ВЕСЬ МИР

Чем больше мама сына любит и жалеет,
Чем больше дарит ласки и заботы,
Тем он к любимой женщине относится нежнее.
Так уж заложено у матушки-природы:
Способней тот любить, кого любили в детстве.
Г. Бобылева

Сыночек… Все вокруг говорят, что я тебя люблю больше всех своих остальных детей. Они неправильно выражаются. Я объясню как можно понятнее для них. Всех детей своих люблю сильно, но тебя особенной любовью.
Когда мы с папой ждали твоего появления на свет, мы называли тебя ласковыми именами, и, наверное, не зря. Ты очень ласковый сын, всегда даришь нам свою любовь и заботу, которую получил от нас больше других детей.
Да, ты достался мне очень тяжело, и поэтому я всегда за тебя переживаю. С самого младенческого твоего возраста я думала о тебе каждую минуту: частые простуды (ты был болезненным малышом) и твой плач по ночам сделали свое дело.
Ты нуждался во мне постоянно, не отпускал ни на шаг. Проснувшись, ты шарил своей маленькой ручкой – и засыпал снова, только если я была рядом.
При всей твоей кажущейся незащищенности, ты всегда был и есть под охраной моей материнской любви, которая постоянно просит у Всевышнего счастья и здоровья для тебя.
Когда нас с тобой выписывали из роддома, твой ата (дедушка - перевод с казахского) приехал забрать тебя. У него в руках были гвоздики, которые он подарил мне. Он взял тебя на руки, долго и пристально посмотрел на твое маленькое личико и сказал: «Какой красивый!» Потом поцеловал тебя и вышел с тобой на руках во двор.
Приехав домой, он занес тебя в нашу комнату и положил в твой манежик. Нужно ли рассказывать, что имя тебе он выбирал сорок дней? Аташка предлагал имена великих западных казахов: Махамбет, Кудайберген, Даулеткерей и многие другие. Я робко попросила его дать короткое имя, так как с таким тяжелым и длинным именем, не будет ли тяжелой жизнь? Тем более, что ты такой маленький еще.
Когда пришло время отмечать сорок дней, я напомнила аташке, что мы не можем провести обряд, если у ребенка нет имени. Он долго думал и вдруг предложил: «Я предлагаю назвать внука именем Алем. Это имя имеет несколько смыслов: мир, вселенная, международный. В этом имени заключается наша любовь к нему, ведь он для нас – весь мир, вся вселенная. И к тому же мне хочется, чтобы этот мальчик покорил весь мир и получил международное значение. Хочу, чтобы он знал много языков и главное, хорошо знал английский язык». На том и порешили.
Вечером пришли родственники, собрались за накрытым дастарханом (сервированный стол - перевод с казахского). Желали нашему сыночку здоровья, счастья, быть храбрым и успешным. А тем временем бабушки провели обряд. Искупали малыша, положив в ванночку сорок монет. Подстригли первые волосики, срезали первые ноготочки. Ведь у казахов ребенок считается полноправным членом общества только после прошествии сорока дней. Вот так!
Ты рос смышленым мальчуганом и очень чувствительным. Тебя волновало все вокруг, даже погода. Гром гремит ли, светит солнце или дует ветер – тебе было не все равно. Ты удивленно смотрел на мир, впитывал в себя все его многообразие, но при этом всегда имел свое собственное мнение. Ты любил уединенные игры, разговаривал с машинками, как будто они были живыми. У тебя была огромная коллекция машин: от самых крошечных до огромных бетономешалок. Ты не делал исключений – все они были важны для тебя, пусть даже имели слегка потертый вид, с них облезала краска. Но ты прижимал их по очереди к своему сердечку, даря им свою любовь, как самым близким друзьям.
Ты любил гулять с сестрой во дворе. Ходил за ней по пятам. И если вдруг Гаухара уезжала или уходила ненадолго, ты очень скучал, искал ее, ждал. Всегда приносил для нее конфеты, когда тебя угощали. Сам их не ел, берег. Хотел поделиться с ней тем, что было у тебя.
Ты любил бывать с нами, ходить в гости, ездить на природу. При этом ты в любую минуту оставался у нас на виду. Я не боялась, что ты потеряешься и уйдешь далеко. Потому что всегда говорила детям: «Когда играешь или гуляешь, смотри по сторонам, и если видишь меня или папу – значит, все в порядке, мы с тобой».
Помню, что ты не сходился быстро с людьми, тебе нужно было присмотреться к ним, понаблюдать за ними. И ты настолько увлеченно это делал, что казалось, будто ты смотришь фильм! Лишь по прошествии какого-то времени ты включался в коллективную игру с детьми или позволял взрослым подойти к тебе чуть ближе.
Когда ты стал взрослым, я заметила, что тебе не составляет труда общаться с людьми, ты легок в общении, очень располагаешь к себе своей искренней улыбкой и большим участием к окружающим. Ты надежный друг, летишь по зову друзей, если им нужна твоя помощь. Твоя надежность – это огромное, прекрасное качество, пусть она остается твоим приоритетом. Это и делает тебя хорошим другом и отличным сыном.
Когда ты пошел в первый класс 120-й школы, тебя сопровождал твой ата. Вы вместе подошли к школе, и люди расступались перед вами, потому что узнавали аташку – он же был знаменитостью! Все стремились пожать ему руку, подойти поздороваться, и он, не выпуская твою ладошку, показывал на тебя и говорил: «Это мой внук Алем. Он идет в первый класс!» Он был горд, потому что очень любил тебя и хотел поддержать, чтобы тебе не было страшно.
Вечером пришли гости, чтобы поздравить тебя, и аташка постоянно повторял: «Мой внук будет учиться в Англии!» Меня это очень удивило, в то время мы могли мечтать только о московском образовании. К тому же я знала, что это очень дорого стоит, поэтому не придала большого значения его словам и вскоре забыла о них. Но они оказались пророческими…
Аташка переехал в Астану, чтобы возглавить театр, и стал звать тебя с собой. И хотя ты был еще мал, собирался в 8-й класс, ты принял решение жить с аташкой. Ты всегда тверд в своих решениях, но обязательно прислушиваешься к тому, что скажут родители. Мы не были против, потому что сами собирались переехать в Астану.
В Астане ты стал посещать интенсивные курсы английского языка, хотя почти все свободное время отдавал спорту: бассейн, айкидо, рукопашный бой. По окончании курсов ты сдал с высоким баллом Ielts. Преподаватель рекомендовала отправить тебя в Англию.
Ты был домашним ребенком, и потому страшновато было тебя отпускать ехать куда-то далеко. Провожая тебя в аэропорту на самолет Алма-Ата – Лондон, мы с отцом даже всплакнули. Но не ата, он радовался, что сбылась его мечта: «Один из моей семьи получит европейское образование!»
Уходя на рейс, ты несколько раз оглянулся. Мы тогда подумали, что тебе страшно. Позже мы поняли, тебе было страшно… оставлять нас. Ты всегда беспокоился за нас. Это было странным, ведь родители беспокоятся за детей, а не дети за родителей. В этом весь ты.
Когда родился наш младший сынок Адильжан, тебе было всего 12 лет. Но ты все время проявлял заботу о нем, переживал за него, поднимал его на руки, кормил из бутылочки. Сохранилась фотография, где тебе 13 лет, и ты держишь на руках Адеку. Видно, что он тяжелый для тебя, но ты не показываешь вида. Улыбаешься и крепко прижимаешь к себе братишку.
Алем, ты очень напоминаешь мне моего отца: та же степенность, неторопливость в суждениях, внешнее спокойствие. Мой папа тоже отмечал: «Алем похож на меня в детстве».
Когда ты решил жениться, я поставила перед тобой условие: диплом университета. Так и получилось. Ты принес нам с папой желтый листок с английскими буквами. Абердинский университет. Специальность – машиностроение. Как мы радовались! Жаль только, что ата не увидел твой диплом… Но я уверена, он бы гордился тобой.
Ты выбрал хорошую девушку. Шолпан – очень умная, отличница с красными дипломами, милая и приветливая. Конечно же, мы с отцом поддержали твой выбор. Ведь это твоя жизнь, и тебе нужна своя собственная семья.
Свадьба была очень красивой и веселой. Невеста в белом платье, ты в смокинге с бабочкой. «Балам (сынок - перевод с казахского), будь счастлив! Пусть семья будет крепкой! Уважайте и любите друг друга, но и не забывайте нас», – так мы сказали тебе.
Ты порадовал нас внуком. Айданчик – такой сладкий и сообразительный малыш. Уверенно топает по жизни. Как ты любишь его и как заботишься о своей семье! Молодец сынок, всегда радуй своих родителей и близких, и пусть судьба будет к тебе благосклонна! Пусть твои аруахи (души усопших - перевод с казахского) – дедушки и бабушка охраняют тебя от невзгод. Пусть не коснется тебя дурной взгляд или дурное слово.
Да, я люблю тебя особенной любовью…


Рецензии