Затерянные тропы. кокорино

ЗАТЕРЯННЫЕ ТРОПЫ. КОКОРИНО

НА РАЗВИЛКЕ ВРЕМЕН
Деревня Кокорино находится от Соликамска – примерно в 13 км, а от села Тахтуево, кажется, и вовсе рукой подать – каких-то 9 км. Но это на первый взгляд: подъездными дорогами к деревне уже более двух десятилетий никто не занимается. Они размыты осадками и после дождей попасть в Кокорино могут только смельчаки – путь перекрывают образованные песчаными ямами гигантские лужи. Да и сам указатель, говорящий о том, что эти места все-таки населяют люди, скромно притаился на стволе молоденькой ели. Издали виднеются столбы ЛЭП без проводов, скелет здания бывшей фермы, сорняки разросшиеся на месте обширных некогда угодий и множество заброшенных домов. На пустыре, давно заросшем травой, одиноко возвышается памятник, воздвигнутый в честь кокоринцев погибших в годы Великой Отечественной войны. Но это не значит, что здесь безлюдно, две улицы еще жилые: свежевыстроенные здания, лай собак, мычание коров и ждущий на улице личный транспорт тому свидетельство.
Деревню окружают леса, популярные у любителей тихой охоты: грибы, ягоды, целебные травы - чего тут только не найдешь! А хариус водящийся в речке Боровице влечет сюда заядлых рыбаков. Правда лишь немногие из них знают, что Кокорино сейчас находится на грани исчезновения, и дальнейшая судьба ее зависит не только от местных жителей.

ЗАВЕТЫ ПРЕДКОВ
Если верить сохранившимся документам, своим рождением деревня обязана Мишке Яковлеву сыну Кокорина, который в 1659 году пришел в эти края с детьми с погоста Ильинского и поселился здесь. А менее чем через 10 лет в новой деревне появились крестьяне по фамилии Мальгины (из деревни Мальгиной), их-то род впоследствии оказался самым сильным, ведь к середине 20-го века эта династия в Кокорино была преобладающей. "Все семьи имели возле деревни земли пахотные , покосы за рекой Камой, возле речки Боровицы, Корёла и между полей", - рассказывает в брошюре краевед Сергей Корзников. Далее уточняет: уже к середине 19 века здесь стояли 31 двор, 30 амбаров, 25 погребов, 26 бань, 1 кузница, а также 1 мельница - общая с жителями Косолапова, она же мост, соединяющий через реку Боровицу обе эти деревни. Подсобные заработки кокоринцев до 1 половины 20 века: заготовка дров и промышленного леса, извоз и баржестроение.
Что касается быта местных жителей и чтимых кокоринцами традиций, о них мы знаем благодаря очерку Лидии Тихоновны Мальгиной:
"...как жила наша деревня до Великой Отечественной войны, какие славные люди населяли ее - Кокорины, Мальгины, Третьяковы, Чуклиновы, Ветчаниновы... Каждое селение имело свой праздник, установленный церковью. Так, в Косолапово 6 июля праздновали Владимирскую, в Верх-Боровой 12 июля Петров день, в Кокорино 2 августа Ильин день. В эти праздники все жители этих деревень собирались вместе, приходили друг к другу в гости, чтобы пообщаться, повидаться друг с другом. Очень веселыми были эти праздники - с гармошками, частушками, пляской прямо на улицах, а вечером в клубе, куда с удовольствием собирались молодые люди и старшие, чтобы посмотреть, как танцует молодежь и послушать их песни. Молодежь собиралась не только в праздники, а каждый вечер после нелегкой работы на полях. До поздней ночи в деревне раздавались песни...". Вспоминает Лидия Мальгина и негласный закон, главенствующий в Кокорино и окружающих ее поселениях: взаимовыручка. Например, местные жители все делали сообща: вместе дома и хозяйственные здания строили, дрова готовили. О "чувстве локтя" кокоринцев, говорит тот факт, что не смотря на все свои разногласия, во время революции и в сталинские годы они кляузы и доносы друг на друга не писали, стояли друг за друга горой. Чего нельзя сказать, например, о жителях деревень Чертеж и Сёла.

ПРОЦВЕТАНИЕ И УПАДОК
Середину 20-го века смело можно назвать золотым веком деревни Кокорино, в то время она считалась одной из развитых территорий Соликамского района. Здесь находились начальная школа, медицинский и ветеринарный пункт, детский сад, молодежный клуб и даже пионерский лагерь. Таким образом, в то время Кокорино можно было назвать маленьким культурным центром. Еще в 30-х годах прошлого столетия в деревне был организован колхоз имени Сталина, который через десятилетие стал одним из передовых. Позже он был объединен с соседним косолаповско-виноградовским «Путем Ленина» в кокоринское отделение совхоза Соликамский. Также здесь построили молочно-товарную ферму на 200 голов, птицеферму и машино-тракторный парк, конный двор и пасеку. К сожалению, новой волны укрупнения Кокорино не выдержала: все вышеперечисленные объекты были ликвидированы, а оборудование из них вывезли в соседнее село Тахтуево. Постперестроичная неразбериха лишь поспособствовала дальнейшему разрушению деревни. Так, в начале 1990-х годов в Кокорино были срезаны все провода электропередач искателями цветметалла. Районные власти проигнорировали этот факт, как и просьбы кокориноцев «вернуть свет в их дома», вместо этого сотрудники Пермэнерго вывезли из деревни трансформаторную станцию (ЛЭП). И перед простоявшим более 3-х веков населенным пунктом (пережившим и революцию 1917 года, и коллективизацию, и голодные годы Великой Отечественной войны) появилось новое испытание — испытание равнодушием властей…

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ В КОКОРИНО
1. В 1947 году в Кокорино (и в граничащую с нею Косолапово) было проведено электричество.
2. В 1975 году в Кокорино появился новый обелиск, посвященный ее жителям, погибшим на защите Родины в годы Великой Отечественной войны. В инициативную группу по созданию обелиска вошли А.Д. Мальгин, Г.П. Тверитинова, Л.Б. Перминова, Ю.П. Потапов.
3. 3 августа 1985 года у кокоринского обелиска прошла встреча бывших жителей деревни, совместная с уроженцами Косолапово и Виноградово.
4. Еще в середине прошлого века в деревнях нынешнего Соликамского района, ходило поверье: тараканы заводятся только в состоятельных домах и сулят богатство. Поэтому крестьяне победнее, даже просили у зажиточных соседей подарить им парочку усатых насекомых, в надежде привлечь процветание. Но к сожалению, как уверяли в 20 веке старожилы, в семьях, где беспросветно царила нищета, тараканы не приживались.
5. Еще лет сто назад в крестьянских семьях рождалось в среднем 7-8 детей, у некоторых их количество переваливало далеко за десяток. Столько «ртов» небогатой деревенской чете было прокормить сложно. Отсюда появился обычай отдавать очередного новорожденного на воспитание к бесплодной чете земляков, за которыми признавалось право зваться родителями этого ребенка.

ЖИЗНЬ В ПОТЕМКАХ
Жители деревни Кокорино за последние 20 с небольшим лет не раз обращались к районным властям с просьбой восстановить в деревне хотя бы линию электропередачь, но ответ (правда, окаймленный множеством многозначительных витиеватых красивостей) всегда один «Нет». Писали они и губернатору Пермского края и даже в Администрацию Президента РФ Владимиру Путину, но и там их не услышали. В березниковском филиале Пермэнерго (организации, которая некогда вывезла из деревни ЛЭП) их обращение выслушали и сразу по-деловому предложили счет (за предполагаемые услуги) на 28 с лишним млн. рублей.
Врезка: Сейчас в Кокорино зарегистрировано 15 человек, в собственности которых находятся землевладения и земельные участки. Жилых домов около 40-ка, но по большей части люди приезжают сюда только летом.
Супруги Коростины проживают в деревне круглый год. У них здесь свое подсобное хозяйство: 3 коровы, 6 поросят, несколько курей, так что вполне обеспечивают себя и своих уже взрослых (городских) детей продуктами питания. Людмила Коростина даже в частный бизнес податься пыталась, но не получилось, говорит, государство задавило налогами. Но женщина не унывает:
- Вот трактор в кредит взяли. А это генератор, зимой мы иногда его включаем, чтобы свет был, правда не часто, на час-полтора, уж очень он много бензина «съедает».
Еще лет десять назад в хозяйстве Коростины пользовались керосиновыми лампами и свечами. Но прогресс идет вперед: сейчас у жителей Кокорино в обиходе фонарики, их даже прикрепляют к потолку, чтобы хоть какой-то аналог лампы был. Еще одно из недавних «изобретений» Коростиных – лампа, берущая свет от аккумулятора с помощью светодиодной ленты.
- Выкручиваемся, как можем, - объясняет она. – То, что телевизора нет – так это не страшно, в деревне есть чем заняться. А вот рабочего холодильника нам очень не хватает. Например, негде хранить молоко, а оно быстро скисает. В советские годы мы всей деревней ставили молоко в домике на роднике, там прохлада идет от воды, никто у нас не воровал тогда. Но сейчас времена изменились, поэтому используем сени или яму, но это не надежно.
Кстати, отсутствие газа в деревне не так ощутимо, как отсутствие света, ведь здесь давно в обиходе газовые баллоны, впрочем, в большинстве своем кокоринцы их используют очень экономно, для приготовления пищи.
- Например, для выпечки хлеба, - объясняет Людмила Коростина. – Ничего сложного здесь нет: ставлю тесто, оно поднимается, а потом заливаю его в специальные формы, доставшиеся мне от бабушки.

БЕЗ ШУМА И СУЕТЫ
Через дорогу от Коростиных - хозяйство Мальгиных. Семидесятилетний Николай Никитьевич – коренной житель Кокорино. Он вспоминает: когда свет в деревне был, и жилось в ней очень привольно. А сейчас о том, что Соликамский район – это все-таки место цивилизации напоминает лишь возможность сотовой связи.
- Если взобраться на высокий холм, либо выйти на дорогу, ведущую в Тахтуево, вполне можно поговорить с родственниками по телефону, - объясняет мужчина.
Именно из-за отсутствия электричества Мальгины не задерживаются в деревне дольше середины октября и возвращаются сюда лишь весной. В летнее время они разводят кур, гусей. А воду, необходимую для жизни и хозяйства, они с помощью генератора качают из родника. Правда обходится это очень дорого, поэтому используют его не часто.
58 летний Иван Корзников стал постоянным жителем Кокорино 6 лет назад, дом ему достался от родителей, переселившихся сюда в середине прошлого века из Косолапова.
- Пока родители были живы, я часто приезжал, чтобы им помочь, - рассказывает он. - Помню, тогда был медицинский пункт. А сейчас его нет, мы все стараемся не болеть, особенно зимой, ведь по заснеженным дорогам «скорая» вряд ли сюда доберется. Поэтому единственный оптимальный способ жизни в деревне – это взаимовыручка соседей.
В Кокорино есть и своя пасека. Держит ее Алексей Урсумик, потомственный нанаец, который лихо снабжает соседей полезным для здоровья продуктом.
- Вот они – мои девочки, - показывает он на роящихся пчел у выстроенных в ряд ульев. - В деревню мы с женой перебрались в начале 1990-х. Тогда здесь свет еще был.
Дети супругов Урсумик – городские жители. Так их дочь в настоящее время проживает в Гамбурге со своим мужем Энрике.
- Когда они приезжают из Германии, я стараюсь их везти на автомобиле к себе так, чтобы не было видно ни убогости ведущей сюда дороги, ни разрухи в деревне… Перед европейским зятем стыдно, - объясняет пчеловод.

Врезка: Старейший житель деревни – Александр Кокорин в свои почти 90-то лет является ветераном ВОВ и труда. За ним по просьбе внучки сейчас присматривают соседи, но поскольку в Кокорино нет медпункта, родственники планируют его забрать в город.

РОЖДЕННЫЕ В КОКОРИНО
Одним из одаренных  уроженцев деревни  был Андрей Павлович Мальгин, родившийся 1910 году. Возможно, мужчина, наделенный талантами в военной сфере, всю жизнь так бы проработал шахтером-забойщиком на соликамском калийном комбинате, если бы в 1932 году не был бы призван на действительную службу в Красную Армию в войска НКВД. Через 4 года в звании младший командир взвода он был демобилизирован. Великая Отечественная война застала его в Прибалтийском военном округе, где он исполнял обязанности политрука понтомной роты. Перспективного молодого человека направили учиться в Ленинградское инженерное училище, откуда он выпустился в звании капитан. Начиная с 1943 года он был командиром понтонной роты на Первом Украинском и Первом Белорусском фронтах. Среди его многочисленных заслуг: участие в ликвидации блокады Ленинграда, в освобождении Украины, Польши, в штурме Берлина, в разгроме японских войск и многое другое. Далее в его профессиональной биографии звучат звания «майор» и «подполковник». За заслуги перед отечеством он был награжден орденами Боевого красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны (1 и 2 степени), всего у него было 23 награды.
В Кокорино в 1920 году родился и Иван Александрович Мальгин. «Участвовал в боях с Японией в составе 117 подвижной авиаремонтной базы, 9-ой Воздушной Армии, на Первом Дальневосточном фронте, в качестве механика электрооборудования, в звании старший сержант,» - стоит в первых абзацах списка его заслуг. После войны 1941-1945 годов он вернулся в Пермскую область и устроился на работу автоэлектриком на лесозаготовительный комбинат, и профессионально вырос до начальника гаража. Затем он перешел на автобазу №7, где, после нескольких звеньев в цепи карьерного роста, стал заместителем директора по эксплуатации. Также он активно участвовал в профсоюзном движении.
Также можно вспомнить депутата областного совета народных депутатов Василия Ивановича Мальгина, окончившего Высшую партийную школу при ЦК КПСС, чей профессиональный и политический рост начался в деревне.

Кстати, до сих пор сохранился мост, соединяющий Кокорино через реку Боровицу с территорией уже несуществующей деревни Косолапово. Об этой речке в стихотворной форме в середине прошлого века так рассказывала Татьяна Матвеева (Корзникова).

Наша речка Боровица
Знаменита в небольшом:
Лесом сользавод снабжала,
Вкусной рыбкой рыбаков.

Рыбка разная водилась -
Окунь, хариус, мальки -
Очень вкусная на редкость,
Чем дивились рыбаки.

Рыбу зря не истребляли,
Ее старались сохранить,
Только в праздники ловили,
Чтоб гостей ей угостить…

Татьяна Матвеева (Корзникова)

Прим.: статья была написана для газеты "Городок" осенью 2016 года.


Рецензии