Современная система следственных органов России

Лекция Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин «Современная система следственных органов в Российской Федерации»

01.12.2018, Санкт-Петербург

Добрый день, уважаемые коллеги!

В начале лекции «Современная система следственных органов в Российской Федерации» хотел бы отметить, что масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют высокого качества следственной работы с тем, чтобы правозащитный потенциал следователей, реально укреплял механизм справедливости и стабильности в обществе.

В настоящее время систему органов предварительного следствия составляют следственные органы Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности РФ и МВД России.

Единство системы органов предварительного следствия определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской.

Исторически следствие было «ведомственным».

В органах внутренних дел следственный аппарат был учрежден в 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».

Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 (ред. от 16.05.2017) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что Следственный департамент МВД России является следственным органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.

Таким образом, предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом МВД России территориальные следственные подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и следственные части главных управлений МВД в округах.

В настоящее время следственные подразделения органов внутренних дел, численность которых составляет свыше 43 тысяч сотрудников, ежегодно направляют в суды более 300 тысяч уголовных дел, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к их подследственности. Следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; о преступлениях против собственности – кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничество; преступления о незаконном обороте наркотиков; криминальные банкротства; дорожно-транспортные происшествия.

Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру МВД России.

Начальник Следственного департамента МВД России является заместителем Министра внутренних дел России.

Другим ведомством, в состав которого входит следствие, является Федеральная служба безопасности.
В целом полномочия ФСБ России определены Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», а также Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ФСБ России» органы ФСБ России проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены УПК РФ к их ведению.

Подследственность следователей органов ФСБ России связана с расследованием преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (Глава 29 Особенной части УК РФ). Это такие составы, как государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).

К подследственности следователей ФСБ России также относятся преступления против экономической безопасности: контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

К подследственности ФСБ России также относятся преступления, связанные:
с террористическим актом;
организацией террористического сообщества и участием в нем;
содействием террористической деятельности;
наемничеством;
совершением акта международного терроризма;
организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем;
диверсией;
вооруженным мятежом;
насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти;
публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и ряд других в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством.

Уважаемые коллеги!

В этом году исполнилось 11 лет со дня реформирования следственных органов и создания новой следственной структуры – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (правопреемником которого является уже самостоятельный следственный орган – Следственный комитет России), образованного Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года № 1004.

В прошлом году мы отмечали 300 лет со дня издания Петром Великим типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий 9 декабря 1717 года.
«Новое – это хорошо забытое старое», и наше обращение к истокам образования первых в России вневедомственных следственных органов ещё раз это подтверждает.
Сама идея образования вневедомственного следственного органа возникла еще в 1713 году в ходе проведения Петром Великим экономических реформ. Именно тогда были учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с уже упомянутым Наказом были подчинены и подотчётны непосредственно Петру I.

В этом документе впервые в практике отечественного уголовного судопроизводства запрещалось самим назначать уголовное наказание и приводить его в исполнение, как это делалось ранее.

По результатам расследования следователи составляли процессуальный документ, который в современном уголовном процессе называется обвинительным заключением.
К подследственности следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги). Такого рода преступления сегодня относятся к подследственности СК России, организационно и идейно являющемуся правопреемником «майорских» канцелярий.
В результате активной деятельности первых следственных канцелярий, в первой четверти ХVIII века под следствием оказалось 12 из 30 российских губернаторов, а также 11 из 23 сенаторов по обвинению в казнокрадстве.

К сожалению, после правления Петра Великого, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX века происходила деформация заложенных им основ вневедомственного следствия. 

После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления.

Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость.
Поэтому в период до 1860 года расследованием преступлений занимались по сути неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. В более сложных делах оно поручалось особым чиновникам. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Однако уже в начале XIX века обнаружились недостатки такой модели следственного аппарата.

Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел – одного из центральных органов управления Российской империи того времени и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти, обусловили значительный рост коррупции, и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической.

Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности.
В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.

Было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов.

Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Она легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В период гражданской войны создавались следственные комиссии при революционных трибуналах, при окружных судах, в рабоче-крестьянской милиции и в органах Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
По Положению о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года следственный аппарат судебной системы включал:
– участковых народных следователей при народных судах;
– старших следователей при губернских судах;
– следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР и отделах прокуратуры Наркомата юстиции.

Такая модель следствия характеризовалась спецификой постепенного наращивания жесткой централизации в управлении органами юстиции.

В 1928 году весь следственный аппарат был передан в прокуратуру (постановлением Коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР).
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.
Справочно: выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему состоялось после принятия Конституции СССР 5 декабря 1936 года.
13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, в состав которого вошла Следственная часть (практически сразу переименованная в Следственное управление).
23 июня 1959 года Председателем КГБ издается Приказ «О сосредоточении руководства всей следственной работой в Следственном управлении КГБ при СМ СССР», в соответствии с которым руководство следственной работой в территориальных, транспортных и особых отделах КГБ, а также оказание им практической помощи в расследовании уголовных дел возлагаются на Следственное управление КГБ при СМ СССР.
Несмотря на реорганизации самого ведомства деятельность Следственного управления осуществлялось до декабря 1993 года. В 1993 году Министерство безопасности России было преобразовано в Федеральную службу контрразведки России, лишенную права вести следствие. Затем ликвидация следственного аппарата в системе органов безопасности была признана ошибочной, и Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. Следственное управление было воссоздано (Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106 «О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации»).
Закономерным итогом контрразведывательной деятельности является расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны.

Уважаемые коллеги!

Следует отметить, что с середины 1960 годов в научных кругах внимание к себе привлекла забытая вневедомственная модель предварительного следствия, созданная ещё Петром I, которая обсуждалась длительное время.
В ходе претворения в жизнь судебной реформы 1991 года (постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), из-под надзора прокуроров сначала были высвобождены суды, а затем и следственные органы.
Таким образом, в процессе формирования вневедомственного следственного органа – Следственного комитета России выделяются два основных этапа:
Первый связан с изданием Указа Президента России «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» от 1 августа 2007 г. № 1004 и в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ – Следственный комитет был сформирован в составе прокуратуры Российской Федерации 7 сентября 2007 года.
Прокурор был лишен права возбуждать, расследовать уголовные дела, а также определять основные направления расследования, сохранив за собой только право надзора за законностью возбуждения уголовного дела и поддержания обвинения в суде.
Вторым и окончательным этапом образования вневедомственного следственного органа явилось издание Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
Указом Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» от 14 января 2011 г. № 38 было утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации.
Тем самым установлена независимость СК России от каких-либо органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Сегодня Следственный комитет РФ работает в юридическом статусе федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства и подчинён непосредственно Президенту РФ.
Успешный исторический опыт образования вневедомственных следственных органов, заложенных ещё Петром Великим, был реализован уже в наше время.
Следственный комитет России возглавляет Председатель. В его структуру СК России вошли не только территориальные, но и военные, специализированные (в том числе транспортные) следственные управления и отделы, а также образовательные учреждения Следственного комитета.

Уважаемые коллеги!

Подследственность следователей Следственного комитета постоянно расширяется.
Так, к подследственности СК России с 2011 года отнесено расследование налоговых преступлений (которые с 1992 по 2003 год были отнесены к подследственности следователей Федеральной службы налоговой полиции до её упразднения в 2003 году с передачей функций и штата в МВД России, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 2012 года к подследственности следователей СК России отнесено расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»).
Исключены из альтернативной подследственности и перешли в исключительную компетенцию Следственного комитета подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности.
К примеру, преступления коррупционной направленности совершенные так называемым «спецсубъектом» (депутатом, судьей, прокурором, следователем, адвокатом) осуществлять предварительное расследование уполномочен лишь следователь Следственного комитета России.
Сегодня к альтернативной подследственности согласно 151 УПК РФ относится ряд преступлений террористической направленности (ст.205 Террористический акт, ст. 205.4. УК РФ Организация террористического сообщества и участие в нем), ст. 205.5. УК РФ Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, Ст. 206 УК РФ Захват заложника), также должностные преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) и ряд других. Предварительное следствие по данным категориям преступлений может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время к основным задачам Следственного комитета России относятся:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Наша работа сосредоточена на противодействии особо опасным преступлениям, наиболее сложным для доказывания – должностным злоупотреблениям и коррупции, в том числе в оборонно-промышленном комплексе страны, преступлениям экстремистской направленности, терроризму, на пресечении преступных деяний, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, на защите трудовых прав граждан. Безотлагательно принимаются жесткие меры правового воздействия к виновным в социально значимых происшествиях.

Уважаемые коллеги!

Сегодня нами сформирована мобильная и дееспособная система следственных органов, оснащенная новейшей криминалистической техникой и хорошей организационно-методической базой.
СК России делает всё возможное, чтобы каждый гражданин был уверен в своей безопасности. В результате слаженного межведомственного взаимодействия раскрываемость убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, изнасилований, а также коррупционных преступлений на сегодня превысила уровень 90%.
Благодаря этому Следственный комитет России воспринимается обществом, как государственный орган, способный защитить и восстановить права граждан.
Несмотря на утверждение недоброжелателей о том, что СК России не справится со своими задачами из-за лишения прокуроров ряда надзорных полномочий, за период с 2011 года (когда Следственный комитет стал независимым следственным органом) в суд направлено свыше 760 тысяч уголовных дел, а этот показатель – один из главных объективных критериев оценки всей следственной работы. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам более 240 миллиардов рублей.

Уважаемые коллеги!

Следует особо отметить, что с первых же дней работы Следственного комитета особое внимание уделяется организации экспертно-криминалистической деятельности, а также качественному криминалистическому сопровождению раскрытия и расследования преступлений, в том числе совершенных в прошлые годы.
В системе Следственного комитета созданы и активно работают специальные подразделения – аналитические группы, отвечающие за этот важный участок работы. Создан Криминалистический центр, оснащенный новейшей криминалистической техников, в том числе отечественного производства.
В результате такого подхода нами достигнута положительная динамика раскрытия преступлений прошлых лет.
Так, в период с 2007 года по настоящее время (9 мес. 2018 г.) следователями СК России раскрыто более 72 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы, в их числе – свыше шести тысяч семисот убийств и более трёх с половиной тысяч фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего.
Следственный комитет сделает все возможное, чтобы гражданин страны был уверен в своей защищенности от преступных посягательств и неравнодушии следствия к его беде.

Благодарю за внимание!


Рецензии