Сомы

Сомы.
Вспомнить этот день в мельчайших подробностях позволяет запись, сделанная мной в рыбацком ежедневнике. Вот что там говорится за 8 июня 1993 года. Переменная облачность, тепло, вода убывает, стоит 3 вентеря, нашел свой прежде украденный вентерь. Сазан 7 штук, один из них 1,5 килограмма, лещ 3 штуки, карась 2 штуки, язь 1 штука, окунь 1 штука, сом 2 штуки по 8 килограммов каждый. Этой короткой записи в рыбацком дневнике вполне достаточно, чтобы подробно вспомнить весь тот день. Тем более это позволяет сделать и серия фотографий, отснятых в тот же, и на следующий день после памятного события. Свои рыбацкие снасти, я ставил около мыса, далеко, метров на двести вдававшегося в заливные луга. Это место было очень удобно для скрытного захода в воду, так как со всех сторон было надежно укрыто зарослями камыша, и кустами тальника росшего вдоль всего берега. На представленной здесь читателю  фотографии виден кусочек сухого мыса на заливных лугах, а красной стрелкой показано то место, где стоят мои снасти. 1. К 8 июля, отпуск взятый мной в начале апреля, для интенсивных занятий рыбным ловом уже давно закончился, поэтому я посменно ходил на работу, а на рыбалку обычно отправлялся днем если была возможность. Вот и 8 июля я должен был идти на работу во вторую смену к трем часам дня, поэтому проверять свои снасти поехал на речку с утра. Опасаться встречи с инспекторами, и другими рыбаками уже не приходилось, так как вода из лугов почти вся ушла, и примерно через неделю рыбацкий сезон должен был закончиться. К этому времени на Казанке выросли новые непроходимые заросли камыша выше человеческого роста, которые позволяли без опаски быть увиденным с автомобильной трассы, или моста через реку ходить по заливным лугам. Если весной для успешного лова рыбы достаточно было иметь один или два вентеря, то сейчас приходилось ставить уже три ловушки. Свои снасти я за день до этого поставил около тропы, протоптанной в камышах метрах в ста от мыса. Зная, что по этой тропе ходят и другие рыбаки, я поставил ловушки прямо в камыш росший около тропы. Чтобы металлических обручей не было видно в уже светлой воде, я замаскировал ловушки, набросав сверху на них, плававший на поверхности воды старый прошлогодний камыш. Таким образом, каждый проходивший мимо по тропе, мог видеть только плотики старого сгнившего камыша еще плававшего на поверхности воды. В первых двух ловушках стоявших дальше к середине лугов ничего особенного не было.  В них попалось всего несколько обычных для этого времени рыб, а вот в третьей снасти, стоявшей ближе всех к берегу, в одну из бочек залезло сразу два огромных сома, каких я до этого времени никогда не ловил. Причем рыбины не могли поместиться внутри бочки, поэтому свернулись там  колесом и спокойно лежали внутри, как две автомобильные камеры. Они не подавали признаков жизни, пока я не раскрыл заднюю часть бочки, и не стал перекладывать их в рыбацкую сумку, висевшую на лямке через плечо. Здесь они так яростно стали вырываться из рук, что я едва не упустил пойманную добычу обратно в воду. Но все благополучно обошлось, и я принес огромных рыбин домой. На следующей фотографии, изображен я со своим старшим сыном Олегом и уловом, который попался мне в тот день. 2. Один сом был рыба как рыба, а у второго, в животе явно что то находилось, так как пузо выглядело как огромный шар и было жестким на ощупь. Я высказал предположение, что рыбина видимо. недавно кого то проглотила, может ондатру, а может еще хуже, кошку или маленького щенка. Я знал, что сомы на такое вполне способны, поэтому и сделал такое предположение. Так как мне нужно было идти в этот день на работу к трем часам, я решил выйти из дома пораньше, чтобы до начала своей смены, успеть отнести и показать странную рыбину с толстым пузом жене работавшей тоже на заводе кинопленки только в строительном цеху. Одного сома я положил в ванну заполненную холодной водой, а второго упаковав в полиэтиленовый мешок, понес на завод, чтобы Таисия сама решила, что с ним делать. Найдя жену в строительном цеху, я сказал ей, что дома в ванной ее ждет второй большой сом, а с этим я не знаю как поступить, ведь похоже он сожрал какую то гадость. Таисия велела отнести принесенную рыбину к себе во второй цех и там продать, так как с дохлятиной в животе сом ей не нужен сказала она. Помнится, сома сразу же купила одна из аппаратчиц цеха работавшая в первую смену. На следующее утро, мы всей семьей посреди комнаты разделывали сидевшего в ванной сома, после чего я с сыновьями поехал на реку где и была сделана фотография на мысу, после чего одев гидрокостюм я проверил стоявшие в воде снасти. В этот день у меня был выходной после вторых смен, поэтому на реке я пробыл до вечера. Вот какие сведения в ежедневнике имеются за этот день. 9 июня 1993 года, переменная облачность, днем была два раза гроза с градом, днем тепло, к вечеру прохладно, вода на одном уровне, стоит 4 вентеря, сазан 4 штуки, один из них 2,5 кг., второй1 кг., линь 2 штуки, один из них 1 кг., лещ 1 штука, окунь 1 штука. Когда на следующий день, я  пошел на работу в первую смену, аппаратчица вчера купившая сома нашла меня, и стала благодарить утверждая, что в животе рыбины оказалась целая трехлитровая банка икры. Узнав вечером об икре, Таисия стала меня упрекать, ты что не мог предположить наличия в животе рыбы икры а не дохлятины. Пришлось ей объяснить, что сейчас уже лето, и икромет у рыбы давно закончился, поэтому кто же мог предположить поимку сома с икрой. Следующая фотография сделана 18  июня 1993 года, когда я первый день снова работал во вторую смену. 3. Вот что говорится в дневнике на эту дату. Тепло, весь день лил без перерыва сильный дождь, вода очень сильно прибыла, с трудом достал снасти, стоит 4 вентеря, щука 2 штуки, лещ 3 штуки. Судя по дневнику два последующих дня пока работал во вторую смену, на речку я не ходил. А вообще если полистать дневник, то можно понять, что рыбачил я в тот год до 22 июля, после чего стал активно ездить в Марийские леса за ягодой. Если внимательно посмотреть на фотографию, представленную выше, то можно увидеть, что одет я в купленный еще зимой Рижский сухой водолазный костюм, одеваемый прямо на одежду, в котором можно было просто лечь в воду став невидимым для инспекторов рыбоохраны. До этого времени я каждый год покупал армейскую химическую защиту, которой хватало только на один рыболовный сезон, а потом она начинала разваливаться от соприкосновения с камышом.
              Использованные материалы.
1. Мыс на заливных лугах, фото автора.
2. Я и Олег с пойманными сомами, фото автора.
3. Я на Казанке с двумя щуками, фото автора.               


Рецензии