От начинающего. 11. Графомания. Правки

Мой дорогой невидимый друг! Вот и докатились мы с тобою до редактуры. Начинается самое сложное, когда мне надо будет разглядеть в себе то, что через нитку пропущено, может быть, насквозь всего романа.
Я попытаюсь быть умной сейчас. Научиться на чужих ошибках и советах.
Тебе, мой друг, если графоманские ошибки не свойственны, иди перечитай первое письмо – я там литературу добавила.

Графоманские ошибки
Я заглянула в Википедию посмотреть термин «графомания». Выписываю:
«Одной из самых частых причин графомании некоторые исследователи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, а часть случаев — выражением бредовой или сверхценной идеи идентификации себя с выдающимся писателем[2]. Один из примеров графомана — Йозеф Геббельс, который претендуя на роль главного историографа Второй мировой войны, исписал 16000 страниц машинописи с довольно тенденциозными текстами[2].
Графомания встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипоманиакальном состояниях, и при других психических расстройствах[1]. При синдроме психического автоматизма (Кандинского — Клерамбо) больные могут говорить, что их вынуждают много писать некие внешние силы[2]. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов (при параноидном расстройстве личности)»
Я наклоняюсь к тебе через стол, подмигиваю и хлопаю по плечу. 
Все ссылки составителей этой статьи на Википедии отчего-то ведут на «Психиатрический энциклопедический словарь» и «Большую энциклопедию по психиатрии»
Я честно попыталась поискать ещё определения, но на первой же статье меня вырвало. Прости, но так всегда бывает, когда я читаю плохо написанные глубокомысленные опусы о творчестве, например, Толстого или Пастернака. 

Придется объяснять тебе, что лично я имею в виду под словом графомания. Вполне возможно, для этого есть какое-то другое слово.  Если ты знаешь, напиши обязательно – я так люблю новые слова.
Я имею в виду те ошибки, которые мы делаем, когда слишком увлекаемся красивостями. Поясню на личном примере и на постороннем.

На личном: раньше записывала все удачные метафоры, которые приходили в голову. Они мне так нравились, так нравились, что я норовила напихать их в текст к месту и не к месту. Получалось, хм, пёстро. Представь себе такие бусы, как у дикарей, там нанизано всё подряд: бусины, перья, камни, кости, колечки от жестяных банок. По-отдельности ещё что-то может быть интересно, но вот всё вместе….
На чужом примере: вот тут всё гораздо сложнее. Графоманы – авторы, на мой взгляд, уже не совсем начинающие. Они прошли две стадии, о которых шла речь в предыдущих письмах: 1) писать произведение, а не его краткий пересказ, 2) писать много. Они, даже, скорее всего, прошли стадию 3): критика и правки.
Оттого ошибки труднее обнаружить. Текст прекрасный, содержание захватывает (можно, я сейчас не буду про тиражи и премии?), всё хорошо, а читать невозможно. Это субъективно, конечно.  Я покрылась вся холодным потом, пока читала, купила ещё один роман автора, и продолжаю так же продираться – молча, стиснув зубы. Я в детстве так не зубрила уроки, как читаю эту книгу. Почему я это делаю: раз я не понимаю, почему, значит то же самое может быть у меня.
И я нашла неожиданно ответ в романе Михаила Ковсана, вот этот отрывок:
«Прихлебывая чай, он разглядывал натюрморт — единственное украшение большой комнаты. В современных гостиницах таких не бывает.
Своим блестящим единственным глазом со стены томно взирала аристократически поблескивающая неповрежденною чешуей тонко просоленная благородная рыба. Есть ее не хотелось. Хотелось ей любоваться. Рыба вширь и ввысь выпирала из едва обозначенного художником блюда, как благородный светящийся камень, возникая в едва заметной оправе. В том-то мастерство ювелира: обрамляя, сделать это неброско, по возможности незаметно. Лишь грубые подделки массивно блестят золотою убогостью. Рыба была сама по себе, а благородный фарфор, уступая природе, вкрадчиво играл роль, подобающую врожденному благородству — в присутствии короля играть короля. Его играли бутылка в серебряном ведерке со льдом, красно-кровавые вишни и арбузная мякоть. Сочетание с гастрономической точки зрения странное, точней, совсем невозможное. Натюрморт ясно и однозначно говорил о своем назначении: не вызывать аппетит, но — чувства высокие, читай: эстетические.
Вот с этим он согласиться не мог. Эстетика — замечательно, но сама по себе — сделайте мне красиво, убога. Рыба в неводе — это одно, на блюде — непременно должна возбуждать аппетит: пахнуть, блестеть, сочиться, будь то полотно или текст. Конечно, жидковатый, пересоленный поваром в поисках спасения текст, это ужасно. Не удалось — но попытка, стремление. Тогда не удалось, получится в другой раз. Здесь же все однозначно: не удалось и никогда не удастся.»
(из романа «Бегство»)

Вот! Рыба на блюде должна возбуждать аппетит(Кстати, в романе Михаила ни одного слова не брошено зря). Метафора ради метафоры – убого. Мы должны чего-то хотеть вместе с героем, переживать за него, скучать, молиться. Если за героем гонятся – ему страшно. Если он видит рыбу на блюде – он может хотеть её съесть. Если его отвергли – он может быть унижен. И так далее. Он не может воспринимать все окружающие его события, вещи и людей с точки зрения чисто эстетической.

Графоманская ошибка номер два, это мелочность. Слишком пристальное внимание и отсутствие крупных планов. У гениев, к слову, это может быть и прекрасно. Но часто это совсем не прекрасно, отнюдь. Начинаешь задыхаться, как в душной комнате, не хватает воздуха. Особенно если ещё и роман от первого лица, и заперты мы не только в комнате, но и в голове героя.
И вот здесь я преспокойно ворую огромнейший кусок из дневника «Волчка в Тумане» (мой дорогой невидимый друг, как видишь, мне никто не пишет, но я-то читаю всех):
«Хочется для себя уяснить, чего я хочу от правки уже готового черновика. Как это должно быть в идеале.
Скажем, есть гладкий черновой фрагмент: люди едут из пункта А в пункт Б, разговаривают по дороге, описание природы, все дела.
Во-первых, гладкость, начиная с Карамзина, - самая большая засада, почти равнозначна графомании. Все должно быть, наоборот, шероховатым, с занозами, чтобы было за что цепляться.
Про описания. В методичках пишут, что мол, должны быть задействованы все органы чувств. 1. Синее небо, золотая нива. 2. Поют птички. 3. Веет легкий ветерок. 4. Аромат цветов доносится с полей. 5. Вкус свежей крови во рту. Вуаля - получается фигня. На органы чувств лучше действовать через ощущения людей, так что кровь во рту работает лучше птички в небе. Т.е. не "солнышко печет", а "некто с солнечным ударом валится в придорожную канаву".
Не обязательно, конечно. Главное, чтобы через описания что-то пробивалось наружу, какие-то точные удары.
Смена планов - типа, камера на высоте птичьего полета, потом две-три фигуры в движении, потом крупный план чьей-то волосатой ноздри.
Гладкость - самая большая опасность, неуклюжесть намного лучше. Чтобы глаз не скользил, а спотыкался и запинался.
С другой стороны, описания, на мой взгляд, хорошо писать, как стихи. В идеале должно получаться во-первых, что-то предметное, с яркими деталями, чтобы прям стояло перед глазами, во-вторых, чтобы оно создавало некий эмоциональный и символический образ, насыщенность эмоциями, смыслами и ассоциациями должна больше, чем обычно в прозе, в-третьих, ритм и звук очень важны, игра на нервах, в нужных местах вбитые гвозди.
Про персонажей. Любое упоминание любого персонажа должно как-то развивать его, хоть на шажок, но дальше вести, показать новую грань, не важно, какую - портретную черту, жест, че-нить из психологии, из прошлого. Через персонажей каждый фрагмент надо покрепче связать с предыдущим и последующим текстом, закинуть сюжетные крючки на будущее или вытянуть какую-то жилу из прошлого, но без повторов - можно что-то напомнить, закрепить, но тогда с усилением, или наоборот, связывать через контрасты и противоречия.
Диалоги. Тут мне больше всего нравится, что Шкловский про них сказал, но смысл такой: Каждая реплика в диалоге - защита своего отношения к миру. Не в том смысле, что персы на каждом шагу должны провозглашать свое кредо, но типа оно должно исподволь просвечивать и во время разговора о деревообделочных станках. Любой диалог - всегда подспудный спор, где каждый защищает свое, опять же не напрямую. Даже если они друг с другом во всем соглашаются, надо показать, что у каждого на это свои причины. В общем, смысл диалога - не развитие сюжета, не передача информации, а работа на углубление характеров и их отношений. Технически тут тоже использовать смену планов, как при описаниях: перескоки с мировой политики на обед и т.п. Желательно, чтобы что-то абсурдное, чепуховое выскакивало время от времени - для реализма»

Мой дорогой невидимый друг, как ты заметил, эти рекомендации совсем не для начинающих уже. Чтобы бороться с гладкостью, надо сначала научиться писать. В романах самого Волчка эти рекомендации тоже выполнены более, чем прекрасно, как бы он там к себе не придирался.
Мастерство, мой друг, мастерство. Давай помашем этим человекам на луне, повоем, задрав головы из нашей 322-й редактуры-халтуры.

Письмо получается длинным, но в этот-то раз оно того стоит, поэтому добавлю сюда ещё и Теорию Конфликта от Гордона https://www.youtube.com/watch?v=04yNKmD86Ag(в своем пересказе):

1. Развиваем в себе произвольное внимание
Круги внимания: дальний, средний, близкий, внутренний
Записи (мир как ртуть)

2. Привлечь внимание к своим мыслям – конфликт
Находить и воссоздавать(на бумаге) конфликты в своем окружении
Обстоятельства: времени, места, состояния … ->событие -> ещё больше обстоятельств -> следующая задача
Событие – то, что меняет задачу либо делает невозможным её выполнение

3. После события происходит оценка, которая состоит из 3 этапов:
1) Этого нет (отрицание)
2) Осознавание (замирание) – прежнее действие закончено, а новой задачи ещё не возникло
3) Новая задача

Ещё от Гордона:
«Зачем нужна убедительность? Поскольку только узнавание одним человеком другого является по сути дела языком творчества»
«Без эмпатии передать ничего другому человеку невозможно»
«Ремесло – неотъемлемая часть свободы творчества»

Мой друг, как видишь, я, как Дон Кихот, увешалась всем оружием, которое нашла.  Надеюсь, теперь нестрашно будет подойти к роману и приблизится к его финальной версии. Чем больше я пишу рассказов, тем меньше мне хочется опять пачкаться и лезть в болото большого текста. Но, с другой стороны, чем больше пишу рассказов, тем больше понимаю, что они – так, суть огрызки, недописанное. А новый большой роман ворочается в голове и может остаться ненаписанным, если вести себя, как подобает.


Рецензии
Довольно много интересных советов от людей знающих, даже взять себе на заметку захотелось. Правда, не со всеми пунктами я бы согласилась, но пищи для раздумий в этом тексте предостаточно.
Да, помимо произвольного внимания (или вместо?)хорошо бы развивать абстрактное мышление, видеть чужими глазами, слышать тишину и т. д.
Ну и вообще, говорят, что только первые десять лет писать сложно, а потом опыт (сын ошибок трудных) начнёт брать верх над сомнениями...
Желаю вам успехов, милый автор!


Ная Иная   20.01.2019 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Ная! Если Вам не сложно, поделитесь, как можно обучиться "развивать абстрактное мышление, видеть чужими глазами, слышать тишину", какие-то ежедневные упражнения, может быть, или книги посоветуете?

Грейп   24.01.2019 18:15   Заявить о нарушении
С удовольствием посоветую лекции Андрея Курпатова (на Ютубе огромное разнообразие его видео выступлений)
Что же касается абстрактного мышления, то тут существует множество советов, но не каждое подходит скорей всего потому, что понятие "абстрактное мышление" довольно расплывчато. Одни утверждают, что мысль должна забегать вперёд (классический пример: смотреть на яйцо, а видеть птицу)Другие считают, что мыслить креативно, значит не логично (глядя на салат, представлять не грядки, а стройную фигуру, например) Как можно научиться фантазировать? Мне кажется, что абстрактное мышление - это высокий полёт фантазии. Поэтому предлагаю учиться отрываться от шаблонов и не стесняться эксперементировать.

Ная Иная   03.02.2019 17:10   Заявить о нарушении