Последствия прегрешения Адама

Последствия прегрешения Адама
Как только Адам и Хава согрешили, они тут же услышали беседу, которая велась на Небе. Они услышали, как ангелы стали восклицать: Сегодня смерть войдёт в этот сад! Адам и Хава должны умереть, ибо Ашем сказал им: «В тот день, когда ты вкусишь от него, непременно умрёшь» (2:17). Вслед за этим они услышали ответ Ашема: «Я смилостивлюсь над ними, предав словам запрета снисходительный смысл. Вот что они будут значить: “В тот день, когда ты вкусишь от него” подразумевает не обычный земной день, состоящий из двадцати четырех часов, а Мой День, который длится тысячу земных лет (ибо сказано (Теплим 90:4): “Пред Твоими очами тысяча лет, как день вчерашний”). Поэтому они проживут тысячу лет».

Ощутив свою наготу, Адам стал искать, чем её прикрыть. Он попытался нарезать листьев с деревьев сада, но услышал, как они закричали: «Это вор! Он обманул своего Творца!» И все они, кроме фигового дерева, отказались дать свои листья.

Один царь предостерегал принца никогда не опускаться настолько низко, чтобы общаться со слугами. Но принц пренебрег отцовским предупреждением и завёл близкие отношения с одной служанкой. Когда новость дошла до слуха царя, он выгнал сына из дворца. Принц искал убежище в квартале, где живут слуги, но все они закрыли перед ним двери. Наконец в одном доме согласились его впустить, — оказалось, там жила служанка, с которой он общался.

Так же и Адам: он не мог получить листьев ни от одного дерева, кроме того, с которым согрешил, — фигового дерева. Из его листьев Адам и Хава сшили мужскую и женскую одежду.

Ашем не появлялся перед Адамом и Хавой, пока они не прикрыли свою наготу, чтобы не смущать их.

Услышав голос зовущего их Ашема, они спрятались за деревьями. Ужасный стыд за свой грех заставил их трепетать при звуке голоса Ашема, хотя раньше они слушали его без страха.

До своего прегрешения Адам был таким высоким, что доставал небо, но как только он согрешил, его рост сократился примерно до шестидесяти метров. Поэтому ему удалось укрыться между деревьями, чего раньше он сделать не мог.

Тело — это не что иное, как зеркало души. Раз нравственная высота Адама уменьшилась, то и его физические размеры соответственно сократились.

Ашем позвал: «Айека». Перевести это слово очень трудно, потому что в нём заключено много значений:

1. «Где ты?» Хотя Ашем знал, где находился Адам, Он специально начал разговор с невинного вопроса, чтобы облегчить Адаму признание своей вины.

2. «Как понимать эту крутую перемену? Совсем недавно ты поступал согласно Моей воле, а теперь ты слушаешься змея! Только что ты возвышался над миром, а теперь ты ростом стал не выше деревьев сада».

Словом айека Ашем как бы побуждал Адама к раскаянию, тешуве, для чего давал ему понять, насколько низко он пал.

3. Слово айека можно снабдить гласными значками так, чтобы оно читалось эйха, что означает возглас скорби. Ашем воскликнул: «Увы!» Он опечалился от падения Адама.

— Почему ты стал бояться Моего голоса? — спросил Ашем.

— Властелин Вселенной, — ответил Адам, — я понял, что Твоя Шехина покинула Ган Эден. Я почувствовал себя нагим, лишенным единственной заповеди, которую Ты мне дал, и поэтому спрятался.

В ответ Ашем сказал: «Ты пытался спрятаться от Меня? “Может ли кто-нибудь спрятаться так, чтобы Я не знал, где он?” (Это цитата из Ирмияу 23:24).»

Ашем продолжал выспрашивать Адама в надежде, что тот признает свое прегрешение и тогда его можно будет простить. «Вкусил ли ты от древа, от которого Я запретил тебе есть?» — спросил Он. Но вместо того, чтобы признать вину, Адам ответил: «Разве я грешил, пока был один? Та женщина, которую Ты привёл ко мне, ввела меня в соблазн и заставила нарушить Твоё повеление!»

Четырех людей испытал Ашем, чтобы определить, дадут ли они правдивый ответ на Его вопрос. Все четверо не выдержали испытания:

<> Первым был Адам. Когда Ашем спросил его (Берешит 3:11): «Не ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе есть?» — он ответил (3:12): «Жена, которую Ты мне дал, чтобы она была со мной, дала мне от этого дерева». А Вторым был Каин. Ашем спросил (4:9): «Где Эвелъ, брат твой?», — и услышал в ответ: «Не знаю, разве я сторож: брату своему?»

<> Следующим был нечестивый пророк Билам. Когда Ашем спросил его (Бемидбар 22:9): «Что это за люди у тебя?», — он ответил (22:10): «Балак, сын Ципора, царь моавский, прислал их ко мне». Он полагал, что Ашем действительно не знает, кто были его посетители. Но ведь Ашем задал этот вопрос лишь для того, чтобы дать Биламу возможность признать, что, следуя за посланцами царя и собираясь проклясть еврейский народ, он был неправ. Билам предпочел неправильно истолковать вопрос Ашема, приписав Ему неосведомленность.

<> Четвертым был еврейский царь Хизкияу. Когда могучий правитель Вавилона отправил посланников к Хизкияу, того обуяло такое большое тщеславие, что он не только показал им все сокровища царей Иудеи, но и повел их в Бейт Амикдаш, где открыл ковчег и показал им — скрижали, заявив при этом: «Мы берем их с собой на войну и побеждаем». Хизкияу полагал, что его действия оправданы, ибо они освящали Имя Ашема. Но Ашем разгневался на него и послал пророка Иешаяу сделать ему порицание. Иешаяу спросил царя: «Что это за люди и откуда они пришли?» (Иешаяу 39:3). Хизкияу следовало бы понять, что пророк несомненно знал, что то были посланники вавилонского царя, и задал этот риторический вопрос только затем, чтобы Хизкияу признал свою ошибку. Но вместо этого Хизкияу горделиво ответил: «Они пришли ко мне из далекой страны, из Вавилона». Именно в этот момент Иешаяу предсказал, что настанет день, когда вавилонский царь присвоит себе все сокровища, которые показывал ему Хизкияу. Выставив напоказ скрижали, Хизкияу совершил грех, из-за которого еврейских юношей будут приводить в вавилонский суд и мучить там. Все слова Иешаяу сбылись. После смерти Хизкияу вавилонское войско овладело Эрец Исраэль, а Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азаръя предстали перед судом вавилонского царя.

Ашем увидел, что Адам не выказывает никаких признаков раскаяния и, более того, демонстрирует неблагодарность. Поэтому он обратился к женщине:

— Что ты натворила? Ты не только согрешила сама, но и склонила к греху Адама!

Тем самым Ашем хотел, чтобы Хава призналась, что поступила плохо, и тогда её можно будет простить.

Но вместо этого она свалила вину на змея: «Властелин Вселенной! Так это змей заставил меня согрешить!»

Теперь настала очередь змея подвергнуться испытанию. Однако Ашем не стал спрашивать его, как спрашивал Адама и Хаву, ибо рассудил так: Этот зловредный змей хитёр и красноречив. Если Я спрошу его: «Почему ты так поступил?», — он, наверняка, ответит: «Ты дал заповедь Адаму и Хаве. Они принебрегли Твоими словами, послушавшись не Тебя, а меня. Разве я виноват, что они обратили свой слух к ученику, а не к Учителю?»

Из того факта, что Ашем не дал змею возможность защищаться, мы выводим следующий принцип, по которому функционирует еврейский суд. Если человек обвиняется в прегрешении, влекущем за собой смертную казнь, то судья, как правило, пытается найти ему оправдание. Однако в деле подстрекателя, убеждавшего других поклоняться идолам, суд не выдвигает никаких аргументов в его защиту.

Ашем сказал: «Хотя каждый из вас обвиняет другого, наказание понесут все!» После этого Ашем и Его Небесный Праведный Суд собрались, чтобы рассмотреть дело. Сначала они вынесли приговор змею, потом женщине, а затем Адаму. Начали со змея, как с самого низшего. Постановили так:
             (продолжение следует)


Рецензии