Я уже давал текст,согласно которому в основе религиозной психологии дано чувство, эмоция. Всё это укладывается хорошо в атеистическую систему мира, но совершенно уничтожает истинность религии. Субъективность эмоции и её особенности сами представления верующих о сверхъестественном делает фантазией конечного человека, живущего в мире явлений, который и сам не более чем явление: субъективны все его знания, а чувства тем более. И прорваться в мир сущностей вторые не могут. Всё так. Но является ли эта теория эмотивности религии истинной? Вопрос неуместен, неправилен. Знание человека субъективно и все его истины субъективны. (абсолютное - сходные группы относительных истин), прорваться в "объективность" они не могут. Идея и чувство могут быть адекватны "объективности" или нет - знать этого мы не можем. Вопрос о первых началах это всегда относительное знание, т.е. гипотеза, то что касается реальности непознаваемой для нас в принципе. "Я не изобретаю гипотез", говаривал Ньютон. Но теоретик,хочет он или нет, изобретает лишь гипотезы - будет ли это защита религии или её опровержение. Мыслитель имеет дело не с самой реальностью, а с её моделью. Важна внутренняя непротиворечивость системы взглядов. Но всегда возможна и противоположная система взглядов, столь же непротиворечивая. Итак,подойдём к религии с другой стороны. Что если в её основе не эмоция, а идея? В жизни мыщление и чувство даны в единстве, или одно начало временно главенствует. Стало быть, отношение к реальности есть не только её переживание, но и осмысление. Это осмысление, открытие умопостигаемого мира "сущностей" было уже в первобытном сознании. Вначале чувство и мысль составляли одно целое, были для первобытного сознания взаимозаменяемыми. Мысль была пронизана мифологией, эмоциональностью, конкретностью. Религия же по настоящему оформилась в древнем государстве. К этому времени мысль и эмоция уже были достаточно отделены друг от друга, уже была оформлена идея о богах. Если же начало религии Мысль,то должна быть первая Идея, которая просто не могла быть ещё идеей Бога, так как Бог - это нечто очень личностностное, индивидуальное, Душа космоса. Тем более что первичным было язычество с очень амоформными богами: один бог мог заменять другого, много богов могли иметь одну функцию, а один - функции разнве и т.п. До стадии язычества необходимо должна быть стадия анимизма - вера в одушевлённость реальности, в душ-духов. Для первобытного сознания сверхъестественного мира ещё не существует, магический мир лишь продолжение обычного, духи мёртвых обитают в царстве живых, стало уже складываться представление о загробном мире, но он мало чем отличался от мира наземного. Таким образом, из анимизма развилось язычество. И первая идея, вощедшая в язычество "по наследству" - это идея "материи", т.е. различение внешней реальности от внутренней. Эта материя была живой, одухотворённой, пронизанной идеальным началом, которое затем становилось и личностным. Очеловечивая мир, человек наделял его своим сознанием, своей психологией. И вот идея о такой личностной одухотворённой материи вполне могла стать основой всякой религии, а значит и христианства. Осмысление реальности приводило к вопросу о её общем основании. Живая материя станофилась формой всех форм и сущностю всех сущностей, приобретала личностные характеристики, оформилась идея богов, а потом идея единого Бога, Личности и Творца мира. Философская мысль развивалась по несколько иному пути, в сторону идеи Абсолюта, неличностного начала всегенной: личность входит в Абсолют как часть, а не целое и не как нечто главное (бог в религиозном понимании). Но поскольку человек осмысливал мир, вкладывая в него собственную психологию, очеловечивая, то и Бога он наделил человеческим умом, чувством, сознанием и пр. Просто свои же качества он гипертрофировал: у Бога они становятся сверх-качествами. Идея Богочеловека не только отделяется от человека, но и противопоставляется ему. Но у Идеи больше шансов проникнуть в какой-то степени в мир сверхъестественный, в мир сущностей, это нечто умопостигаемое, узрение незримого. Однако насколько адекватно это умозрение "объективности" мы тоже сказать не можем.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.