Умная Эльза, 1988

И снова «Умная Эльза»

 К сожалению Эльза Валентиновна оказалась уж очень «себе на уме». После «первого нематрасного областного слёта», программу которого мне удалось пробить и провести летом 1988 года, в каком-то районе нашлись обиженные учителя. Они написали жалобу в облоно. Да и было, на что жаловаться.

    Первый день. Заезд в Старый Изборск, экскурсия по крепости и переход свободным маршрутом десять километров вдоль Обдеха по Мальской долине до Вашиной Горы.
    Второй день похода слёта. Переход до Печков. Ещё километров пятнадцать. По ходу на нашей спортивной карте на Вашиной Горе Контрольный Комбинированный Маршрут. Километров на пять и восемь КП на дистанции заданного направления. На каждом КП судья контролёр и специальное задание для команды. Теория и практика. Мощный рельеф склонов Вашиной Горы с обрывами и промоинами – естественная полоса препятствий.

    С утра, проверив в очередной раз дистанцию, рассадив и проинструктировав девчонок судей на КП, я поспешил на старт. Двадцать пять команд с трёхминутным интервалом. От первой до последней почти два часа. На привал на поляне за Обдехом у мельницы команды по графику движения должны выйти через два с половиной часа после старта. Встречаю первые команды. Выходят довольные, все пока в графике и почти без штрафов на КП. Привал с конкурсным обедом из трёх блюд - ещё пара часов. И десятикилометровый  переход по пятисотметровой карте схеме уже до озера Лесицкого около Печков.
    Карты с заданием на вторую часть маршрута я заранее приготовил в своей палатке. От места старта  по лесной дорожке всего километр, добежать не спеша в лагерь и обратно минут пятнадцать. Прибегаю, лагерь свёрнут. Нет и моей палатки. Ищу Эльзу. Оказывается, она захотела облегчить жизнь штабным учителям и помощницам студенткам. Свернули лагерь и всё, что планировалось нести на себе, погрузили в автобус и перевезли на стоянку у озера Лесицкое. Там в автобусе и моя палатка. Её прямо с вещами, выташив колышки из земли, скатали и закинули в автобус. Я в трансе, мало того, что карты уехали, так у меня в палатке ещё и канцелярия разложенная оставалась и открытый пузырёк с чёрной тушью.

    Нашли какой-то газик, доехали быстро. Автобус на месте, но попробуй найти мою палатку среди общего накиданного кое-как барахла.  Надо выгружать всё подряд. Две хилые студентки педички, из тех, что картошку в лагере чистили за призовую сгущёнку от Эльзы, лучшие добровольцами сидят у меня судьями на КП, забастовали, помогать отказались: «Мы не грузчики». Пришлось мне автобус в одиночку разгружать. Слава Богу, всё в палатке оказалось на месте, и тушь хорошо пролилась, карты не залила. Ещё полчаса и я с картами на месте. Но привал у ребят затянулся на полтора часа сверх графика. Не беда, темнеет поздно.

    С коротким инструктажём - напутствием выпускаю команды. Снова с интервалом в три минуты. Позавтракать я не успел, на дистанцию ушёл, когда все спали, пообедать тоже не пришлось. Плюс нервоз, чуть на срыв не залетели, подёргался. Настроение – никуда. Из-под локтя выдвигается поднос, миска с супом, хлеб, компот. Оборачиваюсь, это мои Моглинские-Неёловские прошлогодние, они выходят среди последних: «Мы же знаем. Вам некогда было». –  Затеплело на душе. Навернувшиеся слёзы спрятал, наклонившись к миске. Вспомнил прошлый год. Кто бы мог подумать, что мои грубияны матерщинники всего лишь за год превратятся во внимательных и рассудительных. Из возраста «первого сексуального остервенения» они вышли, и не только.

   Отделять команды от своих наставников – учителей, как это делалось в кросс походе на всероссийских соревнованиях, по жребию, я не стал. Знающие и опытные уже научили своих ребят всему, что знают сами. Опыт показал, что среди учителей мало смыслящих в конкретной туристской практике. И нет смысла подменять своих доброжелательных наставников на ревнивых чужих надсмотрщиков.
   До Печков я шёл с Еленой Ивановной, за Неёловской командой. Говорит, ребята в восторге от такой программы слёта. Маршрут ребята прокладывают, ориентируясь по карте, сами. Задание на второй день прежнее, точнее продолжение – пройти и составить маршрутную ленту и отчёт – описание маршрута. Завтра с утра каждая команда сдаст мне свой отчёт, а потом будет дано пять минут на представление – защиту. Дошли без приключений. Ждём припоздавших. Пара команд со своими учителями приходят мокрые по пояс. Хотели спрямить путь и за полкилометра до финиша форсировали обозначенное на карте как непроходимое болото. Ребятам приключение, сопровождающим учителям – повод для возмущения.
 
    Долгожданные соревнования по спортивному ориентированию на цветных спортивных картах полигона в Печках оказались фактически сорванными. Никитин, опасаясь, что Эльза, уже по привычке, кинет его с оплатой, потребовал деньги вперёд. Нет денег - нет и карт. Где-то в печорском районо нашли штук тридцать оттисков, оставшихся от старых соревнований. А в стартовом протоколе больше двухсот участников. Пришлось вместо личных соревнований проводить какое-то урезанное подобие командных. Начальниками дистанций и организаторами соревнований по ориентированию были девчонки мастера спорта с «Машинки». Так что, Никита обидел не только Эльзу, он «кинул своих». Это, действительно, скандал и главная причина недовольства.   
    Эльза уже давно в пенсионном возрасте, и замена подпирает, «место свято, пусто не останется». Преемнику со стороны   не терпится сесть в кресло. Чтобы ещё немного потянуть, удержаться, велик искус свалить всё «на стрелочника». Я числился главным судьёй всего слёта. И Эльза Валентиновна решила выставить меня «главным виновником». Хотя, в чём тут вина, и Эльзы, и моя? Без накладок и шероховатостей ни  одно новое дело поначалу не идёт.
    Штатные сослуживцы, не очень-то симпатизирующие Эльзе, вовремя предупредили меня. Я, хотя по виду и манерам некорыстным, многим манипуляторам кажусь таким уж Вовой простецом, но уже далеко не мальчик для битья. Просто мои интересы по жизни поглубже. Надо защищаться. Это ещё вопрос, кто кого поимеет. Пришлось мне, как главному судье, написать подробный отчёт - анализ об организации и проведении областного слёта.
    Написал. Снял несколько копий. Оригинал предоставил Эльзе, предупредив, что это не единственный экземпляр, «кому надо, прочитают». Эльзу Валентиновну с миром и стандартными почестями отправили на пенсию. Но, перед уходом она напакостила мне, не подписав документы на оплату работы за два осенних месяца. На этом и закончилась моя подработка в областной станции юных туристов. В школе, для детей моих и одноклассников их,  ничего не изменилось.

      Несмотря на то, что я стал чистым общественником, в феврале 1989 меня пригласили выступить на областном учительском семинаре.
 
      Из письма в Крым:               
 « На неделе был областной семинар инспекторов РОНО и учителей, ответственных в районах области за организацию туристской работы с детьми. Пригласили  и меня с полуторачасовой лекцией – обменом опытом. Странно,  но для профессиональных учителей я почти откровение, и с опытом, и с методами. Хотя, как «независимый деятель», я могу позволить себе то, что не сможет почти ни один учитель. Этим и интересен, и себе и детям, наверное.  Даже обидно, для того, чтобы более-менее прилично прокормить семью, на основной работе большую часть времени я вынужден, как выясняется, заниматься не очень приятным делом. Ведь, работа начальника, руководителя коллектива у нас, в конечном счёте, сводится к толканию в зад.  Для меня, да и не только для меня, самая тяжёлая работа – это понуждать людей работать.  «Проклятым капиталистам» хорошо – у них все сами бегут. Посмотрим, как дальше будет».
 

      Май 1989 года. Телефонный звонок, от Григорьева, нового директора областной станции юных туристов. Зашёл. Мою записку отчёт о последнем слёте Григорьев достал, в ящике стола после Эльзы Валентиновны нашёл. Несправедливо со мной обошлись, говорит.
      Некому проводить очередной областной слёт. Это уже не для меня. Да и несимпатичен мне показался новый директор. Больно деловой, часы песочные на столе, на пять минут. При разговоре, как бы между делом, переворачивает. Намёк посетителю? Пустоватый какой-то, скорее «дельный», не деловой. Эльза, со всеми её достоинствами и недостатками мне намного интереснее была. Работать у Григорьева я согласился при одном условии, решить вопрос с недоплатой прошлого года. Ему это не по силам. Посоветовал я ему к Никитину за помощью обратиться. Скривился, похоже, Никите он уже успел подосрать. Дал ему телефон Сани Холмова. 
      Слёт Григорьеву провести тогда помогли мои ребята, Саша Холмов и Саша Алексеев. На цветной нашей карте Горохового озера. Вернулись к старому «матрасному» сценарию. Но это уже было без меня.


На фото. Эльза Валентиновна Смирнова (1932-2013).
               Светлая Память ей.


Рецензии
Василий! Хотя ты и назвал это " Про Эльзу". Меня гораздо больше взволновало"
Мы же знаем. Вам некогда было». – Затеплело на душе. Навернувшиеся слёзы спрятал, наклонившись к миске. ". Ну и сами соревнования, маршруты. Интересная у тебя биография!
С наступающим Новым Годом.
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   27.12.2018 09:46     Заявить о нарушении
Вахтанг! Спасибо!
Про Эльзу я тоже вспоминаю с теплом.
Я был не "пряник мятный".
С Наступающим Вас
и близких.

Василий Овчинников   27.12.2018 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.