11. Соавторы решают все споры в тёплой дружеской обстановке, без привлечения  третьих лиц и организаций.


Установленные названия, имена, псевдонимы, адреса, размеры тиража и прочие необходимые данные оформляются в качестве Приложений к настоящему договору, и, по мере их подписания, становятся неотъемлемой его частью.


Автор А (подпись)                Автор В (подпись)»

Договор был прост и ясен, друзьям он понравился. Они хотели ещё, чтобы я написал им сразу же Приложения к данному договору, но  я уже был сытым, а когда я хорошо поем, я не способен уже ни на какие другие дела,  кроме как пойти спать. Я это  объяснил, и был понят.

А Приложения я легко напишу во время следующего обеда в ресторане. Это же так просто.  А может быть даже два или три Приложения сразу напишу. Мне же не жалко, я всегда за соавторство.

«Богатый Буратино» всё же решил показать этот договор своему юристу. А «Бедный Художник» заявил, что его всё устраивает, и он готов подписать такой договор хоть сейчас. Меня тоже всегда устраивало, когда все вопросы в тёплой дружеской обстановке решаются, без привлечения  третьих лиц и организаций, в кругу только соавторов, желательно в ресторане.

Я ведь тоже был уже соавтором  этих друзей, хотя они пока не знали об этом. А подпишут договор, из Приложений всё узнают! Ведь договор мой, личный, авторский. Правда, я претендовал всего на один экземпляр будущей Книги, но зато с подписью обоих авторов. И на тёплую дружескую обстановку в ресторанах. Это же нормально?


Рецензии