Преступления против человечности

Доклад Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. «Преступления против человечности» на международной научно-практической конференции в Российской правовой Академии Минюста России

Добрый день,
уважаемые участники конференции!

В течение столетий человечество, заинтересованное в укреплении мира, выдвигало и поддерживало идею о том, что агрессия является посягательством на мирные отношения народов и тягчайшим международным преступлением. И здесь необходимо сказать об особой миротворческой роли России в европейской и мировой истории.

Российский император Александр I принял самое непосредственное участие в выработке решений Венского конгресса 1815 года, на котором уже был поставлен вопрос о необходимости привлечения к ответственности Наполеона Бонапарта за массовое уничтожение людей во время многочисленных наполеоновских войн. Затем по инициативе еще одного российского императора – Николая II состоялись Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов, которые стали первыми попытками договориться о том, чтобы развернуть вспять гонку вооружений и подготовку к Первой мировой войне.

В дальнейшем эти чаяния получили своё продолжение в ряде актов и документов, официально признавших агрессию международным преступлением.

27 августа 1928 года в Париже был заключен пакт Бриана-Келлога (получил название по именам инициаторов – министра иностранных дел Франции Аристида Бриана и госсекретаря США Фрэнка Келлога, к которому присоединился СССР. Этим договором осуждалась война как орудие национальной политики.

В 1929 году Бухарестский конгресс Международной ассоциации уголовного права провозгласил, что акт агрессии влечёт за собой международную ответственность.

Но, несмотря на принятие международных актов, ограничивающих государства в средствах и методах ведения войны, некоторые державы, в частности, Германия с приходом к власти Гитлера, решили использовать насилие в качестве основного способа для установления мирового господства.

Все мы знаем, чем это закончилось: Вторая мировая война унесла 50 миллионов человеческих жизней.

Победа над нацизмом была одержана более 70 лет назад, а Приговор Нюрнбергского трибунала раз и навсегда осудил нацистских военных преступников.

В августе 1945 года Международный военный трибунал, учрежденный в соответствии с Лондонским соглашением четырех союзных держав, определил гитлеровскую Германию как государство, виновное в развязывании Второй мировой войны.

Справка: 8 августа 1945 года в Лондоне было подписано Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», и утвержден Устав Международного военного трибунала.

       
Нюрнбергский процесс – самый крупный и значительный в истории мировой цивилизации: он стал ответом на чудовищные военные преступления, преступления против мира и человечности.

Само понятие «преступление против человечности» появилось еще в 1915 году и связано с изданием совместной декларации стран Антанты, посвящённой геноциду армян. В ней действия Османской империи характеризовались как «преступления против человечности и цивилизации».

Нюрнбергский процесс вошел в историю человечества как Суд народов над руководителями нацистской Германии, создав прецедент подсудности международному трибуналу высших чиновников, политических и военных деятелей государства-агрессора. Важно отметить, что именно СССР выступил с инициативой проведения объективного суда над всеми военными преступниками, в то время как другие союзники призывали к немедленному смертельному «приговору» для виновных.

 ( Справка:г. Нюрнберг для проведения Международного военного трибунала выбрали не случайно. В этом городе проводились съезды НСДАП, здесь же в 1935 году вышли печально известные «расовые законы» ).

Нюрнбергский процесс и вынесенные на нем приговоры стали фундаментом для формирования международного уголовного права: именно в Нюрнберге были признаны преступными человеконенавистническая идеология, основные организационные структуры и в целом практика нацизма.

В 1950 году Комиссия международного права обобщила деятельность Нюрнбергского военного трибунала и сформулировала основополагающие начала, нашедшие выражение в его решении, которые впоследствии были широко признаны международным сообществом и явились фундаментом для формирования отрасли международного уголовного права.

Принцип I. Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.

Принцип II. То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву.

Принцип III. То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности по международному праву.

Принцип IV. То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен.

Принцип V. Каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.

Принцип VI. Преступления, указанные ниже, наказываются как международно-правовые преступления:

- преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из указанных действий;

- военные преступления: нарушение законов и обычаев войны и в том числе, но не исключительно, убийства, жестокое обращение или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или жестокое обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление государственного или частного имущества, бессмысленное разрушение городов и деревень или их разорение, не оправдываемое военной необходимостью;

- преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо преступления против мира или какого-либо военного преступления или в связи с таковыми.

Принцип VII. Соучастие в совершении преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности, о которых гласит Принцип VI, есть международно-правовое преступление.

Следует отметить, что Нюрнбергские принципы стали фундаментом современного международного права: они обеспечивают основу для существования и деятельности международных уголовных судов, как постоянно действующего – Международного уголовного суда (МУС) (Гаага), так и судов «Ad hoc» («ад хок») (Международный трибунал по Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне).

Первый постоянный международный орган уголовной юстиции - Международный уголовный суд, к компетенции которого относится преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, - был создан в 1998 году на основании Римского статута (фактическое начало деятельности МУС – с 2002 года). Статут подписала в том числе и Российская Федерация, однако так и не ратифицировала его по ряду причин. Одна из таких причин – политизированность и необъективность решений МУС.

( Справочно: Распоряжение Президента РФ от 16 ноября 2016 г. № 361-рп о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда).

В юрисдикцию суда входит расследование преступлений в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества. Это военные преступления, преступления геноцида, агрессии и против человечества (ст.5 Римского статута). Перечень и толкование этих преступлений исчерпывающие.

Статут применяется ко всем лицам независимо от их служебного положения: это означает, что под юрисдикцию суда подпадают и высшие должностных лица государств.

Однако, приняв ряд решений, МУС и другие международные судебные органы дискредитировали себя.

К примеру, практически все уголовные дела Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) направлены против сербов: под трибунал попало практически все гражданское и военное руководство Сербии, Республики Сербской в Боснии и Герцеговине и Республики Сербская Краина в Хорватии, включая экс-президентов, членов правительства, начальников генштаба, высших военачальников, руководителей силовых ведомств и спецслужб. В общей сложности 90 человек были приговорены к различным срокам тюремного заключения за геноцид, преступления против человечности, нарушение законов и обычаев войны, а также серьезные нарушения Женевских конвенций.

За время деятельности МТБЮ было вынесено несколько громких приговоров. К пожизненному лишению свободы был приговорен командующий армией боснийских сербов и югославский генерал Ратко Младич, его признали виновным в гибели мирных людей во время осады Сараево, геноциде в Сребренице, а также других преступлениях. Президент Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Радован Караджич получил 40 лет за те же самые деяния, а также за захват в заложники сотрудников ООН.

Скандалом завершилось разбирательство в отношении хорватского генерала Анте Готовины. Его обвиняли в причастности к массовым убийствам, принудительном переселении, нарушении правил и обычаев войны во время операции «Буря» против Сербской Краины. Первоначально он был приговорен к 24 годам лишения свободы, что вызвало массовые акции протеста в Хорватии, где офицера воспринимают как национального героя. В итоге апелляционная инстанция полностью оправдала Готовину. Аналогичным образом закончилось рассмотрение дела бывшего командующего Сребреницкой группировкой армии Боснии и Герцеговины Насера Орича. Именно он руководил подразделениями мусульман-бошняков, которые действовали против сербов на востоке Боснии. Сербские военные лидеры неоднократно утверждали, что действия именно его подразделений привели к скандальной операции сербских военных по штурму Сребреницы, которая закончилась геноцидом в этом населенном пункте. Изначально по решению Гаагского суда он получил два года заключения, однако обжаловал приговор и был полностью оправдан.

Однако самым скандальным решением МТБЮ можно считать приговор одному из командиров косовских подразделений, входивших в Освободительную армию Косова, Рамушу Харадинаю. Эта группировка добивалась независимости края от Югославии вооруженным путем. Ему предъявили обвинение по 37 пунктам, связанным с пытками военнопленных, похищением мирных граждан, массовыми убийствами и другими противоправными деяниями. Несмотря на многочисленные свидетельские показания против него, Харадинай был дважды полностью оправдан. При этом девять свидетелей, которые дали против него показания, умерли при до конца не выясненных обстоятельствах.

Одним из самых неожиданных стало решение МТБЮ от 31 марта 2016 года, когда был оправдан лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель. Он обвинялся в преступлениях против человечности и в нарушении законов и обычаев войны в период с 1991 по 1993 годы на территории Хорватии, Воеводины (Сербия), Боснии и Герцеговины. Это был 19-й и последний оправдательный приговор, вынесенный МТБЮ.

21 декабря 2017 года Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге официально завершил свою работу. В своем выступлении перед Советом Безопасности ООН председатель трибунала Кармел Агиус подчеркнул, что «миссия выполнена», и после более 24 лет трибунал завершил всю юридическую работу. По его убеждению, создание МТБЮ стало «поворотным моментом для всего мирового сообщества». Международное уголовное правосудие, подчеркнул Агиус, всегда будет дорогостоящим, занимать долгое время и выглядеть тяжеловесно, однако «за альтернативу, когда никто не будет ничего делать и будет открыта дорога для безнаказанности, придется заплатить гораздо большую цену».

Международный трибунал по Руанде (МТР) осуществлял свою деятельность с 1994 по 2015 годы. Учрежденный для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид, совершенный на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года. При этом МТР был призван не только преследовать виновных в актах геноцида, но и способствовать примирению и восстановлению справедливости и законности в Руанде.

Справочно: Всего МТР рассмотрел дела в отношении 93 обвиняемых, в том числе 55 дел первой инстанции с участием 75 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, а восемь признали свою вину. Кроме того, некоторые обвинительные заключения были отозваны, а несколько дел было перенесено в национальные юрисдикции. Очень небольшое число обвиняемых до сих пор находится в розыске.

Трибунал вынес пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды.

Так, в декабре 1999 года приговорен к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодежного крыла» правящей тогда партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»).

Роль международного трибунала оценивалась в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем были очень продолжительны, а в качестве меры наказания не могла быть избрана смертная казнь. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.

После двух мировых войн, прошедших в первой половине 20 века, а также Нюрнбергского и Токийского процессов над военными преступниками должно было прочно укорениться в мировом сообществе осознание того, что преступления против мира и безопасности человечества представляют наивысшую угрозу.

Но все ли извлекли должные уроки из Нюрнберга? Мировым сообществом в лице ООН и других международных организаций нередко игнорируются факты совершения международных преступлений, в том числе серьезных нарушений международного гуманитарного права (военная агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия в 1999 году и учреждение ООН Международного трибунала по бывшей Югославии; вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 году в нарушение Устава ООН и его последствия). А ежегодные шествия под охраной полиции бывших эсесовцев (с наградами за истребление мирного населения) в Латвии и Эстонии, а также осквернение и массовый снос памятников советским воинам-освободителям в Прибалтике (и наоборот возведение там памятников нацистам), в Польше и на Украине? И это при том, что с учётом исторического прошлого в самой Германии подвергать сомнению итоги Нюрнбергского процесса и отрицать или оправдывать преступления национал-социализма, разжигать национальную рознь считается серьезным преступлением (параграфы 86, 86а, 130 УК ФРГ). Более того, ФРГ при ратификации Римского статута отдельно издала Международный уголовный кодекс в дополнение к уже существующим в Уголовном уложении нормам.

Сегодня на Украине героями объявлены преступники, воевавшие под знаменами СС, а националисты открыто пропагандируют идеи с позором разгромленного фашизма и уничтожают население, не согласное жить под господством хунты, пришедшей к власти в результате, по сути, государственного переворота.

Особую тревогу вызывает стремление ряда государств провести ревизию итогов Второй мировой войны и, в частности, исказить историческую роль Нюрнбергского процесса, а значит, тем самым оправдать нацистов, их пособников и совершенные ими злодеяния.

К сожалению, многие западные политики, видимо, «забыли», что миру принес фашизм – кровь и страдания миллионов людей, замученных в созданных по всей Европе концентрационных лагерях смерти: «Освенцим» (Польша), «Бухенвальд» (Германия), «Маутхаузен» (Австрия), «Натцвейлер» (Франция).

Уважаемые коллеги!

В августе 2008 года весь мир стал свидетелем преднамеренного нападения грузинских вооруженных формирований на территорию Южной Осетии.

Трагические события в Южной Осетии всколыхнули мировое сообщество и вызвали широкий общественный резонанс. В связи с этим Следственный комитет расследовал и расследует преступления, совершенные в отношении мирного населения Южной Осетии и на юго-востоке Украины.

Работа по сбору доказательств преступлений, совершенных грузинскими вооруженными формированиями на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года, проводилась нами по поручению Президента Российской Федерации с самого начала операции по принуждению Грузии к миру, с целью предотвращения геноцида народа Южной Осетии.

( Справка: СК России в августе 2008 года возбуждены уголовные дела по фактам убийств военнослужащих миротворческого батальона от Российской Федерации из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, покушений на убийства и убийств граждан России, проживавших на территории Республики Южная Осетия, представителями грузинских вооруженных формирований (пп. «а», «б», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ; ч. 3 ст. 30, пп. «а», «е», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также по ст. 357 УК РФ, предусматривающей ответственность за геноцид.

В марте 2010 года возбуждено уголовное дело по фактам совершения представителями грузинских вооруженных формирований преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны), ч. 2 ст. 359 УК РФ (наёмничество) и ч. 1 ст. 360 УК РФ (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой).

Находясь непосредственно в зоне вооруженного конфликта и работая практически в условиях боевых действий, сотрудники Следственного комитета установили все обстоятельства грузинской вооруженной агрессии.

Последствиями вероломного вооруженного вторжения стали убийства 162 мирных жителей Южной Осетии,
а также причинение вреда здоровью различной степени тяжести 255 гражданам республики.

В результате военной агрессии Грузии погибло 10 военнослужащих российского миротворческого батальона, причинен вред здоровью различной степени тяжести 40 военнослужащим-миротворцам, полностью уничтожена инфраструктура российского миротворческого контингента, чем причинен значительный имущественный ущерб Российской Федерации.

В ходе вторжения грузинские вооруженные формирования обстреливали из всех видов вооружений, в том числе систем залпового огня «Град», медицинские учреждения города Цхинвала, подвалы жилых домов и церквей, в которых укрывались мирные безоружные жители, вели снайперский огонь по колоннам беженцев, пытавшихся покинуть зону боевых действий.

На основе собранных в ходе расследования материалов при участии Следственного комитета была подготовлена и издана Белая книга преступлений, совершенных грузинской стороной в Южной Осетии в августе 2008 года, раскрывающая мировому сообществу подлинную картину осетинской трагедии и миротворческую роль России в пресечении преступлений против мира и безопасности человечества.

( Справочно: Обвиняемыми признаны: бывший министр обороны Грузии Кезерашвили, министр внутренних дел Грузии Мерабишвили, командир четвертой пехотной бригады сухопутных войск Вооруженных сил Грузии Каландадзе, командующий Военно-воздушными силами и противовоздушной обороной Грузии Наирашвили и командующий миротворческими операциями Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Курашвили. В отношении указанных лиц избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, они объявлены в международный розыск ).

По нашему мнению, собранные по уголовному делу доказательства в полной мере соответствуют следственной и судебной практике расследования международных преступлений и могут быть взяты за основу при рассмотрении событий в Южной Осетии любым международным судебным органом.

( Справочно: После признания Российской Федерацией государственного суверенитета Республики Южная Осетия проведение всех следственных и процессуальных действий по сообщениям о преступлениях, совершенных на территории Южной Осетии, относится к компетенции Генеральной прокуратуры Республики Южная Осетия. Дальнейшие следственные действия на территории Южной Осетии проводятся по поручению следователей Следственного комитета России либо с их участием ).

Должен констатировать, что опыт организации следственной работы в зоне вооруженного конфликта однозначно показал, что созданная система следственных органов Следственного комитета оказалась способна к быстрой мобилизации и выполнению сложных задач практически в боевых условиях.

В настоящее время продолжается активная совместная работа с МИД России, Аппаратом Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и Минобороны России по предоставлению необходимых материалов уголовного дела для опровержения доводов грузинской стороны, изложенных в межгосударственной жалобе № 28263/08 «Грузия против России (II)», рассмотрение которой проходит в ЕСПЧ.

В январе 2016 года Международный уголовный суд (МУС) уполномочил прокурора этого суда возбудить расследование событий, происходивших на территории Южной Осетии в октябре 2008 года.

Однако, по предварительным выводам Международного уголовного суда, преступления были совершены вооруженными силами не Грузии, а Южной Осетии, причем против этнических грузин. МУС оставил за рамками предмета расследования факты массовых убийств и увечий осетинской части населения Южной Осетии и вынужденного переселения с места проживания 16 тысяч осетин. При этом вывод сделан вопреки неопровержимым доказательствам, которые были направлены Следственным комитетом прокурору МУС. А это – копии материалов уголовного дела объемом более 33 томов, а также значительный объем фото- и видеоматериалов.

Также МУС проигнорировал решение Международного Суда ООН в Гааге от 1 апреля 2011 года, который прекратил производство по иску Грузии против Российской Федерации о применении норм Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Уважаемые коллеги!

Российская Федерация не осталась безучастной и к событиям, происходящим на юго-востоке Украины, где вследствие применения тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия вооруженными силами Украины, Национальной гвардией и членами националистических организаций гибнут мирные граждане.

Следственным комитетом расследуются многочисленные факты применения силовыми структурами Украины запрещенных средств и методов ведения войны.

Между тем в основе принятого Следственным комитетом решения лежат серьезные правовые основания.

Напомню, что Уголовный закон, устанавливающий основания и пределы ответственности за совершение преступлений, действует в пространстве и по кругу лиц в соответствии с принципами и правилами, закрепленными не только в национальном, но и в международном праве.

В случаях, когда речь заходит о применении национального уголовного закона в отношении иностранцев или преступлений, совершенных за рубежом, зачастую используется термин «юрисдикция», который в современном понимании означает правомочие решать и формулировать в конкретном случае, что имеет силу согласно праву.

По действию в пространстве различают территориальную и экстратерриториальную юрисдикцию.

Для уголовного права характерен примат территориальной юрисдикции. Это понятно.

Вместе с тем в области экстратерриториальной юрисдикции действует несколько основных принципов: персональный, защиты (или безопасности), универсальный.

Принцип универсальности, основанный на защите общих ценностей, предусматривает возможность распространения уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными по международному праву, независимо от гражданства совершивших их лиц и места совершения преступления.

Сегодня универсальная юрисдикция – способность суда какого-либо государства судить лиц за преступления, совершенные за пределами его территории, которые не связаны с государством гражданства подозреваемого или потерпевших или ущемлением собственных национальных интересов данного государства. Иногда эта норма называется диспозитивной универсальной юрисдикцией.

В настоящее время она составляет часть обычного международного права, хотя отражена также в договорах, национальном законодательстве и судебной практике, касающихся преступлений по международному праву, общеуголовных преступлений, вызывающих международную озабоченность, и общеуголовных преступлений по национальному законодательству.

В Российской Федерации возможность применения этого принципа закреплена в ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса, который позволяет применять российское уголовное законодательство в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, в случаях, предусмотренных международным договором.

( Справка: международным сообществом заключено более 25 международных договоров (конвенций), которые являются наиболее показательными применительно к вопросу об универсальной юрисдикции, – они прямо закрепляют этот правовой институт. К ним, в частности, относятся: Женевские конвенции 1949 г. – международные договоры в области законов и обычаев войны и направленные на защиту жертв войны (военного конфликта); Конвенция об открытом море 1958 г.; Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).

Согласно международному гуманитарному праву государства обязаны разыскивать и привлекать к судебной ответственности тех, кто несет ответственность за серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Дополнительного протокола II к ним 1977 года или каким-либо иным образом несет ответственность за военные преступления, а также осуществлять судебное преследование таких лиц или выдавать их для суда в другом государстве. Поэтому государства создают надлежащие механизмы обеспечения эффективного соблюдения этого принципа.

Следует еще раз подчеркнуть, что события на юго-востоке Украины подпадают под понятие вооруженного конфликта немеждународного характера, как оно определено в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. (Россия и Украина являются сторонами данного протокола), и в связи с этим регулируются названным Дополнительным протоколом и другими применимыми нормами международного гуманитарного права, что официально признано Международным Комитетом Красного Креста (1).

Так, в период с 2014 года возбуждено более 240 уголовных дел о событиях на юго-востоке Украины в отношении 128 лиц, в числе которых 72 должностных лица Вооруженных сил Украины.

С начала 2018 года возбуждено 86 уголовных дел за совершение преступлений, предусмотренных ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны).

(Справочно: В рамках расследования уголовных дел осуществляется уголовное преследование в отношении 20 лиц из числа высшего военного руководства Украины: Министра обороны Украины Полторака и 4 его заместителей, начальника Генштаба Минобороны Украины Муженко и 3 его заместителей, командиров сухопутных войск, высокомобильных десантных войск, сил специальных операций Вооруженных сил Украины, командующих военно-морскими силами и воздушными силами Украины, начальника главного управления разведки Министерства обороны Украины, а также Министра внутренних дел Украины Авакова, командующего Нацгвардией Украины Аллерова. Именно они организовали применение наступательного вооружения неизбирательного действия при обстрелах населенных пунктов ДНР и ЛНР в нарушение общепризнанных норм и принципов международного права с целью полного уничтожения национальной группы русскоязычного населения юго-востока страны путем убийства, причинения тяжкого вреда здоровью и иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое устранение ).

По уголовным делам о событиях на юго-востоке Украины выполнен огромный объем действий: допрошено более 140 тыс. человек, признано потерпевшими более 21 тыс. лиц, в том числе более 2 тыс. несовершеннолетних.

(Справочно: По данным Следственного комитета в Европейский Суд по правам человека направлено более 4 тыс. жалоб граждан Украины, пострадавших от действий представителей ее силовых структур (принято более 2600 жалоб).

В период с 2014 года в Главном следственном управлении успешно завершено расследование ряда резонансных уголовных дел по обвинению граждан Украины и России в совершении преступлений в период вооруженного конфликта на Донбассе.

В 2015 году к 7 годам лишения свободы приговорен гражданин Российской Федерации Разумов, осуществлявший вербовку в ряды запрещенной на территории России экстремистской организации «Правый сектор».

Так, в марте 2016 года вынесен приговор гражданке Украины Савченко по обвинению в совершении убийства российских журналистов, а также незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации. Она приговорена к 22 годам лишения свободы.

В 2017 году к 5 годам лишения свободы приговорен гражданин России Широбокова – наемник, участвовавшего в боевых действиях на юго-востоке Украины в составе батальона «Азов». В марте 2018 года гражданин России Железнов - наёмник батальона «Азов» заочно приговорен к 4 годам лишения свободы.

Следственный комитет России доведет до конца расследование преступлений, совершенных на юго-востоке Украины в отношении мирного населения. Это вопрос времени. Все собранные доказательства мы готовы представить независимому международному судебному органу. Исторические прецеденты этому имеются.

Уважаемые коллеги!

Преступления террористической и экстремистской направленности в глобальном смысле также можно рассматривать как преступления против человечности. Ведь, по сути, последствия их одинаковы: гибель большого количества людей.

Криминализация терроризма как преступления международного характера осуществлена в большом числе международных договоров универсального и регионального характера (40 международных «антитеррористических» договоров – 18 универсальных на уровне ООН и 22 региональных).

Говоря о деятельности Следственного комитета, направленной на предотвращение и пресечение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, важно отметить совместную работу с МВД и ФСБ России. Так, были оперативно раскрыты террористические акты, повлекшие крушение «Невского экспресса» (2009 год), а также теракты в метрополитене г. Москвы (2010 год), в аэропорту Домодедово г. Москвы (2011 год), в здании железнодорожного вокзала станции Волгоград (2013 год), в метрополитене г. Санкт-Петербурга (2017 год) и целый ряд других.

В первом полугодии 2018 года следователями Следственного комитета направлено в суд 33 уголовных дела о преступлениях террористического характера (статьи 205.1 – 205.6 Уголовного кодекса РФ), а также 19 дел о преступлениях, связанных с организацией незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

Например, уголовное дело по обвинению Мартынова в приготовлении к террористическому акту на территории торгово-развлекательного центра «Арбат», расположенного в городе Новочеркасске Ростовской области. Мартынов осужден к 11 годам лишения свободы.

В 2015 году вынесены суровые приговоры (вплоть до пожизненного лишения свободы) организаторам и участникам экстремистского сообщества «Боевая организация русских националистов» (Горячеву, Исаеву, Баклагину), на счету которых десятки особо тяжких преступлений, в том числе убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой (за которое уже ранее осуждены Тихонов и Хасис).

Следователями СК России совместно с сотрудниками ФСБ России изобличен участник незаконного вооруженного формирования Ибрагим Джамалов, который оказал содействие шести членам бандподполья (все ликвидированы при задержании) при нападении на военнослужащих воинской части в станице Наурской Чеченской Республики в марте 2017 года.

И таких примеров множество, они широко освещаются в СМИ и свидетельствуют о высоком профессионализме и четком взаимодействии следователей с оперативными подразделениями МВД и ФСБ России.

Сегодня основным очагом распространения терроризма в мире является запрещенная в Российской Федерации организация «ИГИЛ», основная база которой расположена в Сирии. В настоящее время с целью борьбы с террористической угрозой Россия принимает участие в антитеррористической операции в Сирийской Арабской Республике.

Следственный комитет России и Министерство юстиции САР на основе протоколов о сотрудничестве работают в тесном взаимодействии, обмениваясь информацией по лицам, причастным к совершению террористических преступлений на территории Российской Федерации. Одной из задач нашего ведомства является также и расследование преступлений, совершенных террористами в отношении российских военнослужащих.

Уважаемые коллеги!

На основе анализа следственной практики Следственный комитет системно подходит к разработке уголовно-правовых мер по предотвращению и пресечению любых форм расовой дискриминации, национализма, антисемитизма и ксенофобии.

На всех уровнях, в том числе на заседаниях межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации и Национального антитеррористического комитета мы совместно с коллегами из правоохранительных структур прорабатывали и вносили конкретные предложения об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

В итоге в УК РФ в рамках «антитеррористического пакета» («пакет Яровой») внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности, в частности, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»). Нормы этой статьи уже активно применяются к тем, кто пытается распространять нацистскую символику и идеологию фашизма: в Красноярском крае уже вынесен приговор троим местным жителям, которые в 2015 году осквернили памятники советским воинам.

Помимо этого УК РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма» (введена Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ), предусматривающей уголовную ответственность за совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны.

Именно в качестве акта международного терроризма следователи СК России и квалифицировали убийство в декабре 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.

Отмечу также, что 29 декабря 2017 года принят Федеральный закон (№ 445-ФЗ), ужесточающий уголовную ответственность (вплоть до пожизненного лишения свободы) не только тех, кто совершает теракты, но и за вовлечение (вербовку) в террористическую деятельность, а также за финансирование терроризма.

Кроме того, 11 октября 2018 года принят Федеральный закон (№ 365-ФЗ) согласно которому въезд на территорию нашей страны запрещен иностранцам или лицам без гражданства, если они являются членами объединения, включенного в перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Уважаемые коллеги!

В завершение выступления хочу подчеркнуть, что, обсуждаемые сегодня на конференции вопросы, касающиеся совершения преступлений против человечности, к сожалению, не теряют своей актуальности несмотря на трагические уроки прошлого.

Следственный комитет Российской Федерации, будет и впредь всемерно противодействовать всем формам экстремизма и терроризма, не только в пределах России, но и на территории зарубежных государств, когда это затрагивает права и свободы мирных граждан. Это наша обязанность перед будущими поколениями.



Благодарю за внимание!



1 Пресс-релиз № 14/125 от 23.07.2014 директора Главного управления Международного комитета Красного Креста Д. Штилхарта


Рецензии