Восточные миниатюры

Япония: нэцкэ моего отца.
Нэцкэ первая. «Кормящий дракона».
Мастер Кодзан. 19 век.
Государственный музей искусств народов Востока, М. (РФ)
Это произошло очень давно. В ту пору не сконструировали ещё компьютер и телевизор, не знали кино и телеграфа, самолётов, пароходов и поездов. Летать умели лишь птицы и драконы, а люди отваживались ходить под парусом на небольшие расстояния вдоль побережий. Кухня в основном была самая простая, а в некоторых районах даже не знали, что такое соль. Шеф–повар императора Японии делал первые шаги. Его секреты покупали первые вельможи государства. Но рассчитывались они не золотом (в стране его не было), а рисом. Богатым и сильным почитал себя тот, кто имел много риса. Действовала формула «много риса – много слуг». Жалованье платили рисом, а слуги имели своих слуг – столько, сколько могли прокормить. Так действовала иерархия в Японии. Расскажем одно из преданий «Сокровищницы обеденного стола».
Летом Года Собаки двенадцати…… ный золотой дракон возвращался но остров Кюсю. Он летел высоко над морем. Вдруг налетел ураган. Порывы ветра не давали возможности продолжить полёт или приземлиться. Дракону пришлось покориться воле стихии, бушевавшей двенадцать часов подряд. Дракон оказался далеко на юго–востоке. Доплыв до незнакомого острова, он отдохнул на прибрежном песке, а затем последовал туда, где виднелись высокие деревья. Скоро он понял, что попал на остров, населённый женщинами и драконами. Сбившись в кучу, все они на расстоянии приветствовали его. Дракон внушал страх и трепет. Его глаза горели жёлтым огнём, а из носа и пасти вырывались языки пламени и шёл дым. Самый большой из драконов острова был в десять раз меньше гостя. Поэтому ни одна из женщин не могла подойти к нему. Даже сама правительница острова смущалась. В разное время стихии заносили в её владения драконов, и всегда находился выход.
Дракон, учуяв ароматы кухни, полетел к дворцу правительницы. Она же вдруг заметила бредущего по берегу моря Товара Тоду. Прибыл он на остров недавно, и по закону должен был умереть. Когда ему об этом сказали, он не ответил ничего. Лишь пошёл прочь. Два часа Товар размышлял о своей участи. Он был уже стар, поэтому смерть его не страшила. Однако жизнь была всё ещё дорога ему. Дракон приземлился возле дворца. В беседке готовился обед. Главная повариха, увидев дракона, в страхе убежала. За ней последовали остальные. На возвышении осталась миска  обедом правительницы, осетровой ухой с рисом и соусом. Дракон приблизился, но есть не стал. Он был сыном царя драконов и искал глазами прислужников.
Узнав о происшествии, правительница смирила свою гордость и обратилась к Товару Тода: « Покорми дракона, чужеземец». «Хорошо», – ответил Тода. Он пошёл куда ему было указано, увидел дракона и еду. Сначала в глазах у него помутилось, а по телу прошла дрожь: впервые он видел дракона и испытал на себе всю мощь этого фантастического создания. Но постепенно он взял себя в руки. На ум его пришли слова: «Это не дракон, это мой пёс. И я покормлю его». Сказав так несколько раз, Тода поклонился дракону. Он взял в руки миску и ложку. Дракон подошёл к Товару. Неожиданно он стал уменьшаться, пока не достиг размерами большой собаки. Из золотого дракон превратился в серебряного, сохранив шесть цветов из двенадцати. Что тут скажешь? Таково решение Небес. Человек сделал знак зверю, высоко подняв ложку. Дракон облизнулся.Тода попробовал уху: чего–то в ней недоставало. Но чего? Рука Тоды потянулась к мешочку на поясе. «Ну конечно! Не хватает соли!» Взяв мешочек, Тода развязал его. Две щепотки «белого порошка» (так называла соль правительница) превратили уху во вкуснейшее блюдо.
Дракон приблизился. Жёлтый огонь в его глазах погас, пламя и дым унёс порыв ветерка, неизвестно откуда налетевшего. Тода в полупоклоне обнял дракона, а дракон – Тоду. Так, без ущерба чести и с соблюдением Этикета, дракон насытился. Он сделал ещё и открытие: соль делает пищу намного вкуснее. Правительница острова сама принесла Тоде его обед: рис с омлетом и мясом. Крестьянин и зверь стали друзьями. Вечером все драконы острова пришли туда, где отдыхали новый дракон и Тода. Они признали себя вассалами нового собрата, и потребовали от правительницы , чтобы их кормил только Тода – владелец «волшебного порошка». Прошли годы. Тода стал «главным кормильцем» острова. Соль в его мешочке никогда не иссякала. Никто лучше него не разбирался в достоинствах тонких явств и кушаний Императорского стола. Ибо изысканный вкус его друга учёл главный повар Золотого дворца в Киото.
Так, благодаря сильнейшему в истории Японских островов тайфуну и собственной храбрости  в создавшихся редчайших обстоятельствах простолюдин превратился в волшебника. А искусный мастер Кодзан в 19 веке запечатлел Товара Тоду в тот момент, когда он кормит дракона, становясь персонажем Сказки.
Нэцкэ вторая. «Кисет с фигуркой писца».
Мастер Озава Сюраку. Вторая половина 19 века.
Уснул писец, отягченный многообразной работой. Уснул за своим столиком во Дворце. Его очки золотые сползли на нос. И снится ему, что он спит как человек, удостоенный великой чести не императором, но одним из богов. Потому, что отброшен валик для сна, а под головою – волшебный мешок божества счастья и беззаботности Хотэя.
Вы спросите: «Кто так спать ему позволяет, не контролируя лично и строго?»
Ответим: « Все и никто». Ибо когда задремал он , власть в государстве сменилась. Новый хозяин войдёт во дворец. И надобность в старых указах отпала. Возможно, что сон его – вещий.
Вам открою великую тайну. И в обычные дни жизнь во дворце так похожа на сон. Император царствует, но он – лишь символ. Правит Японией тот, кто хозяин в Сёгунев замке. Хотя никогда не подарит писцу за усердье реальный правитель очков золотых.1 И не коснется куродо в красивом придворном костюме его плеча. Зато сёгуна главный писец владеет семью рисовыми полями.
Мастер Озава Сюроку, взяв кожу, слоновую кость и позолоту, создал свой «триединый шедевр». И до сих пор удивляются тонкости его работы в Европе, а в Японии все секретари Дворца, министерств и корпораций считают «писца Озавы» своим покровителем. Это – их общая тайна, которую мы узнали случайно. И Вы, читатель, обещайте нам её сохранить. Тайне этой – век и пять десятилетий. Время летит как на крыльях. Уже появился internet и Super – компьютер, глобальные коммуникации и мировые финансы. Впрочем, я Вам доверяю.
L.E.D.
Примечание 1: «Императора прерогатива».

25 декабря 2018 г. Иркутск – Нью-Йорк.
Книга открывает мир ( с 1989г.)


Рецензии