Вариации на тему Дама с собачкой Филоложки

Чехов

Мы долго шли по бездорожью грез,
И ускользали от внезапной встречи.
Но этот холод вечный, но мороз
Сковал мои и думы все и речи.
Огонь в камине обреченно  гас,
И нам казалось - ничего не будет,
И только сон, как запоздалый глас,
Меня бросал туда, навстречу к людям.

А люди были хмуры и темны,
Они давно  о празднике забыли,
Их мучили пророческие сны,
Фантазии им показались былью.
И всеми позабыт2ая любовь,
Их больше не встречала, не терзала,
И в темноте столкнулись мы с тобой,
Друг друга не узнали мы сначала,

А после просто пили сладкий чай,
На старой кухне, что гостей не знала,
Разговорились как-то невзначай,
Опомнилась, чтоб все начать сначала.
Спасаясь бегством,  ты меня забыл.
Холодный чай одна я допивала,
Но вечер был пронзительно красив,
Когда в тиши поэму дописала..

Собачка, дама, чеховская грусть,
И никого за полосой тумана,
Пусть Гуров попрощается и пусть
Живет в объятьях  вечного обмана.
Мой старый муж не вызывает грез,
И потухает жизненная сила,
Но я страдала, все приняв всерьез,
Но я его как будто бы  любила.

2

Тургенев

В усадьбе  старой доживает мир,
И там страдают люди и собаки,
Он так порой и призрачен и мил,
И барин наезжает, и для драки,
Нет, для дуэли, он вполне готов,
О, где же ты, потерянный Лаврецкий.
Приволье для старух и для котов,
Но так суров уклад твой,  и дворецкий

Следит за всем, и не дает уснуть
Какое-то печальное известье.
И барин твой посмеет упорхнуть,
И монастырь оставит он невесте.
Туда не заберешь с собой собак,
А значит нужен, как всегда Герасим,
И только штрих один, какой –то знак
В повествованье снова обозначен.

И там еще играет Виардо.
О, как она божественна,Полина,
Собак не любит, но зато, зато.
Там музыки отчаянной лавина.
И музыка внезапная живет,
В усадьбе старой, о тебе тоскуя,
Не только день пройдет, но целый год.
Когда твой барин выберет другую.

3.

Достоевский

А там, где братья хуже, чем враги,
Там женщина с собакой уживется.
И пусть она, оставив их,  к другим
Спешит навстречу, плачет и смеется.
Там Дмитрий снова не убьет отца,
Ну а Иван с чертями только дружит,
И кротости Алешина лица,
Она не понимает, только тужит,

И есть еще неведомый один,
Таится месть в душе его усталой,
И как там Даме среди этих льдин,
Она посланья Гурову писала.
Могла ль сбежать из ада? Но куда,
Где жить, когда такое там творится,
И с ними остается навсегда
Собака злая каждого боится.

А дама истерит и жжет мосты,
Но с Дмитрием отправится по кругу.
И лишь писатель вечный будешь ты
Их убивать и воскрешать,  и другу
Не уберечь несчастную в аду,
Где дети ненавистны и собаки,
И все они  по Невскому бредут,
В свой вечный ад.Для  смерти и для драки

Всегда готовы, но к чему любовь,
Она больна,как этот мир печальный,
О, Гуров, увези ее с собой,
Позволь ей жить, забитой и отчаянной.
А то за ней Расколькников придет,
Когда все уничтожены старухи,
И словно Соню к бездне поведет,
К морозу, пустоте,  и тьме разрухи.


4.

Лермонтов

И эта встреча там на берегу,
Гусар насмешлив, он искал другую.
- Я все скажу, и я вам не солгу,
Я не люблю вас, даже не ревную
К собаке вашей, как она груба,
Да что там, настоящая уродка,
Вы любите меня, но не судьба.
И вам за все сегодня воздается.

Остался мир печальный за горой,
Нет Вареньки, а вы нужны едва ли.
Я не возьму вас на войну с собой,
Забудьте те наивные печали.
О, Мэри, Мэри, там не до собак.
И выхожу один я на дорогу,
Меня сослали и  Грушницкий рад,
Да нет, Мартынов, что же я ей богу.

Императрица новая добра,
Но Пушкин ей свои напишет оды,
Вы говорите, мертв он? О, хандра,
Все перепутал бесу я в угоду.
Он жив, и он бессмертен, ангел мой,
Куда сбежала и от вас собака?
Да полно,  Мэри, и пора домой,
Домой, в Москву, а мне, мне нынче в драку..

И если не вернусь, скажите ей,
А впрочем, ничего совсем не надо.
И бродит он один среди теней,
И ищет смерть во мраке Маскарада.

5.
Пушкин

Уходит дама в жгучую метель,
И с нею  лишь служанка и собачка.
И в старой церкви снова канитель,
И поп хрипит, и бесы где-то плачут.

Кто твой жених? Да кто ж его поймет,
Ведь ты сбежала, вот она расплата.
Обвенчана, и скоро жизнь пройдет,
Собака лишь ни в чем не виновата,

Все остальные, боже их спаси,
Какая страсть порой терзает душу,
И лишь метели белой замести
Тот странный мир, твою судьбу разрушив.

Но он придет однажды твой жених,
Иль муж чужой, какая в том отрада,
И этот мир перед судьбой поник.
И он признался, что любить не надо.

Но не с тобой ли он обвенчан был,
Тогда, давно, когда метели выли,
Пес слишком стар и он его забыл,
Но ты ему напомни, и не  ты ли,

Гадала до утра, где твой жених
Куда спешит, забыв про все запреты,
И покачнулся этот старый мир,
Обвенчаны,  и гением воспеты…

И в старой церкви снова канитель,
И поп хрипит, и бесы где-то плачут.
Уходит дама в жгучую метель,
И с нею  лишь служанка и собачка..

6.

Гончаров

О Вера, Вера, где твой верный пес,
Я не о Райском нынче, о собаке,
Его знакомый новый твой унес,
И пристрелил, и в вечной этой драке
Он победит, любили бунтарей,
А не собак  наивные девицы,
И ты из них, беги туда скорей,
Уж он потом один повеселится.

Марк  Волохов, не станет он волхвом,
Ни звери и не люди не подвластны,
И все же ты в сознании ином,
Бежала на свидание напрасно,
Нет больше никого,  и старый пес
Погиб, хотя и выстрел был случайный.
Но он с собой в собачий рай унес
Все  ваши сны и все иные тайны.

Но надо жить, спокойно надо жить,
Пусть Райский твой портрет и  не допишет,
В созвездье гончих псов судьбы лишь нить,
А жизнь течет размеренней и тише.
Найдется кто-то может быть потом,
Когда он сгинет где-то там в Сибири.
Но подружись не с волком, а с котом,
Чтоб мы кошмары страсти той забыли.

7.

Толстой

Собаку на вокзале потеряла,
И поняла, что это страшный знак,
Но Вронский утешал меня сначала,
И  он влюбился, и о страсти знал.
Прости нас, Китти, Алексей прости нас,
Но мне от страсти не сбежать в Париж,
И только там,  виновна и невинна,
Ты без собаки к пропасти спешишь.

О, Анна, Анна,   как все это странно,
Свет отвернулся, нет пути назад,
Лишь на  картине этой безымянной
Они друг к другу в тишине спешат,
Проехала  в ту пропасть электричка,
И скорый поезд мчится, милый друг,
И стала жизнь нелепою привычкой,
Когда  болонку вспомнила ты вдруг.

Не сын и не любовник, пес бездомный,
Заставил прыгнуть в пропасть,  и потом
Бродила тень у преданного дома,
Там Алексей играет все с котом.
Собак не надо, верность их пугает,
Пусть лучше в мире царствуют коты,
И лунная дорожка увлекает
Туда,  к свободе уплываешь ты..


8

.Уальд

А Дорин вздыхает виновато,
Собака не нашла его портрет,
И женщины приходит,  как расплата,
За много лет, за много страшных бед.
Но что ей надо в доме Дориана,
Ведь он не молод, яростен и слаб,
И жизнь его – одна сплошная рана
Как он устал от призраков и баб

Но этот пес, он все наверно, знает,
Он тайну им раскроет до поры,
Герой жесток,  он за окно швыряет
Собаку, и уходи на пиры,
Но кто та дама, что там  за вуалью.
К чем она явилась  на порог,
Бедняга живописец,  так печален
Его портрет, а мир к нему суров

И гений раньше всех от нас уходит,
Чтоб бесновался глупый Дориан,
И только пес портрет его находит.
О, эта рана среди прочих ран.
Упал, не дышит, воет пес у двери,
И снял очки до срока Абадонна,
Он мертв, мой демон, в это я не верю.
И смотрит тень  на тело обреченно.

9

Булгаков

В коморку Мастера вела ее собака,
Невидимая миру до поры,
И там был пудель, - говорит Булгаков,
Но скрыт от глаз как будто для игры.

А Мастер видел, пес его погубит,
Он Демонов с собою приведет,
Но так неосмотрительный все люди,
Он не подастся, он роман сожжет.

Он убежит, он спрячется до срока,
А Маргарите суждено страдать.
И только в небе с черном и высоком,
Пилат томится при луне опять.

И пес его конечно, не оставит,
И никого за призрачной спиной,
А жизнь течет угрюмо, против правил.
Он безрассуден, слабый и больной.

Как пес безродный, Мастер прозябает,
И королева так еще мила,
Она и пса и тот роман спасает,
Она одна лишь преданна была,

И предал он ее, о боль расплаты.
Куда ты снова уходила вдруг,
К созвездиям гончих псов летят куда-то,
И жизнь пошла для них на новый круг

10.

Куприн

А мне собачка принесла браслет
Гранатовый откуда взялся он.
Какой-то бедный призрачный студент,
В меня влюблен, о да, в меня влюблен.
Преследует, скажите же ему,
Что я  так несвободна, милый друг,
И я браслет, конечно, не приму,
В душе живет неверия испуг.

Пусть муж и брат отправятся к нему,
И все расскажут в грозный этот час,
Он не пойдет, он не пойдет в тюрьму,
Решится все и с нами и без нас.
О, песик мой, зачем ты взял браслет,
Ты так наивен, он не нужен нам,
И мне покоя, мне спасенья нет,
Когда любовь порхает по волнам.

Но будем жить, как прежде будем жить,
Гранат кровавый защитит от мук,
И только вновь рука моя дрожит,
Когда к нему идет мой грозный муж.
Мир  так жесток и в нем покоя нет,
Да и не будет видно никогда.
Мне снится в полночь юноша, браслет,
И светит нам  сгоревшая звезда.

11


Бунин

Мы встретились, но сколько зим и лет
Прошло с тех пор, мне не припомнить, знаю.
Но этих темных глаз печальный свет
Ее собака все еще живая.
Могла ли стать она моей женой,
Конечно, нет,  мне это  не представить,
Но  пусть еще поговорит со мной,
И пусть она смеется и лукавит.

Что было там, какой-то нежный взгляд,
Порывы страсти, ночи откровенья,
С ее собакой я пошел назад
В свой темный  дом и погружен в забвенье,
Я не искал с ней встречи, не хотел,
Она меня как будто бы забыла,
Но пес завыл и ворон прилетел,
И в страсти этой скрыта злая сила.

Она еще сегодня хороша, Я этого, увы,   не отрицаю,
Но мне нужна наивная душа.
Теперь в ее объятьях  засыпаю.
Она же скоро все сама поймет,
Не выдержит, не сможет жить как прежде,
И дико рассмеявшись, вновь уйдет
Лишив меня и призрачной надежды.

И что тогда? Себе оставлю пса,
Ей все отдав,  что отдавать осталось?
И в небе  одинокая звезда
мой склеп осветит,  мне являя жалость…


12

Л.Андреев
Она пришла на  праздник в этот дом,
Там елку снова наряжали дети.
И молча опустила поводок,
И посмотрела горестно и дерзко.
Хозяин  дома вышел к ней опять.
В глаза ее смотрел он виновато,
И музыка, уставшая звучать.
Была им как прозренье и расплата.

И таял ангел восковой в тот миг,
И плакал мальчик, бедная игрушка,
И только пес у ног его возник.
Иллюзии печальные разрушив.
Был день как день, зачем она пришла,
Что надо ей, они тогда не знали,
Но вскоре дома радость умерла,
Его  легко окутали печали.

О даме и собачке вспомнят вдруг,
Потом не раз, но поздно, слишком поздно,
Когда разорван  жизни нашей круг,
Собака воет, и на  небе звездном
Является  воскресший до поры,
Отторгнутый, опять бредет куда-то,
И догорают призраков костры,
И пес на мир посмотрит виновато

13 

А.Блок

С мороза ты собаку привела,
И заглянула только на минутку,
Чтобы спросить, а как мои дела,
И написал ли  страсть, поэму,  шутку,
Твой пес у ног улегся  на ковер,
Он уходить не хочет, скучно, зябко,
И этот взор надменный, и в упор
Взираешь ты- надежда и загадка.

А что мне делать, не придет жена,
Она вдали, она не понимает.
Ты говоришь, что ты теперь одна,
Что ты одна там ночи коротаешь.
И у окна уселась, обратясь,
Заснул твой пес, мы про него забыли.
Что это было? Призрачная связь,
О нет, о нет, конечно не любили.

А ураган все делался сильней,
В такую пору выгнать ли собаку,
И ты осталось здесь, я помню с ней,
Без радости, без боли и без страха.
К утру все стихло, ты ушла домой,
Поэму с упоением ты читала,
Так и осталась навсегда чужой,
А ведь в моих объятьях трепетала.


Рецензии