Кормят нищих и пенсионеров вместо государства

В России 22 миллиона нищих.

Каждую субботу в Новосибирске сотрудник архива Максим Жариков и его друзья из фонда «Миссия Накорми Голодного» угощают горячим обедом всех желающих. Во двор спального района они привозят два армейских бачка с супом, к которым тут же выстраивается очередь.

3,5 тысячи рублей выделяет местный предприниматель, – рассказывает Максим. – Он не олигарх, миллионами не ворочает. По договору повара из учебного заведения на 2,5 тысячи рублей готовят нам суп, выходит 24 литра. На оставшуюся тысячу закупаем кондитерские изделия и самые дешевые медикаменты, например таблетки от кашля.
Когда четыре года назад Максим начинал заниматься благотворительностью, суп ели в основном бездомные. Сегодня в очереди много пенсионеров. Они приходят со своей посудой и несут суп домой.

– Как-то я заметил бабушку, которая не решалась подойти, – вспоминает Максим. – Я сам взял тарелку и к ней подошел. Она смотрит на пирожные – мы привезли две коробки. Спрашивает: «Это тоже все бесплатно? Правда?» Я даю ей два, она чуть не плачет: «Спасибо, милок».

Пенсионерка два года не ела сладкого. В последний раз побаловалась леденцами в аптеке, взяла четыре конфетки из «приветственной» вазочки. Максим говорит, что знает восемь организаций в Новосибирске, которые тоже бесплатно кормят малоимущих. Голодных хватает на всех. А с государством у волонтеров партнерские отношения не складываются.
– Я обращался в соцзащиту с просьбой дать списки тех, кто действительно нуждается, – говорит доброволец. – Меня отфутболили.

28-летний предприниматель Михаил Горобинский из Магнитогорска год назад запустил акцию «полки добра».
– Прочитал в интернете о подобных полках, – рассказывает Михаил. – Люди покупают хлеб и оставляют для тех, кто не может его купить.

Горобинский договорился с предпринимателями и открыл в магазинах 7 полок. Три раза в неделю он привозит в каждую точку по 10 булок. Их выпекает ему пекарня по себестоимости – восемь рублей за булку. На хлеб скидываются Михаил и другие участники проекта. На полках надпись: «Если можешь – положи, если нуждаешься – возьми». Булки заканчиваются быстро, но хлеб и другие продукты подкладывают покупатели, в этом смысл – побудить помогать. Иногда полки пополняют пенсионеры – для тех, кто живет еще хуже.

– Почему я занимаюсь «полками добра»? Потому что хочу отдавать деньги на благотворительность и знать, куда конкретно они идут, – говорит Горобинский.
По словам Михаила, благодаря неравнодушным продавцам удалось отрегулировать процесс «положи-возьми», неприятных эксцессов не возникает. В конце декабря Михаил и его единомышленники будут раздавать бесплатные новогодние наборы, в которых, кроме круп, будут мандарины, тушенка и конфеты. Всего сто комплектов, но предприниматель спокоен: давки и драк за еду не будет.

Красноярскому предпринимателю Артаку Акопяну в 2015 году пришлось приостановить раздачу бесплатного хлеба.
– Люди считают, что если мы дали одну булку, то можем дать и еще, – объясняет Артак. – Ну не обеднеем же! Считают, что так и должно быть.
Покупатели, которым не доставалось бесплатного хлеба, оскорбляли продавцов и требовали «свои» булки. Тогда Акопян стал оказывать помощь адресно.

– У нас интернет-магазин по доставке продуктов, – объясняет он. – Когда курьер оказывается в квартире, он, естественно, не может не заметить, что это за человек, в каких условиях живет, и если тот нуждается, то рассказывает об этом нам. В следующий раз курьер привозит ему продукты бесплатно или по себестоимости.

В бесплатный продуктовый набор входят молочка, докторская колбаса, овощи и фрукты, весовое печенье. Постоянная покупательница интернет-магазина Акопяна жертвует 2–3 тысячи рублей на сладости старикам: в праздники набор пополняется конфетами и мармеладом.

С агрессией в свой адрес столкнулись не только Акопян и его продавцы. Предприниматель из городка Струнино Владимирской области Мамуд Шавершян получил шквал негатива. В своем магазине он раздавал хлеб по талонам, установил норму – батон и полбуханки на человека. Струнинцам этого показалось мало. Люди обманывали, по несколько раз стояли в очереди, обзывали продавцов и самого Мамуда, которому в благодарность досталось слово «черномазый». Они были уверены, что Шавершян раздает хлеб не на свои деньги, это поручение самого Путина или на худой конец горсовета...

«Русь» – единственный в России благотворительный фонд продовольствия. Его еще называют «банком еды». Каждый год сотрудники «Руси» собирают у производителей 5 миллионов килограммов еды и раздают ее нуждающимся в разных городах – через соцслужбы, церковные приходы и благотворительные организации.

– Наш фонд получал старую мебель и технику от компаний и раздавал ее тем, кому она может пригодиться, – рассказывает вице-президент «банка» Анна Алиева-Хрусталева. – Когда мы стали заниматься едой, то поняли, что это совсем другая технология и нужен отдельный проект.
Задача «Руси» – спасти от уничтожения еду, у которой скоро истечет срок годности, и успеть накормить бедных.
– У нас в стране нет голода, как в Африке, но некоторые люди благодаря нам пробуют какие-то продукты впервые, – говорит Анна.

Все продукты, утверждает Анна, не испорченные. До истечения срока годности остается еще несколько дней, а то и неделя – «большой брат» Роспотребнадзор за этим следит. Основные потребители «банка» – семьи с детьми и мамы-одиночки.
– Малоимущие семьи, которые потеряли кормильца или где родитель лишился работы, – уточняет Анна.

Она вспоминает только один случай, когда человек упал в голодный обморок. Это была бабушка в Самарской области, которая взяла кредит на ремонт крыши дома. Пенсионерке помогли.
Очевидно, что борьба с бедностью лежит на плечах государства. Но оно, видимо, не хочет решать проблему. А если и хочет, то не очень-то торопится...


Рецензии