Международные аспекты деятельности СК России

Тезисы выступления
Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина
в МГИМО МИД России с лекцией по теме: «Международные аспекты деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (14.12.2018)

Добрый день,
уважаемые коллеги!

I

Позвольте мне в начале своего выступления поблагодарить ректора Торкунова Анатолия Васильевича и руководство Международно-правового факультета МГИМО за организацию нашей встречи, ставшей уже хорошей традицией, и возможность в очередной раз выступить перед вами в стенах Московского государственного института международных отношений – одного из самых престижных учебных заведений страны.

Обращаясь к вам, уважаемые студенты, хочу отметить,
что выбранный вами путь изучения в МГИМО различных дисциплин, в том числе международного права и международных отношений, предполагает высокую долю ответственности, поскольку именно вам – будущим квалифицированным специалистам предстоит сформировать новое поколение российской элиты.

Наша страна вправе гордиться многовековой историей российской дипломатии. Служение Отчизне на этом нелегком поприще всегда привлекало людей разносторонне образованных, творческих, беззаветно преданных своей стране и готовых самоотверженно защищать ее интересы на международной арене.
В условиях современных международных отношений вам оказана большая честь – стать проводником государственных интересов нашей Родины и создавать все условия для эффективной деятельности ее институтов, и в будущем именно на вас во многом ляжет огромная ответственность за формирование объективного и непредвзятого восприятия России в мире.

II

Окружающий нас мир активно меняется, но цели и задачи по сохранению и укреплению российской государственности, целостности общества и народного единства являются и будут всегда оставаться наиважнейшими для государственных органов Российской Федерации. При этом для достижения желаемых результатов подчас требуется приложение всё больших усилий, поиск инновационных решений и нестандартных подходов.

Первостепенным по значимости для России является отстаивание своей принципиальной позиции, защита незыблемых интересов своего народа и государственного суверенитета при принятии внутренних и внешнеполитических решений. А это сейчас особенно важно на фоне глобальных геополитических процессов и непрекращающегося, непрестанно усиливающегося внешнего давления и недовольства мировых гегемонов желанием независимых держав развиваться, вести самостоятельную, честную и открытую политику, защищать естественные и неотъемлемые права человека, следовать принципу верховенства права.

В условиях глобализации, способствующей свободе передвижения, экономической и культурной интеграции, новым достижениям в области науки и техники и развитию современной цивилизации в целом, характерному видоизменению подвержена и преступность, в том числе транснациональная.

III

К основным задачам Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» относятся оперативное и качественное расследование тяжких и особо тяжких преступлений; разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества.

За период деятельности с 2011 года по сентябрь 2018 года следователями Следственного комитета проверено более шести миллионов трехсот тысяч сообщений о преступлениях (6 370 275), возбуждено более миллиона уголовных дел (1 065 806), в суды направлено более 750 тысяч дел (756 423). Осуществлено около полутора миллионов выездов на места происшествий (1 413 545).

Отмечу, что при создании в 2007 году Следственного комитета при прокуратуре все приостановленные уголовные дела прокурорской подследственности были переданы
во вновь созданный следственный орган. На тот момент их было более 200 тысяч. В течение почти 8 лет деятельности Следственного комитета в качестве самостоятельного ведомства (по состоянию на сентябрь 2018 года) раскрыто около
100 тысяч преступлений прошлых лет (98 532), примерно половина из которых (45 236) ранее не состояли на учете.

При этом стала прослеживаться положительная динамика – общий остаток всех нераскрытых преступлений данной категории начал существенно снижаться.
Не стану более подробно останавливаться на статистических показателях нашей работы – они регулярно доводятся до сведения общественности средствами массовой информации.

Следственный комитет Российской Федерации, остро осознавая необходимость надлежащего реагирования на новые вызовы и угрозы, всесторонней борьбы
с современными видами преступной деятельности, в соответствии с компетенцией проводит комплексную работу, направленную на развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Для реализации этих задач в ведомстве функционирует Управление международного сотрудничества. Его основной задачей является обеспечение взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного судопроизводства, в частности, оказания правовой помощи
по уголовным делам о преступлениях, расследуемых следователями Следственного комитета, в том числе транснационального характера.

Правовой основой для названной деятельности является система международных договоров Российской Федерации и национальное законодательство, в том числе уголовное и уголовно-процессуальное.

IV

В последнее время мир все чаще становится свидетелем трагических событий, среди которых череда бесчеловечных терактов в странах Европы, Африки и Ближнего Востока, унесших сотни человеческих жизней, в том числе граждан РФ.

В производстве следственных органов Следственного комитета находятся, в частности, уголовные дела по фактам взрывов в Санкт-Петербургском метрополитене, убийства в г. Анкаре Посла России в Турции Андрея Карлова, крушения самолета Airbus A321 в Египте с российскими гражданами на борту.

С учетом этого особую значимость приобретают вопросы координации совместных усилий с нашими зарубежными коллегами в сфере борьбы с террористической угрозой. В связи
с катастрофой российского пассажирского самолета в Египте мной были проведены рабочие встречи с Генеральным прокурором Арабской Республики Египет Н. Садеком
в ноябре 2015 года в Каире и в июле 2016 года в Москве, в ходе которых был достигнут ряд предметных договоренностей о взаимодействии сторон в связи
с расследованием находящегося в производстве Следственного комитета Российской Федерации уголовного дела по данному факту.

Только лишь в 2016 году состоялось 4 выезда представителей Следственного комитета на место крушения авиалайнера в рамках предварительного расследования, последний выезд следователей в г. Каир осуществлен в октябре 2017 года для проведения ряда консультаций с представителями египетской стороны. На отдельных аспектах данной деятельности я остановлюсь позднее.

Также хочу отметить, что в январе 2017 года состоялся выезд сотрудников СК России в Багдад в рамках расследования уголовного дела по факту захвата и убийства сотрудников Посольства России в Ираке в июне 2006 года.

В связи с этим отмечу, что, несмотря на значительные сроки расследования, нами постоянно проводится работа по взаимодействию с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а поступающая оперативная информация свидетельствует о возможности проведения дальнейшего расследования в целях установления причин произошедшего, а также поиска и возвращения в Россию останков еще двух сотрудников Посольства.

Кроме того, в производстве Следственного комитета находится уголовное дело по факту совершения пособниками ИГИЛ убийства военного летчика-снайпера подполковника
Олега Пешкова и морского пехотинца Александра Позынича, покушения на убийство штурмана капитана Константина Мурахтина и других военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, а также уничтожения военной техники Минобороны России в Сирийской Арабской Республике в ноябре 2015 года.

В рамках расследования данного уголовного дела представители СК России в июле и сентябре 2017 года, а также в январе – феврале, марте, июне – июле 2018 года выезжали в Дамаск, Хмеймим, Аллепо, Идлиб, Хомс, Хаму и Латакию, где при всемерном содействии сирийцев провели необходимые следственные и процессуальные действия.

Кроме того, в январе, марте и июле 2018 года я лично посетил с рабочими визитами Сирийскую Арабскую Республику, в ходе которых провел ряд встреч
с представителями сирийских компетентных органов
в Дамаске.

Так, в марте этого года я встретился с начальником Бюро национальной безопасности Сирии дивизионным генералом Али Мамлюком, с которым мы обсудили вопросы, связанные с расследованием преступлений террористической направленности, а также преступлений, совершенных в отношении российских военнослужащих на территории Сирии.
В ходе встречи с Министром юстиции Сирийской Арабской Республики Ишамом Аш-Шааром и Председателем комитета
по документированию террористических преступлений – заместителем Министра юстиции Тайсиром Ас-Самади обсуждались механизмы практического взаимодействия
с учетом компетенции ведомств. По завершении переговоров подписан Протокол о сотрудничестве между СК России
и Министерством юстиции Сирии. Следует отметить,
что сотрудничество в рамках Протокола предусматривает содействие в рамках проводимых расследований и обмен информацией по лицам, причастным к совершению террористических преступлений, что позволит оперативно принимать решения в рамках расследования уголовных дел указанной категории.
В ходе упомянутых встреч я поблагодарил сирийские компетентные органы за всемерное содействие российскому следствию в расследовании уголовных дел, подчеркнув,
что совместными усилиями удается собрать значительную доказательственную базу и конкретные лица будут привлечены
к уголовной ответственности за содеянные противоправные деяния.
Кроме того, я имел возможность посетить российскую военную базу в Хмеймиме, где провел совещание
со следователями СК России, дав им ряд конкретных поручений и указаний.
В данном контексте отдельного внимания заслуживает работа профильных территориальных департаментов МИД России, а также дипломатических сотрудников
и консульских должностных лиц соответствующих загранучреждений МИД России, оказывающих всестороннее содействие следствию на территории иностранных государств
с повышенной террористической активностью.
V
Касаясь вопросов межведомственной координации усилий по борьбе с преступлениями, отмечу, что Следственным комитетом во взаимодействии с МИД России решается одна
из важнейших задач по защите российских граждан, чьи права нарушаются преступлениями, совершаемыми за пределами Российской Федерации.
Так, в соответствии с циркулярным указанием, загранучреждения Министерства иностранных дел информируют Следственный комитет о совершенных за пределами России преступлениях против интересов Российской Федерации,
а также в отношении наших граждан и постоянно проживающих в России лиц без гражданства. Полученная информация детально изучается, организуются соответствующие проверки, по итогам которых принимаются процессуальные решения.
Заслуживает внимания взаимодействие МИДа России
со Следственным комитетом при формировании доказательственной базы по судебным процессам, инициированным иностранными государствами против Российской Федерации в международных судебных инстанциях.
В качестве примера отмечу проводившуюся работу в связи
с разбирательствами по искам Грузии против России
в международных судах в период обострения двусторонних отношений.
Также Следственным комитетом во взаимодействии
с МИД России и другими профильными министерствами
и ведомствами проведена активная работа в составе межведомственных рабочих групп в связи с двухлетним переговорным процессом с Украиной по вопросам толкования
и применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Международной конвенции
о борьбе с финансированием терроризма.
В марте же 2017 года представители СК России приняли участие в межведомственной подготовке к слушаниям
и непосредственно самих слушаниях о принятии временных мер в Международном Суде ООН по иску Украины против Российской Федерации, связанному с применением названных Конвенций.
Участие представителей Следственного комитета в составе межведомственных делегаций, формируемых МИД России,
на различных международных площадках создает условия
для эффективной работы в области противодействия различным преступным проявлениям. В частности, сотрудники Следственного комитета включены в состав межведомственных рабочих групп и делегаций по линии Организации экономического сотрудничества и развития, Конвенции ООН против коррупции, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и др.
Так, помимо прочего, Следственный комитет Российской Федерации принял участие в разработке Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 22.10.2015, касающегося противодействия угрозе иностранных террористов-боевиков, подписанного Российской Федерацией 27.07.2017 и готовящегося в настоящее время
к ратификации. С октября 2018 года Следственный комитет участвует в разработке «общеевропейского» определения терроризма, которым планируется дополнить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16.05.2005; российская делегация активно участвует в дискуссии с иностранными партнерами на площадке Руководящего комитета Совета Европы по борьбе с терроризмом в рамках деятельности профильной Рабочей группы.
Следует отметить, что при содействии Министерства иностранных дел проводится активная работа по включению Следственного комитета в качестве компетентного органа
в ряд межправительственных и межгосударственных международных договоров России, предусматривающих взаимодействие сторон в сфере борьбы с преступностью,
в частности, террористическими преступлениями, преступлениями коррупционной направленности, в сфере экономики, торговлей людьми и другими.
На сегодняшний день число межгосударственных
и межправительственных многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации
в указанной сфере, по которым Следственный комитет Российской Федерации является компетентным органом, составляет более 60.
Проводится работа и по заключению межведомственных соглашений о сотрудничестве.
К настоящему времени Следственным комитетом заключено более 20 международных соглашения межведомственного характера с компетентными органами иностранных государств и организациями (в том числе меморандумов о взаимопонимании, программ сотрудничества
и совместных заявлений), включая Министерство общественной безопасности Китайской Народной Республики, Следственный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Армения, Национальный директорат полиции Королевства Норвегия, Национальное управление Итальянской Республики по борьбе с мафией, Министерство внутренних дел Республики Куба, Полицию Государства Израиль, Генеральную прокуратуру Азербайджанской Республики, Министерство внутренних дел Финляндской Республики, Комиссию
по противодействию коррупции Народной Республики Бангладеш, Комитет по документированию террористических преступлений Министерства юстиции Сирийской Арабской Республики, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников СНГ, Межгосударственный авиационный комитет.
VI
В рамках международных договоров, регулирующих вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам,
мы активно применяем механизм международных следственных поручений (запросов об оказании правовой помощи), которые позволяют получать на территории зарубежных государств доказательства по уголовным делам, существенно расширяют возможности следствия
по расследованию преступлений транснационального характера, по розыску преступников за рубежом, по установлению
и возврату похищенных активов и др.
Так, в период с 2011 по 2017 годы следственными органами Следственного комитета Российской Федерации
в иностранные компетентные органы направлено для исполнения около 4500 (4481) запросов о правовой помощи
по уголовным делам. При этом около 5500 (5489) ходатайств поступило в следственные органы Следственного комитета
из компетентных органов иностранных государств.
За истекший период 2018 года в иностранные компетентные органы направлено около 750 ходатайств (737), при этом организовано исполнение более 1000
(1069) поступивших в Следственный комитет запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам.
Из 1069 иностранных запросов наибольшее количество поступило из компетентных органов Республики Беларусь (595), Казахстана (123) и Украины (121).
Из 737 ходатайств следственных органов Следственного комитета Российской Федерации наибольшее количество адресовано компетентным органам Украины (129), Беларуси (64) и Узбекистана (63).
В Таблице № 1 представлены данные о количестве всех международных поручений за истекший период 2018 года. Доля запросов, касающихся взаимодействия с компетентными органами государств – участников СНГ, составляет 75 % (1365 запросов) от общего количества международных поручений.
Таблица 1
 
При этом на фоне увеличивающихся объемов оказываемой правовой помощи по уголовным делам, также расширяется
и география нашего взаимодействия в данной сфере.
На сегодняшний день СК России в области правовой помощи осуществляется сотрудничество со 112 странами мира.
В целях повышения эффективности осуществляемых
за рубежом процессуальных действий активно применяется практика направления представителей Следственного комитета для присутствия при исполнении иностранными компетентными органами запросов российского следствия
о правовой помощи.
К примеру, в рамках производства по уголовному делу, возбужденному по факту совершения 03.04.2017 организованной преступной группой подрыва самодельного взрывного устройства в Санкт-Петербургском метрополитене (в результате которого на месте происшествия погибли 16 человек, 91 лицу был причинен вред здоровью различной степени тяжести, имущественный вред, а также была серьезно нарушена работа метрополитена и причинен значительный имущественный ущерб), органом расследования направлено несколько запросов
о правовой помощи, в том числе ходатайство в компетентные органы Киргизской Республики с просьбой о присутствии сотрудников Следственного комитета при его исполнении.
Благодаря конструктивной и слаженной работе
с правоохранительными органами Киргизской Республики произведен ряд допросов лиц, проживающих в г. Ош
и г. Бишкек, получены материалы, характеризующие личность фигурантов дела.
Кроме того, Управлением международного сотрудничества организуется присутствие представителей компетентных органов зарубежных стран при производстве процессуальных действий следственными органами СК России в рамках исполнения запросов об оказании правовой помощи.
Так, следственным отделом по г. Сочи СУ СК России
по Краснодарскому краю организовано исполнение запроса компетентных органов Государства Израиль о правовой помощи по уголовному делу в отношении В. Шандрина, подозреваемого
в совершении преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
В ходе работы в присутствии представителя израильской стороны под видеозапись допрошены потерпевший и свидетель, произведен осмотр содержимого жесткого диска компьютера потерпевшего, изучены материалы возбужденного следственным органом СК России уголовного дела по факту совершенных
в отношении потерпевшего преступлений.
Таким образом, следствием получены доказательства вины обвиняемого Шандрина В. в инкриминируемом ему израильской стороной преступлении, предполагается, что материалы лягут
в основу обвинения и будут использованы в суде.
В случае необходимости сотрудниками МИД России оказывается всестороннее содействие представителям СК России для обеспечения их работы на территории иностранных государств.
В качестве примеров:
- впервые в практике СК России для приобщения в качестве вещественного доказательства к материалам уголовного дела
из Франции осуществлена передача огнестрельного оружия, использовавшегося для совершения убийства по найму;
- по уголовному делу по фактам хищения бюджетных средств при поставке военной техники за рубеж проведены следственные действия в Никарагуа, на Кубе и в Монголии;
- в качестве потерпевших в г. Гаване допрошены четыре офицера Вооруженных сил Кубы по факту нападения на них
со стороны экстремистов в период их обучения в г. Пензе;
- в Узбекистане осуществлены следственные действия
по уголовному делу, возбужденному по факту убийства ребенка
в г. Москве;
- в Швейцарии допрошен сотрудник банка в рамках уголовного дела по факту хищения средств компании «Совкомфлот»;
- в Индии осуществлены допросы свидетелей и выемки по делу «Уралкалия»; а также следственные действия по уголовному делу, возбужденному по факту нанесения ущерба Российской Федерации путем хищения имущества совместного российско-индийского предприятия по производству титана в размере около 60 млн. долларов США;
- в декабре 2016 года на территории Северного Кипра проведены следственные действия по факту убийства в Болгарии российских граждан – несовершеннолетнего и его матери;
- в ноябре 2016 года осуществлен выезд следственной группы в г. Брюссель в целях взаимодействия с бельгийскими коллегами
по делу «ЮКОСа»;
- в январе 2017 года в рамках российского расследования
по факту деятельности преступной организации и уклонения
от уплаты таможенных платежей организован выезд следственной группы СК России в Финляндскую Республику для присутствия при производстве допросов свидетелей и изучения материалов финского уголовного дела, возбужденного по факту легализации на территории Финляндской Республики Зарубиным Д.В. преступно нажитых доходов в особо крупном размере;
- в ноябре 2017 года состоялся выезд сотрудника Управления международного сотрудничества СК России в г. Стамбул (Турция) для оказания содействия в срочном возвращении
в Россию несовершеннолетней гражданки Российской Федерации Яблоковой Н.В., в ходе которого осуществлялось оперативное взаимодействие с представителями турецких компетентных органов и российского консульского учреждения в Стамбуле;
- в октябре-ноябре 2017 года в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту крушения российского вертолета МИ-8, имевшего место 26.10.2017 вблизи населенного пункта Баренцбург (архипелаг Шпицберген, Королевство Норвегия), и исполнения норвежской стороной российского запроса об оказании правовой помощи состоялся выезд следственной группы, в том числе экспертов-криминалистов, СК России на территорию Норвегии для присутствия при производстве процессуальных действий и проведении поисковых мероприятий на месте крушения вертолета, в ходе которого осуществлялись всестороннее взаимодействие и координация действий с компетентными органами Норвегии и российскими консульскими должностными лицами.
VII
В контексте оказания взаимной правовой помощи
по уголовным делам следует также осветить формирующуюся
в настоящее время в Следственном комитете практику непосредственных сношений по вопросам правовой помощи
с компетентными органами иностранных государств – участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
от 22 января 1993 г. и Протокола к ней от 28 марта 1997 г. (ранее такое взаимодействие осуществлялось исключительно через Генеральную прокуратуру Российской Федерации).
Следственный комитет уполномочен на осуществление такого прямого взаимодействия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 170,
которым назначены центральные, территориальные и иные органы для прямых сношений в области правовой помощи
по Минской конвенции и Протоколу к ней.
Остановлюсь более подробно на этом механизме.
Так, в компетентные органы иностранного государства через центральный аппарат СК России (Управление международного сотрудничества) направляются:
– запросы о правовой помощи следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета по уголовным делам, находящимся в их производстве;
– запросы территориального следственного органа или следственного подразделения центрального аппарата Следственного комитета, передаваемые через центральный орган иностранного государства (в случае если иностранными коллегами не определены уполномоченные органы на всех уровнях, т.е. центральный и территориальные);
– запросы территориального следственного органа или следственного подразделения центрального аппарата Следственного комитета о производстве следственных или иных процессуальных действий, требующих судебного решения (передаются в компетентный орган иностранного государства через Генеральную прокуратуру Российской Федерации; в силу конвенционных положений сношения по вопросам исполнения процессуальных и иных действий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются органами в порядке, установленном генеральными прокурорами (прокурорами) Договаривающихся Сторон).
Запрос о правовой помощи, поступивший в Управление международного сотрудничества непосредственно
от компетентного органа иностранного государства, направляется для организации рассмотрения в следственный орган Следственного комитета в соответствии с его компетенцией.
Главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные
(в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета уполномочены осуществлять непосредственное взаимодействие как по запросам о правовой помощи, направляемым в компетентные органы иностранных государств, так и по поступающим из компетентных органов ходатайствам о правовой помощи.
Порядок организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи
по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным
делам детально регламентирован ведомственным приказом Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с названным приказом, в том числе для целей своевременного исполнения запросов о правовой помощи, направленных в компетентные органы иностранных государств,
а также в случае необходимости принятия мер к ускорению получения соответствующих сведений и материалов осуществляется мониторинг исполнения запросов
о правовой помощи, направленных самостоятельно как подразделениями центрального аппарата, так и следственными органами Следственного комитета.
В Таблице № 2 представлены сведения о взаимодействии в 2018 году Следственного комитета Российской Федерации с компетентными органами государств – участников Минской конвенции 1993 года
и Протокола к ней.
Таблица 2
 
Как видно из представленных данных, в Следственный комитет Российской Федерации напрямую поступило всего 477 ходатайств,
в том числе из Следственного комитета Республики Беларусь (468), компетентных органов Киргизии (4), Узбекистана (2), Азербайджана (2) и Молдавии (1).
В рамках непосредственного взаимодействия в уполномоченные иностранные компетентные органы направлено 221 ходатайство,
в том числе в Следственный комитет Республики Беларусь – 44, компетентные органы Украины – 42, Узбекистана – 34.
На диаграмме показано, что в 51% случаев взаимодействия
с компетентными органами государств – участников Минской конвенции и Протокола к ней по вопросам оказания правовой помощи
по уголовным делам запросы направляются непосредственно уполномоченными на то органами.


С изданием Указа Президента РФ от 17.04.2017 № 170
в России был предпринят серьезный шаг в русле общеевропейской тенденции к децентрализации международно-правового сотрудничества в собирании
и предоставлении доказательств по уголовным делам, которая долгое время блокировалась.
Однако такая центробежность, делегирование полномочий по прямым сношениям с зарубежьем от центральных аппаратов ведомств на места, включая приграничные регионы, где это особенно востребовано, должна быть непременно сопряжена
с процессом интенсивного повышения уровня международно-правовой культуры уполномоченных местных органов предварительного расследования РФ, в том числе в деле обеспечения интересов госбезопасности по входящим запросам.
Нетрудно представить, какого рода вопросы могут содержаться в запросах о правовой помощи, поступивших
из государств, с которыми двусторонние отношения осложнены.
Чтобы такая самостоятельность не навредила, предстоит
на внутриведомственном уровне, при необходимости внеся изменения в действующие правовые акты, четко определить ее объем, в частности, решив такие вопросы, как сохранение требования согласования проекта запроса территориального следственного органа о правовой помощи с центральным аппаратом, сохраняющим контрольно-методические функции независимо от положений Указа; возможность направления территориальным органом своего запроса в адрес центрального органа запрашиваемой стороны, уведомление центрального аппарата о факте поступления в территориальный орган иностранного запроса о правовой помощи и его исполнения. Однако в любом случае объем самостоятельности должен быть достаточным, с тем чтобы центральные аппараты не подменяли собой территориальные органы, иначе это будет означать фактическое изъятие у последних на ведомственном уровне полномочий, которыми они целенаправленно наделены на уровне президентском, что недопустимо.
Указом Президента территориальные и иные органы предварительного расследования Российской Федерации, уполномоченные на непосредственные сношения, оптимально определены на уровне среднего звена, тем самым низовой уровень контактов для целей правовой помощи исключен.
Взаимодействие с зарубежными коллегами напрямую
в рамках исполнения ими наших ходатайств о правовой помощи, в том числе в присутствии российских представителей, позволяет оперативно и в надлежащем объеме проводить комплекс необходимых следственных действий и получать важные для следствия доказательства по уголовным делам, в том числе имеющим широкий общественный резонанс.
К примеру, в 2017 году Следственным комитетом Российской Федерации и Следственным комитетом Республики Беларусь по запросу о правовой помощи российской стороны организовано перемещение на территорию Республики Беларусь осужденного и отбывающего на территории Российской Федерации наказание лица для проведения
с его участием процессуальных действий.
Примечательно, что направление и исполнение такого
рода международных следственных поручений является беспрецедентным в практике следствия. В работу были вовлечены следственные органы, Генеральные прокуратуры
и пенитенциарные органы двух государств, задача была выполнена оперативно и качественно.
Также в 2017 году Следственным комитетом Российской Федерации и Следственным комитетом Республики Беларусь
по запросу о правовой помощи российской стороны организовано ознакомление обвиняемого и его защитника, находящегося в исправительном учреждении Республики Беларусь, с материалами уголовного дела, что позволило российскому следствию составить обвинительное заключение
и направить уголовное дело в суд для рассмотрения по существу. В октябре 2018 года Вилючинским городским судом подсудимый признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста) и п. «в» ч. 2 ст. 242.2 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов, совершенное в отношении лица,
не достигшего четырнадцатилетнего возраста) УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет
с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Следственным комитетом Российской Федерации в тесном взаимодействии с заинтересованными российскими органами продолжается активная работа по реализации механизма непосредственных сношений с правоохранительными органами европейских стран, а именно – идет подготовка
к ратификации подписанного Российской Федерацией 01.12.2017 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции
о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 08.11.2001, расширяющего возможности по оказанию правовой помощи для государств – участников этой Конвенции.

Уважаемые коллеги!

Иногда в отлаженный процесс оказания взаимной правовой помощи, к сожалению, вмешивается политическая составляющая – под различными предлогами ряд государств и, в первую очередь, наши западные партнеры отказывают российскому следствию в предоставлении такого содействия (в частности, Великобритания).
Вместе с тем, несмотря на внешнеполитические обстоятельства, сотрудничество с правоохранительными органами дальнего зарубежья постоянно развивается, расширяются формы и методы взаимодействия российских следственных органов с компетентными органами иностранных государств.
Так, впервые в практике российских следственных органов
из США депортирован московский педофил Владимир Летунов
(при отсутствии до настоящего момента договорных обязательств с США о выдаче).
Находившееся в производстве ГСУ СК России по г. Москве уголовное дело (в рамках которого в одно производство соединены в общей сложности свыше 7 уголовных дел
по фактам совершения насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних) неоднократно приостанавливалось в связи с ухудшением психического самочувствия обвиняемого и невозможностью проведения с ним следственных действий.
Тем не менее Чертановским районным судом г. Москвы 19.05.2017 обвиняемый Летунов приговорен к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации расследовалось уголовное дело, возбужденное в сентябре 2015 года, по обвинению Зарубина
и иных лиц в организации преступного сообщества и участии в нем, а также уклонении от уплаты таможенных платежей, совершенном организованной группой.
Преступным сообществом под общим руководством Зарубина, а также руководителей структурных подразделений преступного сообщества в 2015 году совершены на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области особо тяжкие преступления в сфере экономической деятельности – уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере
(на общую сумму свыше 600 млн. рублей).
В целях оперативности и полноты исполнения направленного в компетентные органы Финляндии запроса
о правовой помощи с финскими коллегами было налажено конструктивное всестороннее взаимодействие, в частности, неоднократно проводились рабочие встречи, в январе 2017 года организован выезд представителей СК России в Финляндскую Республику для присутствия при производстве допросов свидетелей и изучения материалов уголовного дела, возбужденного компетентными органами Финляндской Республики по факту легализации на территории Финляндии Зарубиным преступно нажитых доходов в особо крупном размере.
В ходе присутствия сотрудников СК России при производстве следственных действий на территории Финляндии в рамках исполнения запроса об оказании правовой помощи
по российскому уголовному делу допрошен ряд важных свидетелей, получены значимые для дела доказательства
об обстоятельствах организации незаконного перемещения товаров народного потребления на территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей под видом товаров прикрытия; получены показания, подтверждающие структуру организованной преступной группы, распределение ролей участников преступного сообщества.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми между СК России и финским следствием, собранные материалы также использованы сотрудниками Центральной криминальной полиции Финляндии в рамках проводимого ими расследования.
Кроме того, в Следственном комитете исполнен запрос
о правовой помощи Центральной криминальной полиции Финляндской Республики, произведен ряд следственных и иных процессуальных действий, испрашиваемых финской стороной.
Следователями Главного следственного управления СК России неоднократно предоставлялась дополнительная информация, представляющая интерес для Центральной криминальной полиции Финляндии в связи с расследованием противоправной деятельности Зарубина.
Так, в октябре и декабре 2016 года на территории России проведены рабочие встречи сотрудников СК России
с представителями компетентных органов Финляндии в целях их ознакомления с материалами российского следствия; следователями центрального аппарата СК России даны исчерпывающие пояснения по изученным финнами материалам, с учетом требований ст. 161 УПК РФ сотрудникам ЦКП Финляндии переданы копии запрошенных ими документов. Финские коллеги высоко оценили результаты совместной работы.
В июне 2017 года в СК России поступил очередной запрос финской стороны об оказании правовой помощи по названному делу, который к настоящему моменту уже частично исполнен, часть полученных в ходе его исполнения материалов направлена инициатору; работа по его окончательному разрешению продолжается.
В октябре 2017 года ГСУ СК России завершено расследование уголовного дела в отношении предпринимателя Дмитрия Зарубина и иных лиц – всего 18-ти фигурантов.
Следствием приняты меры к возмещению причиненного ущерба – наложен арест на имущество обвиняемых, в том числе недвижимость, транспортные средства, коллекцию часов и иное.
Собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем по уголовному делу утверждено обвинительное заключение.
VIII
Следственным комитетом расследуются уголовные дела
о преступлениях (в том числе международных), совершенных против граждан либо интересов Российской Федерации в ходе вооруженных конфликтов за пределами территории Российской Федерации.
Помимо непосредственно деятельности, направленной
на привлечение виновных в совершении указанных преступлений лиц к уголовной ответственности, хочу отметить и иные формы взаимодействия с заинтересованными компетентными органами иностранных государств и международными организациями.
В частности, Следственный комитет взаимодействует
с Международным Комитетом Красного Креста (МККК)
в рамках деятельности Координационного механизма
по пропавшим без вести в ходе конфликта в Южной Осетии 2008 года.
Созданный в феврале 2010 года под эгидой МККК с согласия России, Грузии и Южной Осетии Координационный механизм носит гуманитарный характер, является самостоятельным механизмом, цель функционирования которого обозначена как установление мест нахождения пропавших без вести лиц
в результате вооруженного конфликта августа 2008 года (сбор, проведение идентификации и передача останков).
Договоренности сторон, достигнутые по результатам состоявшихся встреч, и проведенные мероприятия в целом способствуют результативному решению задач по поиску
и идентификации останков пропавших без вести лиц. Вместе
с тем отдельные вопросы, например окончание грузинской стороной мероприятий в связи с розыском пропавшего без вести российского летчика А.А. Ковенцова, остаются неразрешенными в силу ряда обстоятельств. При этом необходимо отметить, что по результатам девятой встречи Координационного механизма, состоявшейся в феврале 2016 года, достигнута договоренность
о принятии грузинской и югоосетинской сторонами мер
по разминированию территории в предполагаемом районе крушения российского самолета в целях проведения последующих мероприятий по поиску А.А. Ковенцова.
Актуальным и весьма серьезным на сегодняшний день представляется вопрос защиты прав российских граждан,
в отношении которых осуществляется уголовное преследование или отбывающих наказание на территориях самопровозглашенных государственных образований. Речь, прежде всего, идет о Приднестровской Молдавской Республике, Донецкой и Луганской народных республиках.
Исходя из того, что указанные самопровозглашенные республики де-юре являются частями Республики Молдовы
и Украины соответственно, Следственный комитет Российского Федерации в силу положений Конвенции о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 по вопросам, в том числе касающимся упомянутых непризнанных республик, обязан осуществлять взаимодействие с компетентными органами Республики Молдовы и Украины. Вместе с тем в силу отсутствия контроля государственных органов Республики Молдовы и Украины
над соответствующими территориями такое взаимодействие
в большинстве случаев не является результативным.
Похожим образом обстоят дела при рассмотрении
в Следственном комитете обращений российских граждан
с жалобами на решения судебных и правоохранительных органов непризнанных республик. Рассмотрение таких обращений сопряжено с серьезными сложностями, поскольку решения упомянутых судебных и правоохранительных органов де-юре
не являются легитимными.
В этой связи необходимо отметить неоднородность практики ЕСПЧ по вопросу признания легитимными решений публичных органов самопровозглашенных государственных образований.
В решении по делу «Кипр против Турции» от 10 мая 2001 года ЕСПЧ указал, что «обязательство игнорировать акты
де-факто властей далеко от абсолютного... Для жителей означенной территории жизнь продолжается, и эта жизнь должна быть сделана терпимой и защищаться де-факто властями...
и в интересах жителей соответствующие акты этих властей
не могут просто игнорироваться третьими государствами
и международными структурами... Иной подход означал бы лишение жителей этой территории всех прав, когда они обсуждаются в международном контексте, что привело бы
к лишению их даже минимального уровня полагающихся
им прав».
В данном деле ЕСПЧ фактически признал легитимность судов Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и их доступность для греко-киприотского населения, подтвердив,
что они могут считаться «созданными на основании закона»
и что «для Европейского суда трудность вывода состоит в том, что он не может просто игнорировать судебные органы, созданные таким образованием, как ТРСК…».
При этом, основываясь на указанных выводах, ЕСПЧ
были признаны легитимными действия органов власти ТРСК, носящие уголовно-правовой характер.
Вместе с тем в отношении дел, затрагивающих действия властей Приднестровской Молдавской Республики, ЕСПЧ
был выработан подход, согласно которому судебные учреждения Приднестровской Молдавской Республики нельзя считать действующими в соответствии с «конституционным
и законодательным базисом» и отражающими судебные традиции, совместимые с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
На практике поступающие в Следственный комитет обращения российских граждан с жалобами на решения судебных и правоохранительных органов непризнанных республик, с учетом позиции Правового департамента
МИД России, направляются во внешнеполитическое ведомство для рассмотрения вопроса об оказании заявителям возможного содействия (в том числе консульской помощи) в соответствии
с компетенцией.
Вместе с тем в целях выработки единого согласованного подхода к разрешению подобных ситуаций представляется важным совместно с МИД России и другими заинтересованными ведомствами определить эффективный алгоритм действий
по защите прав российских граждан на территориях самопровозглашенных государственных образований.
IX
Следственный комитет Российской Федерации активно участвует в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства
и противодействия преступной деятельности.
При подготовке законодательных инициатив, разработке дополнительных мер по противодействию терроризму, экстремизму, коррупции, организованной преступности, иным наиболее серьезным вызовам и угрозам общественному правопорядку, национальной безопасности Российской Федерации учитывается опыт иностранных государств, наилучшие практики, обобщенные международными организациями.
В этом контексте необходимо отметить, что одной
из распространенных в международной практике форм сотрудничества, существенно облегчающей взаимодействие компетентных органов государств при расследовании преступлений, в том числе террористического характера, являются совместные следственно-оперативные группы.
В течение длительного времени Следственным комитетом Российской Федерации совместно с заинтересованными государственными органами планомерно проводилась работа
в связи с необходимостью законодательного регулирования порядка создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников СНГ.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны отдельных ведомств позиции Следственного комитета по ряду вопросов
в ходе проработки указанной инициативы, удалось добиться положительного итогового результата. В октябре 2015 года
на заседании Совета глав государств СНГ, состоявшемся
в Республике Казахстан, подписано Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников СНГ, которое ратифицировано Россией в соответствии
с Федеральным законом от 22.02.2017 № 15-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2018 № 175 определен перечень центральных компетентных органов
и компетентных органов Российской Федерации, ответственных за выполнение названного Соглашения (в число которых входит Следственный комитет Российской Федерации), таким образом, обеспечена полноценная возможность взаимодействия российских органов предварительного расследования и дознания с коллегами из стран СНГ в данном формате.
Кроме того, Следственный комитет принял участие
в разработке и согласовании ряда законодательных новелл, предусмотренных так называемым «пакетом Яровой», допускающих непосредственное производство отдельных процессуальных действий за пределами территории Российской Федерации при соблюдении норм международных договоров Российской Федерации.
В июле 2016 года в составе антитеррористического пакета законов (принятие которого было обусловлено, в том числе террористическим актом на борту самолета Airbus A321 над Синайским полуостровом в Египте в октябре 2015 года)
в статьи 2 и 3 УПК РФ внесены дополнения, создающие возможность самостоятельного проведения российскими органами предварительного расследования и судами
по делам о любых экстратерриториальных преступлениях, подпадающих под предписывающую юрисдикцию России
(ст. 12 УК РФ), следственных и иных процессуальных действий (включая задержание, применение мер пресечения
и иных мер процессуального принуждения) за пределами территории Российской Федерации (также и не по месту совершения преступления), в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (включая подозреваемых и обвиняемых), в соответствии с нормами УПК РФ и наделяющие юридической силой собираемые таким путем доказательства.
Тем самым создана внутригосударственная правовая основа для самостоятельной экстратерриториальной процессуальной деятельности в дополнение к традиционным, «классическим» инструментам международной правовой помощи и полицейского содействия по уголовным делам, что было уже давно востребовано следственной практикой.
Внесенное в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменение также обусловлено невозможностью
или нецелесообразностью использования в отдельных случаях механизма правовой помощи по уголовным делам для получения доказательств за рубежом.
Названные нормы были впервые применены
20 сентября 2016 года в Египте, когда следователи
и криминалисты СК России сами провели осмотр выкладки обломков разбившегося Airbus A321 в каирском аэропорту
с участием египетских коллег (в соответствии с достигнутыми
с египетской стороной договоренностями, о которых мной упомянуто ранее). До их внесения в УПК РФ подобные действия могли проводиться лишь иностранными должностными лицами
в рамках запросов о правовой помощи, в лучшем случае –
в присутствии российских следователей.
Также самостоятельное проведение следователями СК России неотложных следственных действий
во взаимодействии с иностранными коллегами имело место
в декабре 2016 года на территории Турецкой Республики
в рамках расследования уголовного дела по факту совершения акта международного терроризма, повлекшего смерть Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г. Карлова.
В целях дальнейшего проведения запланированных Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России следственных и процессуальных действий на территории Турции, а также координации с турецкими коллегами совместного расследования осуществлены выезды следственных групп СК России в г. Анкару в феврале, апреле и июле 2017 года,
а также в феврале-марте и апреле 2018 года.
Также самостоятельное проведение следственных
и процессуальных действий имело место в ходе вышеупомянутых выездов представителей СК России
в Ирак в январе 2017 года и Сирию в сентябре 2017 года.
Но, к примеру, при осуществлении выезда на Шпицберген норвежцами было отказано российской стороне
в самостоятельном проведении процессуальных действий, вместе с тем, с учетом сложившейся ситуации,
в компетентные органы Норвегии был оперативно передан
запрос о правовой помощи, и все необходимые следственные действия были проведены.
Однако, следует отметить, что вышеуказанные изменения
в ст. 2 и 3 УПК РФ не касаются дел о преступлениях, совершенных в России, что обусловливает дальнейшее существование настоятельной потребности в закреплении
в УПК РФ процессуального института консульской правовой помощи по уголовным делам – исполнения консульскими должностными лицами поручений органов расследования и судов представляемого государства о производстве отдельных процессуальных действий и вручении документов.
Данный институт, несмотря на его частично внутригосударственный характер, рассматривается
в законодательстве иностранных государств и доктрине как составная часть международной правовой помощи по уголовным делам и позволяет несколько «разгрузить» последнюю.
В России консульская правовая помощь по уголовным делам регламентируется пунктом 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1998 № 1330,
в соответствии с которым на загранучреждения МИДа России возложено осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по уголовным делам
с соблюдением законодательства государства пребывания.
Значение института консульской правовой помощи для российского уголовного судопроизводства весьма существенно,
в особенности – в условиях недопустимости самостоятельной процессуальной деятельности российских следователей
на территории российских загранучреждений без согласия властей страны пребывания, а также в случаях невозможности или нежелательности в интересах России или ее граждан использовать процедуру международной правовой помощи
по уголовным делам.
В то же время осуществление уголовно-процессуальных полномочий консульскими должностными лицами предусмотрено многосторонними и двусторонними международными договорами Российской Федерации
по вопросам консульских сношений, правовой помощи
и правовых отношений по уголовным делам.
Данные соглашения в качестве консульской функции закрепляют передачу следственных, судебных и других документов, исполнение поручений органов предварительного расследования и судов представляемого государства
в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания (п. «j» («джей») ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963, ст. 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, п. «л» ст. 37 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Куба от 23.03.1998 и др.).
Положения о консульской правовой помощи по уголовным делам содержатся в национальном законодательстве многих иностранных государств (Польши, Германии, США и других)
и применяются ими на практике.
Как правило, странами пребывания допускается производство следственных действий иностранными консулами на основе добровольности в отношении граждан представляемого государства, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, передачи им процессуальных документов, что основывается
на принципе свободы консульских сношений с собственными гражданами и беспрепятственного доступа к ним. Представители правоохранительных органов (офицеры связи) за рубежом этими полномочиями не обладают.
Именно поэтому консульская правовая помощь
по уголовным делам нам так необходима. Кроме того, следует также отметить, что нормы международного права
не предусматривают действенных механизмов взаимного контроля за исполнением государствами запросов о правовой помощи по уголовным делам. Процессуальная регламентация порядка производства следственных действий на территории ряда иностранных государств отлична от положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,
что вызывает трудности фиксации доказательственной информации.
Таким образом, выполнение следственных и иных процессуальных действий российскими консульскими должностными лицами в отношении граждан Российской Федерации, а в странах, предоставляющих такую возможность, также в отношении граждан иностранных государств, в том числе имеющих статус обвиняемого, может иметь решающее значение в случаях, когда обращение к иностранному государству
с запросом о правовой помощи или об оказании содействия невозможно либо нежелательно.
Поскольку УПК РФ не предусматривает процессуальный институт консульской правовой помощи по уголовным делам, который в то же время закреплен в многочисленных международных договорах и ином отраслевом законодательстве РФ, представляется целесообразным внесение в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации соответствующих дополнений.
По вопросу деятельности СК России по совершенствованию правовой базы в сфере уголовного судопроизводства следует также отметить, что Следственный комитет Российской Федерации неоднократно выступал с инициативой о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство Российской Федерации, направленных на введение
в российской уголовно-правовой системе института уголовной ответственности юридических лиц.
Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц является комплексным и требует отдельного предметного рассмотрения, поэтому в контексте нашей сегодняшней встречи
в качестве одного из оснований, обуславливающих необходимость данного института, отмечу, что компетентные органы некоторых иностранных государств, отказывая
в исполнении запросов о правовой помощи, связанных
с наложением ареста и конфискацией имущества, полученного
в результате совершения преступлений и находящегося
в собственности юридических лиц, ссылаются на отсутствие
в национальном законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц как субъектов преступления.
Как представляется, указанный аспект, наряду с иными существенными факторами, выступает в качестве веских оснований для продвижения указанной новеллы.
X
С учетом необходимости развития и совершенствования межведомственного сотрудничества со следственными органами государств-участников СНГ в 2017 году реализована новая
форма сотрудничества – совместное заседание коллегий.
Так, в г. Санкт-Петербурге 27 апреля 2017 года состоялось
первое совместное заседание коллегий Следственного комитета Республики Армения, Следственного комитета Республики Беларусь и Следственного комитета Российской Федерации,
в ходе которого стороны обсудили результаты совместной работы в области противодействия преступности, пути совершенствования такого сотрудничества, а также обменялись накопленным опытом расследования преступлений.
Такой трехсторонний формат сотрудничества получил свое дальнейшее развитие уже осенью 2017 года. Так, в Ереване
18 октября 2017 года состоялось второе совместное заседание коллегий, на повестку дня которого вынесено обсуждение некоторых аспектов оптимизации работы, связанной
с направлением запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств – участников СНГ; использование компьютерных технологий
в деятельности следственных органов; расследование
и предупреждение преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Третье совместное заседание коллегий следственных комитетов трех государств состоялось 17 мая 2018 года
в Гомеле (Республика Беларусь). В ходе мероприятия мы
с коллегами обсудили практику непосредственного взаимодействия территориальных следственных органов Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках вышеназванной Минской конвенции 1993 года.
Отдельное внимание уделили вопросам оптимизации уголовного процесса и работы следственных органов.
Кроме того, состоялось подписание следующих международных соглашений межведомственного характера Следственного комитета Российской Федерации:
- Программы сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации и Следственного комитета Республики Беларусь в области криминалистического обеспечения предварительного расследования на 2018 – 2021 годы;
- Программы сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации и Следственного комитета Республики Армения в научно-образовательной сфере на 2018 – 2019 годы.


XI
В 2017 году также получила развитие новая форма взаимодействия с иностранными коллегами в научно-образовательной сфере, а именно – приглашение руководителей и представителей зарубежных компетентных органов для чтения лекций в образовательных организациях СК России.
Так, в июне 2017 года на базе Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Национальный комиссар Полиции Финляндской Республики в отставке М. Паатеро прочел для студентов Академии лекцию по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.
Следующая же лекция состоялась в ноябре 2017 года – Председатель Следственного комитета Республики Беларусь выступил перед слушателями Санкт-Петербургской академии Следственного комитета с лекцией на тему: «Предварительное следствие в Беларуси: история, современность, перспектива».
В марте 2018 года офицер связи Финансовой гвардии Итальянской Республики, аккредитованный при Посольстве Италии в Москве, Клаудио Рампони в Московской академии СК России провел презентацию о деятельности Финансовой гвардии.


XII
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Следственный комитет активно реализует имеющиеся в нашем распоряжении возможности по обеспечению подготовки кадров для следственных органов иностранных государств в рамках международных межгосударственных
и межправительственных договоров Российской Федерации.
Начиная с октября 2015 года по настоящее время, на базе Института повышения квалификации Московской и Санкт-Петербургской академий Следственного комитета Российской Федерации 86 сотрудников иностранных компетентных органов, (Следственный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Армения, Генеральная прокуратура Республики Южная Осетия, Генеральная прокуратура Республики Абхазия, Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики) прошли обучение по ряду дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации.
Примеры образовательных программ:
- расследование должностных и коррупционных преступлений;
- расследование преступлений, связанных с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий (расследование рейдерства);
- расследование преступлений, совершенных в составе организованной преступной группы, преступного сообщества (преступной организации);
- расследование коррупционных преступлений в сферах государственных закупок, жилищно-коммунального, автодорожного хозяйства и здравоохранения;
- расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и в сфере экономики;
- расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних или совершенных несовершеннолетними;
- расследование преступлений против личности;
- криминалистическое обеспечение предварительного следствия;
- возможности криминалистической техники и тактика ее применения;
- организация работы следственных органов;
- организация кадровой работы.

Кроме того, начиная с 2016 года на регулярной основе обеспечивается стажировка белорусских коллег на базе Главного управления криминалистики СК России. Также совместно с коллегами из Следственного комитета Республики Беларусь проводятся двусторонние мероприятия по обмену опытом для военных следственных органов и подразделений, ответственных за взаимодействие со СМИ.
В целях обмена криминалистическим опытом и научно-практическими познаниями в 2018 году в рамках реализации двусторонних программ сотрудничества проведен ряд мероприятий на базе Главного управления криминалистики
и Московской академии Следственного комитета с участием немецких и французских коллег из профильных организаций
и подразделений, данное направление межведомственного взаимодействия с иностранными партнерами в настоящее время активно развивается. Возможность проведения аналогичных мероприятий в 2019 года прорабатывается с финскими партнерами.
Одновременно в целях повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников следственных органов СК России по вопросам международного сотрудничества проводятся обучающие и методические мероприятия:
- Управлением международного сотрудничества в филиалах Института повышения квалификации Академии СК России проводятся лекции по вопросам организации работы в сфере международно-правового сотрудничества, в том числе правовой помощи по уголовным делам;
- организуются учебно-методические занятия с участием представителей Национального центрального бюро Интерпола МВД России по вопросам организации международного
розыска, а также использования возможностей Интерпола
при производстве следственными органами предварительного расследования по уголовным делам;
- организуется прохождение стажировки сотрудников территориальных следственных органов СК России в Управлении международного сотрудничества.


XIII
Уважаемые коллеги!
Завершая выступление, отмечу, что Следственный комитет Российской Федерации будет продолжать активное сотрудничество с иностранными компетентными органами
в правоохранительной сфере, а также российскими дипломатами в целях обеспечения гарантий защиты российских интересов
за рубежом.
Желаю всем успехов на профессиональном поприще
во благо Отечества!

Благодарю за внимание!


Рецензии