Снежень, тихая вода. Весна, половодье

Глава девятая. Весна. Половодье.



Жизнь, в, племени, после, приезда. Пошла, своим чередом. Все люди, племени. Работали, не, покладая рук. Сделали, сарай, для скота, из, жердей. На это, потребовалось, много времени, и, сил. Загон, для лошадей. Делали, из, жердей. Вбитых, в, землю. А, поперечные жерди. Привязывали, липовыми веревками. Три дня, ушло, на, обустройство, загонов.


Следующим делом. Нужно было, заготовить. По, больше, хвороста, для, очагов. Привезённое железо. Найденное, на поле, сечи. Нужно было, перековать, в, орудия, труда. Нужно, много орудий. Для, обработки земли.  Лемеха, на, плуги . Шипы, для, бороны. И, косы, для косьбы. Да и, железная посуда нужна. Такая. Как, котел, или казан, тоже, понадобится. Построить кузницу, для, ковки железа. Ещё, одна забота, для, племени. Глина, для, печи обжига. И, инструменты. Для, ковки, железа. Ну и, подковы, для, лошадей. И, разные мелочи.


Прошло, дней десять. Пока, все это, не, получилось, у, людей. Сам Тигран, как, опытный кузнец. Занялся, кузницей. Ему помогал, Махмет. И, все это, продолжалось.  Медленно, основательно. У племени, есть, поговорка. У, лентяя, время спит, у, труженика, бежит.


До, самых, морозов. Люди, заготавливали сено. На, заливных лугах. И, рубили деревья, на, дрова. Вождь, решил. Что. Когда, река, покроется льдом. Тогда люди, приступят. К, перевозке сена, и, дров. А, пока, люди. Складывали брёвна. И, копнили стога. На, берегу. Всю зиму. Люди, на санях, вывозили сено, и, брёвна. По льду. Через, реку Снежень. 



Зима прошла, спокойно. Зима, подходила, к, концу. Уже, снег стаял. На, солнечных опушках, холма. Люди ждали. Что, вот-вот. Пойдёт, ледоход, на, реке.  А, что, дальше будет. Никто, не, знал. Прошел, месяц. Снег растаял, почти, повсеместно.  А, река, Снежень. Ещё, во льду. Он, окрасился. В, тёмно, зеленый цвет. И, льдины, истончились. И вот, нужно ждать, ледохода.


Деревья ещё, голые. Но, уже видны, зеленые почки. Прилетели, перелётные птицы. И, во всю, галдят, в, округе. Вороны, облепили. Самые, высокие деревья. И, строят. На верху, веток, гнезда. Из, палочек, и, щепок.  И, во всю, галдят. Предвещая, весну. Мальчишки. Ещё, бегают, по, льду.  Но уже, видны. потоки воды, под, тонким льдом.

Настал день. И, река. Сама дала, о, себе, знать. По, всей поверхности. Пошли, трещины. Послышался шум, подвижки, льда. Ещё, один день. И, лёд, тронется. Стали ждать, ледохода. Однажды, утром. Все, проснулись, от, шума, и, грохота. Река, проснулась. И, спешила снять, с, себя, ледяную шубу.


День, за, днем. Шел лёд, по, реке. В, один, из дней. Лёд, кончился. И, все было, хорошо. Но, уровень воды. Стал, подниматься, с, каждым днем. И, люди, увидели. Как, с, каждым часом. Заливало, заливные луга. И, вот-вот, затопит поляну. Где, живут, люди.


Вождь, собрал людей. И, объявил, неприятную новость. Он, сказал «Друзья, мои. Мы, благополучно пережили, зиму. Но нас, ждет, испытание. Скоро здесь. Все, будет, затоплено. Нужно, что то, делать. Я, предлагаю Булату, и, Махмету. Направиться, к, племени руссов. И, поговорить. С, их, вождем. Ну, а, нам, придется, разобрать шатры. И, перевезти. Их, пока, к, дубу».


Додра, сказал  «Я, останусь, здесь. С, отарой овец. Я видел, недалеко, небольшую пещеру. Там я, с, овцами, размещусь. И, буду их, выводить, пастись. Не всю, же, поляну. Зальет, водой. Оставьте мне. Небольшой запас, еды. Ну, а я, отнесу туда, часть, сена».


Они уже, находились, возле, дуба. Когда, к ним. Подъехали, воины, руссов. Старший Гордей,  подъехал, к. Богулу. Он, сказал «Вождь, разрешает вам. Приехать, к, нам, в, деревню. Он, ждёт вас. На, краю деревни».


Кони остановились, у, ограды. И, паслись, на, огромной поляне. Вождь, Богул, хотел, разместиться, за, оградой. Но, Волдай, ему, сказал «Пока вы, будете, устраиваться. Половодье, пойдет, на спад. Поживите, у, наших, жителей. Мне кажется. Это продлится, недолго. Дня, три, четыре. Ну а, люди вам, помогут. Да я, думаю. Они вам, приготовили, подарок. Вы же, никогда. Не, мылись, в, нашей бане». 


Сам, Волдай. Пригласил Богула, к, себе. А, Зофире, предложил. Поселиться, у, Зоряны. Она жила, с, дочерью, Весняной. Её муж, Васил. Жил отдельно, с, сыном, Семеоном. Он сам, его учил. Воинскому искусству, и, мастерству, следопыта.


Зоряна, встретила Зафиру, у, двери. И, пригласила, в, свой дом. Она, увидела Тангата. И, спросила «Как, его зовут. Это, ваш сын?» Зафира, ей «Нет, это сын, моей подруги, Ларины. Его зовут, Тангатом». Зоряна, сказала «А что, сам Додра. Как он, где сейчас?»


Зофира, ей «Он, остался там, с, овцами. Он, нашел, небольшую пещеру. И, будет, их пасти. И, кормить, сеном. Нужно, его навестить. Дня, через, два. Еды, у него, немного. Ну, я, думаю. Ему сейчас, не, до, еды. Он, все ещё. Не, отошел, от, горя. Погибла. Не только, его, любимая Ларина. Умерла. Его, обожаемая тёща, Аглая.


Она, как то, мирно. Ушла, из жизни. Так сидела, на, повозке. Управляя, лошадьми. И, просто уснула. Моя дочь, Алия. Её, заметила. Сидящей, с, поводьями, в, руках. Там её, и похоронили. На пол дороге сюда. На берегу, возле, реки. А, сам Додра. Тоже, много, потерял.  Он, же. Мог нас, спасти. От, набега, разбойников. Но боги. Лишили его, способностей. И, враги, об этом, узнали. Сейчас он, скорбит, об этом. Там, в, пещере. Рядом, с, овцами. Ну, а вы, говорили. Про, дочку?»



Зоряна, ей «Она сейчас, с, братом, гуляет. Скоро, придут.  Он живет, с, отцом. Васил, его учит, всему. Семеон, умный мальчик. И, не забывает. Про, свою, сестру. Да они, сейчас, придут».


Скрипнула дверь. И, вошли, двое, детей. Мальчик, лет десяти. И девочка, младше его. С, льняными волосами. Зофира, им «Привет, ребятишки. Меня зовут, Зафирой. А, это, сын, моей подруги, Ларины. Его зовут, Тангатом. Знакомьтесь. И, идите, поиграйте».


Девочка, подошла, к, Тангату. И, спросила «Ты, недавно приехал, к, нам. Расскажешь, нам. Что ты, видел, там». Он, ей «Ты, кто, фея. Или, лесная нимфа?» Она ему, улыбнулась. И, ответила «Я, не, фея. Я, Весняна. Ну, как, дочь, Весны. А что. Я, тебе, понравилась?»


Он ей, кивнул, в, ответ. Семеон, его, спросил «Ты видел, как, охотятся. Или, сражение?»Тангат, ему «Моя мама, погибла, от, врагов. Она убила, шестерых. А, седьмого. Зарезала, ножом. Этот нож, сейчас. У, моего отца. Он, шаман. И, остался там. Следить, за, овцами».


Семеон его, спросил «Ты, расскажешь нам. Про, твою маму?» Он, им «Да, конечно, расскажу. И, про то. Как, мама, расправилась, с, волками. Мне рассказывал, сам, отец. Да, и, Алия. Вам, это, подтвердит. Она видела. Как, старый вождь, Абай. Вручал ей, индийский нож».


Они, удивились. Узнав, об, этом. Семеон, ему «Ты врёшь, про, нож». Тангат, ему «Мой отец, говорил «Колдун, никогда, не, врет. Вы, у него, спросите. И, посмотрите, на нож. Он, сам. Вам его, покажет. И, может. И, расскажет. Про, подвиг, моей мамы».


Зоряна, им «Что же, я, за, хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие». Она, угостила их, молоком, с, лепешками. И они, ушли, гулять.  А, Зоряна, с, Зафирой. Сидели, и, разговаривали. Зафира, рассказывала. Про, свою, подругу Ларину. В, доме, вождя Волдая. Тоже, шла беседа. Волдай, рассказывал. Про, свою жизнь. Он, остался один. После, смерти, жены Дарьи.


Он, сказал «Я, сейчас, живу, один. Дарья, умерла, три года, назад.  Меня, навещает. Моя, сестра Лидия. А сын, погиб, от, медведя. Семь лет, назад. Сильный был, охотник. Да, он тогда, с, Гордеем. Охотились, на кабанов. И, встретили, шатуна. Ну, медведи, впадают, в, спячку. А, этого. Потревожили, какие то, заезжие, охотники.


Гордей был, молод. И, мой сын, Михал. Его поднял, на дерево. А сам. Напал, на, медведя. Он его, почти убил, копьем. Но, медведь, его, сильно помял. И, буквально. Разорвал ему, грудь. Сам медведь, издыхал. И, Гордей, его зарезал, ножом. Но Михал. Уже, был, мёртв. Так вот, после этого, случая. Моя, милая жена, Дарья. Тихо ушла, к, богам».


Богул, ему «Да, тяжело терять, своих, родных. Да, так.  Сама Ларина, познакомила, нас. Она, такая смелая, была. Когда она, расправилась, с, волками. Ей, наш, старый вождь, Абай, подарил нож. Что, сейчас, на поясе, у, Додры. Да и, Булат, там был. И, видел. Как, она действовала. Он сам, был, удивлен, как она, смогла, с, волчицей, разделаться. Вы понимаете. Что, она, камнем, ранила, волчицу. Он сам. Взял, этот камень, в руки. И, удивился, её силе. Он, сказал. Что, камень весил, два фунта. И, она его, кинула. С, такой силой. Что, попала. Точно, в, цель. И, главное. Её, боялись. Даже, наши парни». 


Волдай, сказал «Да, у, вас,  отважные женщины. А, знаешь что.  Я, вспомнил, про, историю. Что мне, рассказывали люди. Что, к, нам. Приехали издалека. Они долго, скитались. И, приехали, к, нам. Их сейчас, уже нет, в, живых. Но то. Что они, рассказали, моей, сестре. Только сейчас. Всплыло, в, голове. Как, рассказывала мне, Лидия.


Они раньше, жили. Где то, в, горах. На, границе, германских земель, и, Румынии. Это было, примерно. Двадцать лет, назад Их племя. Выгнали, из, своих домов. И они, жили, в, лесу. Там же, они. Поклонялись, мудрецу. Что, был похоронен, триста лет, назад. Так вот.


Однажды, к ним, приехал, колдун. И, он им, подсказал. Как, найти, пещеры. Вождь, подарил ему. Небольшой, недорогой, медальон, из, меди. И, люди, помнили, его, имя. Они, называли его. Могучим, колдуном, Таиром. Даже знали, откуда, он. Он, называл себя, скифом. Вы, знали его. Или, встречали, это, имя?»


Богул, сказал «Удивительно. Наш, старый шаман, Таир. Ушел недавно, из, жизни. И он, вспоминал, то, племя. Он, принял их. За, разбойников. Но потом, он, понял. Что их, просто выгнали. За, неуплату, непосильных налогов. Да, он, нам рассказывал. Про, медальон мудреца. Я, вам, все, расскажу. О, его миссии.


Да. У, Додры. На поясе, висит, нож.  Его привез, Таир, из, Индии. Ему его, подарил, махараджа Параджан. Это, охотничий нож. И, его дарят, за, особые заслуги. Он, уговорил тигра. Оставить земли, этого, махараджи. А, сам, Таир. Подарил, нож, Ларине. Вот, такие дела. Уважаемый, друг Волдай».   


Пришел Булат. Он, сказал «Люди, все, разместились. Все хорошо, уважаемый,вождь Волдай». Волдай, сказал «Могу ли, я. Распоряжаться, твоими, людьми, уважаемый Богул?» Богул, ему, кивнул, головой. А, Булат, сказал «Что, нужно делать, уважаемый, хозяин?»


Волдай ,ему «Вот что, Булат. Сходи, к, Зоряне. И, скажи, ей. Что вождь, приказывает, готовить бани, к, помывке. И ты, дорогой Булат. Возьмешь, своих людей. И, поможешь, ей. Ну, там, привезти воду, и, дров. Ты, понял, что, нужно сделать. Да, скажи, чтобы, она. И, нашего, Кузьму, задействовала.


Наш, Кузьма, хороший плотник. И, сделал, почти, пол, деревни. Да.   Если, захотите, поселится, рядом. То, лучшего плотника. Не, найти, в, округе. Иди, и, помоги, в, этом деле». Булат, улыбнулся. И, сказал «Все, будет сделано. Уважаемый, вождь, Волдай». Он, ушел.


А, Богул, ему. Сказал «Когда, был, жив Таир. Он, рассказывал. Как он, мылся, в, бане. Он, проезжал, славянские земли. И, хозяин ему. Предложил, вымыться, в. бане. Он потом, с, удовольствием, вспоминал. Как, его тело. Словно, окутало, жаром. Из тела, ушла, усталость.  И, тело, словно, очистилось, от, всяких невзгод. Что, неужели, это так?»


Волдай, ему «Да, баня. Тебя, словно, очищает. И, усталость снимает. Мы же, моемся. Не, ради чистоты. У, нас, есть поверье. Что, баня чистит. Не, только, тело, но и, душу. Зоряна, считает. Что, когда мы, окатываем себя. То, смываем, все, наговоры, и, сглазы. Да, и, женщины. Когда, себя, окатывают водой. Говорят, как, молитву. С, гуся вода, с, меня, худоба. И так, три, раза».


Богул, ему «Да, у вас, хорошие, обычаи. Мне они, нравятся. Я, скажу, своим людям. Про, ваши обычаи. Я, думаю. Они, и, нашим людям. Будут, по, душе». Они, сидели. И, обсуждали, обычаи, руссов.


А у, дома, Зоряны. Собрались, люди. Зоряна, сказала «Нам нужно, разделиться, на, три группы. Одна будет, возить воду, из, родника. Другая, займется, дровами. А, мы, с, Зафирой. Пойдем, рвать, крапиву. Кузьма, же, займется, растопкой, бань. Вы, согласны, со мною?»


Кузьма, сказал «Да, это правильно. Ты, Гордей, займись, дровами. А, Моя Марфа, и, Лидия. С, молодыми парнями, займетесь, водой. Ты, Булат, куда, поедешь?» Он сказал «Я займусь дровами. А, вот, Давлет, и, Махмет. Поедут, за, водой. Они, парни сильные. И, им нужно, показать, свою силу». Зоряна, подвела, итог «Ладно, решено. Пошли, работать».


Зафира, её. Спросила «Зачем нам, крапива. У нас, она, не растет». Зоряна, ей «Мы, возьмем, с, собой, рукавицы. Она, жжет руки. Ну а, потом мы, сделаем, настой. И, им, будем мыть, голову. Ты сама, убедишься. Что, потом волосы, будут, чистыми, и, гладкими. Ну а, потом, крапива, лечит, волосы. Да я, знаю. Ещё, одно растение. Оно, такое невзрачное. И, растёт, повсюду. Да и,ты его. Не раз, встречала, здесь. Лопух. Огромные листья. И, ствол, с, мягкой сердцевиной. Но если, выкопать, его корни. И, сделать, настой. То можно, им, мыть. И, тело, и, волосы».


Они рвали, молодую крапиву. И, складывали её, в, холщовый мешок. Весь день, люди, готовили бани. В деревне, их, было, четыре. Кузьма начал, топить. Все, четыре бани. Люди, привозили воду. И, заливали, в банях, котлы, на, камнях. Часть воды, они, наливали. В, деревянные бочки, в, предбанниках. Возле бань. Люди Гордея, и, Булата. Складывали поленья, и, хворост.


Кузьма, подумал, про,  веники. И, Гордей, с, Булатом, занялись, вязкой веников. Булат, спросил «Зачем, нужны веники?» Гордей, улыбнулся. И, сказал «Я, тебя, им буду, бить, в бане. И, тебе это, понравиться». Булат, сказал «А, больно, не, будет?» Гордей, улыбнулся. И, ответил «Меня, с, малых лет, парили, веником. Сам, видишь. Я, от этого, только, здоровее. Да ты, не, бойся. Веник, распарят, в, кипятке. И, листьями мягко, по, голому телу, хлещут . И, никаких царапин, на, теле.


Понимаешь, в, чем, дело. Веник, очищает, кожу тела. И, выводит, из него, всякую, нечисть. Тебе, понравиться. Сначала, правда, будет. Непривычно жарко. Но, потом. Тело, привыкнет. И, наступит, блаженство. Ты сам, это, почувствуешь. Словно, тело. Станет, невесомым. По, телу, прокатиться, волна блаженства».


Булат, ему «Ты так, сказочно, рассказываешь. Словно, ты сам. Побывал, в, сказке». Гордей, ему «Ты сам, убедишься. Что это, правда. Ты, поймешь это. Своим, телом».


Они, мылись вместе. Вождь, Волдай, хлестал, Богула, веником. И тот, только, вздыхал. Он, сказал «Эта пытка, долго, длиться. Я уже, весь, выдохся». Волдай, ему «Ладно, давай выйдем. И, попьем квасу».


Богул, попробовал, квас. Он, Волдаю «Этот напиток, приятный. Из, чего вы, его, делаете?»Волдай, ему  «Мы, делаем его, из, ржи. Сначала, вымачиваем рожь. Делаем, закваску. И, потом, добавляем, сахар. Через неделю. Появляется, этот, дивный напиток. Ну что, как вы, себя, чувствуете. Может, еще, продолжим, париться?»


Богул, ему «Ты, знаешь. Я, словно, заново, родился. Такая, легкость, в, теле. Права, твоя, знахарка, Зоряна. Баня меня. Чудесно, излечила, от, усталости. И, может быть. И, от болей, в суставах. Ладно. Раз это, не, во вред, здоровью. Потерплю, еще одну, экзекуцию. Пошли, я ,готов».


Они. Еще, не раз, заходили, в, парилку. Богулу, понравилось. Он, сказал «Скажи мне. Как, уговорить Кузьму. Построить, хотя бы, одну. Такую, чудесную баню, у, нас. Мы бы, его, за работу. Оплатили, приличную плату. Ну а, помощников. Я бы, ему, дал. Ему, же, не, одному. Её, строить».


Волдай, ему «Посмотрим. Согласиться ли, он. Ну, а, насчет, оплаты. Это, дорого вам, станет».Богул, ему «У, нас, осталось, немного, золота. А что. Могу и, заплатить, серебром». Волдай, ему «Да, конечно. Он возьмет, немного, золотом. Но ему, нужна, лошадь. И, пару овец. Он даже, от, золота, откажется. Только, животные».


Богул ему «Да, я. Не встречал, такого, человека. Кто, отказывается от золота. Ну, что же. Я, согласен, на это. Тигран сам. Выберет ему, лошадь. Но только. После, того. Как, баня, будет готова». Волдай, ему, сказал «Ну что, по, рукам. У нас, есть, обычай. Когда, совершаются, сделки. То, ударяют себя, по, ладоням. Это значит. Что, сделка совершена. Ну, по, рукам». Богул дал, свою ладонь, Волдаю. И, они, ударили, по, ладоням.


Богул, сказал «Хороший обычай. И, что, у вас. Не, принято, обманывать». Волдай, ему «Обычно, так делают, при, свидетелях. Это, значит. Что люди. Доверяют, друг, другу. Иначе, вруну. Не, будут, доверять. Даже, враги его».


Богул, ему «Я, согласен, с, тобой. Важно, доверять, проверенным, людям. Ну, ладно. Раз мы, заключили, сделку. Присылайте, потом. К, нам, Кузьму. Мы, с, ним. Обсудим все. Что ему, нужно, для, работы. Ну, а мы. Обязуемся, его, кормить. И, помогать. В, его работе».


Время, подходило, к, вечеру. Зафира, сказала, Зоряне «Нужно, съездить, к, Додре. Ему, не, мешало, тоже, помыться. Я, поеду, с, Алией, за, ним».
 Они, увидели его. У, пещеры. Он, сидел, и, читал, записи Таира. Вода, поднялась. Почти. В, десяти шагах, от, пещеры. Он уже, загнал овец. В, загон, внутри, пещеры. Он, увидел Зафиру.


И, он, поздоровался «Здравствуйте. Что, привело вас, ко, мне. Что то, случилось?» Зофира, ему «Мы, решили. Что, тебе, необходимо вымыться, в, бане. Ну, и там, подкрепиться.  Ты же, наверно, голодаешь?»


Додра, ей «Я, согласен. Поехали. И, надо снять, с, себя, пот, и, грязь». Уже, поздно вечером. Он, сидел, в, хате Волдая. И, благодарил его. За, то удовольствие. Что он, получил. Он, ел мясо. И, удивительный хлеб. Он, спросил «Что это, за, хлеб. И, из чего, его, делают. Вкусный. И, необычный вкус, у, него».


Волдай, ему, улыбнулся. И, сказал «Это, каравай. Его пекут, в, печи. Его делают. Из, смеси, ржаной, и, пшеничной муки. Вы же, привыкли, к, лепешкам. У нас, делают. Не, только, караваи. Но и, другой, хлеб. Его едят, со, сметаной. И, горячей рыбой. Ну, а, теперь. Отведай, напиток Медовуху».



Додра, остался ночевать, здесь. У, вождя Волдая. За, одну ночь. С, овцами. Ничего, не, произойдет. Он их, закрыл, загородкой. А, вход, завалил, жердями.


Прошло, пять дней. И, приехала Алия. Она, сказала. Что, вода, покинула, поляну. Осталось подождать. Еще, один день. Чтобы грязь, подсохла. Племя, вернулось, домой. Три дня. Они, приводил порядок, на, поляне. И, устанавливали, шатры. И, загоны.


Рецензии