Возрожденцы-гуманисты

Одна из тенденций христианства - побег от мира (монашество, психология аскезы), другая - вхождение в мир, доброделание, которое на практике неизбежно превращается в этику на основе религиозности. Человек после первородного греха слишком грешен и слаб, чтобы спастись самостоятельно,без Бога. В силу этого одного "добра" для верующего недостаточно, добро сливается с верой и делать добро - это прежде всего "нести свет религии в массы". Отсюда неизбежные конфликты с атеизмом. Но существовал в нашей истории феномен, который прямо опровергает идею религии о невозможности быть человеку на земле максимально совершенным. Таков духовно-нравственный человек и его великолепный образец дала нам эпоха Возродения, в лицах гениев-гуманистов. Разносторонне развитая личность - девиз этой эпохи и особенно первой фазы Возрождения - гуманизма (не путать с гуманизмом вообще и с современным политическим гуманизмом!) Гуманизм имел место в Италии.(C XIV в). Начало положено Данье Алигьери(1265-1321 гг). Крупнейшим философом гуманистического толка был кардинал Николай Кузанский, (1401-1464 гг).  Гуманизм неоднороден в смысле учений. Гуманисты не дощли ещё до отрицания бытия Бога, до атеизма. Но своей философией величия разума, важности познания и благородства человека, учением о красоте природы и другими проявлениями своей особенности, гуманисиы подготовили  почву для свободомыслия и науки последуюих эпох.
Ниже я даю сводку того главного, что дал гуманизм в своих идеях и идеалаз. Будуее искажение этих идей и их вульгаризация не делает сами идеи плохим, они лишь слишком опередили своё время. Да и вся наша современность,по сути,отрицание этих идей.

1. Гуманисты выступили против культа авторитета,за свободу мысли,чувства,критики, против убогости и засилья религиозной схоластики.
2. Отрицали благородство по титулу,чину,богатству,генеалогии. Благородство понималось как нравственность личности и тяга её к знанию.
3. Идея двуединства тела и души,чувственного и интеллектуального начала. Культ чувственного и умственного наслаждения понимался как гармония интересов Я и Ты. Отсюда и учение о разумном эгоизме,не понятое нами в его неоднозначности до сих пор.
4.Прогрессивные социально-культурные и научные идеи на основе антропоцентризма.
5. Человек уже не раб Бога, а его друг в деле творчества и земного устроения жизни душевно-духовной, этически развитой. Человек высшее и совершенное создание Бога. Сам Бог понимается как творческое начало.
6. Отрицание религиозного формализма и философии схоластики. Философия в зудожественной форме, многотемье. Использование искусства,мифологии,этики.
7. Критики ада и первородного греха её не было. Но человек мыслился как энергия жизни. Он лишь рождается несовершенным,но его долг развить все свои положительные задатки, чувства и разум,мудрость и нравствеенность, всё наилучшее - и развить максимально. Это свободная личность, земной деятель,строитель нового мира. Предполагалось и максимальное преодоление эго. На земле человек должен стремиться к земным благам, на том свете - к небесным.
8. Идея активности человека в миру, против идеи бегства от мира и аскетизма монахов.
9. Зарождение истинной учёности во всём её многообразии. Огромная работа по возрождению и переработке античной философии (греческой преимущественно).Возрождение платонизма. Развитие науки.
10. Развитие искусства во всех его жанрах, поэзии.

Таким образом, гуманисты олицетворяли собой высший прогресс личности, который не имел места ни ранее, ни в целом современной им эпохи,ни в эпохах последующих. Главное они показали: что и без религии человек,в принципе,может стать Человеком,Личностью, Творцом своей судьбы и судеб мира,на основе Знания, а не Невежества.
==============
Использована книга:Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., Высшая школа, 1980. Гл.1-2.


Рецензии