Журналистика и время

Вступительная лекция доцента Курского государственного университета Владимира Кулагина для студентов 3 и 4 курсов отделения журналистики.
Еще знаменитый русский поэт Бальмонт подмечал: Страшный шорох утренних газет…А чтобы нас не пугал этот шорох, мы должны определиться, на каком языке разговаривать с читателем, с телезрителем, то есть для кого пишем, снимаем, до кого хотим достучаться, в ком найти понимание, и в то же время не лечь под них, оставаясь самими собой.
Гуманистический посыл - естественная точка отсчета.
Кто-то из философов заметил, что Бог разговаривает с человеком шепотом любви; если человек не слышит, то говорит с ним голосом разума; а если человек и тогда остается глухим, то Господь кричит в рупор страданий…
В страдании человек становится лучше, чище, мудрее… Да и душа яснее слышит, когда ей больно.

 А можно сказать иначе:   
Тепло оценит замерзший,
            Хлеб – голодный;
            Дружбу – оклеветанный,
            Любовь – одинокий…

Каждым словом своим журналист должен служить улучшению нравов. Быть:
солидными, но не ворчливыми,
острыми, но не крикливыми,
смелыми, но не заносчивыми,
не звать людей на баррикады, а приглашать к добру, согласию, милосердию, любви…
Это намного труднее, чем писать только о пороках, о клубничке, криминале.
Все-таки журналист должен преуспевать в открытости, простоте, сердечности, а не агрессивности.
И с этой точки зрения я бы главным назвал в журналисте совесть, а уж потом – талант.
Опять же обратимся к нашему библейскому Спасителю. Христос пришел с миром, чтобы мы, люди, строили свои взаимоотношения на основе любви и к Богу, и к Человеку (Христос – это же Бого-Человек). Злодеи к Богу не спешат.
Все начинается с неприятия зла, злобы, лжи. Вхождение на территорию любви, в ее опыт всегда сложен, тягостен, но и сладок. Энергия любви исходит от делания добра. Делая его для других, делаем его и для себя. Простая истина. Поэтому и нелегко быть христианином, как и мусульманином, потому что надо жить не во лжи, а в любви. Это – восхождение. А подъем труден. И все мы в определенной мере – вечные альпинисты. А на подъеме очень важно сердечное содружество.
И уж если чего не хватает нам, журналистам, то не столько смелости, сколько святости.
Вспомним великолепный фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Один из его героев вопрошает: Для чего человек пришел в этот мир? И отвечает: Возможно, для того, чтобы научиться любить…
А жизнь может уложиться всего лишь в нескольких строках.
Весной 2005 года, в канун 60-летия Победы, поисковики обнаружили в одном из районов области, где зимой 1943 года был разбит воинский эшелон, останки 32 советских воинов. Сохранилось 4 медальона. Почесть удалось лишь одну записку: «Прощайте, задушевная мамочка, прощай, любимая жена, прощайте детки дорогие… Мне не видать вас никогда. Н.Кривов, уроженец г. Уральска, Казахстан».
Почему мы не одичали в годы безвременья так называемой перестройки?
Вспомним: власть наглеет, коррупция растет, население нищает, нравственность падает…Насаждается шоу-блатная культура. Карманные партии. Карманные газеты и телевидение. Карманная политика…Чиновники строят Россию удобную для них, любимых, а не для народа, о котором так лицемерно пекутся…Страна тонет в крови: теракты, на 100 рождений – 130 абортов…
А мы выстояли… Потому, что жизнь это не то, что вокруг нас, а то, что внутри нас – традиции, гены, совесть, любовь к отеческим гробам, наконец…
Или как сказал замечательный русский поэт, наш курянин Алексей Шитиков:

То соловьиным внемлю звукам,
То разрыдаюсь на гробу….
По русским радостям и мукам
Господь несет мою судьбу…

А ведь жизнь в принципе очень щедро нас одарила:
- восходы и закаты,
- птицы и рыбы,
- леса и озера,
- реки и моря.
- грозы и тишина,
- солнце и луна,
- горы и небесная синь,
- дни и ночи,
- мужчины и женщины,
- встречи и разлуки,
- дети и внуки…
А мы, журналисты, нередко видим только негатив, задворки да лужи… Но ведь и в луже, как заметил Антуан де Сент-Экзюпери, одни видят только лужу, а другие – отражение в ней звезд.
Мы, журналисты, - не композиторы, чья музыка переживет их самих; не живописцы, чьи полотна веками потрясают людей… Мы ограничены газетной или журнальной полосой, эфирной сеткой, мы – летописцы активной жизни, текущего времени… И тут уместно вспомнить слова Александра Герцена, сказавшего о пишущей братии: «Мы – не хирурги, мы – боль».
Вспомним бессмертную «Лису и виноград»: Эзоп свободен. Он более не раб. Но тут же его обвиняют в краже вазы и предлагают на выбор: признать себя вновь рабом, вернуться к хозяину и жить в сытости дальше, либо за кражу быть сброшенным в пропасть. И Эзоп гордо ответил: «Где тут пропасть для СВОБОДНЫХ людей!?»…
В России было не мало журналистов, которые выбирали «пропасть» вместо кремлевского пайка. Недавно ушедший из жизни Егор Яковлев, который в дни августовского путча 1991 года буквально клал свою голову на плаху, собрав все выброшенные цензурой из ведущих газет статьи и выпустив их в «Общей газете». Потом он же и вел это издание более десяти лет, пока не убедился, что «демократам» уже это издание не нужно, так как наступили иные времена и иные ценности стали модными.
Мы не должны чураться теории малых дел, когда речь идет о спасении России, защите ее достоинства и чести. И не важно, в какой газете, на каком телеканале несем мы нужное для людей слово, идею, важно, чтобы это было созидающее слово.
Вспоминается в связи с этим древняя притча: Парит в небе Жаворонок. Подлетает к нему могучий Орел и спрашивает: «Что ты тут делаешь, птаха?» - «Держу небо!», - спокойно отвечает Жаворонок. – «Но ты такой маленький?» - вопрошает Орел.- «Ну и что же, что могу, то и делаю».
Вот так же достойно должны нести свою журналистскую ношу и мы.
Объективность.
Ни «красным», ни «белым», ни бедным, ни богатым журналисты не должны подыгрывать. Они должны находить душевный контакт с любым человеком и не только вскрывать пороки общества, а давать направление для его совершенствования.
Журналистика не только должна соответствовать времени, но чуточку опережать его. А наши СМИ порой формируют плоское восприятие мира. Мы все чаще в своих телесюжетах, газетных публикациях выбрасываем читателю, телезрителю «красную тряпку», все время держим его в раздражении – вместо того, чтобы вести к целям созидательным и светлым.
А для этого журналист все время должен чувствовать пульс общества, его интонацию. Потому что настоящий журналист – это цельное существо, с ясными представлениями о морали.
Ибо любая информация бывает: или правдой, или ложью, или статистикой.
И не важно, каков жанр публикации, стиль, важно было бы что читать, смотреть, о чем задуматься, чем обогатить свои познания.
Самое прекрасное из созданного советской эпохой – это советский человек – невероятно живучий, талантливый и стойкий.
Он выжил, пройдя все круги ада: ГУЛАГ, войну, голод, очереди, разруху и даже перестройку 90-х годов прошлого столетия.
И никогда – не унывающий!
Я помню войну мальцом. Но до сих пор перед глазами поющие песни на сенокосе женщины, а по вечерам – песенные посиделки на завалинках. Было скудно с едой, одеждой, но много было песен, доброго настроения, душевной щедрости. И это у людей, где почти в каждом доме была похоронка с войны. Где вместо муки, ели лебеду и головки клевера.
Может быть, люди того поколения яснее других понимали меру счастья, что деньги не могут быть аргументом у края жизни. Что все смертны. Возможно, поэтому русская широкая натура не умещается в узкие рамки европейского прагматизма.
А еще – в умении терпеть. Вспомним, как Нина Заречная из чеховской «Чайки» говорила:
- Все равно, играем ли мы на сцене или пишем – главное – не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение т е р п е т ь. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно…И, когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».
То есть верить – значит жить безгрешно. Человек без веры – это вакуум, который в любую минуту можно заполнить чем угодно.
Чехову можно верить. Не зря же его называли «мировая душа».
О принципах
Мы говорим о принципах. Что нельзя ими поступаться. Но если принцип отрывается от общепринятых норм культуры, морали и уносится в бесконечность, то есть абсолютизируется, то попадает под действие выражения «довести до абсурда». Или  - «все дозволено».
В современной журналистике налицо злоупотребление принципами. Как, впрочем, и в культуре.
А ведь еще немецкий философ Оскальд Шпенглер тревожился в своей книге «Закат Европы»:
- Какие ничтожные личности, какая будничность духовного и практического горизонтов. С горизонта орла мы опустились до горизонта лягушки».
Великий философ уже тогда почувствовал, что в мире начался заговор бездарностей, себялюбцев, развратников. Мира темных страстей.
Это особенно важно понять еще и потому, что сегодняшний человек закрылся в футляре и старается не пускать в свой мир никого. Поэтому и литература, и искусство и журналистика должны давать больше позитива, вселять надежду в читателя, зрителя.
Ведь на бумаге можно написать и донос, и слово «казнить», а можно написать «люблю», нарисовать икону, восходящее солнце, цветок лотоса, архидею…
Конечно, проще всего с камерой и блокнотом снимать картинки после терактов, стихийных бедствий, в детских домах, приютах стариков, на вокзалах, в бомжатниках: глядите, читайте – вот, мол, правда нашей жизни. Но ведь одна жестокая правда без любви – тоже ложь! Потому что за бортом остается мощнейший созидательный, позитивный слой жизни.
А когда ты постоянно снимаешь дно жизни, рассказываешь про ее мерзости, кого ты любишь? Что  ты сделал как журналист, выразитель чаяний людей, чтобы мы стали лучше?
Если бесконечно талдычить, как все плохо, то выбивается у людей воля и жажда жить. А мы постоянно видим по «ящику» и слышим, и читаем: успешным может быть только человек, работающий в шоу-бизнесе! Что главное – оттянуться и съесть сникерс.
А люди с потребительскими мозгами опасны – для них нет ничего святого, они ограничены в чувствах прекрасного.
Идет сознательное истребление человеческого достоинства, его духовной силы. Мы стали меньше читать, а значит – и думать. Компьютерное чтение не развивает мозг, а угнетает его. Доказано учеными всех континентов.
Мы все меньше становимся философами: наши глаза становятся, как у лягушки, - видят только движущиеся предметы и фигуры (компьютер и телевизор приучили). И мы все меньше обращаем взоры к небу, скалам, горам, лугам, морю, рекам, меньше размышляем – холодные и нелюбопытные. Это для журналиста – смерти подобно. А ТВ как будто умышленно зациклилось на том, как бы еще поизощреннее развлечь зрителя и выключить его мозги.
В этой связи позвольте мне процитировать американского политолога Френсиса Фукуяму. Вот что он писал более десяти лет тому назад:
 «Индивидуализм, как фундаментальная ценность современного общества, незаметно начинает переходить от гордой самостоятельности свободных людей в род замкнутого эгоизма, для которого целью становится максимализация персональной свободы без оглядки на ответственность перед другими людьми».
 То есть тотальный индивидуализм – сродни полному нигилизму и в отношении права, и в отношении общественных ценностей.
Об элите общества.
В Советском Союзе слова элита в приложении к человеку не было. Потому что все были равны.
В словаре С.Ожегова читаем (1968 года издание): «Элита (спец.) – лучшие растения, семена, животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства».
В XVII веке слово элита использовалось для обозначения товаров высшего сорта.
И только в Оксфордском словаре 1823 года термином «элита» стали обозначать избранных представителей высшей знати.
Теперь в России многое поменялось и слово «Элита» обрело конкретный смысл. Это – элита и властных структур, и бизнеса, и массовой культуры…
Но вот что тревожит. ВЦИОМ как-то провел опрос населения и попытался выяснить, кого же в России считают элитой. Владмиир Путин и Дмитрий Медведев – в первой строчке.
А дальше… Третья – Пугачева, за ней – Крутой, Аршавин, Познер, Малахов, Собчак…
Среди 25 занявших лидирующие позиции элитных россиян не оказалось ни одного писателя, художника, философа, ученого, режиссера, актера… Только политики, звезды эстрады, кино, телевидения.
То есть в представлении россиян элита – это те, кого чаще всего показывают по телевизору. Их же считают наиболее успешными.
Отсюда и реальные ценности жизни: богатство и слава. Быть при деньгах и знаменитым. А у станка, в научных лабораториях пусть потеют «лохи».
Грустно жить в стране, где элита – это Ксения Собчак, Филип Киркоров, Андрей Малахов.
А ведь элита, по сути, - зеркало общества. И в этом зеркале слишком много кривых отображений. А вот Дмитрия Лихачева, Андрея Сахарова, Юрия Гагарина в лидерах нет. Значит, у нас иные ценности, иные горизонты влекут нашу молодежь.
А ведь известен исторический факт, когда к адресату пришло письмо, на конверте которого не было ни адреса, ни фамилии, а просто:
- «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору Отечества, историку королей, панегиристу героев, верховному судье в делах вкуса, покровителю искусств, благодетелю талантов, ценителю гения, бичу всех преследователей, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, примеру для подражания богатым людям, опоре для людей нуждающихся, бессметному образу всех наших добродетелей».
И вот такое письмо в XVIII веке дошло до адресата, потому что им был Мари Франсуа Аруэ де Вольтер.
В значительной мере каждый из нас есть то, что он читает, что слушает, что смотрит.
Поэтому мы, журналисты, должны ясно осознавать, что самое важное для пишущей братии - сохранить и поддержать  человека, умеющего пахать, сеять, растить хлеб, доить коров, варить сталь, собирать машины и компьютеры, рожать и воспитывать детей, учить, лечить и духовно обогащать жителей России.
И мы живы до тех пор, пока не перестанем удивляться полноте и разнообразию жизни, восхищаться другими талантами.
Ибо сегодня мы все в одной лодке – богатые и бедные, слабые и сильные. И чтобы выжить, грести придется слаженно, на одном дыхании, помогая друг другу.
Масштаб журналиста можно ощутить по его мировоззрению. Если в нем есть фундаментальные, базовые основы русского интеллигента, то он никогда не опустится до примитивного отображения сложнейших социальных явлений в жизни людей. А исследует их, вложит в публикацию и душу, и публицистический талант, и энергию добра.
Ведь по большому счету самым слабым звеном в жизни россиян являются их права: на жизнь, на жилье, на бесплатное образование, лечение и социальную защиту. Да и на духовное, культурное обогащение тоже.
Вот где неохватное поле для журналистских исследований и опытов.
Увы, во всем, что показывает наше телевидение, о чем пишут газеты, мало тепла, света, добра.
Мы должны понимать, что любая культура, в том числе и в СМИ начинается с табу, с запретов, то есть с того, о чем можно и о чем нежелательно писать, что можно, а чего нельзя печатать, показывать по телевидению. Фотографировать, выкладывать в социальные сети.
Увы, мы стали путать редактирование с цензурой. Потому так много бездарных статей, телесюжетов, книг, сценариев… А ведь, к примеру, в Голливуде без серьезной редактуры не пройдет ни один киносценарий. Ни один! Какими бы титулами не обладал автор сценария.
То есть «красные флажки» запретов постоянно должны окружать тех, кто пишет, снимает, редактирует, монтирует, выдает в эфир или печатает на бумаге. И не следует это путать с цензурой.
Вседозволенность должна иметь четкие границы между добром и злом.
Понятно, что мы переживаем очередной этап кризиса гуманизма. Это, кстати, не только в России, а во всем мире.
И кому, как ни журналистам, ударить в набат, а не выжигать свое поле общественного предназначения и служения светлым идеалам и помыслам.
И, прежде чем взяться за перо или телекамеру, журналист должен понять, а что он сам собой представляет, что сам сделал в жизни, и что из этого получилось, что с ним произошло.
И что он может предложить своему читателю, куда повести его.
Ведь главный подарок жизни – творческое богатство души и светлый ум. И журналист должен ими распорядиться с полной отдачей.
В наших СМИ, особенно на телеэкранах, не хватает умных собеседников, которые не кричат, не поносят власть, а думают, как улучшить жизнь – в семье, в коллективе, в стране.
И тот, кто более всего печется о разнообразии средств массовой информации, праволиберальной идее и всеобщей демократии, видимо, тоскует по 90-м годам минувшего столетия. Когда не было никаких тормозов: цензура отменена, телевидение – в руках богачей и можно было без боязни за свою жизнь полоскать президента, правительство, всякую власть, что угодно и кого угодно.
Нет, не критиковали, не предлагали пути выхода из кризиса, не выдвигали гипотез, а именно – полоскали, как тряпье.
Это была вакханалия.  А ведь свобода имеет свои границы, иначе начинается беззаконие и пропаганда: «Рви, мочи, жги!». А главная граница у свободы проходит через ум и совесть человека.
Хотя 90-е годы были самыми яркими и драматичными в судьбе России на исходе века.
Правда, для каждого перемены были неоднозначными:
- для одних – проклятие,
- для других – лихое время наживы и беспредела,
- для третьих – переход от одной системы ценностей к другой, от старых порядков – к новым.
Но в любом случае это был разворот России к фундаментальным переменам.
А что мы увидим, читая прессу или просматривая видеосюжеты тех переломных лет?
Увы, много пошлости, журналистской сумятицы, любования собственной «талантливостью» и свободой. И ни слова о том, как спасать и любить Россию.
Тогда было модно пинать свою страну, выслуживаться перед «свободным» Западом, одновременно не забывая подбирать объедки с его богатого стола.
А ведь журналист, напомню, - общественно и политически интегрированный человек.
Ему всегда должно быть интересно, в какой стране он живет, какова ее история, быт, нравы, культура.
Он не должен быть узким специалистом. А иметь четко выраженную гражданскую позицию.
Потому что журналист влияет и на умы, и на политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на культуру – словом, фактом, комментарием, анализом явлений и событий, оценками.
К сожалению, воспитателем души стали телевизор и Интернет. В XXI веке миром правят СМИ.
Это ярче всего проявилось в год мирового кризиса и возрождения нацизма на Украине. Практически вся западная и украинская пресса перешла рубеж объективности, правдивости, независимости и порядочности.
Западные и украинские СМИ намеренно раздувают страхи населения перед мнимой российской угрозой. И это не досужие рассуждения отдельных русофобов, а устойчивый тренд, призванный выработать у населения Старого Света дрожь перед тем, что «русские идут».
Долгосрочная цель этой нечистоплотной игры – маргинализация России, выключение ее из мировой политики и пренебрежение ее интересами.
И, разумеется, дискредитацию российского лидера Владимира Путина. С возвращением его в политику в 2009 году политический класс и медийные элиты западных стран дружно стали нагнетать тезис о невозможности выстраивания полноценного диалога с российской властью, пока во главе ее находится нынешний президент.
Это не что иное, как рецидив «холодной войны». Да, собственно, как показывают события последних десятилетий, эта война не прекращалась с тех самых пор, когда в России к власти в 1917 году пришли большевики.
С углублением украинского кризиса эти атаки на российского лидера стали самыми массовыми и агрессивными, почти истерическими. Целые статьи стали появляться в ведущих западных изданиях – от «Тайм» до «Индепендент» и журнала «Экономист». Подключили даже и околонаучные околоаналитические центры. То есть идет борьба без всяких политических, экономических, правовых и этических правил. Настоящая информационная война.
Отказ западных стран и США в легитимности законно избранных лидеров Садама Хусейна в Ираке, Муарама Каддафи в Ливии, Анвара Садата в Сирии, Хосни Мубарака в Египте, Виктора Януковича на Украине обернулись кровавыми бойнями и расцветом терроризма во всем мире.
Этого, видимо, добиваются США и их покорные слуги в Европе, объявив крестовый поход против России, ее фундаментальных интересов. Циничная, на грани худших традиций национализма, политика западных стран направлена на подрыв российской государственности.
Поэтому так важно и народам России, и ее средствам массовой информации выработать иммунитет к подобным нападкам на нашу страну и научиться оценивать самостоятельно, с позиций нашей культуры, наших традиций, нашей истории, наших задач все, что происходит в мире вокруг многострадальной, но сильной и прекрасной России.
Да, не всегда оценки наших СМИ бывают приятными власти и обществу. Но они должны быть всегда объективными и убедительными.
Но, не смотря на безбрежные свободы, мы, журналисты, во многом остались рабами своих учредителей, влияния западных ценностей, ложного общественного мнения и групповых интересов.
Да, крепостное право было отменено в России в 1861 году. Но вольную мы получили лишь 150 лет спустя.
И расшибаем себе лбы, упиваясь свободами вседозволенностью. Хотя в эпоху перестройки, как говорил в 1991 году замечательный поэт Евгений Евтушенко,

Потеряла Россия в России Россию
И ищет себя, как иголку, в стогу…

А другой поэт заметил, что от перестройки остался не отоваренный талон «на первый поцелуй».
О поцелуе – не случайно сказано. Мир спасет только любовь и доброта. И Родина, и женщины существуют тоже для любви.
И потребность в настоящей, а не виртуальной любви неистребима.
К ней нас подталкивает и одиночество, которое все больше проникает в судьбы людей и в общество в целом.
Увы, от настоящей любви нас пытается увести и телевидение, и Интернет, а порой даже литература и искусство.
На ТВ часто торжествуют безвкусица, садизм, насилие.
А если копнуть глубже наши телепередачи, то на поверку выйдет эффект «голого короля» - ничегошеньки нет за душой и для души, кроме броских глянцевых упаковок.
Да, моду можно навязать, но вкус надо воспитывать.
Об интеллектуальном кризисе на ТВ можно судить по целому блоку передач. Но достаточно, по-моему, назвать «Прожектор Пересхилтон», все эти «Дома», бесконечные и почти на всех каналах «Кухни» и слащавые, до приторности комплиментарные «межсобойчики» звезд эстрады, да и «Вечерний Ургант» тоже не блещет  высокой духовностью и мастерством – слишком многовато плоскости, штампов и абсурдных шуток.
Телевизионное искусство там – в зоне полной туманности. Хотя есть телеобозреватели, которые ставят такие программы в пример – как образец политической и социальной сатиры.
ТВ нам навязало институт кумиров, звезд. Под них – рейтинги, реклама. Но все это – сплошное лукавство и надругательство над здравым смыслом.
Надо хотя бы для начала понять, что человеку тесно в клетке денег, рекламы, сомнительных забав и успеха.
Потому что человека отличает от животных чувство стыда и греха.
Попадая в рабство соблазнов, искушений, развлекухи, мы опускаемся в глубокую духовную впадину. Проходим мимо настоящих людей, настоящего искусства, настоящих книг, музыки, театральных постановок.
Да, телевидение во многом существует для развлечений. Но оно должно быть умным, качественным.
Поступь нашего времени требует новых сюжетов, перехода на новую творческую высоту. Во всем!
И иногда у телевизионщиков это неплохо получается, когда ставится высокая цель.
Всего лишь один пример. В 2014 году первый канал ТВ объявил акцию по сбору денежных средств на восстановление затопленных на Дальнем Востоке России домов во время небывалого наводнения. За сутки было собрано полмиллиарда рублей. Некоторые слали по сотне ЭСМесок!
Да и студент приходит на журфак не столько ради диплома, а ради знаний. Чтобы высвободить свою интуицию, ощутить полет фантазии, научиться ходить по раскаленным углям социальных проблем и бед, подмечать доброе, светлое, святое и в людях, и в их поступках.
В Псалмах поется: «Бог напоил нас вином изумления».
Так давайте изумляться и изумлять – и словом, и делом.
Впрочем, не каждый из нас удостаивается Божьего поцелуя. Более того, как правило, Бог и Дьявол живут в одной душе. И тут главное – не продать душу Дьяволу!
Помнится, как на журналистском форуме в Курске в 1998 году прекрасный писатель и журналист Александр Харитановский (старший) призывал собратьев по перу перестать муссировать пустячные темы, а поднимать действительно значимые для общества проблемы. «Нам надо, чтобы за нами шло настоящее журналистское поколение», - говорил ветеран журналистского движения в нашей стране.
В самом деле, у времени всегда есть магистральные, корневые, несущие сюжеты. Но нужны личности для их воплощения. Таковыми, безусловно, являются настоящие журналисты. В них в полной гармонии уживаются и ум, и трудолюбие, и вдохновение.
Да, отречься от старого мира (будь то Империя или Советы) не проблема. Проблема в том, как встретить, понять и принять новое время.
Увы, миллионы россиян слишком своеобразно приняли перемены в нашей стране. Забыв о тысячелетних традициях, о долге, исторической памяти, переступив через многие запреты и духовные ориентиры, бросились обогащаться.
Мобильно-компьютерное поколение входит в жизнь уже с электронным билетом и скоро займет господствующие позиции во всем мире. Чего ждать от них – во многом лишенных чувств, традиций, настоящих ценностей жизни, понятий добра и зла, порядочности и чести? С их показушной религиозностью? Завистью?
А ведь зависть рождает притворство, за ним в нашу душу вползает озлобление, а следом – ненависть к людям.
Я говорю не обо всех. Но ведь всё в этом мире теперь воспитывается и подчиняется «машине времени» - компьютеру.
Впрочем, я не отрицаю важную роль компьютера в жизни современного человека. В Интернет - сообществе рождаются умные, честные, свободные инициативы. Потому что общественное сознание в Интернете – это некая система формирования общественного мнения. Где впечатления быстро переходят в реакцию.
То есть Интернет-технологии помогают формировать мгновенный отклик на то, что происходит за пределами глобальной Сети. И что особенно важно, здесь никаких начальников, никаких вертикальных связей – только демократическая система горизонтальных связей, без давления авторитетов и власти. К тому же пока, грубо говоря, «заткнуть рот» блогерам очень проблематично.
Или взять такое великолепное явление мировой паутины, как Интернет-благотворительность, когда буквально у вас на глазах совершенно незнакомые друг другу люди организуются. Чтобы помочь в кратчайшие сроки собрать деньги для больного человека. Мобильность и скорость такого поступка в некоторых ситуациях бывает единственно спасительными.
Конечно, Интернет пока еще нередко является помойкой упражняющихся в своей бездарности дурно воспитанных пользователей сети.
И, как считают известные филологи, в Интернете мы живем в каком-то «текстовом бульоне».
Ведь блогосфера пока еще примитивна, груба, малокультурна и тем опасна. Она зачастую стелет красную дорожку перед уродами, для которых нет ничего святого на этой земле.
Читая Интернет, мы не «выслушиваем» никого до конца, не интересуемся намерениями человека, создавшего текст, не видим автора ни умственным, ни физическим, ни духовным зрением.
Отношения «я и ты» подорваны. Возникают отношения «я» и некое культурное «оно», то есть Интернет. Люди не ориентируются на людей.
 А, разрушая личность другого человека, нельзя создать свою. Психологи это прекрасно знают.
В Сети можно высказать мнение, спрятавшись за «ником». А поскольку мы не приучены к диалогу, весь Рунет сегодня полон категоричными, отрывочными и оценочными монологами и репликами. Не лучшая форма общения, скажу я вам.
Собеседник тебя не видит и не всегда ответит. И поэтому с ним можно говорить в развязном тоне – «Ну, ты, че, вообще с дуба рухнул?»…
А сложные вопросы в любой теме моментально закрываются радикальным советом: «ну, че тут говорить, вех надо к стенке…».
Какая же этому может быть альтернатива? Отказаться от свободы выражать свое мнение? Но это значит отказаться от прогресса, остановиться в собственном развитии.
Что же делать? Ученые говорят: если «лошадку купили, надо ее объездить». Разумеется, надев уздечку. И таким образом как-то обуздать слишком свободную стихию Интернета.
А еще есть надежда на то, что, как любая система, Интернет тоже со временем самоорганизуется. От первобытных форм общения он и в Российском сегменте мировой паутины примет формат цивилизованного общения. Этим, видимо, тоже надо переболеть.
А пока Сеть – одно из проявлений греховности, если переходить на язык христианства. А грех остановить может только совесть. Но вот незадача: чем больше человек увязает в грехе, тем слабее голос его совести.
И не случайно первой кричит о душевных ранах совесть. И к ней следует, прежде всего, прислушиваться павшему духом человеку. Иначе наступит слепота ума, ожесточение чувств. А за ними – и разрушение личности в виде наркомании, алкоголизма, пренебрежения семьей и культурным достоянием. Культ наживы, денег, развлечений – силен, как чесночный запах.
Глобальная система потребления тем и опасна, что она убивает стремление человека к истинным ценностям, заставляя его жить ради покупок, желудка, разгула и развлечений. Она делает всех людей одинаковыми. Скучная перспектива, скажу я вам, дорогие коллеги.
Собственно, в этом и корни столкновения церкви и бизнеса: церковь – против роскоши и легкомысленного образа жизни; бизнес, напротив, производитель роскоши. А ведь еще апостол Павел предостерегал: «Не приспособляйтесь к духу времени».
Беспутное, греховное прошлое может раздавить человека даже вполне образованного. Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» исследовал, как мучается и гибнет живая душа под бременем грехов. И даже в Иудушке Головлеве просыпается, в конце концов, совесть.
Искаженные ценности приводят к принятию странных, порой парадоксальных решений, чаще всего неожиданных: скоропалительная свадьба, такой же быстрый развод, участие в сомнительных авантюрах и т.п.
А оценка того, что ты сделал в жизни – всегда комплексная. Рейтинг, конечно, тоже важен. Корпоративные, коридорные оценки греют душу, возвышают поверхностное тщеславие. Но есть и собственные оценки.
 Однако важнее всего мнение людей, которые никогда не будут врать. Их немного. Они не разводят «муси-пуси», а говорят о тебе, твоих достоинствах и просчетах напрямую. В этом тоже призвание настоящей журналистики.
Если, скажем, крыша течет, в магазине продавцы хамят, на стройке гонят брак, то журналист так и должен писать или снимать телесюжет.
Человека, как ни странно, преображают трудности, смертельные опасности. Знаменитая певица Анна Герман после автоаварии лежала 14 дней в коме. После этого начала заново учиться ходить. И самым счастливым моментом для нее стала обыкновенная половая тряпка и ведро воды – она сама могла помыть полы.
А когда поняла, что дни ее сочтены, то в 46 лет приняла крещение. Написала музыку на псалмы Давида. Записала на домашний магнитофон.
И это была ее последняя песня.
Великий Николай Васильевич Гоголь после публикации «Выбранных мест из переписки с друзьями» пал в немилость даже друзей. Белинский, Герцен обрушились на него с критикой. Как, мол, и так, обличитель власти вдруг встал на защиту монархии. Проявил полное смирение и христианское покаяние.
А великий писатель Гоголь в те дни видел далее, чувствовал глубже и больнее: он готовился к смерти.
Кстати, на тумбочке у автора поэмы «12» Александра Блока, доживавшего последние дни, лежали «Библия» и «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя.
Мудрые индейцы давно заметили:

И когда человек убьет последнего зверя,
И когда человек поймает последнюю рыбу,
И когда он загубит последнюю речку,
Тогда он поймет, что деньги есть нельзя,
И они ничего не стоят.

На памятнике последнему гению русской музыки XX века Георгию Васильевичу Свиридову в Курске авторы скульптурной композиции Николай Криволапов, Игорь Минин и Олег Заутренников золотом воспроизвели слова композитора:
«Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В этом глубинный смысл жизни любого человека.


Рецензии