Анисовые леденцы

    В роду Сосновских, – мелких шляхтичей, высланных из Мазовше в Россию еще в девятнадцатом веке за содействие повстанцам  Костюшко ,– из поколения в поколение охотничьих собак женского рода звали Нормами.
Щенки всех Норм шли нарасхват у любителей болотной охоты. Но еще больше славился род Сосновских своими невестами. И краше всех была Казя – дочь уже престарелого Иосифа Сосновского. Поклонников среди молодых людей было у нее хоть отбавляй, но больше всех пленила она сердца двух братьев – Яна и Константина – из такой же обрусевшей польской семью, жившей на хуторе неподалеку.
Зная привычку девушки бродить по полям и перелескам, братья взяли на себя обязанность оберегать предмет своей любви. Впрочем, большой нужды в этом не было, ведь сопровождала девушку ее четвероногая наперстница и подружка Норма. Их связывала не только любовь к пешим прогулкам (старик Сосновский уже не мог охотиться из-за хворей), но и - пристрастие к анисовым леденцам.
    Их изготовлял по собственному рецепту местный доктор-поляк Данилевич,  в качестве панацеи от всех болезней. И девушка, и собака обожали это «лекарство» еще с детства. Причем Норма могла найти любимое лакомство, спрятанное в любом месте просторного дома Сосновских. Дважды в год – в день рождения Кази и на ее именины – перед гостями демонстрировался «фирменный» аттракцион, основанный на этом таланте Нормы. 
Шли годы, а девушка никак не могла сделать выбор между двумя братьями. И немудрено  -  каждый обладал своими достоинствами. Невысокий Ян был очень общительным, остроумным и никогда не унывающим человеком. С таким не скучно было прожить всю жизнь. Высокий и стройный Константин привлекал к себе свей невозмутимой сдержанностью и надежностью. Все эти размышления затрудняли Казе выбор, но пришло время, когда надо было принять решение.
В ту осень старик-отец особенно расхворался. Даже анисовые леденцы Данилевича не помогали. Как-то к старику Сосновскому пришли братья и рассказали о своем плане: на ближайших именинах потребовать от Кази назвать суженого. Отвергнутый претендент покинет родные края и отправится искать счастье в Америку.
    Такая мысль могла прийти в голову только избалованной вниманием и любовью окружающих девчонке. Казя объявила при свидетелях, что выбор суженого поручает … Норме. Кого на именинах выберет собака, тому и быть ее мужем.
Назначенный день приближался. Каждый из братьев, как и было договорено, собрал свой дорожный сундучок.
    Накануне заветного дня Казе приснился Константин. И поняла своенравная девчонка, что никого ей другого и не нужно. Ее веселого нрава и легкого характера достаточно, чтобы скрасить долгую супружескую жизнь. Неунывающий Ян всегда найдет себе достойную подругу жизни. Но как поступить с обнародованным обещанием? Глаза Нормы, вечно выпрашивающие у хозяйки анисовые леденцы, подсказали ей выход из затруднительного положения, как, не нарушая слова, получить желаемый результат. Казя попросила свою хорошую знакомую - хозяйку дома братьев - незаметно положить в карман жилетки Константина пакетик с леденцами. Та под клятвой обещала это сделать.
       Наступил назначенный день. В дом Сосновских с окрестных хуторов прибыли потомки непокорных конфедератов. Все были возбуждены. Бал был скомкан – ждали главного момента, когда из сада выведут Норму. И вот музыка стихла. В центр зала вышли влюбленные братья. Казя  спустила с поводка Норму. И та, не раздумывая ни секунды, бросилась к Яну и ткнула свой нос  в жилетку вспыхнувшего от счастья жениха.
Казя громко вскрикнула и рухнула на пол без чувств. Константин бросился в сад, где наготове его ждал походный сундучок. В зале  поднялся гвалт, визг, шум. Женщины требовали воды.  Мужчины толпой кинулись выполнять их просьбу. Старик Сосновский схватился за сердце и повалился на диван…
   По-детски припухлые губы, огромные карие глаза  девушки смотрят в упор из-под взлохмаченной челки. Левая рука треплет ухо очаровательного пса. Этот рисунок с незапамятных времен хранился вместе с дюжиной фотокарточек с вензелями на дне старинного сундучка – единственной реликвии предков. Пока был жив отец, я не удосужился спросить, что это за сундучок, кто изображен на рисунке. И совсем недавно, начав активно собирать историю своего рода, я узнал, что на рисунке заезжая знаменитость изобразила Казю и ее любимицу Норму во время их прогулки, задолго до злосчастного дня именин. Почему злосчастного? Судите сами.
В ту же минуту, как выбор состоялся, Константин помчался в Ригу. Парохода в Америку нужно было ждать два дня, зато стоял под парами сухогруз в Австралию. Это было последнее известие о Константине.
Старик Сосновский вскоре умер. Казя вышла замуж за Яна, родила четверых детей. Отравленный немецкими газами в Первую мировую войну, Ян вскоре умирает. Это помогло семье избежать репрессий со стороны новой власти. Долгое время копаться в генеалогии рода  было не модно, да и небезопасно. Впрочем, мой отец (1916 года рождения, младший из четверых детей) еще помнил собаку по кличке Норма, которая до глубокой старости проживала у своей хозяйки – Казимиры Иосифовны, урожденной  Сосновской – моей родной бабушки. Причина же, почему леденцы оказались в кармане у Яна, а не Константина, так осталась тайной, которая никогда уже не будет раскрыта.


Рецензии