Покров Богородицы над Россией ч. 2

Святитель Филарет (Д.Г. Гумилевский 1805-1866 гг.), архиепископ Черниговский и Нежинский. Его фундаментальный труд - «Русские Святые», почитаем всею церковью.  Выдающийся православный богослов и историк церкви повествует в нём о чудесных явлениях. До гос. переворота 1917 г. рассказы выдержали несколько переизданий.

Он же построил и первый храм в Её честь на Нерли в 1165 г. Это всемирно известный шедевр древнерусского зодчества. Около 1160 г. инок Киево-Печерского монастыря Эразм все свои средства потратил на украшение Печерской церкви, а затем по внушению злого духа, стал сожалеть об этом. В тоске тяжело заболел и семь дней лежал без речи. На восьмой день внезапно встал и рассказал братьям: «Видел я Пречистую Богородицу с сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Эразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, и я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм встал, исполнил повеление - и на третий день, 24 февраля скончался. В 1170 г. Новгород подвергся страшному нападению суздальцев. Но у новгородцев был защитник - архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (память о нём 7 сентября). На третью ночь услышал Иоанн голос: «Иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня послал архиепископ за иконою архидиакона своего с клирошанами, - но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с собором духовенства, совершил молебное пение, опустился перед Святою иконою на колени, и плача и рыдая молился: «О Пречистая Мати, упование наше! Грешные, мы молимся Тебе со слезами – не предай нас»! С этими словами он взял её на руки; казалось, она сама о себе подвигнулась. Народ в умилении восклицал лишь: «Господи, помилуй!» Икона была перенесена на городскую стену.

Осаждавшие выпустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Одна ударилась в икону, и она повернулась к городу. Слёзы потекли из очей Божией Матери и падали на фелонь святителя. На суздальцев внезапно напал страх, и они в суматохе стали поражать друг друга; новгородцы стремительно ударили на них, нанеся им ужасное поражение. Своё спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель установил праздник Её честному знамению, 27 ноября, который до сих пор совершает вся Россия. Но всего 5 лет княжил Андрей Боголюбский и в 1174 г. был злодейски убит боярами-заговорщиками, которые проникли в его опочивальню, когда князь спал. Андрей долго отбивался и пытался увещевать бояр. Он говорил: «Какое я вам сделал зло? Если прольёте кровь мою, то Бог отомстит вам за мой хлеб». Всего 59 лет г. Владимир был старшим столом Руси. За столь краткое время занимали его в жестокой борьбе за власть 23 князя, из них 16 уже слугами татар. Владимир был разрушен в 1238 г. во время нашествия татаро-монгольских орд. Тогда Россия на целых 243 года попала под их иго. Почему храбрые свободолюбивые русичи, закалённые в битвах с исконными врагами Земли русской хазарами, печенегами, половцами, подпали под чужеземное иго и надолго лишились Высшей Помощи? Историки назовут много причин – политических, социальных, экономических. Однако для исследования важен духовный взор на взаимодействие сил космических и человеческих. При таком взгляде на ход истории на первый план выходят этические, духовные причины.

И первая из них – полоса чёрных предательств и злодейских убийств – грубое попрание одного из важнейших этических Законов «Не убий!» Нет смысла перечислять смуты и злодейства на Руси: так много их было. Отметим лишь, что во времена жестоких княжеских усобиц и при содействии половцев в начале ХIII в. дважды был разрушен Киев и уже не смог вернуть своего прежнего блеска и значения. В северных пределах Русской Земли появляется новый враг – немцы. Они, пользуясь разобщённостью князей, завладевают древними владениями русичей на берегах Балтийского моря и Западной Двины. В 1224 г. огромные немецкие полчища захватывают в Чудской земле – г. Юрьев, хотя защитники его во главе с князем Вячеславом, проявляли чудеса храбрости и военного искусства. В том же роковом 1224 г. пришла весть о новом неслыханном дотоле враге – ордах Чингиз-хана. Узнав о походе русских, татары направили своих послов сказать: «Мы земли вашей не занимали, пришли мы попущением Божиим на поганых половцев, а с вами нам нет войны. Слыхали мы, что они и вам много зла делают». Однако русичи, не только отвергли мирные предложения, но и свершили подлое дело – убили послов. Татары послали ещё одно мирное посольство, но и оно успеха не имело. Жестоко поплатились русские князья и за свою самонадеянность, и за убийство послов, и за неправый выбор. 29/16 июня 1224 г. они потерпели на р. Калке такое жестокое поражение, какого не бывало с начала Земли Русской.

Едва ли одна десятая часть войска вернулась домой. Погибли многие русские князья, все 70 русских богатырей и божьи люди, которых привёл Алёша Попович. Главной причиной поражения была, как всегда, вражда между князьями. В 1238 г., во время приступа Батыева к Смоленску, благородный воин князя смоленского и благочестивый подвижник Меркурий слышал глас от чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, повелевавший ему выйти на единоборство против татарского вождя – великана, который приводил в робость полки княжеские. Меркурий сразился с ним и одолел его, и сам потом принял венец мученика (24 ноября). Около 1240-1261 гг., когда иноки почаевские жили ещё в пещерах, один из них, взошедши на вершину горы, увидел Богоматерь, стоящую на скале, в огненном виде; то же явление увидел и житель с. Почаева, Иоанн Босый, пасший вблизи, стадо овец. Когда пастух прибежал к монахам рассказать о своём видении, то услышал и от них, что Пресвятая Дева явилась в огненном столпе; и на том месте скалы, где Она стояла, отпечатался след Её правой стопы, и камень стал источать воду, которая в той стопе с тех пор не умаляется и не переливается. В 1299 г. митрополит киевский Максим был принуждён татарами искать нового места для своей кафедры. В недоумении он проливал тёплые молитвы пред Богоматерью об указании ему воли Божией. И благая Матерь страждующих успокоила святителя своим явлением. Икона, современная святителю изображает его приемлющим омофор из рук Богоматери.

Это было знаком небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир, по причине татарского ига (6 декабря). Около 1360 г. препод. Лазарю Мурманскому (на Онежском озере), молившемуся пред иконой Владычицы, стоявшею на воздухе, был глас от иконы: «Призрю на смиренныя рабы и на это место; повелеваю тебе – поставь на сём месте церковь во имя «Успения Богородицы», - и икона спустилась на его руки. В другое время, на том же самом месте, препод. Лазарь видел Жену святолепную, в свете несказанном, сияющую золотом; Она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Всё это рассказал сам преподобный в своём предсмертном завещании (8 марта). В 1380 г. ополчился на Россию ордынский хан Мамай и, подобно опустошительному потоку, грозил покрыть полчищами своими всю землю Русскую. Навстречу ему выступил великий князь Димитрий Иоаннович с большим отборным войском. Присоединившиеся к великому князю на пути донские казаки принесли икону Успения Богоматери. Во время знаменитой Куликовской битвы, происходившей в день Рождества Богородицы, эта икона для помощи находилась в стане православных воинов. Одержав силою и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принёс чудотворную икону Её в свою столицу; благочестивая супруга Дмитрия Донского Евдокия, желая увековечить день Куликовской битвы и выразить свою благодарность Богоматери, приняла решение соорудить храм, вблиз своего дворца.

В 1399 г., на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Летописец называет эту церковь чудною и говорит, что подобная ей была только во Владимире. Сам Димитрий Иоаннович, приписывая заступлению Богоматери победу свою над Мамаем, решил устроить обитель во имя Божией Матери и просил содействия преподобного Сергия. Последний нашёл место для храма на р. Дубенке, возвёл его в честь Успения Богоматери и вручил игуменство своему ученику Леонтию. Так основался Старомынский монастырь. В 1383 г., скоро после чудесного явления Тихвинской иконы, благоговейный клирик Георгий был послан оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедать пост; на обратном пути он вдруг увидел Пречистую Матерь Божию, сияющую неизречённым светом, сидящую на сосновом бревне; ей предстоял святитель Николай. Царица Небесная благоволила сказать, чтобы на новопостроенной церкви был поставлен деревянный крест, а не железный. Когда словам клирика не поверили, внезапно разыгралась сильная буря, которая снесла с церкви мастера с железным крестом без всякого вреда; после этого крест был поставлен деревянный, а на месте явления Божией Матери создан молитвенный храм во имя святителя Николая (26 июня Четь-Минеи). Около 1385 г. препод. Сергий Радонежский пел пред иконой Богоматери акафист и молил Небесную Царицу, да призрит Она на его обитель. Окончив, он сказал своему ученику Михею: бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2019/03/23/928


Рецензии
Ну вот когда непотребства во Власти прекращаются Богоматерь за нас и заступается наконец. И бегут враги...
Спаси Бог Николай Филиппович за столь убедительное исследование
с уважением Дима

Димитрий Крылов   23.03.2019 13:31     Заявить о нарушении