Простите нас, товарищ Сталин

Если посмотреть на  события 60-х годов прошлого века с точки зрения диалектики,  то мы увидим, что они явились снятием противоположных движений предыдущего развития  (1917-1961):
- возникновения коммунизма, выражавшегося в постоянном возобновлении и расширении общественного производства  с целью обеспечения полного благосостояния и свободного развития всех членов общества;
- и прехождения коммунизма, выражавшегося в ограничении роли пролетариата в управлении обществом, усиления тенденции к разделению людей по их месту в общественном производстве  (производят/управляют), а также в усилении  двойственности  интересов  всех  участников производства  (рост производства вообще, и рост той доли производимого, которую получает каждый участник производства). 

Социализм  как первая фаза коммунизма  это, по одному из определений,  «есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» (Грозящая катастрофа и как с ней бороться.  В.И. Ленин)
Следует понимать, что при таком положении вещей в государстве всегда есть прослойка, «исполняющая роль» буржуазии, то есть, собственника средств производства. Собственность  -  это общественное отношение субъекта к условиям производства как к своим.  И в СССР всегда существовала прослойка людей,  «игравшая роль» собственников,  занятая исключительно управлением  производством и распределением его продуктов – партийная и хозяйственная  номенклатура.   
Только диктатура пролетариата может держать эту прослойку в узде, чтобы её деятельность  была обращена именно на пользу всего народа. Но после 1936-го влияние пролетариата снизилось в связи с изменением принципа формирования Советов, а в 1961-м рабочий класс   был фактически отстранен от руководства  производством; его функции стали чисто декоративными.

Результатом  реформ  60-х, как политической  (изменение цели производства и исключение диктатуры пролетариата из программы партии)  так и экономической  (т.н. «косыгинские реформы»)  стало  наличное бытие просто государственно-капиталистической монополии, которая  обращала свою деятельность уже на собственную пользу.  Таким образом, мы видим, что в нашей стране началось становление капитализма. И выражалось оно, в частности, в усилении и развитии роли людей, занятых ТОЛЬКО управлением производством и обществом, становление их в  полноценную  буржуазию в полном смысле этого термина. Эта новорожденная буржуазия изначально не была едина  -  среди номенклатуры были как «государственники», так и «рыночники».  После реформ многократно усилились противоречия между руководителями (собственно, целыми руководящими органами) отраслей и регионов,  что и было проявлением свойственной капитализму конкуренции.

Вывод:  пока не уничтожены классы  и  существует государство, в нём всегда существует прослойка людей, объективным интересом которой будет -  взять на себя роль  буржуазии и направить производство на благо себе, а не всему обществу. И чем мощнее экономика, тем яростнее будет бороться  за свои интересы эта  прослойка. Я думаю, что тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения общества к коммунизму означает  именно это.


Рецензии