Гл. 15. Фрол в качестве свата

В один из дней, помня совет жены, Фрол пригласил  Степана  в комнату начальника охраны на прииске.
Усадив за стол, налил  в чашку чай из чайника.
 ( В прихожей на столике, у них постоянно кипел самовар для дежурной смены). А потом осторожно начал разговор:
  - Ты, друже не серчай, но мне нужно знать всю правду. Потому, буду говорить начистоту,  уж ты не обессудь! Вижу, что Агаша тебе очень глянулась, и у тебя при виде её просто глаза загораются, так ведь?
  Степан, в ответ молча кивнул головой
- Ну, значит, всё верно. Однако ты знаешь, что никто тебе просто так, девке голову морочить не позволит. Староверы народ серьёзный. Знаю один случай, про одного нашего станичного казака, влюбившегося в молодую девушку из семьи староверов. Так вот, как только они узнали об этом, то все пять братьев вместе с отцом приехали к нему в дом, и спросили, у него люба ли ему их Меланья. Тот ответил, что люба, и что он тоже ей дюб, и потому просит их отдать её за него замуж. Тогда  её отец говорит:
 - Хорошо, мы отдадим, Мелашу за тебя, поскольку она тоже тебя любит, а у нас не принято женить без любви, потому что Бог за это может наказать. Но мы староверы, и отдаём своих девиц только за сторонников нашей веры. Переходи на нашу веру, и женись, тогда мы не противники.
  - И, что было дальше? – Степан с любопытством слушал своего начальника, уже начиная понимать, куда он клонит.
  - А, ничего. Сам Макар, как и его родители, были крещёными, верующими и ярыми противниками старой веры. Поэтому он категорически отказался изменять своей вере. Отказаться, то отказался, но любить то девушку не перестал, и с того дня стал  чахнуть. Просто худеть, меньше кушать, а главное совсем перестал улыбаться.
  Мать его, первая это заметила, начала давить на отца, тот пошёл к станичному атаману (они были большими друзьями с ним), и рассказал всё ему. Атаман подумал, подумал, а потом вызвал этого казака к себе и поговорил с ним..
  В общем, женился тот казак на Меланье. Свадьбу они справляли по обычаям староверов, и благословил их,   дьякон - наставник.
  Потом, казак этот забрал девушку, и уехал  вместе с ней служить на самый дальний участок, где была только одна церковь. Туда ходил сначала один Макар (так звали казака), потом вместе с детьми, а потом, в эту церковь стала ходить и Меланья, приняв новую веру.
  Такие вот дела, - Фрол внимательно посмотрел на Степана, и вдруг прямо в лоб, спросил:  - Скажи, ты действительно любишь Агашу? Может, ты и веру готов ради неё поменять?
 - Люба она мне Фрол Данилыч! Ох, как люба! А, вот, насчёт веры, я даже не думал, - не стушевавшись, ответил Степан, глядя Фролу в глаза.
  - Ну, и как же ты думаешь быть дальше? Девка, судя по всему, тоже в тебя втрескалась по уши, а у неё беда в доме. Ты представляешь,  после неё, ещё пять братьев в их доме, и все малмала меньше. Кто  же их теперь кормить будет, и помогать матери по хозяйству, если Агаша за тебя выйдет замуж, и будет жить отдельно. Хотя, я не уверен, что община отдаст её за тебя..
  - Тогда, я её просто украду. Мне терские казаки, с которыми я в плену был, рассказывали, что они там, на Кавказе, невест, с их согласия, просто крали. Потом держали несколько дней в укромном месте, и ехали вместе с ней к родителям каяться и просить благословения.
 - Молодец! И куда ты её увезёшь? К родителям? А сам будешь здесь служить, и постоянно рваться в город? Так? Нет, это не дело. У меня предложение: завтра или послезавтра Даша пригласит Агашу к нам домой, и позвонит мне. Ты, поедешь в посёлок, придёшь к нам, встретишься с девушкой, признаешься ей, и обо всём по-говоришь. Расскажешь про отца, теперь уже можно.
  Поговоришь, и тогда расскажешь мне, что вы думаете делать в дальнейшем. Главное, ты мне нужен здесь на прииске, тем более что с работой в городе полный швах.
  Но я думаю одно друже: если мы найдём убийцу Агашиного отца и моего брата,  а потом покараем его, то девушка выйдет за тебя замуж. Обязательно выйдет!
   Через два дня состоялась их встреча. Сначала пришла Агаша, а потом и Степан. Дарья усадила их обоих за стол в горнице, поставила перед ними блюдо с сушками и колотым сахаром, налила чаю и ушла в другую комнату, чтобы почитать сыну сказки. Ей было очень любопытно послушать, о чём будут разговаривать влюблённые, но природная тактичность, не позволила ей подслушивать у двери, и она, к большому удовольствию Егора, начала читать ему все сказки подряд, чтобы скоротать время.
   Когда, через час, она вошла в горницу, Агаша и Степан, всё также сидели на своих местах, а чай оказался нетронутым и давно остыл.
  Агафья при виде Даши, тут же встала из-за стола, поклонилась ей, и сказала:
 - Спасибо Вам Дарья Никитишна, за заботу о нас. Если бы не Вы, и не Ваш муж, то мы со Стёпой, больше бы и не встретились.
  Стёпа вот, меня замуж зовёт, а я не знаю, что  и делать то? Маманя, одна с ребятишками останется, трудно ей будет. У нас в общине так не принято, никто, никого, не бросает. Старики, до скончания века вместе с детьми живут, дети их почитают и слушаются. Если в чьей-то семье один родитель умирает, или два сразу, детей в другие семьи берут, где они растут как родные. У нас, младшему Николке, только три годика исполнилось, а старшему Севастьяну – четырнадцать, мал  он ещё, чтобы хозяином в доме быть. А я уже выросла, и могу быть помощницей по хозяйству, или можа на прииск пойду работать, там пятеро, наших женщин работают на промывке породы. Тяжело, говорят, но работать можно, а я сильная, вся в папаню.
  Ты Стёпа мне очень люб, я тебя с первого разу полюбила, как увидела, - повернула она свой взор, на сидевшего молча мужчину.
– Но, бросить своих братьёв и маманю, я  сейчас, просто не могу. Тяжко им будет без меня. Потому, прошу погодить чуточку с женитьбой, хочь бы с годик, можа, тогда что и изменится. Вот тебе мой весь мой сказ Стёпа, перед лицом уважаемой Дарьи Никитишны, - она раскраснелась от волнения, и тут же уселась на стул, опустив глаза.
   Дарья, глядя на них, и на выглядывающего из двери Егорку, улыбнулась, присела напротив влюблённых и сказала:
 - А, никто и не хочет, чтобы ты была далеко от своей семьи, и от общины. Вы, обвенчаетесь, сыграем свадьбу, и поселитесь жить в поселковом доме, Фрол Данилыч, уже договорился с хозяином. Стёпа будет также служить на прежнем месте, им неплохо платят здесь, и вы сможете помогать твоей семье. У  Степана в станице, есть земля целых сорок десятин. Поедите, вспашете её, подготовите к посеву, а мы поможем с семенами, - она говорила  молодым людям всё то же, что и Фролу, уже уверенная, что всё именно так и будет.
  - Теперь вопрос, отдадут ли тебя за Степана, ведь вы приверженцы старой веры, а он новой, вот об этом я не ведаю.
  - Отдадут, у нас силой никогда замуж не выдают, только по любви и согласию. Вот я и скажу им всем, что выйду замуж только за Стёпу, или вообще не выйду ни за кого, Вот, так! – Агаша, говорила эти слова,  глаза её горели, щёки пылали жаром, и Даша сразу поверила, что  девушка так именно и поступит.
  - Ну, и как вам мой план? Это мы всё с Фролом Даниловичем надумали, в тревоге за вас обоих дорогая Агашенька. Кстати, у нас в столовой, скоро место помощника повара освобождается, если захочешь, можешь сразу пойти  туда работать. Деньги там,  правда, не особенно большие, но всё равно деньги, - Даша окинула взглядом сидящую за столом парочку и поняла, что их с Фролом предложение будет принято.
- Я бы сама пошла, но Фрол Данилыч, мне категорически запрещает работать. Он говорит, что пока моя  главная работа - воспитывать детей, -  со счастливой улыбкой добавила она.
  Степан, неожиданно получивший помощь со стороны Дарьи, встал, обошёл стол и, подойдя к девушке, коснулся её руки:
- Вот видишь Агаша, всё оказывается, не так плохо, как ты себе представляла. А ты боялась глупенькая! Мы будем жить вместе, я буду охотиться, рыбачить, благо, что здесь вокруг очень много дичи, и тебя рыбачить научу.
  Агаша улыбнулась:
- Да меня тятя с пяти лет с собой на рыбную ловлю берёт, я и сама любую рыбу поймать могу, правда ружьё ни разу в руки не брала. Это для наших женщин непристойное дело.
   Дарья засмеялась.
- Ну, это же прекрасно, когда в семье два рыболова сразу, рыбы в доме будет гора целая, сразу и не съесть. Но, главное, что вы приняли решение пожениться, и жить в посёлке, а это  здорово. Теперь дело за Фролом Даниловичем, он должен переговорить с отцом Силантием, ну а я попробую встретиться с твоей матерью, и уговорить её отдать тебя Агаша за Степана. И дело это, я вам скажу, совсем не простое.


Рецензии