Аты-баты шли солдаты...

АТЫ-БАТЫ ШЛИ СОЛДАТЫ...
Нет, это не о кинофильме "Аты-баты шли солдаты» и не о  тех солдатах, которых показал в кино украинец Леонид Быков. Но о таких же. Только этих солдат мы видели в живую, в своем селе, за тысячи километров от фронта. А как они к нам попали – я не знаю. Кажется, они дошли до Берлина и за храбрость и находчивость заслужили коллективный отдых вдали от войны, в таком месте, где не гремели бои и все дома стояли целыми.

Это сколько же километров от Берлина до Алтая? До Москвы от Берлина – 1832 километра. От столицы до Барнаула – 3583. И до нашего Алейска еще 120 километров! Итого – 5435 километров! Да еще до села пятнадцать. Ого! А может они воевали с Японией? Так или иначе, но солдаты все-таки появились у нас. Целый взвод. Сразу после войны. И мы и их видели и слышали и могли дотронуться. Но не все имели возможность познакомиться с ними поближе. Домов в селе больше ста, а солдат всего один взвод.

А вот Колька Ивасев каждый день здоровался с капитаном! Он у них стоял на постое.

Мы тогда учились в начальных классах. И считалка у нас была всеми любимая: «Аты-баты шли солдаты! Аты-баты – на базар! Аты-баты – что купили? Аты-баты – самовар! Аты-баты – сколько стоит? Аты-баты – три рубля! Аты-баты – кто выходит? Аты-баты – это Я!» Декламировать мог любой, а «водить» должен был тот, кто оказывался последним. Мы все разбегались и прятались, а он искал и оберегал свое место, чтобы кто-нибудь не захватил. Тогда начинай все сначала.

Вот нам и «Аты-баты!». Пришли настоящие солдаты, и не за самоваром! Мы их сами как бы призвали!

 Они попали к нам в село к сенокосу. Мы знали, кто у кого  живет, как себя ведет. Мы же деревенские ребята! Нас не в капусте нашли! И предполагали, что солдаты днем сеном займутся, а вечером - за девчатами ухаживать примутся. А оказалось, что и не только за девушками. Они и вдовушек, и солдаток не оставили без внимания. А женщины у нас красивые!

Прежде чем заняться играми, мы обменивались новостями. Мне оставалось только слушать: в нашу многодетную семью никого не поселили. А вот Колька Ивасев всякий раз приносил свежие новости.  Мать у Кольки - красавица. Похоронку на мужа не получила, но и вестей не было. Все ждала!  Капитан шагу от нее не отходил, ухаживал, говорил нежные слова, цветы дарил. А Колька нам рассказывал:

- Я боюсь за маму. Думаю: в случае чего – в обиду не дам! И куда бы они ни пошли, в сарай ли, в огород или на кухню, я где-нибудь рядом прячусь. И топорик со мной. Слышал только одно и то же: «Нет! Я мужа жду! Я верю – он вернется! Как в глаза ему смотреть буду?» И так каждый день.

Уехали солдаты. А память о них осталась. И не только в наших мальчишеских сердцах. Вздыхали о них наши целомудренные женщины, да поздно! Одна только и забеременела. Не устояла перед бравым ефрейтором! Сын у нее народился. Хороший, шустрый и крепкий.  Ее настоящий муж в числе последних вернулся со службы, а в доме -прибавление!

Скандала не было. Усыновил он парня. Навидался он на войне всего, натерпелся. Рад был родному дому. Да и прибавление ведь - от солдата, не по глупости. Он вернулся шестьдесят седьмым по счету из числа тех, кто уходил на войну. А призвали из села сто восемьдесят три человека. (Это настоящие данные).

Особенность у нашедшегося обнаружилась. В какую бы компанию его ни пригласили, он только одну рюмку водки и выпивал. Потом выйдет на крыльцо, закурит. Всегда спокойный, рассудительный. Выбежит за ним хозяин вечеринки или хозяйка, станут уговаривать. И он всегда одинаково отвечает:
- Нельзя мне больше. Контузия  у меня. Плохо мне будет, а врача нет.

А люди думали по-разному. Кто-то принимал его слова за чистую монету. Не позволяет себе лишнего – вот и молодец!. А вечно сомневающиеся ухмылялись. «Выпьет  лишнего, начнет жену упрекать или еще что».

Ефрейторского мальчугана Лешкой звали. Ничем особым не отличался. К тому времени, когда  мы свое отслужили и вернулись домой, он уже стал допризывником. Невысокий такой, среднего телосложения. Однако очень заводной! Около него всегда весело. Но никого не обижал и не задавался.

Вот Витька Пригорелов – это другое дело! Хоть и моложе на год, а вымахал высоким и красивым. И задружил с самой привлекательной девушкой села – фельдшерицей местного медпункта. Она приехала к нам по направлению после учебы.  Дружили они крепко. И на танцах вместе, и в гостях. Родители знали об их отношениях. Все любовались этой парой.

 А сам Витька был на седьмом небе! Идет, бывало, рядом с девушкой и, похоже, собой красуется. Белая рубаха на груди расстегнута, рукава закатаны. Весь вид его как бы говорит: вот он какой! Ни у кого нет такой красивой девушки! В селе не сомневались, что скоро образуется хорошая семья.

Лешка в это время служил. Когда же он демобилизовался, служить призвали Витьку. 
Видать, оставил ефрейтор своему сыну что-то привлекательное для женщин! Совсем мало времени прошло, как, на удивление всему селу, он засватал фельдшерицу, и они поженились.

 Не трудно представить состояние Виктора, когда до него дошло это известие. Стреляться, конечно, не стал. И когда вернулся со службы, даже в драку не полез. Чем-то, видимо, не устраивал он свою бывшую невесту и знал об этом.
А народ судачил о Викторе: воспитанный, самостоятельный. Хоть в песне и поется, что «если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло», но было обидно за парня. А молодая семья жила себе дружно и весело, радовала родителей и всех односельчан.

Иду недавно по селу. Много лет не был. На некоторых домах – мемориальные доски. Вот улица Ивана Мурзинова. Он воевал и погиб в Афганистане. А эта названа в честь Юрия Сухорукова. Он погиб в Чечне. Совсем молодыми погибли ребята. Да все мы уходили в армию восемнадцатилетними!

 И вижу, как дети готовятся играть в жмурки. Мальчик звонко так  считает: «Аты-баты шли солдаты…»

 Ну, как не порадоваться жизни, солнышку, природе, родному селу. И тому, что у России всегда есть защитники, которые подрастают, сменяя друг друга. И так будет всегда!  На каждого врага найдутся те, кто их разметает! И строй новобранцев, возможно, как озорной Быков, дружно запоет: «Аты-быты шли солдаты, аты –баты – на войну! Нам бы кралю! Нам бы кралю! Нам бы кралю хоть одну!»


Рецензии
Добрый вечер, Василий! С огромным удовольствием прочитала Ваш жизнерадостный, и в то же время жизненный, рассказ. Вы так интересно рассказали обо всех, как- будто я сама там была. И как играли в жмурки, и про новобранцев, и про ваши песни. Замечательно! Большое спасибо Вам, и всего наилучшего и доброго. С большим уважением, Альбина.

Альбина Святогорова   28.01.2019 20:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Альбина Святогорова! Большое спасибо за отзыв. Без этого сидишь и не знаешь, что и как написал. А получил отзыв, хоть даже отрицательный - уже ориентир. Я у Вас читал несколько вещей. Но перед Новым годом переболел, видеть никакой текст не хотелось, даже свой. Ничего не мог написать. Короче, мучился тем, что не могу ни читать, ни писать. Авторы раньше ходили ко мне как в библиотеку, регулярно. А теперь отвыкают. Надеюсь, что все наладится. А Вам спасибо за отзыв. Он первый с момента моей болезни И оптимистичный! Спасибо! Заходите, всегда рад. Василий.

Василий Храмцов   28.01.2019 21:14   Заявить о нарушении
Василий, это хорошо, что Вы поделились со мной. Здоровье, конечно, надо беречь, но опускать руки нельзя. Бодрость духа, весёлый настрой всегда будет хорошим помощником и не даст скучать. А нам этого только и надо! Как сейчас Вы себя чувствуете? Заходите, буду всегда рада общению. С теплом души и уважением,

Альбина Святогорова   28.01.2019 21:40   Заявить о нарушении
Для Вас это новинка - человек написал о себе! А для меня естественно, стесняться мне нечего. Я уже в возрасте - 83 года, поэтому все Ваши пожелания принимаю и поворачиваю на Вас! Творческих Вам успехов! В гости загляну не сегодня. Всего Вам доброго! Василий.

Василий Храмцов   28.01.2019 22:18   Заявить о нарушении
Василий, я думаю Вы очень торопитесь развернуть всё в мою сторону, разница два года, это ничего не значит. Ведь Вы же мужчина!!! Выше голову, Василий.

Альбина Святогорова   28.01.2019 23:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Альбина! Спасибо, что написали мне. Смешные слова: ведь Вы же мужчина! А этому человеку уже поздороваться не с кем - улетели ровесники в мир иной. Хоть выше голову задирай, хоть под ноги гляди - лишь бы не споткнуться. В свои молодые годы хоть кое-как на человека был похож. А что теперь? Старый, пузатый, малорослый, беззубый, глухой и слепой. Красавец! Сижу у компьютера, подремываю. Семья у сына - четверо, да две кошки и собачка. Часто не дают выспаться. А там уж и не до творчества. Пишем мы - для себя, в тайне надеясь, что внукам или кому еще пригодится. Просто вырабатываем остатки энергии, чтобы не остановиться резко: может тормоз лопнуть. Женщины живут дольше, но думают об отдыхе. И правильно. А я буду досиживать и дописывать. Осталось немного. Счастья Вам! Василий.

Василий Храмцов   29.01.2019 12:44   Заявить о нарушении
Добрый день, Василий. Спасибо, конечно, Вам, что Вы мне ответили, но то, что Вы написали мне – мне очень не понравилось. Человеку столько лет - на сколько он себя преподносит. У меня муж, можно считать Ваш ровесник, но у него никакого живота.( Хотя, одно время заметно выделился) А то - Старый, пузатый, малорослый, беззубый, глухой и слепой. Красавец! Сижу у компьютера, подремываю. Зайдите на мою страницу Стихи. ру , там увидите, мы с мужем на фото. Мы каждый день с ним ходим вокруг озера не меньше двух кругов. И очень часто он меня вытаскивает на прогулку, т.к. устаю я уже от домашней работы и иногда хочется про филонить. Так не очень с ним забалуешь. Василий, не раскисайте, приведите себя в норму и поживите ещё с удовольствием, любуясь собой на радость себе и Вашим родным. Я Вам верю, Вы справитесь и ещё спасибо мне скажите. С большим уважением и верой Вам.

Альбина Святогорова   29.01.2019 18:19   Заявить о нарушении
Я уж сразу скажу Вам "спасибо". И всего самого лучшего! Василий.

Василий Храмцов   29.01.2019 19:21   Заявить о нарушении
А снимка там нет, что-то с памятью у Вас стало. Удачи.

Василий Храмцов   29.01.2019 21:12   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Василий, большое спасибо за ответ, но на сей раз - это Вы не внимательны. Прочитайте , что я Вам написала: Зайдите на мою страницу "Стихи.РУ", а Вы зашли на мою страницу Проза. ру. Там я еще не поместила фото, т.к. пока не выбрала какое фото поместить, а одинаковые не захотела размещать. А на странице Стихи.ру там всё есть. С уважением,

Альбина Святогорова   30.01.2019 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.