Вечер трех солистов

Это надо было слышать, видеть, впитывать… Этим невозможно было не насладиться. Концерт «Звезда, сошедшая с небес» заслуженная артистка России, солистка Курской государственной филармонии Надежда Пикуль посвятила своему кумиру, великой греческой певице минувшего века Марии Калласс.
Прекрасно, когда к музыке прикасается мастер: тогда она не просто радует, а волнует и восхищает. В этот вечер на сцене демонстрировали свое искусство три солиста – певица Надежда Пикуль, главный дирижер и худрук симфонического оркестра Сергей Проскурин и музыковед Елена Спасская. Прекрасное трио, сотворившее чудо-концерт, покорило сердца слушателей, до отказа заполнивших зал. И, естественно, были овации, когда замерли последние звуки арии Тоски, завершившей этот концерт. Он готовился авторами почти целый год. И подготовке к нему было отдано немало сил – и душевных, и творческих.
Впрочем, ни Пикуль, ни Проскурин, ни Спасская в особом представлении не нуждаются. Каждый из них – личность незаурядная. А в этот вечер они составляли единый ансамбль творчески одаренных артистов. И у певицы, и у дирижера, и у ведущей концерт с каждым выходом на сцену нарастала драматическая экспрессия, а концентрация мысли достигала совершенства. И все – в пределах земных страстей: скорбь и восторг, тревоги и радости… И ни в ком не чувствовалось усредненности – работали на сцене с полной отдачей.
И, пожалуй, самым трогательным в концерте было то, что, демонстрируя свое искусство, свои таланты, и Пикуль, и Проскурин, и Спасская возвышали ту, чей черно-белый портрет как бы парил над сценой, и кому было посвящено все это действо, - Марию Калласс, единственную певицу в мире, удостоенную титула «Божественная» («Ля дивина»).
Артисты тактично, как-то по-особому мягко и светло в течение двух часов вели слушателя по трудным, очень крутым ступеням творческого пути выдающейся гречанки. М.Калласс за свою короткую сценическую жизнь (всего 17 лет) спела все знаменитые оперные партии, массу романсов и песен. И ни разу не поступилась своей художнической совестью.
Именно мелодии, монологи, арии, когда-то исполняемые Марией Калласс на ведущих оперных площадках мира, звучали и для курских меломанов. И в том, как бережно, с большим вкусом были подобраны музыкальные произведения и как расположены в программе, тоже ощущалась своеобразная драматургия представления, что позволило четче определить логический центр музыкального вечера и более равномерно распределить эмоциональные нагрузки на слушателей.
Так много классической оперной музыки в Курске, кажется, давно не звучало. Уже с первых аккордов вступления к опере Дж. Верди «Травиата» слушатель полностью растворился в музыкальном пространстве, освобождаясь от вериг будничной суеты и устремляясь, говоря словами Н.В.Гоголя, «к светлости душевной».
Оркестр подготовился к ответственному концерту основательно. И струнные, и духовые, и ударные инструментальные группы с честью выдержали ритмы труднейших оркестровых мелодий, заданные главным дирижером Сергеем Проскуриным. И когда во втором отделении вечера в зал ворвались раскатные звуки увертюры к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», особо почувствовалось, как слаженно, широко и мощно может звучать оркестр, управляемый неравнодушным, увлеченным, любящим свое ремесло и слушателей маэстро. В этот вечер Сергей Проскурин был раскован, одухотворен и щедро делился тем богатством, которое завещали музыкальному миру классики оперного искусства – Верди, Бизе, Вебер, Масканьи, Понкъелли, Россини, Пуччини…
И в  то же время дирижер был предельно внимателен и чуток к солистке Надежде Пикуль. Они, казалось, понимали друг друга с полу-жеста, с полу-взгляда. Когда Надежда Георгиевна впервые в этот вечер появилась перед оркестром и пригласила зрителей в таинственный мир Марии Калласс, голос ее зазвучал проникновенно и чисто. Как тонко она чувствовала оркестр, а оркестр – певицу!  И ни малейшего намека на типичную оперную картинность – само естество.
 Как будто она всю творческую жизнь пела под сопровождение симфонического оркестра, а не более привычных для ее концертов рояля или камерного ансамбля. Особенно гармонично прозвучала ария Аиды из одноименной оперы Дж. Верди, когда солистка подчеркнуто мягко, свободно и светло передала свою песню сердца оркестру, и она медленно угасла с последними звуками скрипки.
Мы заново открывали для себя и Марию Калласс, и Надежду Пикуль, и оркестр. Курская певица не была ни отражением, ни тенью звезды оперного искусства, она – своя, верная и преданная на всю жизнь поклонница М.Калласс, покоренная ее голосом, ее судьбой, всей ее творческой сутью. Она – иная, Надежда Пикуль, лирико-драматическое сопрано которой вот уже третье десятилетие радует многочисленных поклонников ее певческого дара и подлинного артистизма.
Кстати, при поступлении в Московскую государственную консерваторию Надя Пикуль (Шалыгина) исполняла одну из любимейших мелодий М.Калласс – романс Сантуцци из оперы П.Масканьи «Сельская честь» и получила высший балл от строгой комиссии.
И в этот вечер курская примадонна пела этот романс молодо, ярко, эффектно. То уходя в себя, то мысленно уносясь в космические дали… Меццо-сопрано, будто зарождаясь в земных глубинах, опускалось до контральто  и возносилось до колоратурных высот… Естественность тембра, безупречная дикция, минимум жестов, так характерных для певицы, усиливали целостность восприятия происходящего на сцене.
Героини ее были разными – Леонора и Аида, Кармен и Сантуцца, Джоконда и Розина, Чио-Чио-Сан и Тоска. И каждой она отдала частицу не только своего таланта, но и сердца. На сцене Надежда Пикуль жила музыкой, проявляя артистизм настоящей оперной певицы.
Глубоко почитаемый ею Георгий Свиридов определял вдохновение, как «таинственный, творящий элемент искусства». В этот вечер мы стали свидетелями подлинного вдохновения и полной отдачи и певицы Н.Пикуль, и дирижера С.Проскурина, и музыковеда Е.Спасской, которые во всем проявили чувства меры, такта, вкуса и мастерства.
Состоявшийся концерт, несомненно, - «гвоздь» сезона в Курской филармонии. Именно такие представления являются несущими опорами филармонической деятельности. У них – свой отсчет времени, своя творческая судьба. Концерт «Звезда, сошедшая с небес» останется в золотом фонде культурной жизни нашего края.


Рецензии