Взаимодействие следователя с органами дознания

Взаимодействие следователя с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями

План главы:
§ 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания.
§ 2. Взаимодействие следователя и органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел.
§ 3. Взаимодействие следователя и органа дознания при установлении и розыске лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
§ 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями.


§ 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания

Быстрое и полное раскрытие преступления, привлечение виновных к уголовной ответственности невозможны без совместной и слаженной работы органов дознания и предварительного следствия.

Необходимость такого взаимодействия вызвана тем, что для выполнения стоящих перед ними задач органы и следствия, и дознания наделены различными полномочиями, используют разные средства и методы расследования и раскрытия преступлений.

Деятельность следователя предполагает, использование, прежде всего, процессуальных средств расследования. Деятельность же органов дознания требует применения административно-правовых, процессуальных и оперативно-розыскных средств. Последние имеют важное значение для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, для разоблачения изощренных способов преступной деятельности. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что органы дознания и следствия являются самостоятельными органами расследования и вследствие этого не подчиняются друг другу. Все вышеуказанное требует тщательного урегулирования возникающих между ними организационных и правовых отношений и четкой согласованности решений и действий.

На практике взаимодействие следователя с органом дознания осуществляется не по каждому уголовному делу, а лишь тогда, когда необходимость этого обусловливается конкретными обстоятельствами каждой конкретной ситуации. Чаще всего они взаимодействуют:
- по уголовным делам, которым предшествовало применение оперативно-розыскных мер с целью обнаружения замаскированных преступлений;
- в случае возбуждения органами дознания уголовного дела, по которому обязательно предварительное следствие;
- по уголовному делу, при расследовании которого не обнаружено лицо, совершившее преступление;
- когда неизвестно место нахождения обвиняемого;
- когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств;
- когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест в обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества.
Сотрудничество органа дознания и следователя основано на законе. Уголовно-процессуальное законодательство содержит ряд норм, устанавливающих порядок их взаимодействиях (ст.ст. 140, 141, 144, 145, 149, 157, 186, 186.1, 208, 209, 210 и др. УПК РФ). Кроме того, оперативно-розыскная деятельность органов дознания регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Наконец, деятельность органов дознания подчиняется подзаконным нормативным актам — приказам, инструкциям, наставлениям.
Сотрудничество следователя и органов дознания, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), основано на взаимной заинтересованности сторон. В одних случаях материалы предварительного следствия становятся исходными для осуществления оперативно-розыскных мер, которые необходимы по делу, находящемуся в производстве следователя. В других ситуациях, наоборот, результаты оперативно-розыскных мероприятий служат фактической и правовой основой для возбуждения уголовного дела и определяют главные направления процессуального расследования.
Чтобы взаимодействие было успешным, следователь должен не только получать помощь от органа дознания при производстве предварительного следствия, но и оказывать ему содействие в осуществлении розыскных мер. В частности, следователь обязан информировать органы дознания о ставших ему известными фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной работы, в случаях необходимости предоставлять работникам этих служб возможность знакомиться с материалами уголовного дела, с планом расследования, следственными версиями и т.д.
С учетом вышеизложенного под взаимодействием органов предварительного следствия и дознания при расследовании уголовного дела следует понимать основанное на законе сотрудничество не подчиненных друг другу государственных органов, которые действуют согласованно, по заранее определенному плану, целесообразно, сочетая процессуальные и непроцессуальные средства, способы и методы в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности виновных, розыска обвиняемых и обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Общие условия взаимодействия - это вытекающие из закона и следственной и оперативно-розыскной практики требования, которые должны соблюдаться органами дознания и предварительного следствия в процессе сотрудничества в уголовном процессе.
К общим условиям взаимодействия относятся: 1) строгое соблюдение законности; 2) четкое разграничение компетенции между следователем и органом дознания; 3) организующая роль следователя при взаимодействии с органом дознания; 4) неразглашение сведений о средствах и методах, применяемых в оперативно-розыскной работе; 5) самостоятельность органа дознания в выборе средств и методов, используемых при осуществлении розыскных мероприятий.
Следует различать процессуальные и организационные формы взаимодействия.
Процессуальные формы взаимодействия - это основанные на законе способы сотрудничества органов следствия и дознания, обеспечивающие согласованный характер их деятельности и целесообразное сочетание их возможностей.
Можно выделить следующие процессуальные формы взаимодействия:
- рассмотрение органом дознания заявлений и сообщений о преступлениях, проверка наличия оснований к возбуждению уголовного дела;
- уведомление органом дознания следователя об обнаруженном преступлении, принятие мер к охране места происшествия и задержанного лица, подозреваемого в преступлении;
- принятие органом дознания мер к предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов;
- выполнение органом дознания поручений следователя о проверке данных, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- возбуждение органом дознания уголовного дела, по которому обязательно предварительное следствие, производство по нему неотложных следственных действий и передача этих дел следователю;
- принятие органом дознания оперативно-розыскных мер по делу, которое он передал следователю, если при этом лицо, совершившее преступление, осталось не установленным;
- производство органом дознания следственных действий по поручению следователя;
- содействие органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий;
- обмен информацией между следователем и органом дознания.
Организационные формы взаимодействия - это конкретные способы связи и сотрудничества между следователем и органом дознания, обеспечивающие их эффективное и согласованное участие в расследовании по уголовному делу. К ним относятся: 1) совместный выезд следователя и сотрудников органа дознания на место происшествия; 2) совместные выезды следователя и сотрудников органа дознания в другие районы - по месту нахождения преступника, следов преступления, похищенного и т.д.; 3) согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мер; 4) создание совместных следственно-оперативных групп по расследованию конкретного преступления.
Организационные формы взаимодействия не имеют правового характера, они не предусмотрены законом. Тем не менее, их практическое значение чрезвычайно велико – при правильной организации они обеспечивают максимально согласованную и результативную деятельность следователя и органов дознания по расследуемому уголовному делу.
§ 2. Взаимодействие следователя и органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел

Чаще всего заявления и сообщения о преступлениях, отнесенных к компетенции следователя, поступают в органы дознания - как правило, в органы полиции. Здесь они рассматриваются, проверяются и по ним принимаются процессуальные решения. Если речь идет о преступлении, орган дознания либо следователь возбуждает уголовное дело и приступает к расследованию.
Наиболее распространенными формами взаимодействия между следователем и органом дознания на этапе возбуждения уголовного дела являются: 1) рассмотрение органом дознания заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие, принятие мер к их проверке, принятие решений по указанным заявлениям и сообщениям; 2) передача заявлений, сообщений и материалов проверки следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 3) выезд сотрудников органов дознания вместе со следователем на место происшествия и т.д.
В некоторых случаях для проверки заявлений и сообщений о преступлении целесообразно сочетать действия, предусмотренные УПК РФ и выполняемые следователем (истребование материалов, получение объяснений), с оперативно-розыскными мероприятиями, осуществляемыми уполномоченным на то органом дознания. В подобных случаях целесообразно иметь совместный план действий, совершаемых следователем, и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органом дознания.
После возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия. Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ к таковым относятся действия, осуществляемые в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование и др.).
Помимо производства неотложных следственных действий, орган дознания обязан принять все необходимые оперативно-розыскные меры, направленные на установление лица, совершившего преступление. Реализация такого рода мер при расследовании уголовного дела — первая из числа возможных при расследовании преступлений форма взаимодействия следователя и органов дознания, уполномоченных осуществлять ОРД.
Оперативно-розыскные меры, осуществляемые органом дознания, и следственные действия, выполняемые следователем, тесно взаимосвязаны. С одной стороны, данные, добытые оперативно-розыскным путем, побуждают следователя к совершению определенных следственных действий, способствуют расширению масштабов и направлений расследования, придают ему необходимую динамичность и целенаправленность. С другой стороны, данные, полученные при производстве следственных действий, могут служить основанием для принятия определенных оперативно-розыскных мер. Например, потерпевшие и свидетели часто сообщают приметы лиц, совершивших преступление. Такие сведения могут быть исходными данными для целенаправленного проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников.
Второй формой взаимодействия при производстве предварительного следствия являются поручения и указания следователя органу дознания.
В соответствии с законом (п. 4 ст. 38 УПК РФ) следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий по расследуемым им делам.
Под поручением понимается предложение органу дознания выполнить следственное действие или провести оперативно-розыскное мероприятие. Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как выполнить это поручение. Возможности следователя давать поручения и указания ограничены уголовными делами, находящимися в его производстве.
Органы дознания проводят следственные действия, исходя из конкретной оперативно-следственной ситуации. Кроме того, как правило, именно они осуществляют ряд процессуальных действий, которые требуют повышенной оперативности, например, задержание подозреваемого, истребование предметов, документов, справок и т.д.
Уголовно-процессуальный закон, наделяя следователя правом давать поручения органу дознания, не ограничивает его территориальные полномочия – в пределах Российской Федерации следователь может направить свое поручение любому органу дознания любого региона. Законодательно не установлены и сроки выполнения поручений.
Поручения и указания органу дознания следователь дает в письменном виде. Они оформляются в виде обращения на имя руководителя органа дознания, в котором должны быть указаны обстоятельства дела, какие следственные действия поручается выполнить, с какой целью и в какой последовательности.
В поручении следователя могут содержаться рекомендации, способствующие эффективному выполнению следственных действий. В то же время оно должно быть максимально конкретным. Если поручение адресовано органу дознания, находящемуся в другом районе, к нему целесообразно прилагать копии документов, имеющих отношение к обстоятельствам, об установлении которых идет речь в поручении.
Исполнение поручения следователя для органа дознания является обязательным. При невыполнении органом дознания поручения в срок, установленный следователем, он обязан уведомить последнего о причинах задержки.
При расследовании конкретного уголовного дела для координации деятельности следователя и органов дознания, уполномоченных осуществлять ОРД, может быть создан оперативный штаб, координирующий работу следствия и органов дознания и составляться совместный план оперативно-следственных мероприятий. В плане указывается какие действия и в какие сроки должен выполнить следователь, а какие — оперативные работники органов дознания. Наличие плана не освобождает следователя от необходимости давать задания оперативным работникам в форме письменного поручения. Такой же порядок соблюдается и в тех случаях, когда следователи и оперативные работники для расследования дела объединены в оперативно-следственную группу.
Определенную специфику имеют поручения следователя о производстве органами дознания розыскных действий, которые в отличие от следственных действий не регламентированы уголовно-процессуальным законом и носят непроцессуальный характер.
Поручения органу дознания, связанные с производством розыскных действий, обычно направлены на установление мотивов преступления, выявление свидетелей, установление местонахождения каких-либо предметов или документов, обнаружение скрывшихся преступников, установление соучастников преступления, розыск похищенного имущества и т.д. Они могут иметь, как кратковременный, так и длительный характер, касаться розыска известных и неизвестных объектов.
Давая такое поручение, следователь не должен указывать органу дознания, какие конкретно розыскные действия надлежит совершить. Объясняется это рядом обстоятельств.
Принятие оперативно-розыскных мер является исключительной компетенцией органов дознания. Поручения следователя направлены на получение им информации, необходимой для успешного расследования преступлений. Что касается розыскных действий, совершаемых органами дознания для получения этой информации, то их характер для следователя значения не имеет и иметь не может, ибо способ получения такой информации не влияет на ее роль в уголовно-процессуальном доказывании. Розыскные данные не имеют доказательственного значения до тех пор, пока они не проверены процессуальным путем (ст. 89 УПК РФ).
Именно поэтому, давая отдельные поручения органу дознания о производстве розыскных действий, следователь указывает не действия, которые должны быть совершены, а сведения, которые в результате таких действий должны быть получены.
В поручении о производстве розыскных действий следует кратко изложить факты, в связи с которыми требуется выяснить те или иные обстоятельства оперативно-розыскным путем. Это даст возможность оперативным работникам проявить необходимую самостоятельность и инициативу при выполнении поручения.
Поручения и указания о производстве розыскных действий даются в письменной форме. Однако в тех случаях, когда оперативный работник оказывает следователю помощь в производстве конкретного следственного действия (обыск, выемка и др.) и при этом возникает необходимость в неотложных розыскных действиях, такое задание может быть дано в устной форме.
Орган дознания сообщает следователю о результатах выполнения розыскных действий также в письменной форме. Однако, если полученные органом дознания данные требуют принятия немедленных мер, сообщение о полученных органом дознания результатах может быть сделано в устной форме.
Третьей формой взаимодействия при расследовании уголовного дела является помощь органа дознания следователю при производстве отдельных процессуальных действий.
В соответствии с законом (п. 4 ст. 38 УПК РФ) следователь вправе потребовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий по расследуемым делам. Содействие может выражаться в различных формах – в зависимости от характера тех следственных действий, при совершении которых требуется помощь органов дознания, например, в непосредственном участии работников органов дознания в производстве следователем обыска, выемки и т.д. В некоторых случаях работники органа дознания обеспечивают необходимые условия для успешного проведения следственных действий (охрана места происшествия, оцепление помещения, где производится обыск, сопровождение обвиняемого, дающего показания на месте преступления, и т.д.).
Содействие органов дознания может проявляться и в предоставлении следователю научных и научно-технических средств, находящихся в распоряжении органов дознания, выделении специалистов (сотрудники научно-технических подразделений, ГИБДД и др.), способных помочь следователю наиболее эффективно выполнить следственные действия, обнаружить, изъять и зафиксировать доказательства и т.д.
Наконец, следователь может обратиться к органам дознания за содействием в целях обеспечения выполнения его требований и процессуальных решений, в том числе и принудительно. Например, при производстве обыска следователь вправе запретить лицам, приходящим в обыскиваемое помещение или находящимся в нем, покидать это помещение до окончания выемки или обыска и общаться с кем-либо письменно, по телефону или иным образом. При необходимости следователь может обеспечить выполнение данного требования с помощью принудительных мер, принимаемых сотрудниками полиции.
В случае неявки свидетеля и обвиняемого к следователю без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу. Это процессуальное действие также выполняется органами полиции.
Поручения следователя органу дознания должны быть даны в письменной форме. Требования о содействии могут быть выражены и в письменной, и в устной форме. Однако это требование имеет исключения: разумеется, такое требование, как доставка свидетеля приводом, должно быть облечено в письменную форму - в виде постановления о приводе того или иного лица.
Ознакомление следователя с оперативно-розыскными данными, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам, — четвертая из возможных в ходе расследования преступлений форма взаимодействия с органами дознания. Это позволяет ему выбрать из разнообразной информации, содержащейся в оперативно-розыскных материалах органов дознания, то, что имеет действительно важное значение для раскрытия преступления.
Способы изучения оперативно-розыскной информации различны: в одном случае следователь может ограничиться полученным от органа дознания сообщением о результатах оперативно-розыскных мероприятий, в другом - непосредственно ознакомиться с фактическими данными, добытыми оперативным путем.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность безусловно имеет существенную специфику, следователь, обращающийся к оперативной информации в ходе производства конкретных следственных действий, должен поддерживать постоянный контакт с оперативными работниками. В некоторых случаях необходимо совместно определить те конкретные следственные действия и тактические приемы, которые будут применены для использования оперативно-розыскной информации. Это необходимо для того, чтобы не допустить разглашения данных конспиративного характера.
§ 3. Взаимодействие следователя и органа дознания при установлении и розыске лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности

При производстве предварительного следствия нередко возникает необходимость розыска обвиняемого, местонахождение которого неизвестно. Розыск может быть успешным, как правило, только в том случае, если в процессе его производства следователь постоянно взаимодействует с органом дознания.
Розыск обвиняемого представляет собой совместную согласованную деятельность следователя и органа дознания, которые в пределах своих полномочий осуществляют следственные, оперативно-розыскные, а также иные действия, направленные на установление местонахождения обвиняемого.
При этом следователь, как правило, выполняет следственные действия, а орган дознания — розыскные и оперативно-розыскные мероприятия.
Процессуально такое взаимодействие оформляется поручением следователя органам дознания произвести розыск обвиняемого. Следователь выносит об этом постановление. В нем излагаются обстоятельства, побуждающие его объявить розыск, и основные установочные данные разыскиваемого лица; указывается орган дознания, которому поручается производство розыска. К постановлению об объявлении розыска прилагается справка с изложением собранных следователем данных о разыскиваемом, его связях, местах возможного пребывания и т.д. Чем полнее будут эти сведения, тем более успешным окажется розыск.
Постановление об объявлении розыска обвиняемого направляется в соответствующий орган полиции, где заводят розыскное дело и проводят розыскные мероприятия.
Поручение органу дознания производства розыска не освобождает следователя от необходимости самому принимать меры к установлению местонахождения обвиняемого. Розыск обвиняемого должен осуществляться одновременно и следователем, и органом дознания.
В случае, когда преступление осталось нераскрытым, следствию не удалось установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности, и, вместе с тем, все следственные возможности для этого исчерпаны, предварительное следствие по делу приостанавливается. Однако розыскная работа по такому приостановленному «глухому» делу должна продолжаться. В этих условиях взаимодействие следователя и органов дознания приобретает определенную специфику.
Взаимодействие следователя и органа дознания в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предполагает: 1) принятие следователем с участием органа дознания мер к обнаружению лица, совершившего преступление; 2) согласование действий, которые предпринимают следователь и орган дознания для обнаружения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; 3) взаимный обмен получаемой следователем и органом информацией.
Правовые формы взаимодействия по нераскрытым преступлениям предусмотрены уголовно-процессуальным законом, в соответствии с которым следователь помимо собственных действий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, принимает соответствующие меры через органы дознания.
В случае передачи органом дознания следователю дела, по которому на первоначальном этапе расследования не удалось обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, и не прекращает эту деятельность и после приостановления предварительного следствия, поскольку такая обязанность возложена на орган дознания уголовно-процессуальным законом.
Если же оперативно-розыскная работа по преступлению, предварительное следствие по которому приостановлено, вообще не велась, то следователь обязан дать соответствующее поручение органу дознания. На это указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия, либо выносится особое постановление.
Следователь может давать органу дознания и частные письменные поручения о производстве конкретных розыскных действий (проверка по криминалистическим и оперативным учетам; организация наблюдения в местах возможного хранения и сбыта похищенного; и т.д.).
Успех в работе по нераскрытому преступлению возможен лишь тогда, когда следователь действительно, а не ради формы увязывает свою деятельность с оперативно-розыскными возможностями органов дознания. Тогда положительные результаты дают и согласованные планы следственных и оперативно-розыскных мероприятий, и совместное изучение и анализ следователем и сотрудниками органа дознания следственных и оперативных материалов, и постоянная и достоверная взаимная информация о полученных результатах и намечаемых действиях.

§ 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями

Экспертно-криминалистические подразделения играют важную роль в раскрытии и расследовании преступлений. Сотрудники этих учреждений обладают специальными познаниями, необходимыми для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств. В этих же учреждениях концентрируется и систематизируется криминалистически значимая информация, необходимая для эффективного научно-технического обеспечения деятельности следственных органов.
Основными формами взаимодействия следователя со специалистом при раскрытии и расследовании преступлений являются:
1) привлечение специалиста к проведению следственного или иного процессуального действия для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств (например, при осмотре места происшествия, изъятии сравнительных образцов и т.д.);
2) самостоятельное выполнение специалистом действий, имеющих процессуальное значение (производство врачом освидетельствования; проведение документальных проверок на этапе возбуждения уголовного дела и т.п.).
3) получение от специалиста консультаций по вопросам, входящим в его компетенцию, путем дачи показаний либо письменного заключения;
4) привлечение специалиста к процессу назначения и подготовки экспертизы для формулирования и уточнения вопросов эксперту;
5) оказание помощи следователю путем проведения специалистом предварительного исследования доказательств;
6) участие специалиста в выдвижении версий и планировании мероприятий по их проверке с использованием криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений.
В целях повышения эффективности взаимодействия специалисты могут быть включены в состав следственно-оперативной группы.
В отличие от специалиста потребность во взаимодействии с экспертом возникает у следователя после принятия им решения о назначении экспертизы, а само взаимодействие начинается на этапе подготовки к ее производству.
Получив задание следователя вместе с постановлением о назначении экспертизы, эксперт, ознакомившись с подлежащими исследованию материалами, оценивает их качество и решает вопрос о достаточности представленных материалов для ответа на поставленные следователем вопросы. В случае необходимости эксперт заявляет ходатайство об истребовании дополнительных материалов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ). Необходимость в получении дополнительных материалов может возникнуть и в ходе проведения экспертизы.
Особой формой взаимодействия следователя с экспертом являются случаи, когда следователь, используя предоставленное ему ст. 197 УПК РФ право, присутствует при производстве экспертизы. Такое взаимодействие следователя с экспертом при производстве экспертизы может оказаться весьма полезным. С одной стороны, следователь, знакомый с обстоятельствами обнаружения и изъятия представленных для исследования объектов, может дать важные пояснения по возникающим у эксперта вопросам, касающимся средств, приемов и методов, использованных при производстве соответствующих следственных действий. С другой стороны, у следователя появляется возможность получить информацию о содержании и специфике проводимых экспертом действий, что крайне важно для оценки достоверности и обоснованности выводов эксперта.
Наибольшую сложность в организации взаимодействия следователя и экспертно-криминалистических подразделений вызывает подготовка, назначение и проведение комплексных и комиссионных экспертиз, особенно тогда, когда для решения поставленной экспертной задачи привлекаются сведущие лица из экспертных учреждений различной ведомственной принадлежности. Здесь возникают дополнительные вопросы, требующие совместного решения и координации действий следователя с экспертами.
Для следователя, ещё до вынесения постановления о назначении комиссионной экспертизы, важно: во-первых, правильно выбрать экспертные учреждения, которым может быть поручено исследование, и согласовать с их руководителями вопрос о назначении экспертизы; во-вторых, правильно определить, какое из экспертных учреждений будет ведущим. Таковым может быть только учреждение, имеющее соответствующий планируемой экспертизе профиль, кадровый состав и, что не менее важно – способное взять на себя координирующие функции в проведении комиссионного экспертного исследования.
Далее, важно провести с ведущим экспертным учреждением консультации о современных возможностях исследования имеющегося в распоряжении следствия объекта экспертизы и на их основе правильно сформулировать вопросы, подлежащие разрешению.
Ведущее экспертное учреждение, получив постановление о назначении экспертизы и необходимые для ее проведения материалы, должно в дальнейшем согласовать со следователем вопрос о последовательности направления исследуемого объекта в различные экспертно-криминалистические учреждения, сотрудники которых входят в состав комиссии экспертов. Это особенно важно, когда становится ясно, что на определенном этапе исследования потребуется применение экспертных методов или методик, использование которых может изменить исследуемый объект. При возникновении таких ситуаций следует исходить из правила, согласно которому применение разрушающих методов исследования возможно только на завершающем этапе проведения комиссионной (в том числе — комплексной) экспертизы и только по согласованию со следователем.
Дальнейшее взаимодействие следователя с комиссией экспертов обычно связано с направлением следователю запросов и ходатайств о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертного исследования, о проведении дополнительных процессуальных действий (например, для получения новых сравнительных образцов), организации пересылки исследуемых объектов из одного экспертного учреждения в другое и т.д.


Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте понятие взаимодействия следователя с органами дознания.
2. Назовите общие условия и формы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
3. Раскройте содержание взаимодействия следователя и органов дознания в процессе расследования уголовных дел.
4. Опишите взаимодействия следователя с органами дознания при розыске обвиняемого.
5. Изложите особенности взаимодействия следователями с экспертно-криминалистическими подразделениями.


Рецензии