Школьная история

      Неспокойный класс, вечно шумящий на всех уроках, был сегодня на диво спокоен. Все ждали с нетерпением учителя истории Ивана Васильевича Гнеденко. Вон он сам вошел высокий и сутулый, очень строгий. Он оглядел школьников внимательным взглядом, поправил очки и взял в руки указку. 
     -Сегодня мы повторим пройденный материал,-проговорил он и подошел к карте. Карта висела кверху ногами, и учитель рассердился.
     -Кто дежурный?-гневно спросил он.
Встала маленькая худенькая девочка.
     -Я дежурная,-проговорила она виновато.
Взгляд Ивана Васильевича заметно потеплел.      
-Садись,-махнул он рукой.-Синицын, ну ка быстренько перевесь правильно карту. В классе все шептались.
     -Мне бы он показал за эту карту, если бы я был дежурный. А ей опять ничего, все с рук сходит.
     -Любимица. Тут ничего не поделать,-шептались в классе.
Учитель стоял и смотрел на девочку. Улыбка разлилась по его лицу. Он слышал разговоры в классе, не пытался смягчить их и неожиданно проговорил:
     -У моей любимой ученицы не хватает оценки.
Лара обомлела.<Вчера же только меня спрашивал, но делать  нечего, надо идти.>И она вышла к доске, сама стояла и думала. <Я даже не читала, думала, что подряд два дня спрашивать не будет. Пропала я>. Оторопь прошла по телу, и она побледнела. Но старого учителя было не обмануть, он все прекрасно знал о своей любимой ученице. Он хитро улыбнулся и сказал:
     -Будем вспоминать даты по истории. Так... первое-Когда был первый Крестовый поход?
Девочка никак не могла вспомнить эту дату. 
     -Тысяча...- проговорила она.
     -Правильно, Лара, тысяча девяносто...
     -Девяносто... повторила девочка.-Девяносто девятый.
     -Ну вот, правильно. И еще один вопрос-дата Ледового побоища?
У Лары совсем все выскочило из головы.<Наверное, из-за волнения. В седьмом классе учусь и все никак не привыкну,>-злилась она на себя. 
     -Тысяча,-проговорил учитель, уставший ждать ответа. 
     -Тысяча...-повторила девушка.
Иван Васильевич улыбнулся и терпеливо продолжил:
     -Двес-ти со-рок вто-рой. 
Лара повторила за учителем и боялась смотреть ему в глаза.
     -Молодец. Садись. Пять,-проговорил Иван Васильевич.
     -Ничего себе, мне бы так пятерки получать.
     -Синицын, а ты учи получше и будешь каждый день их получать,-скороговоркой проговорил учитель.
     -Иван Васильевич. А за что вы Ермакову любите?-он хотел смутить учителя.
А тот загадочно улыбнулся  и сказал:
     -Я бы тебе ответил на такой вопрос, если бы мне было лет так 18-20, а мне в три раза больше, и поэтому тебе не понять...

Вскоре Иван Васильевич пропал из школы, ходили слухи, что он болен и отправлен в другой город в больницу, что его тревожит  старый, еще со второй войны осколок под сердцем, а оперировать его нельзя. 

Эпилог.
Прошло несколько лет. Лара давно кончила школу и училась в Химико-механическом техникуме. Как-то вечером она прогуливалась по улице, шел снег и идти домой не хотелось. И вдруг она заметила высокую и сутулую фигуру. Много лет не виделись с учителем истории, и Лара окрикнула его.
    -Иван Васильевич, здравствуйте.
Он от неожиданности остановился и проговорил:
    -Лара. Неужели это ты? Я плохо вижу, но твой голос я узнаю из тысячи. Я его слышал в бреду, когда умирал, и благодаря любви к тебе, я выжил.
Он шагнул к девушке, обнял за плечи и прижал к себе.
    -Где мои 20 лет,>-шутливо проговорил он.-Спасибо тебе, детка, за жизнь, которую ты мне продлила...


Рецензии